Научная статья на тему 'О методике проведения итоговой аттестации по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации сотрудников подразделений физической защиты МВД России по республикам, ГУ(v) МВД России по иным субъектам Российской Федерации'

О методике проведения итоговой аттестации по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации сотрудников подразделений физической защиты МВД России по республикам, ГУ(v) МВД России по иным субъектам Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назаров А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О методике проведения итоговой аттестации по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации сотрудников подразделений физической защиты МВД России по республикам, ГУ(v) МВД России по иным субъектам Российской Федерации»

6. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 33. Ст. 4110.

7. Степанова А. А., Файрушина Р. Д. Некоторые взгляды и важность административно -законных методов борьбы с правонарушениями в сфере незаконного оборота наркотиков // Евразийский юридический журнал. 2016. № 8. С. 155-156.

© Степанов Г. И.

© Степанова А. А.

УДК 378.147:355.55

А. Ю. НАЗАРОВ, заместитель начальника кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

A. Y. NAZAROV, deputy head of the department of fire and tactical training the Ufa law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)

О МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ^ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

^ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ

^ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

® МВД РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКАМ, ГУ(У) МВД РОССИИ

s ПО ИНЫМ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

о £

¡3 ON THE METHODOLOGY FOR CONDUCTING THE FINAL CERTIFICATION

Й ON AN ADDITIONAL PROGRAMM FOR THE

^ UPGRADING OF THE SKILLS OF THE PERSONNEL OF THE MINISTRY OF

| INTERIOR'S PHYSICAL PROTECTION UNITS IN THE REPUBLICS, THE MAIN

jf DEPARTMENTS (DEPARTMENTS) OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

§ OF RUSSIA FOR OTHER CONSTITUENT ENTITIES

§ OF THE RUSSIAN FEDERATION

о

0

Аннотация. В статье рассматриваются особенности методики проведения

g итоговой аттестации по дополнительной профессиональной программе повышения

1 квалификации сотрудников подразделений физической защиты. Автором обобщена ^ частная методика проведения итоговой аттестации, даются рекомендации по ее со-§ вершенствованию.

g Ключевые слова: методика, итоговая аттестация, повышение квалификации,

и

I

£

а

eq

сотрудники физической защиты.

« Annotation. In the article features of a technique of carrying under the additional pro-

| fessional program of improvement of professional skill of employees of divisions of physical ^ protection are considered. The author generalizes the private methodology of the final certification, gives recommendations on how to improve it.

Keywords: methodology, final certification, upgrading of the skills, the personnel of the physical protection units.

В настоящее время система профессионального обучения, в том числе в форме повышения квалификации, сотрудников подразделений (отделов, отделений, групп) физической защиты (далее - сотрудники ОФЗ) МВД России настоятельно требует своей модернизации в соответствии со складывающимися социально-экономическими реалиями и условиями оперативно-служебной деятельности, которые и определяют основные подходы к подготовке и квалификационным требованиям сотрудников ОФЗ.

Итоговая аттестация сотрудников ОФЗ является обязательным условием их профессионального обучения, в том числе в форме повышения квалификации, и регламентируется нормативными правовыми актами, к числу которых относятся следующие:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1];

- Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2];

- приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» [3];

- приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [4].

Так, в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационно-

го экзамена. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Организационно-методической основой итоговой аттестации сотрудников ОФЗ является рабочая программа повышения квалификации (далее -РППК) сотрудников подразделений физической защиты МВД по республикам, ГУ (У) МВД России по иным субъектам Российской Федерации, подготовленная коллективом преподавателей кафедр -физической подготовки, огневой и так- ^ тико-специальной подготовки, уголов- ^ ного права и криминологии, педагогики ^ и психологии в деятельности сотрудни- ^ ков ОВД, оперативно-разыскной дея- а тельности органов внутренних дел ^ Уфимского юридического института ^ МВД России в 2015 году. |

Оценка качества освоения РППК «

§

включает входной, выходной контроль и ^ итоговую аттестацию обучающихся. | Входной контроль уровня подготовлен- §

ности слушателей проводится в 2 этапа: =5

л ~ о

1-й этап - тестирование на опре- ^

деление уровня знаний правовых, орга- |

низационных и тактических основ, рег- §

ламентирующих оперативно- Ц

служебную деятельность сотрудников 55

ОФЗ; §

' о

2-й этап - оценка физической подготовленности - осуществляется по | двум общефизическим упражнениям ^ (по одному на силу, быстроту и ловкость на выбор проверяемого) и боевым | приемам борьбы. Уровень владения со- ^ трудниками боевыми приемами борьбы ^

к

<ч а а

и и

ч

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и ?

а £

а «

оценивается по результату решения трех задач, связанных с ограничением свободы передвижения ассистента.

Входной контроль знаний проводится в начале обучения. В настоящее время используются тестовые задания, содержащие более 60 вопросов по всем разделам РППК. Полученные в результате тестирования слушателей данные в обобщенном виде используются при проведении последующих учебных занятий в целях формирования оптимального индивидуального подхода к обучаемым, установления быстрого и бесконфликтного контакта с аудиторией, определения наиболее значимых аспектов изложения материала.

Обучение завершается выходным контролем уровня знаний обучаемого (проводится с целью определения результатов обучения) и итоговой аттестацией в форме комплексного экзамена. Выходной контроль включает проверку у выпускников персонального уровня теоретической подготовки (тестирование) по знанию правовых, организационных и тактических основ, регламентирующих оперативно-служебную деятельность сотрудников ОФЗ. Оценка качества освоения теоретической части образовательной программы осуществляется экзаменационной комиссией на основе четырехбалльной системы оценок («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») по ее основным разделам.

Итоговая аттестация включает проверку у выпускников сформирован-ности профессиональных умений и навыков в форме выполнения комплексных практических заданий. Необходимым организационно-педагогическим условием итоговой аттестации сотрудников ОФЗ является создание условий максимального приближения к их профессиональной деятельности.

Так, опыт проведения итоговой аттестации с сотрудниками ОФЗ, накопленный на кафедрах огневой и тактико-специальной подготовки, физиче-

ской подготовки, других кафедрах, позволяет констатировать, что главной целью итоговой аттестации является проверка практических умений и навыков сотрудников при осуществлении меры безопасности «личная охрана» в штатных ситуациях, нештатных ситуациях и критических (боевых) ситуациях.

Анализ эмпирических данных позволил сформулировать содержание указанных ситуаций, что в свою очередь во многом и определило методику проведения итоговой аттестации сотрудников ОФЗ. Так, штатные ситуации - это ситуации, протекающие в соответствии с планом осуществления меры безопасности «личная охрана» с использованием стандартных организационно-тактических процедур. Нештатные ситуации - это нарушение планов и стандартных организационно-тактических процедур под воздействием внешних или внутренних причин без явных признаков их планирования и создания кем-нибудь при отсутствии угрозы состоянию жизни, здоровью или имуществу защищаемого лица.

Критические (боевые) ситуации -это ситуации, угрожающие жизни, здоровью защищаемого лица или сотрудников ОФЗ. Боевые ситуации - ситуации, выделенные из категории критических, связанные с любым видом нападения на защищаемое лицо. Критические ситуации включают в себя боевые и вообще любые происшествия с характером указанных угроз, включая чрезвычайные ситуации природного, техногенного и иного характера [5, с. 6-7].

В ходе проведения итоговой аттестации нами используются игровые интерактивные методы [6], которые предполагают действия самих аттестуемых сотрудников ОФЗ и статистов, назначаемых, как правило, из числа курсантов старших курсов. Аттестуемые сотрудники выступают в роли сотрудников ОФЗ, действующих в составе группы из 2-3 человек. Статистам из числа курсантов определяются следую-

щие роли: «защищаемое лицо», «адвокат защищаемого лица», «знакомый защищаемого лица», «посторонние лица», «угрозоносители». Следует отметить, что отработка практических ситуаций сотрудниками ОФЗ осуществляется на фоне их физической нагрузки, что позволяет имитировать состояния физического и психологического напряжения, которое испытывают сотрудники ОФЗ при осуществлении личной охраны защищаемого лица.

В процессе итоговой аттестации моделируются следующие ситуации:

1) инструктаж сотрудниками ОФЗ защищаемого лица и сопровождение последнего из автомобиля в здание;

2) действия сотрудников ОФЗ при приближении к защищаемому лицу постороннего;

3) действия сотрудников ОФЗ при сопровождении защищаемого лица в помещении, их реагирование на посторонние предметы и возможные места установки взрывоопасных предметов;

4) действия сотрудников ОФЗ при осуществлении личной охраны защищаемого лица при его беседе со своим адвокатом;

5) действия сотрудников ОФЗ при возникновении критических и боевых ситуаций: потере сознания защищаемым лицом и вооруженном нападении на него.

Моделирование подобных ситуаций позволяет проверить у сотрудников их уровень профессионально значимых качеств, а именно: физическую и психологическую устойчивость, коммуникативные способности, адекватную реакцию на быстро изменяющиеся условия обстановки и т. п.

Накануне проведения итоговой аттестации с сотрудниками ОФЗ проводится инструктаж, на котором доводятся основные исходные данные предстоящей аттестации, такие как - место, время, форма одежды, необходимое снаряжение, общий характер действий

без раскрытия замысла, критерии оценивания действий сотрудников.

Одним из важнейших организационно-педагогических условий качественной реализации итоговой аттестации является наличие необходимой учебно-материальной базы. К ее основным компонентам относятся учебные здания и сооружения (в нашем случае спортивные комплексы и внутренние помещения в них), легковой автомобиль, страйкбольные изделия (реплики 9-мм ПМ), макеты ножей и взрывных устройств, носимые радиостанции, кобуры, видеокамеры и видеопроекционная аппаратура, другое необходимое имущество. В этой связи следует отметить, что для повышения качества освоения РППК и проведения итоговой аттестации необходимо наличие специализированного учебного полигона, который бы дал возможность поднять практическое обучение на качественно иной уровень.

Следует также отметить, что процесс прохождения итоговой аттеста- ^ ции фиксируется на видеокамеру. Это ^ позволяет оперативно, во время проведения общего разбора действий в учеб- ^

но-методическом кабинете кафедры, ^

о

рассмотреть, как положительные мо- ^

менты в действиях сотрудников ОФЗ, ы-

йч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

так и выявить недостатки.

Критерии оценивания сотрудни- а ков ОФЗ слагаются из совокупности их

действий в моделируемых ситуациях. I

Для получения удовлетворительного §

результата необходимо показать уве- а

ренные и грамотные действия не менее ^

чем в трех ситуациях, на «хорошо» оце- |

ниваются уверенные и грамотные дей- §

ствия не менее чем в четырех ситуаци- 1

ях, а на «отлично» - уверенные и гра- 2

мотные действия во всех пяти модели- |

руемых ситуацях. При этом особый ак- о

цент делается на критических и боевых !

ситуациях. ^

Следует также отметить, что

оценка действий сотрудников ОФЗ в |

каждой конкретной ситуации, а также ^ общая оценка определяется после все-

стороннего обсуждения членами аттестационной комиссии, в состав которой включаются ведущие преподаватели профильных кафедр и руководитель или заместитель руководителя ОРЧ ОГЗ МВД по РБ.

Представляется, что сложившаяся методика организации и проведения

итоговой аттестации сотрудников ОФЗ является действенным средством не только оценки их профессиональной подготовленности, но и существенного повышения уровня их готовности к выполнению оперативно-служебных задач.

ЛИТЕРАТУРА

Щ

к <N

а а

и и

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

3. Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения: приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292 // Российская газета. 2013. № 110.

4. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 // Официальный интернет-портал правовой информации / URL: http://www.pravo.gov.ru.

5. Шикин А. С. Организация личной охраны: учебно -практическое пособие. М.: Академический проспект, 2014. 316 с.

6. См. подробнее: Назаров А. Ю. О некоторых аспектах методики организации и проведения занятий по огневой и тактико-специальной подготовке с сотрудниками, задействованными в осуществлении меры безопасности «личная охрана» // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке: материалы Международной научно-практической конференции: в IV ч. Ч. IV / под общ. ред. Ф. Б. Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД России, 2014. С. 7-11.

© Назаров А. Ю.

и «

а

о

^

0 «

¥ а -с а

1

о

0 «

1 £

а «

и «5

« « «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.