Научная статья на тему 'Обеспечение государственной защиты членов судейского сообщества: вопросы теории и практики'

Обеспечение государственной защиты членов судейского сообщества: вопросы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
487
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
STATE PROTECTION / JUDGE / ENSURING THE SAFETY OF PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / СУДЬЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильяшенко Алексей Николаевич, Лозовский Денис Николаевич

В статье рассматривается современное состояние института государственной защиты представителей судейского корпуса в России. Авторами анализируется правовая основа обеспечения безопасности указанных лиц. В ходе анализа правоприменительной практики выявлены проблемы, возникающие при осуществлении данной деятельности, предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING OF STATE PROTECTION OF THE JUDICIAL COMMUNITY MEMBERS: PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE

The article discusses the current state of Institute of the state protection of judges and jurors in Russia. The authors analyze the legal basis for security of those individuals. During the analysis of law enforcement practice problems that arise during implementation of the activity are revealed, the ways of their elimination are offered.

Текст научной работы на тему «Обеспечение государственной защиты членов судейского сообщества: вопросы теории и практики»

УДК 352.746 ББК 67.401.132

© 2017 г. А. Н. Ильяшенко,

заместитель начальника Краснодарского университета МВД России по научной работе

доктор юридических наук, профессор.

E-mail: ailyashenko@mail.ru

Д. Н. Лозовский,

профессор кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России

доктор юридических наук, доцент.

E-mail: dlozovsky@mail.ru

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ЧЛЕНОВ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

В статье рассматривается современное состояние института государственной защиты представителей судейского корпуса в России. Авторами анализируется правовая основа обеспечения безопасности указанных лиц. В ходе анализа правоприменительной практики выявлены проблемы, возникающие при осуществлении данной деятельности, предложены пути их решения.

Ключевые слова: государственная защита, судья, обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства.

A. N. Ilyashenko - Deputy Head on Scientific Work, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the

Russian Federation, Doctor of Law, Professor.

D. N. Lozovsky - Professor, Department of Criminal Procedure, Krasnodar University of the Ministry of Internal

Affairs of the Russian Federation, Doctor of Law, Associate Professor.

PROVIDING OF STATE PROTECTION OFTHE JUDICIAL COMMUNITY MEMBERS:

PROBLEMS OFTHEORYAND PRACTICE

The article discusses the current state of Institute of the state protection ofjudges and jurors in Russia. The authors analyze the legal basis for security of those individuals. During the analysis of law enforcement practice problems that arise during implementation of the activity are revealed, the ways of their elimination are offered.

Key words: state protection, a judge, ensuring the safety ofparticipants in criminal proceedings.

Обеспечение личной безопасности судей при осуществлении ими своих полномочий в последние годы имеет особое значение.

Как верно указывают Г. П. Афонькин и Т. В. Астишина, «в настоящее время проблема обеспечения безопасности судей приобретает все большую актуальность в условиях роста особо тяжких преступлений, совершаемых в связи с их служебной деятельностью. В целях уклонения от уголовной ответственности подозреваемые, обвиняемые, подсудимые и иные заинтересованные лица готовы совершать в отношении них новые преступления, в том числе особо тяжкие» [1, с. 3].

Правовую основу деятельности по организации и осуществлению мер безопасности в отношении судей и присяжных заседателей составляют:

- Федеральный закон от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (далее - Федеральный закон № 45-ФЗ) [2];

- постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 900 «Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите» (далее - постановление Правительства РФ № 900) [3];

- постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 890 «О порядке финансирования и материально-технического обеспечения мер государственной защиты, предусмотренных в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, денежное содержание которых осуществляется за счет средств Федерального бюджета» (далее - постановление Правительства РФ № 890) [4];

- постановление Правительства РФ от 27 октября 2005 года № 647 «О возмещении вреда судьям, должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов и членам их семей ущерба, причиненного уничтожением или повреждением их имущества в связи со служебной деятельностью»

(далее - постановление Правительства РФ № 647) [5];

- постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 года № 831 «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите» (далее - постановление Правительства РФ № 831) [6];

- приказ МВД России от 21 марта 2007 года № 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких» (далее - приказ МВД России № 281) [7].

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 45-ФЗ государственная защита судей и присяжных заседателей состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных законом мер безопасности, обеспечении правовой и социальной защиты при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, а также членов их семей, на которых может быть оказано воздействие с целью воспрепятствования законной деятельности субъектов государственной защиты.

Для защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, с учетом конкретных обстоятельств могут применяться следующие меры безопасности:

1 ) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) временное помещение в безопасное место;

4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

6) переселение на другое место жительства;

7) замена документов, изменение внешности.

В 2009-2013 годах меры государственной защиты использовались для обеспечения безопасности 1 548 представителей судейского сообщества. Более трети от общего числа

примененных мер безопасности приходится на личную охрану, охрану жилища и имущества [8, с. 45].

При осуществлении личной охраны возникают проблемы с выполнением защищаемым лицом требований органа, обеспечивающего безопасность.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 45-ФЗ защищаемому лицу могут быть даны определенные предписания, соблюдение которых необходимо для его безопасности, в ст. 17 указано, что защищаемое лицо обязано в том числе выполнять данные законные требования. В то же время судья обладает специальным статусом, предусмотренным законодательством [9]. Особенности правового положения и статус судьи обеспечиваются государственными гарантиями его независимости: определенными законом процедурами осуществления правосудия, несменяемостью судьи, порядком приостановления и прекращения полномочий и его правом на отставку, неприкосновенностью судьи и др. Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом № 45-ФЗ договор между защищаемым лицом и органом внутренних дел не составляется (в отличие от государственной защиты лиц, указанных в Федеральном законе № 119-ФЗ).

Представляется возможным закрепить необходимость выполнения судьями требований органов, обеспечивающих государственную защиту, в ведомственных нормативных актах судебных органов, например в Кодексе судебной этики. Данная новелла позволит повысить эффективность взаимодействия судей и оперативно-разыскных частей по госзащите, не умаляя их гарантии независимости, закрепленные в законодательстве. В частности, целесообразно указать следующие обязанности защищаемых лиц:

1. Не планировать выход и пребывание вне места временного и постоянного проживания в период с 22.00 до 07.00 ежедневно без наличия веских обстоятельств. Выход защищаемого лица в указанное время согласуется заранее с сотрудником органа, осуществляющего меры безопасности.

2. Не препятствовать нахождению сотрудников, осуществляющих меры безопасности, в помещениях либо транспортных средствах, а равно иных местах, где сотрудники не могут осуществлять визуальный контроль за окружающей защищаемое лицо обстановкой.

3. Не требовать от сотрудников, осуществляющих меры безопасности, раскрытия любых сведений, касающихся их организации, осуществления и планирования, проведения мероприятий по контролю лиц, находящихся в непосредственной близости от защищаемого лица либо вызывающих подозрение и т. д., за исключением случаев экстренной необходимости при угрозе жизни и здоровью защищаемого лица. В данном случае информация может быть доведена только по решению самого сотрудника.

4. Не требовать от сотрудников, обеспечивающих меры безопасности, совершения каких-либо действий, если они прямо не связаны с пресечением совершения преступления/правонарушения и признаются сотрудником обоснованными.

5. Не нарушать общественный порядок и не вступать в конфликтные ситуации с гражданами при применении мер безопасности.

6. Максимально ограничивать круг встреч с лицами, не входящими в число близких родственников, и не раскрывать сведения о сотрудниках, осуществляющих меры безопасности, в том числе не сообщать информацию об их ведомственной принадлежности.

7. Не сообщать кому-либо сведения о своем текущем местонахождении при применении мер безопасности, в том числе сотрудникам правоохранительных органов, не задействованным в их осуществлении.

8. Планировать все свои перемещения только с предварительного уведомления сотрудника, осуществляющего меры безопасности. Выезд за пределы населенного пункта производить после согласования с органом, осуществляющим меры безопасности.

При выдаче оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности необходимо учитывать морально-психологическое и психическое состояние защищаемого лица, так как постоянное нахождение человека в стрессовой ситуации сопряжено с нарушением психической устойчивости, что в определенной ситуации может привести к искажению действительности и неправильному восприятию окружающей ситуации. На основании вышеизложенного при осуществлении данной меры защищаемому лицу необходимо обеспечить психологическую поддержку [10].

Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах - довольно доступная как в организационном, так и в материальном плане мера защиты, широко распространенная на практике.

Закрытие информационных источников, содержащих установочные и иные данные на защищаемое лицо, позволяет пресечь возможность их получения и использования в противоправных целях преступниками. Помимо этого, в ходе оперативно-разыскного обеспечения осуществления данной меры защиты оперативным подразделениям представляется возможность отследить и зафиксировать факты обращения за получением подобной закрытой информации, а также выявить круг лиц, являющихся угрозоносителями, и принять необходимые меры по их нейтрализации.

Замена документов - мера безопасности, которая весьма редко применяется на практике, однако эффективность ее использования подтверждается продолжительным международным опытом. Однако при ее практической реализации могут возникнуть проблемы, связанные с тем, что новые документы не позволяют их обладателю (защищаемому лицу) в полной мере быть участником гражданско-правовых отношений. Поэтому при реализации данной меры защиты сотрудники, обеспечивающие ее, должны заранее учитывать возможность возникновения проблем гражданско-правового характера и рассматривать пути их наиболее вероятного разрешения.

Крайне редко на практике используется такая мера, как перевод на другую работу. Это связано с особым порядком назначения на должность судьи, предусмотренным законодательством. Следует согласиться с мнением ряда ученых о том, что «алгоритм действий по переводу защищаемого лица на другую работу не выработан и носит декларативный характер» [8, с. 46].

В ходе деятельности по обеспечению государственной защиты судей сотрудники правоохранительных органов сталкиваются и с рядом других проблем.

1. Сложности, связанные с финансовым обеспечением данной деятельности. Согласно постановлению Правительства РФ № 890 обеспечение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья судей и присяжных заседателей, а также сохранности их имущества осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств, выделяемых на содержание органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, федеральных органов государственной охраны, Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских фор-

мирований и органов, в которых предусмотрена военная служба.

у» ________и

В данной ситуации у подразделений, осуществляющих государственную защиту судей, отсутствует возможность планирования расходов, им приходится сталкиваться с конкуренцией иных оперативных подразделений при распределении денежных средств. Необходимо отметить, что обеспечение безопасности лиц, указанных в Федеральном законе от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ [11], осуществляется за счет Государственной программы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно изменить источник финансирования государственной защиты судей (присяжных заседателей), предусмотрев данные расходы в рамках вышеуказанной программы.

2. Возникают затруднения при оперативном сопровождении обеспечения безопасности членов судейского сообщества. Проведение оперативно-разыскных мероприятий в отношении данной категории лиц допуска-

Литература

1. Афонькин Г. П., Астишина Т. В. Правовые, организационные и тактические вопросы обеспечения оперативными подразделениями органов внутренних дел государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: учеб.-практ. пособие. Домодедово, 2013.

2. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федер. закон Рос. Федерации от 20 апр. 1995 г. № 45-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 17. Ст. 1455.

3. Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите: постановление Правительства Рос. Федерации от 31 дек. 2004 г. № 900 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 2. Ст. 158.

4. О порядке финансирования и материально-технического обеспечения мер государственной защиты, предусмотренных в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, денежное содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета: постановление Правительства Рос. Федерации от 31 дек. 2004 г. № 890 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 2. Ст. 154.

ется только при их непосредственном согласии, однако практика показывает, что инициативу они проявляют крайне редко.

3. Обеспечение безопасности лиц согласно Федеральному закону № 45-ФЗ осуществляет система соответствующих правоохранительных органов (органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, таможенных органов, органов государственной охраны, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы). На наш взгляд, назрела необходимость создания единого органа, в полномочия которого будет входить обеспечение безопасности всех категорий лиц. Это позволит решить многие проблемные вопросы (обеспечение штатной численности, процессуальные аспекты назначения и отмены мер государственной защиты и др.), будет способствовать повышению эффективности деятельности государства в данном направлении.

Bibliography

1. Afonkin G. P., Astishina T. V. Legal, organizational and tactical issues of operational divisions of bodies of internal affairs providing of state protection ofjudges, officials of law enforcement and supervisory bodies: study and practical manual. Do-modedovo, 2013.

2. About the State Protection of Judges, Officials of Law Enforcement and Supervisory Bodies: Federal Law of the Russian Federation dated 20.04.1995 № 45-FL // Collected of legislation of the Russian Federation. 1995. № 17. Art. 3534.

3. About approval of the list of categories of state and municipal employees subject to state protection: order of the Government of the Russian Federation dated 31.12.2004 № 900 // Collected of legislation of the Russian Federation. 2005. № 2. Art. 158.

4. About the procedure for financing and logistical support for state protection measures provided for judges, law enforcement and supervisory officials, whose monetary content is financed from the federal budget: order of the Government of the Russian Federation dated 31.12.2004 № 890 // Collected of legislation of the Russian Federation. 2005. № 2. Art. 154.

5. About compensation to the judges, officials of law enforcement and supervisory bodies or members of their families of damage caused by the destruction

5. О возмещении судьям, должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов или членам их семей ущерба, причиненного уничтожением или повреждением их имущества в связи со служебной деятельностью: постановление Правительства Рос. Федерации от 27 окт. 2005 г. № 647 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 44. Ст. 4568.

6. О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите: постановление Правительства Рос. Федерации от 17 июля 1996 г. № 831 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 31. Ст. 3723.

7. Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких: приказ МВД России от 21 марта 2007 г. № 281 // Бюл. нормативных актов федер. органов исполнительной власти. 2007. № 47.

8. Лебедев А. В., Фомичев Д. В., Васильев Э. А. Вопросы обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите (дискуссионные вопросы) // Науч. портал МВД России. 2015. № 2.

9. О статусе судей в Российской Федерации: Закон Рос. Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 // Рос. газ. 1992. 29 июля.

10. Психологическое сопровождение мер безопасности в отношении защищаемых лиц, имеющих социально-личностные и психические расстройства: учеб.-метод. пособие / сост. В. Е. Петров. Домодедово, 2015.

11. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федер. закон Рос. Федерации от 20 авг. 2004 г. № 119-ФЗ // Рос. газ. 2004. 25 авг.

12. Дмитриева А. А. Проблемы применения мер государственной защиты и обеспечения безопасности участников процесса в стадии возбуждения уголовного дела // Общество и право. 2015. № 2.

1 3. Дмитриева А. А. К вопросу об основных направлениях повышения эффективности государственной защиты и безопасности участников уголовного судопроизводства // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2015. № 4.

or damage to their property in connection with their official activities: order of the Government of the Russian Federation dated 27.10.2005 № 647 // Collected of legislation of the Russian Federation. 2005. № 44. Art. 4568.

6. About the procedure for issuing weapons to persons subject to state protection: order of the Government of the Russian Federation dated 17.07.1996 № 831 // Collected of legislation of the Russian Federation. 1996. № 31. Art. 3723.

7. About approval of the Administrative Regulations of the Ministry of the Interior of Russia on the execution of the state function of providing, in accordance with the legislation of the Russian Federation, state protection of judges, law enforcement and controlling officials, the safety of participants in criminal proceedings and their relatives: order of the Ministry of the Interior of Russia dated 21.03.2007 № 281 // Bulletin of normative acts of the federal bodies of executive power. 2007. № 47.

8. Lebedev A. V., Fomichev D. V., Vasili-ev E. A. Questions of ensuring the safety of persons subject to state protection (discussion questions) // Scientific portal of the Ministry of the Interior of Russia. 2015. № 2.

9. About Status of judges in the Russian Federation: Law of the Russian Federation dated 26.06.1992 // Russian newspaper. 1992. June 29.

10. Psychological support of security measures in relation to protected persons with social and personal and psychiatric disorders: guidance manual / compiler by V. E. Petrov. Domodedovo, 2015.

11. About the State Protection of Victims, Witnesses and Other Participants in Criminal Proceedings: Federal Law of the Russian Federation dated 20.08.2004 № 119-FL // Russian newspaper. 2004. August 25.

12. Dmitrieva A. A. Problems of applying state protection measures and ensuring the safety of participants in the process at the stage of initiating criminal proceedings // Society and Law. 2015. № 2.

13. Dmitrieva A. A. To the question about the main directions for increasing the effectiveness of state protection and the security of participants in criminal proceedings // Bulletin of the Krasnodar university of the Ministry of the Interior of Russia. 2015. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.