Научная статья на тему 'Актуальные вопросы обеспечения безопасности судей'

Актуальные вопросы обеспечения безопасности судей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2215
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / СУДЬЯ / ПРИСЯЖНЫЙ ЗАСЕДАТЕЛЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / STATE PROTECTION / JUDGE / JUROR / SAFETY OF PARTICIPANTS OF CRIMINAL LEGAL PROCEEDINGS / SAFETY MEASURES OF PARTICIPANTS OF CRIMINAL LEGAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лозовский Денис Николаевич

В статье рассмотрено современное состояние института государственной защиты судей в России. Автором проанализирована правовая основа обеспечение безопасности вышеуказанных лиц. В ходе анализа правоприменительной практики выявлены проблемы, возникающие в ходе осуществления данной деятельности, и предложены пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лозовский Денис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of judges’ safety

The paper examines the current state of institute of the state protection of judges in Russia. The author analyzes a legal basis of safety of the above-stated persons. During the analysis of law-enforcement practice, the problems arising during this activity are identified and ways of their elimination are offered.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы обеспечения безопасности судей»

УДК 351.746 ББК 67.401.132 - 71 Л 72

Д.Н. Лозовский,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России, заслуженный юрист Республики Адыгея, г. Краснодар, тел.: +7(861 )258-37-57, e-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СУДЕЙ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассмотрено современное состояние института государственной защиты судей в России. Автором проанализирована правовая основа обеспечение безопасности вышеуказанных лиц. В ходе анализа правоприменительной практики выявлены проблемы, возникающие в ходе осуществления данной деятельности, и предложены пути их устранения.

Ключевые слова: государственная защита, судья, присяжный заседатель, обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства, меры безопасности участников уголовного судопроизводства.

D.N. Lozovsky,

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Trial of the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia, Honored Lawyer of the Republic of Adyghea, Krasnodar, ph.: +7(861 )258-37-57, e-mail: [email protected]

TOPICAL ISSUES OF JUDGES' SAFETY

Abstract. The paper examines the current state of institute of the state protection of judges in Russia. The author analyzes a legal basis of safety of the above-stated persons. During the analysis of law-enforcement practice, the problems arising during this activity are identified and ways of their elimination are offered.

Keywords: state protection, judge, juror, safety of participants of criminal legal proceedings, safety measures of participants of criminal legal proceedings.

Поступательное политическое, экономическое и социальное развитие Российской Федерации требует укрепления государственной и судебной власти как гаранта правопорядка и безопасности граждан. Ведущую роль в обеспечении законности в сфере борьбы с преступностью играют судебная система, правоохранительные и контролирующие органы.

Конституция Российской Федерации (ст. 45) гарантирует государс-

твенную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а равно обеспечивает состояние защищенности прав и законных интересов судей и присяжных заседателей, так как рассматриваемые преступления посягают, прежде всего, на государственную власть и порядок управления, а также жизнь, здоровье, имущество, подвергающееся незаконному воздействию в связи с профессиональной деятельностью указанной категорией лиц.

Как верно заметили Г.П. Афонь-кин, Т.В. Астишина, «в настоящее время проблема обеспечения безопасности судей, присяжных заседателей приобретает все большую актуальность в условиях роста особо тяжких преступлений, совершаемых в связи с их служебной деятельностью. В целях уклонения от уголовной ответственности, подозреваемые, обвиняемые, подсудимые и иные заинтересованные лица готовы совершать в отношении них новые преступления, в том числе особо тяжкие» [1; 3].

Правовую основу деятельности по организации и осуществлению мер безопасности в отношении судей и присяжных заседателей составляют:

- Федеральный закон от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (далее -Федерального закона № 45-ФЗ) [2];

- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 900 «Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите» [3];

- Постановление Правительства Российской Федерации № 890 «О порядке финансирования и материально-технического обеспечения мер государственной защиты, предусмотренных в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, денежное содержание которых осуществляется за счет средств Федерального бюджета» (далее - Постановление Правительства № 890) [4];

- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 г. № 647 «О возмещении вреда судьям, должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов и членам их семей ущерба, причиненного уничтожением или повреждением их имущества в связи со служебной деятельностью» [5];

- Приказ МВД РФ от 21.03.2007 г. № 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких» [6].

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 45-ФЗ, обеспечение государственной защиты судей и присяжных заседателей состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных законом мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, а также членов их семей, на которых может быть оказано воздействие с целью воспрепятствования законной деятельности субъектов государственной защиты.

Государственной защите, в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели.

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) временное помещение в безопасное место;

4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

6) переселение на другое место жительства;

7) замена документов, изменение внешности.

Применение и осуществление мер безопасности в отношении судей (присяжных заседателей) возлагается на органы внутренних дел.

Меры безопасности в отношении судей военных судов осуществляются также командованием соответствующей воинской части или начальником соответствующего военного учреждения.

Рассмотрим порядок осуществления государственной защиты судей и присяжных заседателей.

Поводом для обращения с целью рассмотрения вопроса об осуществлении государственной защиты в отношении судьи (присяжного заседателя) может являться:

а) применение насилия, не опасного для жизни и здоровья (в частности, побоев или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо ограничением его свободы, в том числе связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и т.д., в связи с осуществлением лицом своих должностных обязанностей, в том числе осуществлением правосудия и предварительного следствия по уголовным делам, а равно производством исполнительских действий по вступившим в законную силу решениям суда);

б) активные действия, выражающиеся в создании опасной для жизни судей судов всех уровней, присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей, лиц, производящих дознание, защитников, экспертов, судебных приставов, судебных исполнителей, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов (или для жизни их близких) ситуации, с применением оружия, предметов, используемых в качестве оружия, отравления, поджога дома или служебного помещения (с заведомо

находящимися внутри людьми), создание условий для дорожно-транспортного происшествия и др.;

в) устное, письменное или с использованием средств связи сообщение, а также доведение любым другим способом до сведения представителя власти (должностного лица) угрозы, содержащей намерение применить насилие в отношении него или его близких, в связи с осуществлением лицом своих должностных обязанностей, в том числе осуществлением правосудия и предварительного следствия по уголовным делам, а равно производством исполнительских действий по вступившим в законную силу решениям суда.

Кроме того, поводом для рассмотрения вопроса о необходимости применении мер безопасности может служить информация, поступившая от председателя суда, о наличии угрозы возникновении вышеуказанных обстоятельств при реализации лицом своих должностных обязанностей. При поступлении в территориальный орган МВД России заявления (обращения) или информации от председателя суда или руководителя соответствующего правоохранительного органа, в течение 3-х суток со дня его регистрации, будет инициировано проведение проверки на предмет установления достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности должностного лица.

По результатам проверки заявления (обращения) или информации будет принято одно из следующих решений:

- о применении мер безопасности в соответствии с Федеральным законом № 45-ФЗ, при установлении оснований для осуществления государственной защиты, предусмотренных статьей 13 Федерального закона;

- об отказе в применении мер государственной защиты в связи с: а) отсутствием реальной угрозы;

б) угрозой, не связанной с исполнением служебных обязанностей.

При принятии решения о применении мер безопасности дальнейшая работа будет строиться в соответствии с действующим законодательством и ведомственными правовыми актами, регламентирующими данное направление деятельности. В случае отказа в применении мер безопасности данное решение может быть обжаловано в вышестоящем правоохранительном органе, прокуратуре либо в суде.

В ходе деятельности по обеспечению государственной защиты судей (присяжных заседателей) сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с рядом проблем. Среди них можно выделить следующее.

1. Сложности, связанные с финансовым обеспечением данной деятельности. Согласно Постановлению Правительства РФ № 890, обеспечение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья судей и присяжных заседателей, а также сохранности их имущества, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств, выделяемых на содержание органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, федеральных органов государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба.

В данной ситуации у подразделений, осуществляющих государственную защиту судей, отсутствует возможность планирования расходов, им приходится сталкиваться с конкуренцией иных оперативных подразделений при распределении денежных средств. Необходимо заметить, что обеспечение безопасности лиц, указанных в Федеральном законе от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ

[7], осуществляется за счет Государственной программы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразным является изменить источник финансирования государственной защиты судей (присяжных заседателей), например, предусмотрев эти расходы в рамках вышеуказанной программы.

2. Остается актуальной проблема выполнения судьями требований органов, осуществляющих государственную защиту.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 45-ФЗ, защищаемому лицу могут быть даны определенные предписания, соблюдение которых необходимо для его безопасности, в ст. 17 указано, что защищаемое лицо обязано, в том числе, выполнять законные требования органа, обеспечивающего безопасность. В то же время судья обладает специальным статусом, предусмотренным законодательством. Особенности правового положения судьи, его статус обеспечиваются государственными гарантиями его независимости, которые включают: определенные законом процедуры осуществления правосудия; несменяемость судьи; порядок приостановления и прекращения полномочий и его право на отставку; неприкосновенность судьи и др.

В связи с этим на практике возникают определенные сложности во взаимодействии защищаемого лица с органами государственной защиты.

Договор между защищаемым лицом по Федеральному закону № 45-ФЗ и органом внутренних дел не составляется (в отличие от государственной защиты лиц, указанных в Федеральном законе № 119-ФЗ). В связи с этим в целях повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, на наш взгляд, целесообразно предусмотреть выполнение судьями ряда

требований, которые можно закрепить в ведомственной инструкции.

В частности, среди них можно выделить следующие обязанности:

1. Не планировать выход и пребывание вне места временного и постоянного проживания в период с 22.00 до 07.00 ежедневно без наличия веских обстоятельств. Выход защищаемого лица в указанное время согласуется заранее с сотрудником органа, осуществляющего меры безопасности.

2. Не препятствовать нахождению сотрудников, осуществляющих меры безопасности, в помещениях либо транспортных средствах, а равно иных местах, где сотрудники не могут осуществлять визуальный контроль за окружающей защищаемое лицо обстановкой.

3. Не требовать от сотрудников, осуществляющих меры безопасности, раскрытия любых сведений, касающихся организации, осуществления и планирования, проведения мероприятий ими по контролю лиц, находящихся в непосредственной близости от защищаемого лица, либо вызывающих подозрение и т.д., за исключением случаев экстренной необходимости при угрозе жизни и здоровью защищаемого лица. В данном случае информация может быть доведена только по решению самого сотрудника.

4. Не требовать от сотрудников, обеспечивающихмерыбезопасности,

совершения каких-либо действий, если они прямо не связаны с пресечением совершения преступления/ правонарушения и признаются сотрудником обоснованными.

5. Не нарушать общественный порядок и не вступать в конфликтные ситуации с гражданами при применении мер безопасности.

6. Максимально ограничивать круг встреч с лицами, не входящими в число близких родственников, и не раскрывать сведения о сотрудниках, осуществляющих меры безопасности, в том числе сообщать информацию об их ведомственной принадлежности.

7. Не сообщать кому-либо сведения о своем текущем местонахождении при применении мер безопасности, в том числе сотрудникам правоохранительных органов, не задействованных в их осуществлении.

8. Планировать все свои перемещения только с предварительного уведомления сотрудника, осуществляющего меры безопасности. Выезд за пределы населенного пункта осуществлять после согласования с органом, осуществляющим меры безопасности.

Таким образом, нами рассмотрен общий алгоритм действий, направленных на повышение эффективности деятельности по обеспечению безопасности судей и присяжных заседателей.

Примечания:

1. Афонькин Г.П., Астишина Т.В. Правовые, организационные и тактические вопросы обеспечения оперативными подразделениями органов внутренних дел государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: учеб.-практ. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2013. 76 с.

2. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: федер. закон от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г.) // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

3. Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите: постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 900 // СЗ РФ. 2005. № 2. Ст. 158.

4. О порядке финансирования и материально-технического обеспечения мер государственной защиты, предусмотренных в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, денежное содержание

которых осуществляется за счет средств федерального бюджета: постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 890 // СЗ РФ. 2005. № 2. Ст. 154.

5. О возмещении судьям, должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов или членам их семей ущерба, причиненного уничтожением или повреждением их имущества в связи со служебной деятельностью: постановление Правительства РФ от 27.10.2005 г. № 647 // СЗ РФ. 2005. № 44. Ст. 4568.

6. Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких: приказ МВД РФ от 21.03.2007 г. № 281 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 47.

7. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: федер. закон от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ (ред. от 08.03.2015 г.) // Российская газета. 2004. 25 авг.

References:

1. Afonkin G.P., Astishina T.V. Legal, organizational and tactical problems of ensuring state protection of judges, officials of law-enforcement and controlling bodies by operational divisions of internal affairs: a manual. - Domodedovo: VIPK of the Russian Interior Ministry, 2013 - 76 pp.

2. Federal Law of 20.04.1995 No. 45-FZ (ed. by 02.03.2014) On state protection of judges, officials of law-enforcement and controlling bodies // SZ of the RF, 24.04.1995, No. 17, Art. 1455.

3. RF Government Decree of 31.12.2004 No. 900 On approval of the list of categories of state and municipal employees, subject to state protection // SZ of the RF, 10.01.2005, No. 2, Art. 158.

4. Resolution of the RF Government of 31.12.2004 No. 890 On the financing and logistic support of the state protection measures provided for judges, law enforcement officials and controlling bodies, the monetary support of which is maintained by the federal budget // SZ of the RF, 10.01.2005, No. 2, Art. 154.

5. RF Government Decree of 27.10.2005 No. 647 On compensation to judges, officials of law-enforcement and controlling bodies or members of their families for damage caused by the destruction or damage to their property in connection with official activities // SZ of the RF, 31.10.2005, No. 44, Art. 4568.

6. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 21.03.2007 No. 281 On the approval of the Administrative Regulation of the Russian Interior Ministry for the implementation of the state function of ensurance, in accordance with the legislation of the Russian Federation, the state protection of judges, officials of law enforcement and controlling bodies, the security of participants in criminal proceedings and their relatives // Bulletin of normative acts of the federal bodies of executive power, No. 47, 19.11.2007.

7. Federal Law of 20.08.2004 No. 119-FZ (ed. of 08.03.2015) On state protection of victims, witnesses and other participants in the criminal justice // Rossiiskaya gazeta, No. 182, 25.08.2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.