УДК 343 .82 МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ КУЛЕШОВ,
ББК 67.409.01 старший преподаватель кафедры мобилизационной
К90 и тактико-специальной подготовки
(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected] © Кулешов М. А., 2015
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ОСУЖДЕННЫХ ПРИ РЕЖИМЕ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ
Реферат: режим особых условий является одним из основных средств обеспечения режима в целом, однако не применяется администрацией учреждений ежедневно, а представляет собой исключительное средство его обеспечения. Поскольку данное средство связано с существенным ограничением прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, закон не только детально регламентировал срок, на который может вводиться режим особых условий, но и ограничил круг лиц, имеющих право принимать решение о его вводе.
Важную роль в деятельности по обеспечению прав и законных интересов осужденных при введении режима особых условий играют контролирующие органы, в частности уполномоченные по правам человека и общественные наблюдательные комиссии. Деятельность указанных субъектов в условиях режима особых условий требует дополнительной регламентации на нормативном и организационно-управленческом уровнях. В числе направлений такой деятельности может быть недопущение нарушения прав и законных интересов: 1) при посягательстве одних осужденных на других; 2) посягательстве осужденных на права персонала исправительного учреждения; 3) установлении запретов в отношении осужденных; 4) применении специальных и других средств со стороны сотрудников исправительных учреждений.
Ключевые слова: режим особых условий, обеспечение прав и законных интересов осужденных, чрезвычайные обстоятельства, уполномоченный по правам человека, общественные наблюдательные комиссии.
Установленный уголовно-исполнительным законом порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы является основой обеспечения прав и законных и интересов осужденных, так как создает условия для применения других средств исправления осужденных.
В деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов иногда возникают чрезвычайные обстоятельства, при которых обеспечивать выполнение требований режима обычными средствами в полном объеме не представляется возможным. Для обеспечения режима в таких случаях используется специальное средство, установленное законом, - режим особых условий.
Согласно ч. 1 ст. 85 УИК РФ режим особых условий в исправительном учреждении может быть введен в случаях: стихийного бедствия; введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения; массовых беспорядков; групповых неповиновений осужденных.
Режим особых условий в местах содержания под стражей регламентируется ст. 48 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и вводится в случаях: стихийных бедствий; эпидемий, эпизоотий; обширных очагов возгораний; крупных аварий систем жизнеобеспече-
ния; массовых беспорядков; захвата заложников и других террористических актов или неповиновения подозреваемых и обвиняемых либо наличия реальной угрозы вооруженного нападения на места содержания по стражей.
О необходимости введения данного средства, повышенного внимания к нему с точки зрения важности свидетельствует криминогенная ситуация в исправительных учреждениях. На момент проведения исследования из числа лиц, лишенных свободы, 4,5 % являлись злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, 8,8 - содержались в единых помещениях камерного типа, 41,2 % - находились в запираемых помещениях для содержания осужденных в строгих условиях отбывания наказания, водворены в штрафные изоляторы, переведены в единые помещения камерного типа, одиночную камеру колонии особого режима.
Среди состоящих на профилактическом учете 9,4 % составляют лица, склонные к побегу; 2,4 - лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также оказывающие негативное влияние на других осужденных; 1,6 - осужденные, организующие и провоцирующие групповое противодействие требованиям администрации; 8,2 - склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка; 0,9 - лица, изучающие, пропагандирую-
щие, использующие либо распространяющие экстремистскую идеологию; 1,2 - отбывающие наказания за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, массовые беспорядки; 5,8 % - склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов. При этом отмечается отрицательная динамика относительной доли осужденных, склонных к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка; изучающих, пропагандирующих, исповедующих либо распространяющих экстремистскую идеологию; склонных к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов.
Среди совершенных преступлений в исправительных учреждениях особо следует выделить рост числа такого преступления, как дезорганизация деятельности учреждений и органов, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ), которое является одним из основных причин введения режима особых условий. При этом на 40 % увеличился уровень этого преступления, совершенного организованной группой либо с насилием, опасным для жизни или здоровья (ч. 3 ст. 321 УК РФ) [1, с. 67].
Период, предшествующий введению режима особых условий, а также время его действия, как правило, сопровождаются посягательствами на права персонала исправительного учреждения. Так, в 2014 г. в отношении 187 человек из числа персонала учреждений применялось насилие в связи с осуществлением ими служебной деятельности, причем абсолютное большинство происходит на территории учреждения.
«За несколько лет в учреждениях УИС количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло 80 % от общей численности осужденных к лишению свободы. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, почти половина отбывает наказание второй раз и более» [2, с. 7].
Уголовно-исполнительное законодательство четко закрепило конкретный перечень мероприятий, которые могут проводиться при введении режима особых условий. В этот период в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных УИК РФ: «Приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости» (ст. 88), «Свидания осужденных к лишению свободы» (ст. 89), «Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей» (ст. 90), «Переписка осужденных к лишению свободы, получение и отправление денежных переводов» (ст. 91), «Телефонные разговоры осужденных к лишению свободы» (ст. 92),
«Прогулки осужденных к лишению свободы» (ст. 93), «Просмотр осужденными к лишению свободы кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач» (ст. 94), «Приобретение и хранение осужденными к лишению свободы литературы и письменных принадлежностей» (ст. 95), «Условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения» (ст. 96), «Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений» (ст. 97).
Следует отметить, что перечисленные мероприятия не подлежат расширительному толкованию.
В целях ограничения прав и законных интересов осужденных законодатель придает особое значение введению особых условий. Им строго регламентируются сроки его установления, средства, формы контроля и надзора за порядком его осуществления.
Режим особых условий вводится на срок до 30 суток. Принять решение о его введении может весьма ограниченный круг лиц, например:
руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (директор Федеральной службы исполнения наказаний);
начальник территориального органа УИС при условии согласования с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором;
в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить указанные меры самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать решение о введении режима особых условий или о его отмене.
В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток. Режим особых условий отменяется органом или должностным лицом, которыми он был введен, либо вышестоящим органом или должностным лицом.
Режим особых условий, являясь одним из основных средств обеспечения режима в целом, не применяется администрацией учреждений ежедневно, а представляет собой исключительное средство его обеспечения. Учитывая то, что данное средство связано с ограничением прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, закон не только детально регламентировал срок, на который может вводиться режим особых условий, но и ограничил круг лиц, имеющих право принимать решение о его вводе.
В плане предупреждения создания чрезвычайных ситуаций в местах лишения свободы, служащих фак-
тическим основанием для введения режима особых условий, устранения нарушений прав и законных интересов осужденных, обусловливающих возникновение чрезвычайных ситуаций [3, с. 23-24], соответствующие нормы права регламентируют и деятельность субъектов, основным функциональным направлением которых является только контроль за обеспечением прав и законных интересов. Речь идет об уполномоченном по правам человека и общественных наблюдательных комиссиях.
Так, согласно ст. 21 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самим отдельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации вправе при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения (ч. 1 ст. 24 УИК РФ).
Общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных учреждениях осуществляют общественные наблюдательные
комиссии (ч. 1 ст. 23 УИК РФ). Их деятельность регламентируется Федеральным законом от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
Анализ действующего уголовно-исполнительного законодательства, законодательства, регламентирующего деятельность уполномоченных по правам человека, общественных объединений, практику их применения, свидетельствует о том, что деятельность указанных субъектов в условиях режима особых условий требует своей дополнительной регламентации на нормативном и организационно-управленческом уровне. Действующие учебные программы, учебные планы в настоящее время не предусматривают изучение форм и порядка их деятельности [4, с. 197]. Они также не упоминаются среди субъектов, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, режима особых условий.
Учитывая изложенное, считаем, что основным из направлений деятельности уполномоченных и общественных наблюдательных комиссий может быть недопущение нарушения прав и законных интересов при посягательстве: одними осужденными в отношении других; осужденных на права персонала исправительного учреждения; при установлении запретов в отношении осужденных; при применении специальных и других средств со стороны сотрудников исправительных учреждений.
Список литературы
1. Легостаев С. В. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2010. 174 с.
2. Предупреждение коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы : учеб. пособие / под общ. ред. Е. В. Горошко; науч. ред. А. Я. Гришко. Рязань, 2011. 144 с.
3. Барабанов Н. П. Организация деятельности исправительных учреждений по предупреждению и пресечению массовых беспорядков, захватов заложников, побегов : монография. Рязань, 2003. 362 с.
4. Киселев А. М., Чабыкин А. Н., Ашихмин В. И. Деятельность исправительного учреждения при чрезвычайных обстоятельствах : курс лекций. Рязань, 2014. 190 с.
MIKHAIL ALEKSANDROVICH KULESHOV,
senior lecturer of the mobilization, tactical and special preparation department
(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected] © Kuleshov M. A., 2015
ENSURING RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF THE CONVICTED UNDER SPECIAL CONTROL CONDITIONS
Annotation: special control conditions is one of the basic means of providing control and security in general. It isn't applied day-to-day, however. It is rather a specific way of providing control and security.
Due to the fact that it is connected with a significant restriction of rights of the suspected, the accused and the convicted, the law does not only regulate the period of special control conditions, but also limits the number of persons entitled to take the decision to enter it.
An important role in activities for ensuring rights and legitimate interests of the convicted under special control conditions is played by supervisory authorities, in particular Commissioners for Human Rights and public monitoring commissions. Their activity calls for additional regulation at statutory, organizational and administrative levels. It may involve prevention of rights and legitimate interests violation in the following situations: 1) when one inmate tries to attack another one; 2) an inmate attacks staff of a correction; 3) in case of establishing prohibitions against the convicted; 4) when applying special means by staff a correction.
Key words: special control conditions, ensuring rights and legitimate interests of the convicted, еmergency, rammissioner for ™man rights, public monitoring commissions.
References
1. Legostaev S. V. Dezorganizacija dejatel'nosti uchrezhdenij, obespechivajushhih izoljaciju ot obshhestva. Dis. kand. jurid. nauk [Disorganization of activity of the establishments providing isolation from society. Cand. legal sci. diss.]. Ryazan, 2010. 174 p.
2. Preduprezhdenie korrupcionnyh prestuplenij, sovershaemyh sotrudnikami ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [The prevention of the corruption crimes committed by the staff of penal system]. Under the general editorship of E. V. Goroshko and scientific editorship of A. Ja. Grishko. Ryazan, 2011. 144 p.
3. Barabanov N. P. Organizacija dejatel'nosti ispravitel'nyh uchrezhdenij po preduprezhdeniju i presecheniju massovyh besporjadkov, zahvatov zalozhnikov, pobegov [Organization of activity of correctional facilities for the prevention and suppression of mass riots, takings of hostages, escapes]. Ryazan, 2003. 362 p.
4. Kiselev A. M., Chabykin A. N., Ashihmin V. I. Dejatel'nost' ispravitel'nogo uchrezhdenija pri chrezvy-chajnyh obstojatel'stvah [Activity of correctional facility at force majeure]. Ryazan, 2014. 190 p.