Важенин Вячеслав Валерьевич
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры
оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел Краснодарского университета МВД России (тел.: +79181919530)
Шхагапсоев Заурби Лелович
доктор юридических наук, профессор,
начальник Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиала) Краснодарского университета МВД России
(тел.: +79282306818)_
Проблемы оперативно-розыскного обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите
В статье рассматриваются проблемы правового регулирования деятельности оперативных подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, предлагаются меры по устранению таких проблем.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативные подразделения, оперативно-розыскное обеспечение, государственная защита, физическая защита, меры безопасности, компетенция, защита свидетелей.
V.V. Vazhenin, Master of Law, Assistant Professor, Deputy Head of a Chair of Operative and Detective Activity in Law-enforcement Bodies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79181919530;
Z.L. Shkhagapsoev, Doctor of Law, Professor, Head of North-Caucasion Advanced Training Institute for the Personnel of the Ministry of the Interior of Russia (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79282306818.
Problems of operative search support of the security of persons subject to state protection The problems of legal regulation of the activities of operating units on providing the security of persons subject to state protection are considered, measures for elimination them are proposed in the article.
Key words: operative search activity, operational units, operative search support, state protection, physical protection, security measures, competence, protection of witnesses.
Органы предварительного следствия, прокуратуры и суда практически повсеместно сталкиваются со случаями изменения показаний, отказа или дачи заведомо ложных показаний участниками уголовного процесса. В результате этого уголовные дела нередко «разваливаются», а преступникам удается уходить от ответственности. Причиной, побуждающей людей говорить неправду, является прежде всего страх за свою жизнь, здоровье, имущество и деловую репутацию.
Проблема защиты жертв и свидетелей преступлений от угроз и посяга-тельств преступников стала серьезным препятствием для осуществления правосудия в России. Так, в еще Директиве МВД России от 1 декабря 2010 г. «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2011 году» было указано на осложнение оперативной обстановки
по линии государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, участников уголовного судопроизводства и их близких. Необходимость применения мер безопасности возникает практически по всем уголовным делам, имеющим значительный общественный резонанс.
В настоящее время ситуация практически не изменилась. Ярким приме-ром этому служат события в станице Кущевской, где люди до сих пор боятся общаться с сотрудниками правоохранительных органов, опасаясь за свою жизнь и здоровье.
Следует отметить, что правоприменительная деятельность органов внутренних дел по данному направлению характеризуется большим количеством противоречий и слабой проработанностью правовой основы. Остановимся более подробно на проблемах оперативно-
174
розыскного обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
Статья 2 Конституции РФ впервые провозгласила признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства. В Конституции РФ изначально определены юридические процедуры, в рамках которых осуществляются охрана и защита прав и свобод граждан: судебная защита прав и свобод; право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц; право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и за счет государства) и т.д. Отдельного внимания заслуживает ст. 45 Конституции РФ, содержащая в ч. 1 следующее положение: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Часть 2 этой же статьи устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
По смыслу данной нормы для защиты своих прав и свобод гражданин может использовать конституционные права и свободы согласно ст. 31, 33, 35, 36, 46-54 Конституции РФ. Он может использовать все виды обжалования, обращаться в суд, к общественности, использовать средства массовой информации, создать комитет в свою защиту, провести пикетирование [1, с. 203].
Помимо Конституции, в Российской Федерации действует ряд Федеральных конституционных законов, гарантирующих право лица на защиту: «О Конституционном Суде Российской Федерации» [2], «О судебной системе Российской Федерации» [3], «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [4].
Защита участников уголовного процесса является предметом регулирования большого количества источников международного права, которые в силу ст. 15 Конституции РФ становятся и юридическими источниками внутреннего (национального) права. В числе международно-правовых актов в области защиты прав человека особое место занимают документы Организации Объединенных Наций, среди которых Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Международный пакт о гражданских и
политических правах 1966 г. с Факультативным протоколом к нему [5].
Среди соглашений в рамках Совета Европы наибольшее значение для защиты прав человека имеет старейший и важнейший договор -Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.), которая послужила богатейшим источником международных судебных решений по правам человека [6].
Важнейшими кодифицированными источниками, гарантирующими права и свободы граждан в области уголовного судопроизводства, являются Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ. Государственная защита участников уголовного судопроизводства предусмотрена положениями ряда статей УПК РФ. В ч. 3 ст. 11 УПК РФ закреплено, что при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также его близким родственникам (п. 4 ст. 5 УПК РФ), родственникам (п. 37 ст. 5 УПК РФ) или близким лицам (п. 3 ст. 5 УПК РФ) угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности. Это такие меры, как участие в следственных действиях под псевдонимом (ч. 9 ст. 166); контроль и запись (в упомянутых целях) телефонных и иных переговоров (ч.2 ст. 186); проведение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193); проведение закрытого судебного заседания (п. 4 ч. 2 ст. 241); допрос судом свидетеля без оглашения его подлинных анкетных данных в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278).
Первоначально функция обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, была возложена на подразделения по борьбе с организованной преступностью, а физические меры - на специальные отряды быстрого реагирования, входящие в их состав. Впоследствии часть функций была передана подразделениям собственной безопасности. Приказом МВД России от 21 марта 2007 г. № 281 [7] утвержден Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких. В соответствии с Указом Президента РФ от 6 сентября 2008 г.
175
№ 1316 [8] подразделения по борьбе с организованной преступностью были расформированы, а на их базе в целях осуществления данной функции созданы подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (далее - ОГЗ).
Приказом МВД России от 15 августа 2011 г. № 938 [9] эти подразделения включены в перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность в полном объеме.
Кроме того, в соответствии с приказом МВД России от 20 марта 2008 г. № 256 «Об организации государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в органах внутренних дел Российской Федерации» функции по организации и координации деятельности органов внутренних дел по обеспечению государственной защиты сотрудников ОВД, федеральных государственных гражданских служащих ОВД и ФМС России, участие которых в уголовном судопроизводстве связано с осуществлением ими служебных обязанностей, а также их близких, возложены на Департамент собственной безопасности, а защита остальных категорий лиц, упомянутых в ст. 2 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [10], возложена на Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.
Однако изменения, связанные с ликвидацией подразделений по борьбе с организованной преступностью, преобразованием департаментов в главные управления и созданием подразделений государственной защиты, в приказ до сих пор не внесены.
Несмотря на столь пристальное внимание законодателя и МВД России к данному вопросу, правоприменительная практика свидетельствует о несовершенстве нормативных правовых актов, регламентирующих применение мер безопасности. Так, сотрудники подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в зависимости от степени достоверности информации заводят дела оперативного учета. Подчеркнем, что дела этой категории заводятся только в отношении конкретных лиц. Как показало изучение практики, если угрожающее потерпевшему или свидетелю лицо известно, то проблем с заведением дела не возникает. Если же указанное лицо не установлено и угроза является анонимной, например, отражена в тексте записки или высказана по телефону, то оснований для заведения такого дела нет.
В Московской области существует практика заведения подобных дел по факту угрозы. Однако, учитывая требование приказов МВД
России заводить дела этой категории только на лиц, достигших установленного законом возраста уголовной ответственности, такой подход нельзя считать приемлемым. Кроме того, как правило, члены организованных преступных формирований, угрожающие охраняемым лицам, уже находятся в разработке по делу оперативного учета, зарегистрированному в органе внутренних дел, из которого и поступило постановление о применении мер безопасности. Считаем, что для разрешения указанной ситуации целесообразно ввести новую категорию дел оперативного учета -дело на охраняемое лицо.
Ряд проблем прослеживается и в финансовом обеспечении мер безопасности. Выделение денежных средств на эту деятельность осуществляется централизованно на основании справок о стоимости мероприятия из регионального Статистического управления. Срок прохождения документов до момента принятия решения составляет часто до 30 суток, несмотря на то, что, как правило, эти деньги требуется выплатить в течение 1-2 дней. На наш взгляд, необходимо уйти от излишней централизации финансирования и предоставить больше прав оперативно-розыскным частям ОГЗ в субъектах Федерации.
30 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон, согласно которому финансовое и материально-техническое обеспечение мер безопасности осуществляется за счет средств Государственной программы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в порядке, предусмотренном для финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности [11], однако его положения распространяются не на все категории защищаемых лиц, а ведомственное нормативное регулирование МВД России, детализирующее его положения, пока отсутствует.
Обратим внимание и на то, что срок применения мер безопасности подлежит продлению каждые 6 месяцев. Из этого вытекает, что по истечении полугода постановление и все финансовые документы требуется оформлять заново. Практике известны случаи, когда необходимость в применении мер безопасности отпала, уголовное дело может быть вообще прекращено, но следователь забывает вынести постановление об отказе в применении мер безопасности, и сотрудники подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, или подразделений собственной безопасности вынуждены осуществлять охрану такого лица до истечения полугодового срока.
Представляет определенный интерес и то обстоятельство, что срок применения мер без-
176
опасности к участникам уголовного судопроизводства ограничен временем вступления приговора в законную силу. Хотя нередко возникает ситуация, когда свидетель дал показания, приговор в отношении преступника вступил в законную силу, угроза еще является реальной, но применение мер безопасности уже отменено. На наш взгляд, было бы более целесообразно, если бы сотрудники подразделений ОГЗ или собственной безопасности могли сами определять срок действия мер безопасности.
При приобретении квартир для обеспечения безопасности защищаемых лиц по документам прикрытия возникают трудности с регистрацией в налоговых органах, т.к. хозяин обязан предоставить туда свой ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика).
Физическая защита охраняемых лиц в настоящее время не входит в обязанности ни специальных отрядов быстрого реагирования, ни мобильных отрядов особого назначения. Привлечение их к этим функциям крайне затруднено, если не сказать, что запрещено. Численность сотрудников подразделений ОГЗ и собственной безопасности крайне мала, а сотрудники других подразделений, как правило, не обладают соответствующими навыками и временем для осуществления охраны лиц, да это и не входит в круг их служебных обязанностей.
Значительные проблемы возникают и при применении такой меры безопасности, как выдача оружия. Обычно люди, имеющие лицензию на хранение и ношение огнестрельного оружия, имеют его в личной собственности. Если же у лица такая лицензия отсутствует, то в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оружии» [12], пока оно ее не получит и не обеспечит условия для безопасного хранения оружия по месту жительства, ОВД не имеет права выдавать ему оружие .
1. Комментарий к Конституции Российской Федерации /под ред. Л. А. Окунькова и др. 2-е изд. М, 1996.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конституц. закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 21 мая 2008 г.) // Собр. законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
3. О судебной системе Российской Федерации: федер. конституц. закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 5 апр. 2005 г.) // Собр. законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
4. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федер. конституц. закон от 26 февр. 1997 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 10 июня 2008 г.) // Собр. законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
Особое внимание следует уделить и вопросу обеспечения безопасности конфиденциальных сотрудников. Хотя необходимость этого и продекларирована в п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [13] и в п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О противодействии терроризму» [14], на практике нам не удалось выявить ни одного случая, когда бы это положение было реализовано.
Неясно даже, какой именно орган обязан проводить мероприятия по их защите. Конфиденты не являются ни должностными лицами органов внутренних дел, ни членами их семей, как требуют пп. 5, 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [15]. Следовательно, обеспечение их безопасности не входит в компетенцию ни подразделений собственной безопасности, ни тем более подразделений госзащиты.
С большой долей условности конфидентов можно отнести к иным лицам, способствующим предупреждению и раскрытию преступления, указанным ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Однако вызывает большое сомнение возможность отнесения их к участникам уголовного судопроизводства. Как следствие, защита этой категории лиц в настоящее время не осуществляется.
Подводя итог вышесказанному, обращаем внимание законодателя на необходимость быстрейшего разрешения поставленных в статье вопросов, касающихся правовой регламентации деятельности подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; сроков и финансирования применения мер безопасности; категорий лиц, в отношении которых они могут применяться.
1. The comment to the Constitution of the Russian Federation / ed. by L.A. Okunkov, etc. 2nd prod. M, 1996.
2. About the Constitutional Court of the Russian Federation: fed. constitut. law of July 21, 1994. № 1-FCL (in an edition of May 21, 2008) // Coll. of legislations of the Russian Federation. 1994. № 13. Art. 1447.
3. About judicial system of the Russian Federation: fed. constitut. law of Dec. 31. 1996. № 1-FCL (in an edition of Apr. 5. 2005) // Coll. of legislations of the Russian Federation. 1997. № 1. Art. 1.
4. About the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation: fed. constitut. law of Febr. 26. 1997 № 1-FCL (in an edition of June 10, 2008) // Coll. of legislations of the Russian Federation. 1997. № 9. Art. 1011.
177
5. Международная зашита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990.
6. Собр. законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
7. Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких: приказ МВД России от 21 марта 2007 г. № 281.
8. О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 6 сент. 2008 г. № 1316 // Рос. газ. 2008. 10 сент.
9. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: приказ МВД России от 15 авг. 2011 г. № 938.
10. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: федер. закон от 20 авг. 2004 г. № 119-ФЗ (в ред. от 5 апр. 2010 г.) // Рос. газ. 2004. 25 авг.
11. О внесении изменений в статьи 219 и 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»: федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 352-ФЗ // Рос. газ. 2011. 2 дек.
12. Об оружии: федеральный закон от 13 дек. 1996 г. № 150-ФЗ (в ред. от 1 июля 2011 г.) // Рос. газ. 1996. 18 дек.
13. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 8 дек. 2011 г.) // Собр. законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
14. О противодействии терроризму: фе-дер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 3 мая 2011 г.) // Собр. законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
15. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: федер. закон от 20 апр. 1995 г. № 45-ФЗ (в ред. от 7 февр. 2011 г.) // Рос. газ. 1995. 26 апр.
5. International protection of the rights and freedoms of the person: coll. of documents. M., 1990.
6. Coll. of legislations of the Russian Federation. 2001. № 2. Art. 163.
7. About the approval of Administrative regulations of the Ministry of Internal Affairs of Russia on execution of the state function of providing according to the legislation of the Russian Federation of the state protection of judges, officials law-enforcement and supervisory authorities, safety of participants of criminal legal proceedings and their relatives: the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of March 21, 2007 № 281.
8. About some questions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation of Sept. 6, 2008. № 1316 //Rus. newsp. 2008. Sept. 10.
9. About some questions of the organization of operational search activity in system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of Aug. 15, 2011. № 938.
10. About the state protection of victims, witnesses and other participants of criminal legal proceedings: fed. law of Aug. 20, 2004. № 119-FL (in an edition from Apr. 5, 2010) // Rus. newsp. 2004. Aug. 25.
11. About modification of articles 219 and 241 of the Budgetary code of the Russian Federation and the Federal law «About the state protection of victims, witnesses and other participants of criminal legal proceedings»: fed. law of Nov. 30, 2011. № 352-FL // Rus. newsp. 2011. 2 Dec.
12. About the weapon: the fed. law of Dec. 13, 1996. №. 150-FL (of July 1, 2011) // Rus. newsp. 1996. Dec. 18.
13. About operational search activity: the fed. law of Aug. 12, 1995. № 144-FL (in an edition of Dec. 8, 2011) // Coll. of legislations of the Russian Federation. 1995. №. 33. Art. 3349.
14. About counteraction to terrorism: fed. law of March 6, 2006. № 35-FL (an edition of May 3, 2011) // Coll. of legislations of the Russian Federation 2006. № 11. Art. 1146.
15. About the state protection of judges, officials law-enforcement and supervisory authorities: fed. law of Apr. 20, 1995. № 45-FL (in an edition from Febr. 7, 2011) // Rus. newsp. 1995. 26 Apr.
178