Научная статья на тему 'Реквизиция. Комментарий к статье 242 гражданского кодекса РФ'

Реквизиция. Комментарий к статье 242 гражданского кодекса РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3524
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реквизиция. Комментарий к статье 242 гражданского кодекса РФ»



* КОММЕНТИРУЕМ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО *

Реквизиция. Комментарий к статье 242 Гражданского кодекса РФ

М. Н. Малеина

Реквизиция — особое основание прекращения права собственности, закрепленное в главе 15 «Прекращение права собственности» ГК РФ. Реквизиция упоминается также в Земельном кодексе РФ1 2001 г. (ст. 51) применительно к земельному участку, в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»2 1999 г. (ст. 8) применительно к собственникам — иностранным инвесторам или коммерческим организациям с иностранными инвестициями. В настоящее время отдельный федеральный закон, учитывающий условия и порядок реквизиции ко всем объектам и с учетом любых собственников, не принят.

В Федеральном конституционном законе «О военном положении»3 2002 г. (п. 2 ст. 7) и в Федеральном законе «О мобилизационной подготовке и о мобилизации в Российской Федерации»4 1997 г. (п. 1 ст. 9; п. 1 ст. 10) говорится об изъятии имущества с последующей выплатой государством стоимости без использования термина «реквизиция». В Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении»5 2001 г. (ст. 13) упоминается о

Малеина Марина Николаевна — профессор кафедры гражданского права МГЮА, доктор юридических наук.

1 См.: СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

2 См.: СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.

3 См.: СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

4 См.: СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014.

5 См.: СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

привлечении транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при введении чрезвычайного положения в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

В ранее действовавшем законодательстве реквизиция предусматривалась Декретами «О реквизициях и конфискациях» от 16 апреля 1920 г., «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и общества» от 17 октября 1921 г., принятыми СНК РСФСР; Гражданским кодексом РСФСР 1922 г. (ст. 69), Гражданским кодексом РСФСР 1964 г. (ст. 149). ВЦИК и СНК РСФСР 28 марта 1927 г. был утвержден Сводный закон о реквизиции и конфискации имущества6 .

Действующий Гражданский кодекс предлагает считать реквизицией принудительное безвозмездное изъятие имущества у собственника с выплатой ему стоимости при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в порядке и на условиях, установленных законом. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» указывает, что основания для реквизиции могут быть установлены и международным договором.

В статье 51 ЗК РФ в объем понятия «реквизиция» включается и временное изъятие имущества у собственника. Некоторые юристы

6 См.: Документы СССР // СПС «Консуль-тантПлюс».

предлагают считать такую меру вторым видом реквизиции7. Представляется, что принудительное временное изъятие имущества у собственника в связи с чрезвычайными обстоятельствами — особая самостоятельная мера8, которая имеет другие параметры по видам изымаемого имущества, размеру и порядку расчета компенсации, основанию возврата имущества.

С какой целью государственные органы проводят реквизицию? Думается, что основная цель — ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий. В юридической литературе было высказано соображение о том, что реквизиция допустима и для последующего уничтожения имущества, в частности для уничтожения зараженных животных в случае эпизоотии9.

По материалам одного спора ЗАО «Торговая фирма «Сокольники» обратилось в суд с иском о взыскании компенсации за утраченное имущество — нежилое помещение общей площадью 163,1 кв. м, ссылаясь на проведенную реквизицию (ст. 242 ГК РФ). В судебном заседании было установлено, что в связи с реальной угрозой обвала дома (где находилось спорное помещение) по распоряжению префекта ЦАО г. Москвы здание было снесено. Суд первой инстанции, апелляционный суд и ФАС Московско-

7 См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С. А. Боголюбова, Е. Л. Мининой. М., 2004. С. 249 (автор комментария к ст. 51 — М. Г. Масе-вич).

8 См.: Таскин Н. И. Реквизиция как один из случаев принудительного прекращения права собственности на земельные участки // Юрист. 2003. № 3.

9 См.: Грудцына Л. Военно-транспортная обязанность: хороший военком лучше плохого закона // Адвокат. 2001. № 11. С. 50; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. О. Н.Садикова. М., 2005 (автор комментария к ст. 242 — М. Г. Масевич)

го округа, на мой взгляд, правомерно отказали в удовлетворении искового требования, поскольку причиной утраты имущества стало не изъятие, а снос дома из-за аварийного состояния10.

Таким образом, квалифицирующим признаком реквизиции по действующему законодательству является дальнейшее использование и сохранение имущества при принудительной смене собственника. Безусловно, собственник может и уничтожить имущество, но предварительно хотя бы краткосрочно осуществляет владение и пользование им. Однако акт о ликвидации имущества (сносе) в отличие от реквизиции прекращает право частной собственности, не порождая права государственной собственности.

Если же задуматься о совершенствовании законодательства, то в дальнейшем возможно уточнение понятия «реквизиция» путем указания на то, что реквизируемое имущество переходит в собственность государства или уничтожается.

В качестве объекта изъятия подразумевается любое имущество, принадлежащее на праве собственности. На практике объектами реквизиции становятся транспортные средства, рабочий и продуктивный скот, продовольствие.

Согласно Положению о военно-транспортной обязанности11, утвер- ' жденному Указом Президента РФ от 2 октября 1998 г., перечни транспортных средств, подлежащих предоставлению войскам, формированиям и органам гражданами, устанавливаются Министерством обороны РФ (п. 21). В частности, приказом Минобороны России от 31 декабря 1999 г. № 62812 дан исчерпы-

10 См.: Постановление ФАС Московского округа от 26 января 2006 г. Дело № КГ-А40/ 13768-05 // СПС «КонсультантПлюс»: Судебная практика.

11 См.: СЗ РФ. 1998. № 40. Ст. 4941.

12 См.: «КонсультантПлюс»: Эксперт Приложение.

вающий перечень из 15 наименований изымаемой техники, гужевого и вьючного транспорта (легковые автомобили повышенной проходимости (полноприводные) производства отечественных заводов-изготовителей; грузовые и специальные автомобили всех марок, прицепы и полуприцепы к ним; краны автомобильные; автобусы всех марок; верблюды; ездовые олени и проч.).

По Декрету 1920 г. реквизиция вещей домашнего обихода (мебели, одежды, обуви, посуды и проч.) воспрещалась. Возникает вопрос, нужно ли вводить подобные ограничения сегодня? Ответ зависит от понимания соотношения общественного и частного интереса. Полагаем, не может быть реквизировано имущество, отсутствие которого приведет к гибели (ликвидации) носителя интереса — гражданина или юридического лица. Для физического лица следует ввести запрет реквизиции продуктов питания и денег на общую сумму величины прожиточного минимума; предметов необходимой домашней обстановки и обихода, необходимых вещей индивидуального пользования (одежда, обувь); топлива, необходимого для отопления своего жилища и приготовления ежедневной пищи; жилого помещения, которое является единственно пригодным для постоянного проживания. В отношении имущества юридического лица требуется ввести запрет реквизиции части уставного фонда, если снижение приведет к принудительной ликвидации юридического лица в соответствии с законом. Следует отметить, что данное предложение требует дополнительного уточнения по кругу объектов и по их денежной оценке или количеству.

Для сравнения укажем, что в случае реквизиции консульских помещений, предметов их обстановки, иного имущества консульского учреждения принимаются все возможные меры для избежания

нарушения выполнения консульским учреждением своих функций13.

Статья 242 ГК РФ не называет собственников изымаемого имущества. Следовательно, реквизиция может быть проведена не только в отношении имущества граждан и юридических лиц, но и муниципальных образований. ФКЗ «О военном положении» говорит о реквизиции имущества только у граждан и юридических лиц.

Можно выделить два условия проведения реквизиции. Во-первых, необходимо наступление обстоятельств, носящих чрезвычайный характер. К таким обстоятельствам, как правило, относятся стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, аварии. ФКЗ «О военном положении» допускает реквизицию при введении военного положения в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии.

ГК РСФСР 1964 г. не указывал на необходимость наличия чрезвычайных обстоятельств. В качестве примера приведем решение Администрации Приморского края от 14 июля 1994 г. № 340 о реквизиции без-надзорно брошенных судов научно-технического центра «Дальвент» в акватории залива Петра Великого в связи с созданием опасности для торговли и пассажирского судоход-ства14. Были ли подобные обстоя- = тельства чрезвычайными или нет, спорно.

Очевидно, что реквизиция не является санкцией, как конфискация.

Во-вторых, требуется наличие общественного интереса в реквизиции, а именно в использовании изъятого имущества для предотвращения сложившихся чрезвычай-

13 См., например: Статья 43 Консульской Конвенции между Российской Федерацией и Сербией и Черногорией (заключена в Белграде 7 ноября 2005 г.) / / СПС «Консуль-тантПлюс»: Международное право.

14 См.: СПС «КонсультантПлюс»: Регио-

нальное законодательство.

ных обстоятельств. В ЗК РФ использован оборот «в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз». В ФКЗ «О военном положении» интересом общества названы нужды обороны.

Законодательству известно также как самостоятельное основание прекращения права собственности изъятие имущества (земельного участка) для государственных или муниципальных нужд в отсутствие чрезвычайных обстоятельств. Не случайно решением Верховного Суда Республики Татарстан было признано противоречащим федеральному законодательству положение п. 1 ст. 119 Земельного кодекса РТ, из которого следовало тождество актов изъятия для государственных (муниципальных) нужд и реквизи-

ции15 .

Порядок проведения реквизиции разработан следующим образом. Решение о реквизиции принимается государственным органом (в ЗК РФ уточняется — уполномоченным исполнительным органом государственной власти, в ФКЗ «О военном положении» — федеральным органом исполнительной власти). Так, в Законе Ярославской области от 7 апреля 2003 г. № 19-з «О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в Законе Амурской области от 4 апреля 2003 г. № 203-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти области и органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений» предусмотрено, что решение о реквизиции принимает Ад-

15 См.: Решение Верховного суда Республики Татарстан от 14 июля 2003 г. № 3п-1-65/2003 «О признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Земельного кодекса Республики Татарстан» // СПС «КонсультантПлюс»: Региональное законодательство.

министрация соответствующей области.

Как соотносится принятие решения государственным органом о принудительном прекращении права частной собственности с конституционным положением о лишении имущества только по решению суда? В юридической литературе объясняется, что реквизиция — крайняя мера, направленная на ограничение прав и свобод граж-дан16, пережиток советского периода российского гражданского пра-ва17.

Думается, что изъятие имущества является не ограничением, а прекращением права собственности у прежнего собственника. Кроме того, Конституция РФ (ст. 35) никаких исключений (крайних мер) не приводит. Очевидно и то, что без принудительного изъятия имущества в административном порядке в собственность государства не удастся быстро и эффективно ликвидировать чрезвычайную ситуацию. Не секрет, что реквизиция предусмотрена и в зарубежных государствах, которые самостоятельно строили свою правовую систему без оглядки на «советский порядок»18. Кроме того, некоторые юристы считают, что институт реквизиции даже традиционен для вся-

16 См.: Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. В. П. Мозолина, М. Н. Малеиной. М., 2004. С. 508 (автор комментария к ст. 242 — С. В. Артемен-ков).

17 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. е М., 2004 (автор комментария к ст. 242 — А. А. Рубанов).

18 Например, в ст. 952 Гражданского кодекса Квебека используется термин «экспроприация» как принуждение собственника в виде исключения к уступке своей собственности для общественных нужд в соответствии с законом за справедливое и предварительное возмещение.

кого правопорядка19 . Следует согласиться с теми юристами, которые предлагают внести изменения в Конституцию РФ20.

Собственнику выплачивается стоимость имущества. При этом оценка стоимости может быть оспорена собственником в суде. Спор о размере компенсации не приостанавливает применение реквизиции. При реквизиции имущества иностранного инвестора компенсация должна выплачиваться в валюте, в которой были осуществлены первоначально инвестиции.

Собственнику земельного участка по его желанию либо выплачивается рыночная стоимость имущества, либо предоставляется равноценный земельный участок. По ГК РСФСР 1922 г. вознаграждение собственнику выплачивалось «по средним рыночным ценам». По Декрету 1921 г. допускалась по желанию собственника замена денежной оплаты натуральной.

По Закону Республики Татарстан от 19 июля 1994 г. № 2180-Х11 «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» при принятии решения о реквизиции государственные органы, осуществляющие указанные принудительные меры, назначают независимый компетентный орган или учреждение для проведения оценки стоимости изымаемых инвестиций.

Срок выплаты компенсации не указывается. По Сводному закону 1927 г. компенсация производилась не позднее месячного срока со дня фактического изъятия имущества. В Законе Республики Мордовия от 14 июня 1996 г. № 24-З «Об иностранных инвестициях в Республике Мордовия» предусмотрено, что иностранному инвестору выплачивает-

19 См.: Горбачев Д., Нам К. Конституционные гарантии охраны права собственности / / Хозяйство и право. 1997. № 11. С. 125.

20 См.: Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1999. С. 368 (автор — Ю. К. Толстой).

ся «быстрая компенсация». Очевидно, в настоящее время предполагается, что компенсация выдается сразу при подписании акта либо в разумный срок.

Собственнику земельного участка выдается документ о реквизиции. При изъятии транспортных средств у граждан в военное время им выдаются документы, подтверждающие предоставление транспортных средств. Требования к содержанию таких документов не установлены. Ранее по Декрету 1921 г. при каждой реквизиции составлялся акт, подписываемый собственником, должностным лицом и двумя свидетелями. Видимо, подобный акт необходимо ввести и в современную практику при реквизиции любого имущества. Предлагаем следующий бланк (примерная форма) такого акта:

АКТ О РЕКВИЗИЦИИ дата

Наименование и местонахождение собственника

Объект реквизиции (описание) Основания реквизиции

Размер компенсации составляет

Компенсация произведена не произведена _

Реквизиция произведена по распоряжению

(указание государственного органа)

Реквизицию производил

(указание должности, фамилии и инициалов)

При реквизиции присутствовали

(фамилии и инициалы 2-х свидетелей)

Подписи: должностного лица собственника

2-х свидетелей

Подобный акт должен выдаваться собственнику, а копия — государственному органу.

Куда направляется реквизируемое имущество? Можно предположить, что имущество поступает в распоряжение государственных органов, проводивших реквизицию. Реже в актах субъектов Российской Федерации прямо указываются направления использования реквизируемого имущества. Например, согласно Закону Свердловской области от 22 ноября 1999 г. № 31-ОЗ «О государственной казне Свердловской области» имущество, полученное в результате реквизиции, поступает в государственную казну Свердловской области.

Реквизиция производится без ограничения срока, то есть безвозвратно.

Бывший собственник вправе требовать по суду возврата ему имущества при условии сохранения имущества и прекращении действия обстоятельств, вызвавших реквизицию.

Как решается вопрос о выплаченной компенсации?

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» предусматривает обязанность бывшего собственника возвратить полученную им сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. Думается, что эта норма может быть использована в порядке аналогии закона и в других ситуациях реквизиции.

В случае нарушения правил проведения реквизиции потерпевший собственник наряду с требованием возврата неправильно изъятого имущества в натуре вправе требовать и возмещения убытков в полном объеме.

Высказанные размышления о применении института реквизиции настоятельно требуют принятия специального закона или внесения дополнений в ГК РФ.

—<3—— 8»—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.