Научная статья на тему 'Должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, как субъекты обеспечения безопасности'

Должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, как субъекты обеспечения безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1468
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / СУБЪЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макеева Н. В.

В статье рассматривается соотношение таких категорий, как «участники уголовного судопроизводства» и «субъекты обеспечения безопасности» и делается вывод, что круг лиц, составляющих данные группы, неодинаков. Подробно указаны должностные лица, которые являясь участниками уголовного судопроизводства, обладают правами и обязанностями субъектов обеспечения безопасности, при этом они являются защищаемыми лицами и лицами, обеспечивающими безопасность участников уголовного судопроизводства. Предложен точно очерченный круг должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, к которым могут применяться меры безопасности, что позволит эффективно решать вопросы государственной защиты участников уголовного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Макеева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, как субъекты обеспечения безопасности»

Макеева Н.В.

Должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, как субъекты обеспечения безопасности

Рассматривая соотношения таких категорий, как «участники уголовного судопроизводства» и «субъекты обеспечения безопасности», мы видим, что круг лиц, составляющих данные группы, неодинаков. Не все участники уголовного судопроизводства являются субъектами обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. К такому заключению можно прийти только при беглом просмотре ст. 2 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [1], согласно которому государственной защите подлежат: судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели; прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность; сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; сотрудники органов федеральной службы безопасности; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; судебные исполнители и т.д.

Все участники уголовного судопроизводства определены во II разделе Уголовно-процессуального кодекса РФ. Объединение в одном общем понятии «участники уголовного судопроизводства» таких субъектов уголовно-процессуальной деятельности, как орган дознания, следователь, прокурор, суд и граждане, заинтересованные в исходе дела, ставит их в один ряд. В действительности же на должностных лиц возлагаются обязанности по привлечению или допуску к участию в деле заинтересованных в его исходе граждан, обеспечению возможности реализации ими своих прав, отстаивания своих интересов. Кроме того, меры безопасности могут применяться к лицам, которые либо уже являются участниками уголовного судопроизводства, либо могут стать ими в перспективе, либо являлись ими.

Так, в УПК РФ участники уголовного судопроизводства, в зависимости от процессуальных функций, дифференцированы на четыре группы: суд; участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения; участники уголовного судопроизводства со стороны защиты; иные участники уголовного судопроизводства (раздел II, главы 5-8, ст. 29-60 УПК РФ).

В главе 5 УПК РФ в качестве участника уголовного судопроизводства называется суд. Суд, олицетворяющий самостоятельную (третью) ветвь государственной власти, является главным субъектом уголовного процесса, выполняющим функцию разрешения уголовного дела; его деятельность определяет исход уголовного процесса, «венчает» его сформулированным в приговоре выводом о виновности или невиновности подсудимого, ради которого этот процесс и был начат. Только суд может назначить предусмотренное законом наказание.

В п. 48 ст. 5 УПК РФ под судом понимается любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решение, предусмотренное УПК. То есть суд -коллективный государственный орган. Согласно ст. 30 УПК РФ рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или единолично.

Однако меры безопасности в соответствии с законом применяются в отношении определенного участника уголовного судопроизводства. В п. 54 ст. 5 УПК РФ судья - должностное лицо, уполномоченное осуществлять правосудие. Именно судьи принимают основные важные решения по уголовному делу, в частности судья (судьи), входящий в состав суда, именем Российской Федерации постановляет приговор. Кроме того, несмотря на то, что в ч. 2 ст. 29 УПК РФ в качестве правомочия суда называется право им принимать решения: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, о продлении срока содержания под стражей и т.д., основные решения в ходе досудебного и судебного производства все-таки принимает судья (например, ч. 1 ст. 108 УПК РФ), который оформляет их постановлением. Таким образом, право на защиту имеет именно судья.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» государственной защите подлежат судьи всех судов общей юрисдикции и присяжные заседатели, что устанавливается ст. 12 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» [2].

Согласно ст. 2 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» в рамках уголовного судопроизводства, помимо судьи, обеспечивается безопасность следующих должностных лиц: прокурора, следователя, лица, производящего дознание. Уголовно-процессуальную деятельность они осуществляют в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, которым определяются их полномочия. В соответствии с главой 6 УПК РФ сторону обвинения представляют следующие должностные лица: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель. Таким образом, мы видим определенные проблемы, а именно несовпадение должностных лиц - участников уголовного судопроизводства и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, в отношении которых могут применяться меры безопасности, предусмотренные ст. 2 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурором является должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В п. 31 ст. 5 разъясняется, что под прокурором как участником процесса, на которого распространяются полномочия, предусмотренные ст. 37, имеется в виду Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом «О Прокуратуре РФ». В отношении указанных лиц, обладающих полномочиями прокурора в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, представляя сторону обвинения в процессе, могут применяться меры безопасности.

В уголовном судопроизводстве такая процессуальная фигура, как государственный обвинитель, появляется в судебных стадиях. Согласно п. 6 ст. 5 УПК РФ государственный обвинитель - это поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры, а по поручению прокурора и в случаях, когда предварительное расследование произведено в форме дознания, а также дознаватель либо следователь. Должностным лицом органа прокуратуры согласно Федеральному закону «О Прокуратуре РФ» являются следующие лица: прокурор, его заместители, помощник прокурора, прокурор-криминалист, следователь и т.д. Указные лица подлежат защите независимо от того, в связи с выполнением каких служебных полномочий они нуждаются в защите, если возникает такая необходимость. Согласно ст. 45 Федерального закона «О Прокуратуре РФ» прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства.

Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей определяются Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Поэтому независимо от того, какой статус у должностного лица прокуратуры на определенный момент рассмотрения дела, он будет подлежать защите.

По-другому обстоит дело с дознавателем, который, являясь участником уголовного судопроизводства, между тем согласно Федеральному закону «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» не является защищаемым должностным лицом. Его можно было бы отнести к категории лиц, производящих дознание, однако согласно УПК РФ предварительное расследование в форме дознания может осуществлять и следователь, тогда и он может быть отнесен к данной категории. Исходя из того, что УПК РФ в качестве участников уголовного судопроизводства называются дознаватель и орган дознания, на наш взгляд, Федеральный закон необходимо привести в соответствие с УПК РФ.

Орган дознания, являясь участником уголовного судопроизводства, между тем не является субъектом защиты, поскольку деятельность по обеспечению безопасности персонифицирована. Согласно ст. 40 УПК РФ к органам дознания наряду с органами внутренних дел Российской Федерации и органами государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы относятся: главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, командиры воинских частей, соединений и т.д. Согласно п. 24 ст. 5 УПК РФ органом дознания являются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия, т.е. должностное лицо, уполномоченное осуществлять дознание, является органом дознания. В свою очередь, дознавателем именуется должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ). Реализация дознавателем и в целом

органом дознания совокупности предоставленных им УПК РФ полномочий образует деятельность дознавателя (органа дознания) в досудебном производстве, которая согласно ч. 2 ст. 40 УПК подразделяется на два вида:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

С учетом этого в Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» необходимо заменить в ч. 1 ст. 2 категорию «лица, производящие дознание» на «должностные лица органа дознания, правомочные либо уполномоченные осуществлять дознание или выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно».

Начальник органа дознания, несмотря на то, что не называется в числе самостоятельных участников уголовного судопроизводства, является коллективным участником процесса - органа дознания. Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания - это должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Он является должностным лицом органа дознания, между тем его полномочия отличаются от полномочий вышеуказанных лиц. Он сам возлагает полномочия по осуществлению предварительного расследования в форме дознания, утверждает обвинительный акт. В связи с этим на него также может оказываться давление со стороны участвующих в деле лиц, поэтому он также нуждается в обеспечении безопасности.

Безопасность следователя обеспечивается в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», в котором прямо в качестве одного из защищаемых лиц указывается следователь. Согласно ст. 151 УПК РФ предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, следователями органов Федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел РФ, следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. То есть это должностные лица, уполномоченные в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовным делам, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Однако в уголовном судопроизводстве в качестве самостоятельного участника выделяется руководитель следственного органа - должностное лицо. Согласно сложившейся системе органов предварительного следствия под наименованием «руководитель следственного органа» подразумеваются руководители следственного комитета, главного следственного управления, следственного управления, следственного отдела, следственного отделения, следственной группы и их заместители. Руководители структурных подразделений наделяются функциями и полномочиями «уководителя следственного органа в органах внутренних дел, Прокуратуре РФ, органах Федеральной службы безопасности России, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Руководители следственных органов наделены процессуальными и организационно-управленческими функциями. В пределах своей компетенции они осуществляют процессуальное руководство и процессуальный контроль в досудебном производстве по уголовным делам (согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса РФ) и управление подчиненными им органами предварительного следствия (в соответствии с нормами административного права, предусмотренными федеральными законами и подзаконными актами).

Процессуальный статус руководителя следственного органа в связи с внесенными поправками расширился, но, как и прежде, он заключается в том, что руководит деятельностью подчиненных ему следователей и осуществляет за ней контроль. В соответствии со ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа наделен полномочиями, которые влияют на ход расследования, несмотря на то, что следователь - процессуально самостоятельная фигура, и определяющие решения по делу он осуществляет под контролем начальника следственного отдела. Причем его указания в письменной форме обязательны для исполнения. Указания касаются производства следственных действий и принятия процессуальных решений, руководитель следственного органа принимает решения о передаче уголовного дела от одного следователя другому, может участвовать в производстве предварительного следствия либо лично производить предварительное следствие с использованием полномочий следователя.

Согласно последним поправкам теперь руководитель следственного органа дает согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, допускаемого на основании

судебного решения, возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, продлевать срок предварительного расследования, утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу и т.д.

В связи с широким кругом процессуальных полномочий, которыми он теперь наделен, а также арсеналом административных средств, руководитель следственного органа также может подвергаться противоправному воздействию со стороны определенных лиц в целях принятия решения или распоряжения по уголовному делу в интересах заинтересованных в исходе дела участников уголовного судопроизводства. Представляется, что в п. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» целесообразно дополнить категорию «защищаемые лица» категорией «руководитель следственного органа».

Начальник подразделения дознания согласно п. 17.1 ст. 5 УПК РФ - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. То есть должностное лицо, возглавляющее подразделение, а также его заместитель обладают уголовно-процессуальным статусом начальника подразделения дознания и в соответствии со ст. 40.1 УПК РФ наделяются полномочиями поручать дознавателям производство дознания по уголовному делу, а также правом возбуждать уголовное дело и принимать его к своему производству, производить дознание, при этом обладая полномочиями дознавателя. Указания начальника подразделения дознания в письменном виде обязательны для исполнения дознавателем.

Начальник подразделения дознания наделен полномочиями, которые влияют на ход расследования, также обладая возможностью направлять ход расследования, он может подвергаться воздействию со стороны заинтересованных лиц, в связи с чем он также нуждается в защите. Однако в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 40.1 УПК РФ, начальник подразделения дознания наделяется полномочиями дознавателя и может подлежать защите как указанная процессуальная фигура.

В деятельности по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства все лица и органы могут быть разделены на две основные группы, участники которых наделены определенными правами и обязанностями и выполняют установленные законом функции. Поэтому всех субъектов обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства можно разделить на две основные группы: 1) органы и должностные лица, обеспечивающие безопасность участников уголовного судопроизводства, и 2) защищаемые лица.

Первую группу субъектов в зависимости от их полномочий можно представить следующими подгруппами: а) органы и должностные лица, принимающие решение о применении мер безопасности, к которым относятся суд (судья), прокурор, начальник органа дознания, следователь, дознаватель; б) органы и должностные лица, осуществляющие меры безопасности, к которым относятся суд (судья), следователь, органы внутренних дел Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, командование соответствующих воинских частей и вышестоящее командование.

Защищаемыми лицами являются: 1) должностные лица, производящие уголовно-процессуальную деятельность в судебном и досудебном производстве, их близкие родственники, родственники или близкие лица (судья, присяжный заседатель, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное осуществлять дознание или выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно); 2) лица, которые отстаивают в уголовном деле охраняемые законом личный, защищаемый или представляемый интересы, связанные с исходом дела [3, с. 294], и их близкие родственники, родственники или близкие лица (потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, подозреваемый, обвиняемый, законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, заявитель, очевидец, жертва преступления).

Таким образом, вышеуказанные должностные лица, являясь участниками уголовного судопроизводства, обладают правами и обязанностями субъектов обеспечения безопасности, при этом они являются защищаемыми лицами и лицами, обеспечивающими безопасность участников уголовного судопроизводства. Предлагаемый нами точно очерченный круг должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, к которым могут применяться меры безопасности, позволит эффективно решать вопросы государственной защиты участников уголовного судопроизводства.

Литература

1. Собрание законодательства РФ. 2006. № 16. Ст. 1739.

2. Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3528.

3. Курс уголовного судопроизводства: Учебник. В 3 т. Т. 1. Общие положения уголовного судопроизводства / Под ред. В.А. Михайлова. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.