Научная статья на тему 'О некоторых аспектах совершенствования частной методики преподавания тактико-специальной подготовки и личной безопасности сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России'

О некоторых аспектах совершенствования частной методики преподавания тактико-специальной подготовки и личной безопасности сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаров А. Ю.

В статье рассматриваются отдельные аспекты частной методики преподавания тактико-специальной подготовки и личной безопасности сотрудников органов внутренних дел. Автором представлены основные направления формирования частной методики преподавания на основе компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаров А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах совершенствования частной методики преподавания тактико-специальной подготовки и личной безопасности сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России»

различных формах обучения образует методику обучения. Для каждой конкретной дисциплины это будет частная методика преподавания учебной дисциплины [4, с. 60-63].

С этой целью необходимо насыщение занятий элементами внезапности,

*

высокой скорости и темпа, быстрого изменения обстановки, ее нешаблонности и новизны, риска и опасности, интенсивным наращиванием сложности отрабатываемых задач, длительностью больших нагрузок.

* *

ЛИТЕРАТУРА

1. Назаров А. Ю. Частная методика преподавания тактико-специальной подготовки: учебно-методическое пособие. Уфа: УЮИ МВД России, 2011.

2. Рекомендации по организации учебного процесса и подготовке локальных нормативных правовых актов в образовательных учреждениях МВД России. Т. 1. М.: ДКО МВД России, 2006.

3. Назаров А. Ю. Об опыте преподавания огневой и тактико-специальной подготовки по программам повышения квалификации сотрудников подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 2.

4. Нырков В. Г. Вопросы совершенствования частной методики преподавания тактико-специальной подготовки в образовательных организациях МВД России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 3.

© Нырков В. Г.

_

^ УДК 378.147:355.55 А. Ю. НАЗАРОВ, заместитель начальника ка-

а федры огневой и тактико-специальной подготов-

^ ки Уфимского юридического института МВД Рос-

Сц сии (г. Уфа)

4

На

^ A. Y. NAZAROV, Deputy Head of the Chair of Firing

e and Tactical-Special Training of Ufa Law Institute of

| the Interior Ministry of Russia (Ufa)

5 a

§ О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧАСТНОЙ

а МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

о

м

о «

¥ a

Ц ABOUT SOME ASPECTS OF IMPROVEMENT OF THE PRIVATE

t TECHNIQUE OF TEACHING THE TACTICAL TRAINING AND PERSONAL

0

M

1 IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

I OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA £

^ Аннотация. В статье рассматриваются отдельные аспекты частной мето-

И дики преподавания тактико-специальной подготовки и личной безопасности сотруд-

И ЛИЧНОИ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

SECURITY OF STAFF OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

| ников органов внутренних дел. Автором представлены основные направления форми-^ рования частной методики преподавания на основе компетентностного подхода.

Ключевые слова и словосочетания: тактико-специальная подготовка, личная безопасность сотрудников органов внутренних дел, частная методика преподавания, компетенции.

Annotation. In article separate aspects of a private technique of teaching tactical and special preparation and personal security of staff of law-enforcement bodies are considered. The author presented the main directions of formation of a private technique of teaching on the basis of competence-based approach.

Key words: tactical and special preparation, personal security of staff of law-enforcement bodies, private technique of teaching, competence.

В настоящее время стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [1]. Одним из важнейших направлений достижения этих стратегических целей является повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора); совершенствование единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики); разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений [1].

В этой связи ключевым условием повышения эффективности деятельности правоохранительных органов становится современная, качественная, отвечающая угрозам и вызовам сегодняшнего дня, подготовка высококвалифицированных специалистов.

Образовательный процесс по подготовке специалистов по правоохранительной деятельности включает в себя их специальную подготовку, направ-

ленную на решение правоохранительных задач в особых условиях - чрезвычайных обстоятельствах, кризисных ситуациях и чрезвычайных ситуациях. Под чрезвычайными обстоятельствами понимаются обстоятельства (события, процессы), которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер [2]. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сло- ^ жившаяся в результате аварии, опасного ^ природного явления, катастрофы, сти- ^ хийного или иного бедствия, которые ^ могут повлечь или повлекли за собой а человеческие жертвы, ущерб здоровью ^ людей или окружающей среде, значи- ^ тельные материальные потери и нару- ^ шение условий жизнедеятельности лю- щ дей [3]. | Специальная подготовка сотруд- Ц

ников правоохранительных органов §

«

реализуется в процессе преподавания а

целого ряда учебных дисциплин, вхо- |

дящих в состав модуля «специальная ^

/ ^

подготовка» (тактико-специальная под- *

готовка, огневая подготовка) и дисцип- Ц

лин специализации, в том числе - лич- ^

ная безопасность сотрудников ОВД. |

Проблемные вопросы совершен- ^

ствования специальной подготовки кур- |

сантов (слушателей) не раз освещались ^

на страницах ведомственных печатных Ц

изданий [4, с. 7-11; 5, с. 60-62]. Пред- Ц

ставляется, что в основе частной мето- ^

дики преподавания вышеуказанных дис- ^

циплин должен лежать компетентност-ный подход. Компетенция - динамическая комбинация знаний и умений, способность их применения для успешной профессиональной деятельности [6].

Компетентностный подход реализуется через формулирование целей обучения, которые в свою очередь задают общую направленность процессу обучения и воспитания будущих специалистов правоохранительной деятельности [5, с. 61].

Так, в результате изучения дисциплины «Тактико-специальная подготовка» обучающийся должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

- способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

- способность разрабатывать и правильно оформлять юридические и

^ служебные документы (ПК-7); ^ - способность использовать при

¡® решении профессиональных задач осо-г^ бенности тактики проведения оперативна но-служебных мероприятий в соответст-^ вии со спецификой будущей профес-^ сиональной деятельности (ПК-21); ВД - способность осуществлять дей-

ствия по силовому пресечению правона-§ рушений, задерживанию и сопровожде-Ц нию правонарушителей, правомерно и | эффективно применять табельное ору-§ жие, специальные средства (ПК-23); § - способность выполнять про-

^ фессиональные задачи в особых усло-у виях, чрезвычайных обстоятельствах, Ц чрезвычайных ситуациях, в условиях ^ режима чрезвычайного положения и в § военное время, оказывать первую по-| мощь, обеспечивать личную безопас-I ность и безопасность граждан в процессе ^ решения служебных задач (ПК-28); « - способность принимать опти-

« мальные управленческие решения (ПК-29). ^ Определение результатов обуче-

^ ния посредством формулирования ком-

петенций в дальнейшем дает возможность соотнести планируемые результаты обучения по дисциплине с планируемыми результатами освоения образовательной программы. Здесь предполагается соотнести компетенции с конкретными знаниями, умениями и навыками, которые должны приобрести обучающиеся в процессе освоения учебной дисциплины.

Например, такая профессиональная компетенция, как способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач реализуется через получение курсантами (слушателями) знаний по основам правового и организационного регулирования деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах, при чрезвычайном и военном положениях.

Весьма важной, на наш взгляд, является приобретение такой профессиональной компетенции, как способность принимать оптимальные управленческие решения, а при выполнении оперативно-служебных задач в особых условиях она приобретает в буквальном смысле жизненно важное значение. Для реализации этой компетенции необходимо уметь уяснять полученную задачу, оценивать оперативную обстановку, проводить расчеты сил и средств, принимать решения, ставить задачи подчиненным, организовывать взаимодействие и управление в специальных операциях.

Компетентностный подход в целом конструирует как содержание самой дисциплины, так и частную методику ее преподавания, которая определяется как совокупность приемов, способов, форм и средств обучения и воспитания курсантов (слушателей), слаживания групп оперативно-служебного применения, служебных нарядов, подразделений и орга-

нов управления ОВД для действий по выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах [5, с. 62].

Нередко при формировании частной методики преподавания упускается из вида необходимость учета места дисциплины в структуре образовательной программы, что приводит к рассогласованности при изучении различных дисциплин в рамках одной образовательной программы. В этой связи необходимо учитывать, что тактико-специальная подготовка и личная безопасность сотрудников ОВД изучается после прохождения таких учебных дисциплин, как основы профессиональной деятельности, уголовное право, административное право, правоохранительные органы и основы управления в органах внутренних дел.

Так, к моменту начала изучения тактико-специальной подготовки предъявляются требования к входным умениям обучающихся: выполнять должност-

ные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях; правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации; осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства.

Таким образом, компетентност-ный подход к частной методике преподавания предполагает комплексный, взаимосвязанный процесс, который должен учитывать различные по форме и содержанию компоненты, позволяющие повысить эффективность процесса преподавания тактико-специальной подготовки и личной безопасности сотрудников ОВД.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О чрезвычайном положении» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

4. Назаров А. Ю. О некоторых аспектах методики организации и проведения занятий по огневой и тактико-специальной подготовке с сотрудниками, задействованными в осуществлении меры безопасности «личная охрана»: материалы Международной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч. IV / под общ. ред. Ф. Б. Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД России, 2014.

5. Нырков В. Г. Вопросы совершенствования частной методики преподавания тактико-специальной подготовки в образовательных организациях МВД России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 3.

6. Письмо Минобрнауки России от 22 апреля 2015 года № ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов») // Администратор образования. 2015. № 18.

© Назаров А. Ю.

<ч а а

и и

и «

а

о

^

о «

и

¥ а -с

а £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

^

0 «

и

1

£

а «

I

А А А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.