Научная статья на тему 'Гарантия конституционных прав граждан на предпринимательство и частную собственность при чрезвычайных ситуациях как приоритетная задача механизма страхования'

Гарантия конституционных прав граждан на предпринимательство и частную собственность при чрезвычайных ситуациях как приоритетная задача механизма страхования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
733
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГАРАНТИИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / СТРАХОВАНИЕ / WARRANTY / EMERGENCY / BUSINESSMENS / INSURANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галенпольский Федор Станиславович, Чебунин Алексей Викторович

Статья посвящена российскому законодательству о чрезвычайных ситуациях, страховому законодательству, вопросам защиты предпринимателей от чрезвычайных ситуаций с помощью механизма страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Warranty of Citizens Constitutional Rights Business Activity and Private Property in the Time of Emergency as a Priority Goal of Insurance

An article lights the way for legislation on emergency, protection of businessmen in case of emergency with the help of insurance in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Гарантия конституционных прав граждан на предпринимательство и частную собственность при чрезвычайных ситуациях как приоритетная задача механизма страхования»

Вопросы конституционного права

УДК 342.4:346.26

ГАРАНТИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА МЕХАНИЗМА СТРАХОВАНИЯ

© Галенпольский Ф. С., Чебунин А. В., 2009

Статья посвящена российскому законодательству о чрезвычайных ситуациях, страховому законодательству, вопросам защиты предпринимателей от чрезвычайных ситуаций с помощью механизма страхования.

Ключевые слова: гарантии; чрезвычайные ситуации; предприниматели; страхование.

1

По нашим данным, например, в Германии насчитывается более 3 млн. малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей в ремесленном производстве, промышленности и непроизводственных отраслях, торговле, сфере услуг и свободных профессий. Это более 99 % предприятий-налогоплательщиков. На них приходится почти 70 % рабочих мест, они обеспечивают обучение примерно 80 % всех молодых специалистов страны, платят около 45 % налогов с оборота, осуществляют 30 % немецкого экспорта. Справедливо поэтому рассматривать малые и средние предприятия как становой хребет немецкой и в целом европейской экономики.

В России доля продукции и услуг, произведенных в сфере малого предпринимательства, в ВВП страны составляет около

17 %, на малых предприятиях занято около

18 % работающего населения (в сумме с индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица — около 30 %). Это в два-три раза ниже соответствующих показателей экономически развитых стран, в частности Германии.

Почему же в России столь невелика доля малого предпринимательства?

При указанных показателях нельзя забывать, что одним из критических моментов малого предпринимательства является его определение как зоны риска. Предпри-

нимательству сопутствуют такие явления, как организованная преступность, рэкет, административные барьеры.

Существующие государственно-правовые механизмы, традиционные методы обеспечения экономической безопасности оказываются в нынешней ситуации малоэффективными и даже неприемлемыми для организации защиты законных интересов предпринимательства.

В числе причин и условий неудовлетворительного состояния безопасности предпринимательства отмечаются:

1) существование пробелов и противоречий, а также отсутствие своевременной корректировки законодательства;

2) слабость механизмов согласования интересов государства и предпринимателей;

3) отсутствие квалифицированного юридического консультирования;

4) несовершенство института страхования предпринимательских рисков.

У государства долгое время отсутствовала потребность в развитии цивилизованного отечественного предпринимательства и его защите.

Безопасность должна включать различные гарантии, связанные со стабильностью отношений и обеспечением условий развития предпринимательства. Каждая из этих гарантий требует дальнейшей законодательной конкретизации.

2

Безусловно, основной проблемой в развитии предпринимательства в России являются административные барьеры. В отечественном праве даже появились такие категории, как «защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» — на уровне закона [1] и введенная Президентом РФ Д. А. Медведевым категория «административные ограничения при осуществлении предпринимательской деятельности» [2].

Об этом же, отвечая на вопрос, что препятствует развитию предпринимательства в стране, говорит Генеральный прокурор РФ Ю. Я. Чайка, указывая, что «...причины проблем в основном кроются в избыточном администрировании предпринимательской деятельности, а также в неправомерных действиях отдельных должностных лиц органов власти, местного самоуправления и контролирующих органов. В первую очередь — при осуществлении разрешительных и регистрационных процедур. В ряде случаев такая деятельность излишне заорганизована, а это создает административные барьеры. Вводятся не предусмотренные законом ограничения и необоснованные процедуры, которые порождают дополнительные финансовые затраты для тех, кто занимается предпринимательской деятельностью» [3].

В то же время в цивилизованной экономике главными в безопасности бизнеса являются экономические механизмы, а не государственная правоприменительная или правоохранительная деятельность. Безопасность коммерческих структур, в первую очередь, должна носить характер самоорганизации. Стратегия, которая основывается на развитии институтов хозяйственного права, позволит предпринимателям обеспечить себе надежную защиту как от правонарушений, так и от бюрократического произвола. Однако, кроме собственно правовых механизмов защиты интересов предпринимателей от административного вмешательства, также важны иные, экономические механизмы защиты бизнеса. Их эффективность также во многом зависит от права.

3

Вопросы безопасности предпринимательства тесно связаны с коммерческим риском.

Поэтому без развития системы страхования и развертывания с участием государства нормальной страховой деятельности в сфере безопасности, направленной на снижение предпринимательских рисков, обойтись невозможно. Например, это может касаться страхования сведений, содержащих коммерческую тайну.

Довольно серьезным риском в сфере предпринимательства цивилизованного уровня (без учета российского риска административного вмешательства) является риск чрезвычайной ситуации. Например, как указывает А. А. Медведева: «...две трети фирм, перенесших крупный пожар в условиях конкуренции, либо сразу, либо в течение трех лет вынуждены уйти с рынка» [4]. Этот риск реализуется независимо от совершенства административного регулирования предпринимательской деятельности, независимо от отсутствия государственного контроля. Он, таким образом, объективен и возможен при любом состоянии системы права. Поэтому борьба с административными барьерами в предпринимательстве, которая ведется сейчас в России на всех уровнях власти, будет в конечном счете недостаточным условием для успешного предпринимательства при отсутствии механизма защиты предпринимательства от чрезвычайных ситуаций.

В этой части необходим подробный анализ организационных мер и правовых оснований такой защиты. В силу того, что в современных условиях организация любого процесса зависит от надежности его правовой основы, мы рассматриваем соответствующие ключевые правовые вопросы защиты бизнеса в России от чрезвычайных ситуаций.

Понятие «чрезвычайной ситуации» дано в ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [5]. В соответствии с данным законом, чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Очевидно, что от таких чрезвычайных ситуаций в наибольшей степени страдает именно малый и средний бизнес:

Во-первых, в силу объективных обстоятельств: если имущество малых и средних предприятий оказывается на территории, подверженной чрезвычайной ситуации, то, скорее всего, — полностью, в то время как крупное предприятие может понести убытки лишь в части своего имущества; временное приостановление деятельности или помехи в деятельности малого и среднего предприятия приводят к более негативным последствиям в силу его меньшей устойчивости, меньшего «запаса прочности» по сравнению с крупным предприятием.

Во-вторых — в силу субъективных обстоятельств: крупные, в особенности градообразующие, предприятия скорее могут надеяться на индивидуальную поддержку со стороны правительства в условиях чрезвычайных ситуаций в силу социально более значимых негативных последствий прекращения их существования.

Вышеназванный закон направлен на защиту от чрезвычайных ситуаций, которая, по его тексту, заключается в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. И первое, и второе является, в первую очередь, государственной функцией. Закон распределяет полномочия между Президентом РФ, Правительством РФ, Парламентом и соответствующим федеральным органом исполнительной власти — Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), действующим на основе Указа Президента РФ [6], а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (ст. 8—13 ФЗ).

4

Чрезвычайная ситуация может быть обстоятельством для введения чрезвычайного положения (см. п. «б» ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» [7]), т. е. особого правового режима, допускающего отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Конституция Российской Федерации [8] в части 3 ст. 561 содержит указания на права и свободы, не подлежащих ограничениям в условиях чрезвычайного положения. В ней, в частности, упоминается ч. 1 ст. 342,

закрепляющая свободу предпринимательства. Это вызывает определенные вопросы, поскольку экономические права и свободы, как известно, не являются абсолютными по своей природе и зависят от условий существования гражданского общества. Единственной возможной причиной включения свободы предпринимательства в этот перечень можно предположить конкретные исторические, социально-политические условия создания действующей Конституции Российской Федерации и наличие в рядах создателей Конституции политических сил, обожествляющих предпринимательскую деятельность.

Примечательно, что невключение в этих условиях в список абсолютных прав права частной собственности отрицает системность изложенного запрета и подвергает сомнению действительную невозможность ограничения свободы предпринимательства. Если возможно ограничение права частной собственности в принципе, то как можно обеспечить невозможность ограничения одной из форм ее реализации?

Так или иначе, в действительности законодатель в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» производит ревизию конституционной нормы в этой части, что абсолютно не соответствует правовой доктрине о высшей юридической силе Конституции; фактически же таким способом, не вполне легально, исправляется нелогичность создателей Конституции.

Введение чрезвычайного положения может привести к применению определенных мер, из которых предпринимателей могут коснуться следующие:

1) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства (п. «б» ст. 11 ФКЗ);

2) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств (п. «г» ст. 11 ФКЗ);

3) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости (п. «д» ст. 11 ФКЗ);

4) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра (п. «з» ст. 11 ФКЗ);

5) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества (п. «и» ст. 11 ФКЗ);

6) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами (п. «к» ст. 11 ФКЗ);

7) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности — временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ (п. «д» ст. 12 ФКЗ);

8) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационноправовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности (п. «в» ст. 13 ФКЗ);

9) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей (п. «д» ст. 13 ФКЗ);

10) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблю-

дении требований охраны труда (п. «е» ст. 13 ФКЗ).

5

Таким образом, несмотря на то, что ликвидацией чрезвычайных ситуаций должно заниматься государство, к этому могут активно привлекаться и предприниматели. Помимо того, что чрезвычайная ситуация, повлекшая введение чрезвычайного положения, объективно влечет определенные ограничения предпринимательской деятельности и соответствующие потери предпринимателей в связи с невозможностью либо сложностью ее осуществления, предприниматель может еще и понести расходы по устранению этой ситуации. В частности, по статье 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», защитой от чрезвычайных ситуаций должны заниматься и организации3.

Оба вышеназванных закона дают право возместить возникший в связи с чрезвычайной ситуацией вред (ч. 2 и 3 ст. 29 закона № 3-ФКЗ4, абзац 7 п. «а» 1 ст. 18 закона № 68-ФЗ5). Однако непонятно, кто и в каком размере этот вред будет возмещать?

По крайней мере, действующее гражданское законодательство не позволяет полноценно возместить вред, причиненный при чрезвычайной ситуации, послужившей основанием введения чрезвычайного положения. В случае если при чрезвычайной ситуации по основаниям, предусмотренным вышеназванными законами, причиняется вред, то он будет считаться правомерно причиненным вредом (п. 3 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ6 (ч. 2 ГК РФ) [9]). Это квалифицируется как вред, причиненный в состоянии крайней необходимости (ст. 1067 Гражданского кодекса РФ7), который с учетом обстоятельств может по решению суда не возмещаться (ч. 2 ст. 1067 Гражданского кодекса РФ8).

В случае правомерного изъятия имущества предпринимателя в рамках мобилизации ресурсов при чрезвычайном положении (вышеназванный п. «в» ст. 13 закона № 3-ФКЗ), данное действие квалифицируется как реквизиция (п. 1 ст. 242 Гражданского кодекса РФ9 (ч. 1 ГК РФ) [10]) и влечет прекращение права собственного на данное имущество.

При этом в данной норме указано, что имущество изымается с выплатой его стоимости, которая должна определяться зако-

ном. Но на сегодня относительно подробно подобные механизмы предусмотрены только земельным законодательством при изъятии земельного участка (см.: ст. 5110 Земельного кодекса РФ [11]).

Что касается механизмов, предусматривающих компенсацию предпринимателям, вынужденным, например, приостановить свою деятельность (п. «г», «и» ст. 11

ФКЗ), либо производить другие товары (п. «в» ст. 13 ФКЗ), то такие механизмы законодательством вообще не предусмотрены. А в случае, если чрезвычайная ситуация не послужила основанием введения чрезвычайного положения, но повлекла те же последствия, то их, видимо, и не может быть вообще.

Иными словами, нормы о возмещении вреда и компенсации иных убытков предпринимателей при чрезвычайных ситуациях на основе вышеприведенных законов являются декларативными. Реального возмещения вреда на их основе не последует.

6

Как и во всем мире, в Российской Федерации вопросы обеспечения безопасности сочетаются с развитием системы страхования. Например, одним из требований промышленной безопасности является заключение договора страхования (см.: абзац 14 п. 1 ст. 911 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [12]).

Страхование является отношением по защите интересов физических и юридических лиц (см.: п. 1 ст. 212 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [13]). С учетом вышесказанного, страхование, судя по всему, является наиболее эффективным механизмом защиты бизнеса в чрезвычайных ситуациях. Этот вывод опирается не только на приводимые выше законодательные ограничения, когда возмещение вреда в чрезвычайной ситуации (в том числе при введении на ее основе чрезвычайного положения) имеет правовые проблемы. Такой подход связан также с реально малой возможностью бюджетов всех уровней, призванных обеспечить надлежащее финансирование.

Таким образом, наиболее перспективным является развитие системы страхования предпринимательских рисков.

Правовые возможности здесь безграничны:

Во-первых, действующая правовая категории «предпринимательского риска» пред-

полагает (включает) и те специфические страховые случаи, которые могут быть связаны именно с введением чрезвычайного положения. То есть не только случаи утраты и повреждения имущества (п. 1 ст. 930 Гражданского кодекса РФ13), но и случаи приостановления производства, необходимости производства другой продукции. Так, предпринимательский риск — это риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов (подп. 3 п. 2 ст. 929 Гражданского кодекса РФ).

Чрезвычайная ситуация, в связи с которой вводится чрезвычайное положение, и возникшие убытки предпринимателя (так называемая «упущенная выгода» — как она понимается в абзаце 1 п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ14), связанные с необходимостью, например, приостановления производства — это и есть те изменения условий предпринимательской деятельности, которые не зависят от предпринимателя.

Во-вторых, принятый и относительно новый Федеральный закон «О взаимном страховании» [14] в п. 3 ст. 415 допускает возможным страхование предпринимательского риска на взаимной основе. Реализация коммерческого интереса посредством деятельности некоммерческой организации — общества взаимного страхования (п. 1 ст. 5 данного закона16) — одна из перспективных форм защиты интересов предпринимателя. Привлекательность ее определяется относительной простотой организации и, безусловно, меньшими экономическими затратами на такое страхование.

Этим самым, с учетом перспектив взаимного страховании в России, можем подтвердить, что наиболее эффективным механизмом защиты бизнеса от чрезвычайных ситуаций в России может стать деятельность специализированных обществ взаимного страхования, состоящих из предпринимателей, вносящих свои взносы на случай возможных сугубо предпринимательских потерь (потеря дохода). Это новая, перспективная форма организация страховой защиты и гарантии прав на предпринимательство и частную собственность. Она, правда, требует внимательного отношения и развития. Как справедливо отмечает В. Ю. Абра-

мов, «фактически происходит процесс опережения потребностей общества в различных видах страховых услуг над их предложением» [15]. Поэтому не стоит думать, что страховая система может предложить этот механизм сама по себе. Необходима соответствующая инициатива государства, общества, предпринимателей.

Действующее законодательство не препятствует организации защиты от предпринимательского риска и путем деятельности коммерческих страховщиков, но работа соответствующих взаимных обществ представляется более перспективной, так как они могут учесть специфику рисков предпринимателя без отвлечения на другие категории клиентов. Кроме того, думается, что, учитывая огромный рост числа споров в связи с неисполнением договоров страхования (4-кратный рост (!), по данным с сайта Высшего Арбитражного Суда РФ [15]: в 1-м полугодии 2009 г. (34 671 дело) по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. (8 698 дел)), коммерческое страхование начинает, к сожалению, себя дискредитировать. В этой связи, пусть не на смену, но в дополнение к нему должно активно развиваться взаимное страхование.

7

Подводя общий итог, отметим следующее:

Развитие экономики России должно в перспективе основываться на развитии института малого и среднего предпринимательства. Выделение главной проблемы в этой части и реализуемые конкретные организационные и правовые меры дают свои плоды. Защита предпринимателей от административных барьеров стало одним из приоритетов в поддержке и защите отечественных предпринимательских структур.

Но при построении эффективного механизма ограничения административного давления на предпринимателя в развитии предпринимательства возникают другие объективные риски, которые также требуют внимания и учета. Ведь предприниматель — это не обычный субъект гражданского права. Предприниматель — это товаропроизводитель, на которого опирается национальная экономика, а значит, его проблемы, его риски — это проблемы и риски государственной важности.

Среди них в последнее время повышается значение и роль рисков, связанных с чрезвычайными ситуациями как природного характера, проявляющихся в участившихся

случаях опасных природных явлений, так и техногенного характера, с учетом развития и усложнения техники и технологий.

Действующие механизмы возмещения вреда при чрезвычайных ситуациях, оплаты реквизированного имущества неэффективны.

В задачи развития экономики страны должны входить задачи построения эффективной страховой системы защиты предпринимателя. Нам думается, что более перспективной является защита бизнеса от предпринимательских рисков на взаимной основе.

Таким образом, в свою очередь, приоритетной задачей механизма страхования должна стать гарантия конституционных прав граждан на предпринимательство и частную собственность при чрезвычайных ситуациях. Ш

1. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) : федер. закон от 8 авг. 2001 г. № 134-ФЭ // Собр. законодательства РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3436.

2. О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности : указ Президента РФ от

15 мая 2008 г. № 797 // Собр. законодательства РФ. 2008. № 20. Ст. 2293.

3. Рос. газ. 2008. 28 окт.

4. Медведева А. А. Правовой генезис механизмов страхования в области повышения защищенности населения и территорий от пожаров, а также обеспечения смягчения их последствий в Великобритании : ав-тореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2009.

5. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : федер. закон от 21 дек. 1994 г. № 68-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

6. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий : указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 // Собр. законодательства РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.

7. О чрезвычайном положении : федер. конст. закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

8. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации : часть вторая от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации : часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

11. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

12. О промышленной безопасности опасных производственных объектов : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.

13. Об организации страхового дела в Российской Федерации : закон РФ от 27 нояб. 1992 г. № 4015-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56.

14. О взаимном страховании : федер. закон от 29 нояб. 2007 г. № 286-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6047.

15. Абрамов В. Ю. Проблемы гражданско-правового регулирования страховой деятельности в Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. [Электронный ресурс] http:// www.arbitr.ru /_upimg /584EAA77381135406C6973C775DB05E4^-rn^.pdf

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Статья 56:

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46—54 Конституции Российской Федерации.

2 Статья 34:

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

3 Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

4Статья 29. Гарантии имущественных и социальных прав граждан и организаций в период действия чрезвычайного положения

[...]

2. Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

3. Организации, имущество и ресурсы которых использовались в соответствии с пунктом «в» ст. 13 настоящего Федерального конституционного закона, имеют право на возмещение причиненного ущерба в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации.

5 Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Граждане Российской Федерации имеют право:

[...]

(6) на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

6 Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

[...]

3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

7 Часть 1 ст. 1067. Причинение вреда в состоянии крайней необходимости

Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта

опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред.

8 Часть 2 ст. 1067. Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред.

9 Статья 242. Реквизиция

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

2. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.

3. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

10 Статья 51. Реквизиция земельного участка

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены статьей 55 настоящего Кодекса.

3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

5. В случае наступления обстоятельств, указанных в п. 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в п. 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

11 Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

[...]

(13)заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

12 Статья 2. Страхование и страховая деятельность (страховое дело)

1. Страхование — отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

13 Статья 930. Страхование имущества

1. Имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.

14 Статья 15. Возмещение убытков

1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

15 Статья 4. Объекты взаимного страхования

Объектами взаимного страхования являются объекты имущественного страхования, то есть имущественные интересы членов общества, связанные, в частности, с:

[...]

3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

16 Статья 5. Понятие общества взаимного страхования и его создание

1. В целях взаимного страхования создается основанная на членстве некоммерческая организация в форме общества взаимного страхования.

The Warranty of Citizens Constitutional Rights Business Activity and Private Property in the Time of Emergency as a Priority Goal of Insurance © Galenpolsky F., Chebunin A., 2009

An article lights the way for legislation on emergency, protection of businessmen in case of emergency with the help of insurance in Russian Federation.

Key words: warranty; emergency; businessmens; insurance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.