28. Avliyakulova N.M., Jumayev J.Q. The role of islam in folk decorative art of Bukhara // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). C. 347-350.
29. Mamurova F.I., Sobirova Sh.U. Shadow formation in perspective // International Engineering Journal for Research & Development. 5:4 (2020). C. 5.
30. Avliyakulov M.M. Bukhara wood carving // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). C. 343-346.
ON THE SOCIAL SITUATION OF ARCHITECTS AND ARCHITECTS OF THE MIDDLE AND MIDDLE EAST
IN THE IX-XV CENTURIES Sobirov T.R.1, Badiev MM.2, Avliyakulov MM.3, Azimov S.S.4 (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
'Sobirov Tolib Ruzievich — Professor; 2Badiev Makhmud Marufovich — Docent; 3Avliyakulov Muzaffar Mukhammedovich — Senior Lecturer; 4Azimov Sanjar Samadovich — Senior Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: it is known that architectural monuments and structures built in different parts of the world, including Central Asia, are famous for their all-encompassing perfection. The present article examines the role of architects who took part in the construction of architectural monuments of the Near and Middle East, as well as their cognitive potential. Examples from scientific and historical sources about the status of architects and artisans in society are given. These sources and the above facts confirm that they had a fairly high status in the society in which they lived. Keywords: architect, craft, drawing, mathematical sciences.
ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ ЗОДЧИХ И АРХИТЕКТОРОВ СРЕДНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В IX-XV ВЕКАХ Собиров Т.Р.1, Бадиев М.М.2, Авлиякулов М.М.3, Азимов С.С.4 (Республика Узбекистан)
'Собиров Толиб Рузиевич — профессор; 2Бадиев Махмуд Маруфович — доцент; 3Авлиякулов Музаффар Мухаммедович старший преподаватель; 4Азимов Санжар Самадович — старший преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: известно, что архитектурные памятники и сооружения, построенные в разных частях мира, в том числе и в Центральной Азии, славятся своим всеобъемлющим совершенством. В настоящей статье рассматривается общественная роль архитекторов и зодчих, принимавших участие в строительстве архитектурных памятников Ближнего и Среднего Востока, а также их познавательный потенциал. Приведены примеры из научных и исторических источников о статусе архитекторов и ремесленников в обществе. Эти источники и приведенные выше факты подтверждают, что они имели достаточно высокий статус в обществе, в котором жили.
Ключевые слова: архитектор, зодчий, ремесло, рисовать, математические науки.
УДК 398
Архитектурные памятники и сооружения, построенные в разных частях мира, в том числе и в Центральной Азии, славятся своим всеобъемлющим совершенством. Каждый человек, который знакомится с этими чудесными сооружениями, задается вопросом - кем были архитекторы и ремесленники, строившие здания, какими знаниями они владели и каков был
уровень их знания, какова была их роль и положение в том обществе, в котором он жили. Цель этой статьи - найти обоснованные ответы на подобные вопросы. Чтобы прояснить эту задачу, обратимся к результатам исследований, проведенных рядом ученых.
Лучшие традиции строительной культуры предшествующего времени получили свое развитие и в исследуемый период. В XVI-XVII вв., когда Бухара стала столицей государства, здесь были сосредоточены лучшие зодчие и мастера, велось интенсивное и широкомасштабное строительство, сложилась мощная самобытная бухарская архитектурная школа с характерными локальными особенностями. Она была ведущей в Средней Азии в исследуемый период и оказала значительное влияние на архитектуру других ее школ в синхронное и последующее время.
Как нам известно, в Древнем Египте, где одним из важнейших средств выражения идеологии господствующего класса была архитектура, должность главного зодчего совмещалось с обязанностями визиря.
Высоким было общественное положение зодчих на Руси XI века. Они пользовались почетом и уважением, даже князьям почетно было называться мастерами, чей благородный труд их оплачивался достаточно высоко.
Вопрос об общественном положении зодчих стран Ближнего и Среднего Востока привлек внимание историков архитектуры. Л.А. Майер в книге «Исламские архитектуры и их работы» привел перечень имен Средневековых зодчих и мастеров. Рассмотрение доступных автору источников позволило высказать мнение о том, что независимо от того, служил ли архитектор султану, или любому другому лицу, он был независимым и принадлежал к своему кругу городских жителей.
В ремесленно-торговых и культурных центрах Среднего Востока X-XV веков ремесленник являлся основным производителем материальных ценностей и занимал устойчивое общественное положение.
Архитекторы Древней Греции были не только образованными людьми, но и теоретиками архитектуры. Архитектор должен был быть обязательно грамотным и уметь рисовать, сведущим в математических науках, которые включали в себя такие дисциплины, как арифметика, геометрия, астрономия, музыка и т.д.
Значение ремесла в жизни общества и общественное положение ремесленника нашли отражение в поэзии поэтов и писателей разных времен. Таджикский поэт Насир Хисроу (10031088) с особой симпатией рисует относительно независимое общественное положение ремесленника:
Одно из ремесел пусть изучит твой сын, Хотя б ты богатством был исполин. Но если твой сын ремеслом овладел, Минует его попрошайки удел.
Другой поэт - Саади (XIII в) также отмечает устойчивое общественное положение ремесленника своей эпохи и пишет: Человеку искусному в ремесле Две жизни надобно в этой жизни , Дабы в одной он опыт накопил, В другой этот опыт в дело превратил.
В эпоху великого Алишера Навои происходят еще более значительные сдвиги в мировоззрении и жизни общества. Так у Алишера Навои читаем: Он зодчим был, а также мудрецом, Гранильщиком и златокузнецом. Сегодня лекарь завтра медник он, Для шаха лучший собеседник он. Он был искусством с головы до ног.
В ремесленно-торговых и культурных центрах Среднего Востока X-XV вв. ремесленник являлся основным производителем материальных ценностей и занимал устойчивое общественное положение. Ремесленники, торговцы, мелкие собственники обеспечивали города деятелями науки, культуры, искусства, в том числе и архитекторами. Кроме того, они сами являлись потребителями духовных ценностей. Архитектор и его труд - порождение ремесленной среды и сгусток всех ее технических и интеллектуальных достижений. Видные зодчие, художники-орнаменталисты, каллиграфы-крупнописцы принадлежали к представителям умственного труда. Творческий труд свободного ремесленника становится почетным делом [1-30].
В качестве вывода можно сказать, что архитекторы и ремесленники, построившие вышеупомянутые архитектурные памятники, являлись образованными людьми, владевшие математикой, геометрией, физикой, экологией, логикой, философией. Поэтому вышеприведенные факты подтверждают, что они имели достаточно высокое положение в том обществе, в котором жили.
Список литературы / References
1. Маматов Д.К. Роль компьютерной графики в развитии космического воображения студентов // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 37-40.
2. Шомуродов О.Н., Авезов Ш.Н. Компьютерные технологии обучения // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 47-50.
3. Ядгаров Н.Д. Моделирование трехмерных геометрических фигур при помощи пакета 3DS MAX // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 93-97.
4. Абдуллаев С.С., Рафиева Н.А. Искусства древней Руси и средней Азии в духовном диалоге (исторический экскурс) // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 97-100.
5. Азимов С.С. Психологические аспекты формирования профессионального мастерства будущих учителей изобразительного искусства // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 101-104.
6. Ишанкулов Ш.Ш. Определение параметров стандартной изометрии при помощи способа прямоугольного вспомогательного проецирования // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 104-108.
7. Аzmov S.S. Methodics of using programmed means of education for the formation of professional skills of future teachers of fine art // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 8:2 (2020). С. 94-98.
8. Омонов К.К., Маматов Д.К. Создание трехмерной многогранной сети по вершинам САПР AutoCAD // Молодой учёный. № 11 (2014). С. 93-95.
9. Mamatov D.K. Projects of making clay and plastic toys in pre-school education // Theoretical & Applied Science. 9 (2019). С. 281-285.
10. Мусинова А., Маматов Д. Самостоятельная работа студентов и её значение в формировании специалиста // Вестник интегративной психологии. 16:16 (2018). С. 169-172.
11. Маматов Д.К. Национальная программа по подготовке кадров гарантия развития образовательной системы // Психология XXI столетия. 16 (2018). С. 239-243.
12. Ostonova G.R. Secondary schools' didactic principles of teaching fine art // Academicia. 10:7 (2020). С. 554-560.
13. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука. 48:14-1 (2018). С. 31-33.
14. Авлякулова Ш.Б., Остонова Г.Р. Бухарский Тадж-Махал (чар-минар) // Молодой учёный. 116:12 (2016). С. 956-959.
15. Остонова Г.Р. Изобразительное искусство Узбекистана - древний метод Абру-Бахор // Евразийский научный журнал, 2016. С. 468-473.
16. ТошевИ.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука: электрон. научн. журн., 2018. № 14-1 (48). С. 31-33.
17. Ibadullaeva Sh.I. Pavel Benkov's legacy at the Bukhara museum of fine arts // International Multidisciplinary journal. 5:7 (2020). С. 3.
18. Kadirova N.A., Ibadullaeva Sh.I. Characteristics of Uzbek embroidery // European journal of research and reflection in educational sciences. 7:12 (2020). С. 591-594.
19. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана // Молодой учёный. № 15 (201), 2018. С. 272-275.
20. Yadgarov N.Dj. Bukhara - open - air museum // "Oriented Art and Culture" scientific methodical journal, no. 1, 2019. С. 8-13.
21. Мусинова А. С. Орнамент - один из древних видов искусства // Молодой учёный. № 4 (2017). С. 654-656.
22. Мусинова А.С. Возрождение бухарской чеканки по меди // М1жнародный науковий журнал 1нтернаука. 2 (1), 2017. С. 37-39.
23. АзимоваМ.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 959-961.
24. Odilova M.O. et al. Improving the pedagogical potential of biology teachers using computer programs // International Engineering Journal for Research & Development. 5:9 (2020). С. 4-4.
25. Тухсанова В.Р., Бакаев Ш.Ш. Искусство золотого шитья города Бухары // Academy. 62:11 (2020). С. 62-65.
26. Yadgarov N.J. Methods using the 3ds max package in teaching projection drawing in school // Euro-Asia Conferences, 1:1 (2021). С. 124-127.
27. Aminov A.Sh., Xodjaeva N.Sh. Development of design skills of high school students // International Engineering Journal for Research & Development. 5:7 (2020). С. 5.
28. Avliyakulova N.M., Jumayev J.Q. The role of islam in folk decorative art of Bukhara // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 347-350.
29. Mamurova F.I., Sobirova Sh.U. Shadow formation in perspective // International Engineering Journal for Research & Development. 5:4 (2020). С. 5.
30. Avliyakulov M.M. Bukhara wood carving // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 343-346.
FUNDAMENTALS, PURPOSES AND OBJECTIVES OF LEARNING FINE
ARTS
Sobirova Sh.U.1, Yadgarov N.D.2, Mamurova D.I.3, Shukurov A.R.4 (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
'Sobirova Sharofat Umedullaevna — Assistant; 2Yadgarov Nodir Djalolovich — Professor; 3Mamurova Dilfuza Islomovna — Docent; 4Shukurov Avaz Ruziboevich — Assistant, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article deals with the types of training in the visual arts, pedagogical technology, didactic principles and methodological techniques. The author analyzes the factors and identifies the problem points of the main trends in the teaching of fine arts. The methods of this research are the methods of pedagogy "verbal presentation", "visual learning", "practical work" and their necessary techniques. It also shows the teaching of fine arts at school on didactic principles that can create pedagogical conditions for easy, concise, reasonable teaching of the subject. Keywords: pedagogical technology, didactic principles, graphic qualification, fine art, method.
ОСНОВЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ
Собирова Ш.У.1, Ядгаров Н.Д.2, Мамурова Д.И.3, Шукуров А.Р.4 (Республика Узбекистан)
'Собирова Шарофат Умедуллаевна — ассистент; 2Ядгаров Нодир Джалолович — профессор; 3Мамурова Дилфуза Исломовна — доцент; 4Шукуров Аваз Рузибаевич — ассистент, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается виды обучения изобразительному искусству, имеющие педагогическую технологию, дидактические принципы и методические приемы. Проводится анализ факторов и выделение проблемных точек основных тенденций по обучению изобразительному искусству. В качестве методов данного исследования выступают методы педагогики «словесное изложение», «наглядное обучение», «практическая работа» и их необходимые приемы. А также показано обучение по изобразительному искусству в школе на дидактических принципах, которые могут создать педагогические условия для легкого, краткого, обоснованного преподавания предмета.
Ключевые слова: педагогическая технология, дидактические принципы, метод, графическая квалификация, изобразительное искусство.