УДК 348.8
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ КУЛЕШОВ, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, е-mail: [email protected]
ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ОСУЖДЕННЫХ ПРИ РЕЖИМЕ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Реферат: контроль и надзор за обеспечением прав, свобод и законных интересов осужденных ведомственными органами позволяет создать больше возможностей для глубокого изучения вопросов предупреждения нарушений прав, свобод и законных интересов осужденных в условиях реальности, а также выработки соответствующего механизма их обеспечения.
Ключевые слова: контроль, надзор, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, ведомственный контроль.
MIKHAIL ALEKSANDROVICH KULESHOV,
Academy of the FPS of Russia, Ryazan, the Russian Federation, е-mail: [email protected]
DEPARTMENTAL CONTROL AND SUPERVISION OVER ENSURING THE RIGHTS,
FREEDOMS AND LEGITIMATE INTERESTS OF CONVICTED PERSONS UNDER THE REGIME OF SPECIAL CONDITIONS IN CORRECTIONAL FACILITY
Abstract: control and supervision of ensuring of rights, freedoms and legitimate interests of convicted persons departmental authorities can create more opportunities for in-depth study of the prevention of violations of rights, freedoms and legitimate interests of convicts in the context of reality and also develop the appropriate enforcement mechanism.
Keywords: control, supervision, safeguarding the rights, freedoms and legitimate interests of convicts, departmental control.
Значительными средствами обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных при режиме особых условий является ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 21 УИК РФ).
Уголовно-исполнительное законодательство содержит норму, согласно которой за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц (ст. 21 УИК РФ). Основным назначением такого контроля является без-укоснительное соблюдение прав, свобод и законных интересов осужденных. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.
В числе таких нормативных актов Положение об организации контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (УИС), утвержденное приказом Минюста России от 10 июля 2003 г. № 140; Инструкция о
порядке проведения проверок соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденная приказом Минюста России от 3 сентября 2007 г. № 213; Положение об отделе по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными Федеральной службы исполнения наказаний и Типовая должностная инструкция помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе, утвержденные приказом ФСИН России от 1 июня 2005 г. № 398; Инструкция об организации и осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы, утвержденная приказом Минюста России от31 января 2006 г. № 16; распоряжение директора ФСИН России от 9 де-
© Кулешов М. А., 2017 © Kuleshov М. А., 2017
кабря 2009 г. № 345-р «Об информировании директора ФСИН России» и др.
Учреждения и органы, исполняющие наказания, находятся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний. Согласно Положению о ней [3] ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов УИС в целом, а также за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей (п. 1). Данное установление получило свое продолжение и конкретизацию в Инструкции об организации проверок деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб, их территориальных органов и учреждений [5].
Помимо осуществления контроля роль ФСИН России в рассматриваемой сфере проявляется в установлении порядка введения режима особых условий и определении мер по обеспечению прав, свобод и законных интересов при нем. Так, согласно приведенным ведомственным нормативным правовым актам при введении режима особых условий:
обеспечивается усиление надзора за правомерным поведением осужденных с привлечением всех лиц начальствующего состава, находящегося на территории исправительной колонии;
принимаются меры по устранению причин, вызывающих установление режима особых условий, и удовлетворению, по возможности, законных требований осужденных. С ними проводится разъяснительная работа;
принимаются меры к обеспечению безопасности персонала, осужденных и других лиц;
организуется оказание медицинской помощи пострадавшим;
введение в исправительное учреждение сотрудников только в случае невыполнения осужденными требований его администрации и продолжения противоправных действий, при этом устанавливаются соответствующие меры безопасности.
В исправительных учреждениях, расположенных в районах, подверженных стихийным бедствиям, заранее определяются мероприятия, направленные на ликвидацию их последствий. В плане защиты жизни и здоровья осужденных определяются безопасные места, куда в случае необходимости выводятся осужденные.
Учитывая большую ограниченность в возможности реализации своих гражданских прав лиц, отбывающих лишение свободы, в рассматриваемых условиях, в рамках ведомственного осуществляется функциональный контроль по охране гражданских прав, направленный, как правило, на охрану прав осужденных в наиболее важных сферах.
Так, в соответствии с Положением о группе социальной защиты осужденных исправительного
учреждения УИС, утвержденным приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 261 [6], предусматривается оказание социальной помощи всем осужденным, в первую очередь инвалидам, престарелым, пенсионерам, лицам, переведенным из воспитательных колоний, беременным женщинам, женщинам, имеющим при себе детей, несовершеннолетним, лицам, больным неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями, не имеющим определенного места жительства, утратившим родственные связи, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью.
В Инструкции об организации и осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах УИС определяются цели ведомственного контроля в указанной сфере: реализация государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний в части, касающейся соблюдения прав человека; защита прав осужденных [4].
Мобилизующим организационным нормативным правовым актом является распоряжение директора ФСИН России от 9 декабря 2009 г. № 345-р. «Об информировании директора ФСИН России». Указанный характер приведенного распоряжения заключается в том, что сведения об устранении нарушений прав осужденных, выявленные лицами, осуществляющими контроль за деятельностью УИС, должны направляться для обобщения и контроля в правовое управление ФСИН России и отражаться в ежегодных отчетах помощников начальников территориальных органов ФСИН России по соблюдению правопорядка в УИС. Распоряжением вменено в обязанность начальников структурных подразделений ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов ФСИН России использовать результаты визитов лиц, указанных в ст. 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», для совершенствования деятельности учреждений и органов УИС [2].
Трудно переоценить роль ведомственных органов исполнения наказания в своевременном принятии ведомственных нормативных актов как одного из факторов, обусловливающих нарушение прав, свобод и законных интересов осужденных. Речь, в частности, идет об определении улучшенных жилищно-бытовых условий для инвалидов первой и второй группы, предоставлении длительного свидания с проживанием вне исправительной колонии продолжительностью пять суток [1]. Осуществление ведомственного контроля позволяет во многом устранять подобный недостаток, имеющий место в уголовно-исполни-
тельном законодательстве, как предоставление воз- ния решать те или иные вопросы по своему субъек-можности администрации исправительного учрежде- тивному усмотрению.
Список литературы
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 2. Ст. 198.
2. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 // Ведомости съезда народных депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316.
3. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний : указ Президента Рос. Федерации от 13 окт. 2004 г. № 1314 (в ред. указа Президента Рос. Федерации от 25 нояб. 2015 г. № 578) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 42. Ст. 4109.
4. Об утверждении Инструкции об организации и осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 31 янв. 2006 г. № 16 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 19. Ст. 2060.
5. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 29.
6. Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2006. № 3.
References
1. Criminal Executive code of the Russian Federation : feder the law : 8 Jan. 1997 № 1-FZ // Coll. the legislation Grew. Federation. 1997, no. 2. St. 198.
2. On institutions and bodies executing criminal punishment in form of imprisonment : the law Growing up. Federation dated 21 July 1993 n 5473-1 // Vedomosti of the Congress of people's deputies grew. Federation and the supreme council of the Ros. Federation. 1993, no. 33. St. 1316.
3. Issues of Federal service of execution of punishments: the decree of the President Grew. Federation : from 13 Oct. 2004 No. 1314: as amended by the decree of the President Grew. Federation of 25 November. 2015, no. 578 // Coll. the legislation Grew. Federation. 2004, no. 42. St. 4109.
4. About approval of the Instruction on organization and implementation by the Ministry of justice of the Russian Federation departmental control over the observance of human rights in the institutions and territorial bodies criminally-Executive system : the order of the Ministry of justice: from 31 Jan. 2006, # 16 // Coll. the legislation Grew. Federation. 2006, no. 19. St. 2060.
5. Bulletin of normative acts of Federal bodies of Executive power. 2007, no. 29.
6. Bulletin minnesota of sty lesespecially. 2006, no. 3.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Кулешов Михаил Александрович - старший преподаватель кафедры мобилизационной и тактико-специальной подготовки Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, е-таЛ: ки1.т1ха112014@ yandex.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Kuleshov Mikhail A. - senior lecturer of the department of mobilization and tactical and special training Academy of the FPS of Russia, Ryazan, the Russian Federation, е-mail: kul.mixail2014@ yandex.ru.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Кулешов, М. А. Ведомственный контроль и надзор за обеспечением прав, свобод и законных интересов осужденных при режиме особых условий в исправительном учреждении / М. А. Кулешов // Человек: преступление и наказание. - 2017. - Т. 25(1-4), № 2. -С.288-290.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Kuleshov M. A. Vedomstvennyj kontrol' i nad-zor za obespecheniem prav, svobod i zakonnyh in-teresov osuzhdennyh pri rezhime osobyh uslovij v ispravitel'nom uchrezhdenii [Departmental control and oversight rights freedoms and legitimate interests of convicts under the regime of special conditions in correctional facility]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2017, vol. 25, no. 2, pp. 288-290.
Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 2. С. 164-327