Научная статья на тему 'Организационно-правовые вопросы обеспечения безопасности следователя с позиции достижения назначения уголовного судопроизводства'

Организационно-правовые вопросы обеспечения безопасности следователя с позиции достижения назначения уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1085
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брит Григорий Владимирович

В статье рассматривается современное законодательное регулирование вопросов обеспечения безопасности следственной деятельности, выявляются пробелы в правовой базе указанного направления деятельности и проблемы правоприменительной практики, как организационного, так и нормативного характера; особое внимание уделяется влиянию надлежащего уровня безопасной работы следователя на качество решения задач уголовного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые вопросы обеспечения безопасности следователя с позиции достижения назначения уголовного судопроизводства»

УДК 343

Брит Григорий Владимирович

адъюнкт кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России [email protected] Grigory V. Brit

adjunct of Department of criminal procedure of the Krasnodar University of the MIA of Russia [email protected]

Организационно-правовые вопросы обеспечения безопасности следователя с позиции достижения назначения уголовного

судопроизводства

Organizational and legal security issues of the investigator from a position of achievement of the purpose of criminal proceedings

Аннотация. В статье рассматривается современное законодательное регулирование вопросов обеспечения безопасности следственной деятельности, выявляются пробелы в правовой базе указанного направления деятельности и проблемы правоприменительной практики, как организационного, так и нормативного характера; особое внимание уделяется влиянию надлежащего уровня безопасной работы следователя на качество решения задач уголовного судопроизводства.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, предварительное расследование, следователь, меры безопасности, государственная защита участников уголовного судопроизводства.

Abstract. The article discusses the current legislative regulation of the issues of security investigative activities, and identifies gaps in the legal framework of the specified directions and problems of law enforcement, organizational and normative nature; special attention is paid to the influence of an appropriate level of safe work of the investigator as a solution to criminal proceedings.

Key words: criminal procedure, preliminary investigation, investigator, security measures, state protection ofparticipants of criminal proceedings.

В настоящее время большое внимание в научной литературе и на законодательном уровне уделяется вопросу государственной защиты участников уголовно-процессуальных отношений. В частности, определяется, что это требует комплексного подхода, включающего разработку процессуальных гарантий независимости и объективности должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам, решение проблем охраны участников уголовного судопроизводства уголовно-правовыми средствами, повышение эффективности мер обеспечения безопасности лиц, вовлекаемых в сферу уголовно-

процессуальной деятельности, а также развитие правовых средств охраны лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Решение названных и иных вопросов в рассматриваемой сфере правоотношений будет во многом способствовать противодействию преступности в целом. При этом только посредством создания надлежащих, особенно безопасных, условий работы органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, и условий для безопасного выполнения обязанностей иными участниками уголовного процесса, можно рассчитывать на реальное достижение назначения уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ).

Обратим внимание на то, что государство предпринимает необходимые правовые и организационные меры для мер обеспечения безопасности лиц, вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства (потерпевший, свидетель, подозреваемый, обвиняемый), оставляя без должного внимания весьма актуальную проблему обеспечения безопасной работы органов и должностных лиц, направляющих ход уголовно-процессуальной деятельности, особенно органов предварительного следствия.

Взаимосвязь эффективности следственной деятельности через создание следователям надлежащих безопасных условий работы и качественного решения задач уголовного судопроизводства естественна. При этом важным моментом является разработка и принятие стабильного и эффективного законодательства, регулирующего и обеспечивающего безопасность следственной деятельности. Именно в отношении следователей нередки случаи оказания противоправного воздействия в целях принятия ими процессуальных решений: о прекращении уголовного дела; переквалификации преступления на менее тяжкое; изменении объема обвинения; об отмене меры пресечения, связанной с лишением свободы и др., а также в целях выполнения ими противоправных действий: сокрытие или уничтожение доказательств, сообщение сведений об отдельных участниках процесса (например, оказывающих содействие органам расследования) и т.д.

Проблема обеспечения безопасности названных лиц сегодня остается актуальной, несмотря на то, что правовая база данной деятельности разработана уже достаточно давно.

Так, УК РФ устанавливает ответственность за деятельность, направленную на противодействие производству по уголовным делам: воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования - ст. 294, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование - ст. 295, угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования - ст. 296, неуважение суду - ст. 297, клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя - ст. 298.

В нормах материального права предусматриваются и иные виды повышенной уголовной ответственности за посягательство на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность, имущество, честь и достоинство лиц, осуществляющих правосудие, предварительное расследование или иную деятельность при производстве по уголовным делам.

Однако дополнительное гарантирование безопасности следственной деятельности отсутствует, по сравнению, в том числе, с судьями. Так, в Федеральном законе «О судебных приставах» [2] закреплена обязанность судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов: обеспечению в судах безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей; осуществлению охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время (ст. 11). В этих целях, а также для отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях, судебные приставы наделены правом применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст. 16-18).

Согласно Федеральному закону «О статусе судей в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 169-ФЗ [1] судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность (ст. 1). В статье 9 Закона указано, что судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об оружии» [3].

Отдельные нормы, касающиеся обеспечения безопасности следователей различных ведомств, а также сотрудников органов дознания, закреплены в соответствующих нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность правоохранительных органов в структуру которых они входят (ФЗ РФ «О полиции», ФЗ «О ФСБ» и т.д.). Общим же для всех является Федеральный закон от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [5].

В названном Законе отмечается: «В целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями настоящий Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких».

Согласно статье 1 обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных законом мер безопасности, правовой и социальной защиты (меры государственной защиты), применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Государственной защите в соответствии с Федеральным законом подлежат судьи, арбитражные заседатели, присяжные заседатели, прокуроры, следователи, лица, производящие дознание, лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и другие лица, реализующие правоохранительную функцию государства.

Защищаемым лицам обеспечивается: применение уполномоченными на то государственными органами (органы, обеспечивающие безопасность) мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества; применение мер правовой защиты, предусматривающих, в том числе, повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество; осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию установленного законом права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.

Рассматриваемый Закон предусматривает достаточно действенные меры защиты. Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности (ст. 5)

Во исполнение Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 года № 831 «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите» [6]. Однако оно по существу ничего не изменило. В Закон «Об оружии» были внесены изменения, обязывающие органы внутренних дел обеспечивать выдачу служебного оружия защищаемым лицам, однако данная процедура не была урегулирована. Не решил проблему и принятый МВД России Приказ № 438 от 20 декабря 1995 года «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», так как

он содержит лишь рекомендации общего характера собственного применения: «... обратиться с предложением в органы государственной власти субъектов Российской Федерации о выделении материально-технических средств для эффективного обеспечения мер безопасности в отношении защищаемых лиц (п. 2.3); ... изучить опыт государственной защиты судей и должностных лиц в зарубежных странах и подготовить предложения для его использования в деятельности органов внутренних дел России (п. 5).

Во многом указанный Закон остается скорее декларативным, нежели реально направленным на решение проблемы установления действенных мер по обеспечению безопасности следователей и иных должностных лиц.

В этой связи государство в лице высших органов законодательной и исполнительной власти должно приложить максимум усилий к решению проблемы обеспечения безопасности следователей и иных должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам. Только безопасная следственная работа гарантирует эффективное и качественное решение задач уголовного судопроизводства.

В настоящее же время важно акцентировать внимание на то, что в целях реализации предусмотренных мер безопасности должны обязательно проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» [4].

В целом, наиболее эффективным является комплексное, комбинированное применение указанных выше мер безопасности и только если учитывать особенности конкретного уголовного дела и конкретной оперативно-тактической ситуации. Исходя из анализа складывающейся обстановки, первоначально избранные меры безопасности должны дополняться другими.

Практическая реализация мероприятий по государственной защите следователей связана не только с обеспечением установленных законом мер безопасности, но и выявлением источника угрозы с последующей его нейтрализацией. Проведение данной работы было бы затруднительно, а зачастую и вообще невозможно, без привлечения сил и средств разных служб и подразделений органов внутренних дел и комплексного использования их возможностей, особенно оперативно-розыскных. Сосредоточение усилий всех тесно взаимодействующих правоохранительных органов позволяет рационально использовать силы и средства даже при ограниченном ресурсном финансировании правоохранительных органов и в целом такого направления государственной деятельности как противодействие преступности. В этой связи конструктивному взаимодействию между подразделениями и службами системы МВД, другими субъектами оперативно-розыскной деятельности и иными правоохранительными органами в процессе обеспечения безопасности лиц, осуществляющих производство по уголовным делам, требуется уделять больше внимания.

При этом отметим, что результативность обеспечения безопасности именно следователей (с учетом специфики из работы и большого количества находящихся в производстве уголовных дел, относящихся к категории тяжких и особо тяжких), как нам представляется, напрямую зависит от своевременности, количества и качества поступающих фактических оперативно-розыскных данных, от надлежащей обеспеченности именно этого направления деятельности конфиденциальным аппаратом, от объема и содержания оперативно-розыскных учетов. Обладая необходимым информационным ресурсом, можно четче ориентироваться в криминогенной ситуации, планировать оперативно-розыскные мероприятия, отслеживать их результативность и непосредственно воздействовать на конкретные криминальные формирования с целью предупреждения противоправного воздействия на следователя, осуществляющего производство по уголовному делу. Зачастую источники угроз, являясь представителями криминальных кругов, периодически попадают в поле зрения других оперативных служб, таких как подразделений уголовного розыска и ОБЭПиПК. Нередко эти подразделения обладают качественными позициями конфиденциального аппарата в среде угрозоносителя, что позволяет заранее определить его действия и подготовить комплекс мероприятий по недопущению посягательства на следователя.

В целом же, для того, чтобы деятельность по обеспечению безопасности следователя, обеспечению его плодотворной работы при расследовании уголовных дел могла достичь положительного результата, ей необходимо придать строго определенный характер: усовершенствовать организацию совместной работы указанных взаимодействующих субъектов и обеспечить надлежащее совместное планирование их деятельности. При этом в ходе планирования должны учитываться роль и место каждой из взаимодействующих сторон в общей системе совместных мер по обеспечению безопасности следователя, их оснащенность, специфику методов работы, возможности и целесообразность их использования при проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий. Указанные субъекты должны осознавать свою вспомогательную и обеспечивающую роль эффективной деятельности следователя по решению задач уголовного судопроизводства.

Литература

1. Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 169-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4934.

2. Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

3. Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

4. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

5. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 года № 831 «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 31. Ст. 3723.

Literature

1. Federal law "On status of judges in the Russian Federation" of 15 December 2001 № 169-FZ // collected legislation of the Russian Federation. 2001. No. 51. St. 4934.

2. Federal law "On bailiffs" dated July 21, 1997 № 118-FZ // collected legislation of the Russian Federation. 1997. No. 30. St. 3590.

3. Federal law "On weapons" of 13 December 1996 № 150-FZ // collected legislation of the Russian Federation. 1996. No. 51. St. 5681.

4. Federal law "On operational-investigative activities" of 12 August 1995 № 144-FZ // collected legislation of the Russian Federation. 1995. No. 33. St. 3349.

5. Federal law "On state protection of judges, officials law-enforcement and supervising bodies" from April, 20th, 1995 № 45-FZ // collected legislation of the Russian Federation. 1995. No. 17. St. 1455.

6. Resolution of the Government of the Russian Federation of July 17, 1996 n 831 "About an order of issuing weapons to persons subject to state protection" // collected legislation of the Russian Federation. 1996. No. 31. St. 3723.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.