Научная статья на тему 'Об ограничении права собственности граждан и юридических лиц, на средства водного транспорта, используемого в интересах обороны'

Об ограничении права собственности граждан и юридических лиц, на средства водного транспорта, используемого в интересах обороны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Серенко Сергей Борисович, Беляков В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об ограничении права собственности граждан и юридических лиц, на средства водного транспорта, используемого в интересах обороны»

_Государство и право

Возможные пути сохранения обычая в качестве источника состояли в следующем:

1. Обычаи должны руководить жизнью крестьян и служить базисом судебных решений;

2. Обычаи должны быть зафиксированы письменно и санкционированы государством;

3. Должны быть сохранены особые суды обычного права.

Такие реформы вновь отдаляли слияния крестьянского населения с другими слоями и сословиями России. Делали недоступным для широких слоев крестьянства нормальное, в европейском понимании этого слова, судопроизводство.

К сожалению, законодатели 1907-1912 гг. пойдут именно по пути компромисса, выхолащивая саму идею многих коренных реформ русской крестьянской жизни, в том числе, в гражданско-правовой сфере.

Таким образом, современная наука и правоприменительная практика может опереться на опыт использования обычая в качестве источника права в значительно ограниченном объеме. Использование обычаев делового оборота в современной России обусловлено развитием предпринимательских отношений, применение актов международного права, широкого использования в практической деятельности актов применения права судами.

С. Ъ. Серенко, у. Ъеляков Об ограничении права собственности граждан и юридических лиц на средства водного транспорта, используемого в интересах обороны

В соответствии с п. 2 и 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, кроме того, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

При толковании и применении ч. 3 ст. 35 необходимо помнить, что лишение лица его имущества по решению суда может иметь место только в предусмотренных законом случаях. Это возможно либо в порядке конфискации в виде наказания за совершенное правонарушение, либо в порядке реквизиции, о чем и идет речь в ч. 3 этой статьи.

Исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия у собственника имущества содержится в п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Принудительное отчуждение имущества для этих нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. К таким случаям ГК РФ отно-

Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Р^^,

сит: отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится (ст. 239); реквизицию (ст. 242); национализацию (п. 2 ст. 235). Изъятие имущества по этим основаниям производится возмездно с возмещением собственнику убытков в порядке, установленном ст. 239-243, 306 ГК РФ.

В ст. 242 ГК РФ "Реквизиция" предусмотрено, что в случаях стихийныгх

^ и и и и ^

бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества. Однако, на основании п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Права и свободы человека и гражданина не являются безграничными. Человек живет в обществе, поэтому осуществление человеком прав и свобод не должно наносить вред другим членам общества. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены. Ч. 3 ст. 55 Конституции помимо допуска таких ограничений устанавливает ряд обязательных требований при их осуществлении. Первое требование — права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом. Второе требование — права и свободы человека могут быть ограничены лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Третье требование — ограничение прав и свобод человека допустимо только в той мере, в какой это необходимо в указанных выше целях.1

В соответствии с действующим законодательством, определены следующие условия ограничения прав граждан на распоряжение имуществом (а именно, средствами транспорта, и водного в частности):

1. В условиях чрезвычайного положения. (Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении")

Чрезвычайное положение означает вводимый, в соответствии со ст. 56 п. 1 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Феде-

1 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. Комментарий к ст. 55.

_Государство и право

ральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Ст. 13 п. "в", данного федерального конституционного закона определяет меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте "б" ст. 3 и предусматривает на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации привлечение государственного материального резерва, мобилизацию ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентацию указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности.

2. В условиях военного положения. (Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении") и в мобилизационный период.

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, в соответствии со ст. 87 п. 2 Конституции Российской Федерации, президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. В период действия военного положения в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона "О военном положении", могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее — граждане), деятельность организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

В частности, на основании п/п.7 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военном положении" на основании указов президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, в соответствии со ст. 242 ГК РФ, применяется изъятие необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества, осуществляемое в порядке реквизиции. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения режима военного положения и правовое положение организаций в период действия военного положения по реквизиции имущества у организаций и граждан определены в ст. 14 и 19 Федерального конституционного закона "О военном положении".

Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Р^^.

3. В период мирного времени.

Объем мероприятий, определяющий условия привлечения транспортных средств в мирное время в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничен перечнем мероприятий военно-транспортной обязанности, исполняемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в соответствии с п. 5 р. 2 Указа президента Российской Федерации от 2.10.1998 г. N 1175 "Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности", а именно:

1) проведением мероприятий, связанных с учетом транспортных средств;

2) путем заблаговременной подготовки транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, и обеспечения работы этих транспортных средств в соответствии с мобилизационными заданиями.

Перечни транспортных средств, подлежащих предоставлению войскам, формированиям и органам гражданами, устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации, а перечни транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, кроме того, согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, в условиях мирного времени (за исключением режима чрезвычайного положения) и в период вооруженных конфликтов, до объявления мобилизации, действующая нормативно-правовая база не предусматривает принудительного порядка привлечения (в форме изъятия) средств водного транспорта в интересах обороны, а, следовательно, отношения, носящие имущественный характер, в указанный период должны строиться исключительно на договорных (контрактных) условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.