Научная статья на тему 'Режим особых условий в исправительном учреждении: основные понятия'

Режим особых условий в исправительном учреждении: основные понятия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1449
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЖИМ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ / MODE OF SPECIAL CONDITIONS / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / EMERGENCY SITUATIONS / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM / FORCE MAJEURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулешов Михаил Александрович

В статье рассматривается понятие режима особых условий в исправительном учреждении. Уточнение понятия обеспечения прав и законных интересов осужденных в условиях режима особых условий невозможно без таких его составляющих, как режим особых условий, стихийное бедствие, чрезвычайное положение, массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных. Одни из них в литературе освещены в большей степени, другие в меньшей, между тем единой точки зрения нет. Систематический анализ понятий, определяющих содержание режима особых условий в исправительных учреждениях, позволяет сделать вывод о том, что при исполнении наказаний в виде лишения свободы в режиме особых условий осужденным гарантируются права и законные интересы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, уголовно-исполнительным законодательством и другими федеральными законами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кулешов Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODE OF SPECIAL CONDITIONS IN CORRECTIONAL FACILITY: BASIC CONCEPTS

In article are considered concept of the mode of special conditions of correctional facility. Specification of concept of ensuring the rights and legitimate interests of the special conditions condemned in the conditions of the mode is impossible without his such components as the mode of special conditions, natural disaster, state of emergency, mass riots, group disobedience of convicts. One of them in literature are lit more, others in smaller. Meanwhile there is no uniform point of view. The systematic analysis of the concepts defining the maintenance of the mode of special conditions in correctional facilities allows to draw a conclusion that at execution of punishments in the form of imprisonment in the mode of special conditions the rights and legitimate interests of citizens of the Russian Federation with withdrawals and restrictions set by the Constitution of the Russian Federation, Federal constitutional laws, the criminal and executive legislation and other federal laws are guaranteed to convicts.

Текст научной работы на тему «Режим особых условий в исправительном учреждении: основные понятия»

УДК 343.82

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ КУЛЕШОВ,

старший преподаватель кафедры мобилизационной и тактико-специальной подготовки (Академия ФСИН России), e-mail: kul.mixail2014@yandex.ru

РЕЖИМ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Реферат: в статье рассматривается понятие режима особых условий в исправительном учреждении. Уточнение понятия обеспечения прав и законных интересов осужденных в условиях режима особых условий невозможно без таких его составляющих, как режим особых условий, стихийное бедствие, чрезвычайное положение, массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных. Одни из них в литературе освещены в большей степени, другие - в меньшей, между тем единой точки зрения нет.

Систематический анализ понятий, определяющих содержание режима особых условий в исправительных учреждениях, позволяет сделать вывод о том, что при исполнении наказаний в виде лишения свободы в режиме особых условий осужденным гарантируются права и законные интересы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, уголовно-исполнительным законодательством и другими федеральными законами.

Ключевые слова: режим особых условий, чрезвычайные обстоятельства, чрезвычайные ситуации, уголовно-исполнительная система.

В научной литературе стало аксиомой при рассмотрении вопросов уточнять понятийный аппарат. Это касается дисциплин, носящих оценочный характер.

В области охраны прав, свобод и законных интересов осужденных необходимо, чтобы адресаты закона могли легко понять его содержание. Так, А. Г. Антонян отмечал: «Двусмысленный или неясный термин ведет к предоставлению неоправданной степени свободы принятия решения должностному лицу, которое ответственно за исполнение данного закона. Неясный термин, не имеющий ограничений, дает такую же неограниченную свободу» [1].

Уточнение понятия обеспечения прав и законных интересов осужденных в условиях режима особых условий невозможно без таких его составляющих понятий, как: «режим особых условий», «стихийное бедствие», «чрезвычайное положение», «массовые беспорядки», «групповые неповиновения осужденных». Одни из них в литературе освещены в большей степени, другие - в меньшей, между тем единой точки зрения нет. Необходимость выработки общей позиции по этому вопросу имеет непреходящее значение в области обеспечения прав и законных интересов осужденных в местах лишения свободы вообще, а при режиме особых условий - тем более. Последнее особенно важно, так как при решении задач в условиях режима особых условий в исправительных учреждениях привлекаются различные силы, сред-

© Кулешов М. А., 2016

ства, ведомства, их сотрудники имеют неодинаковую теоретическую, правовую и практическую подготовку, а режим особых условий предполагает принятие быстрых, оперативных решений, обеспечивая при этом защиту прав и законных интересов осужденных.

Так, согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» «введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции».

В соответствии с другой нормой (ст. 2 Закона) при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, сотрудник имеет право по собственной инициативе принять соответствующие меры в пределах своей компетенции.

В период действия режима особых условий в исправительных учреждениях не прекращаются полномочия членов общественной наблюдательной комиссии, в том числе посещение места принудительного содержания с согласия руководителя федерального или соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы

(ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 10 апреля 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»).

Законодательство об общественном контроле никак не конкретизирует возможность участия других форм общественных объединений в защите прав и законных интересов осужденных при режиме особых условий (ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

И. П. Щербань на основании положений Федерального конституционного закона, постановления Правительства Российской Федерации «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и нормативных актов МВД России и Минюста России приводит свою классификацию чрезвычайных обстоятельств: внутренние и внешние чрезвычайные обстоятельства. Под внутренними чрезвычайными обстоятельствами он понимает чрезвычайные ситуации криминального характера, под внешними - чрезвычайные ситуации политического характера; чрезвычайные ситуации природного, техногенного, экологического характеров.

Н. П. Барабанов дает следующее определение понятию «чрезвычайная ситуация»: «Чрезвычайной ситуацией криминального характера в ИУ следует считать такую ситуацию, когда криминогенные процессы и явления, происходящие среди осужденных, и другие факторы обусловили создание сложной оперативной обстановки, вызвали панические настроения, распространение слухов, причинение тяжкого вреда здоровью осужденных или персоналу, совершение осужденными убийств, нападений на персонал, захват заложников, побеги, групповые хулиганства, неповиновения, массовые беспорядки, возникновение угрозы жизни осужденных и персоналу, нарушение устойчивого функционирования исправительных учреждений» [2].

По мнению Д. А. Гришина, «предложенное определение достаточно полно раскрывает понятие ЧС в местах лишения свободы. В нем прослеживается связь между криминогенными процессами и явлениями и состоянием оперативной обстановки в ИУ, а также конкретизируются основные признаки и негативные социальные последствия наступления ЧС криминогенного характера в местах лишения свободы» [3].

А. М. Киселев, А. А. Чабыкин, В. И. Ашихмин и другие авторы под чрезвычайной ситуацией понимают состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и

здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде [4]. Авторы приводят различные категории чрезвычайных ситуаций: стихийные бедствия -катастрофические природные явления, которые могут вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия. К стихийным бедствиям относятся землетрясения, наводнения, оползни, сели, ураганы, смерчи, тайфуны, цунами, природные пожары и т. д. [4]

Все чрезвычайные ситуации авторы подразделяют на следующие группы:

- землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, обвалы, оплывы, лавины, просадка (и провал) земной поверхности, пыльные бури и др.;

- стихийные бедствия, связанные с метеорологическими природными явлениями;

- бедствия, связанные с гидрологическими природными явлениями (циклоны, цунами и др.);

- природные пожары;

- чрезвычайные ситуации, связанные с инфекционной заболеваемостью.

В литературе имеет место и другая классификация, не имеющая принципиальных отличий от изложенной выше.

Приводимая И. П. Щербанем, Н. П. Барабано-вым и другими авторами классификация опосредованно неправильно трактует содержание режима особых условий в исправительных учреждениях. Например, в УИК РФ приводится исчерпывающий перечень деяний криминального характера (массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных в исправительном учреждении). По классификации Н. П. Барабанова содержанием режима особых условий охватываются и такие деяния, как распространение слухов, причинение тяжкого вреда здоровью, совершение убийств, побеги и др. В приведенном ранее понятии чрезвычайного положения указанных деяний нет, нет их и в ст. 85 УИК РФ. Надо ли говорить о правовом значении этих факторов? Расширительное их толкование, выходящее за рамки указанной статьи, создает условия для нарушения прав и законных интересов осужденных.

Мы разделяем позицию авторов о необходимости уточнения ряда положений, относящихся к чрезвычайному положению как в целом, так и применительно к уголовно-исполнительной системе. Так, Е. С. Калина пишет: «В действующем законодательстве России различия между ситуацией, служащей основанием введения чрезвычайного положения, и чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, не содержащей таких признаков, отчетливо видны, но чрезвычайно слабо выражены в терминологическом отношении.

Эти принципиально разные явления обозначаются одним и тем же выражением, что порождает неопределенность в его трактовке. Необходимо, чтобы сущностные отличия между этими двумя принципиально различными явлениями отчетливо осознавались и стали неотъемлемым элементом правового сознания субъектов, наделенных властными полномочиями в сфере государственного управления. Недостаточно ясное понимание указанного разграничения чревато правовым нигилизмом, преувеличением роли чрезвычайного права в ущерб регулярному праву, может приводить к принятию решений, неправомерно ограничивающих права и свободы граждан в условиях режима чрезвычайной ситуации, либо к принятию декларативных, не работающих актов». Это можно было бы сделать путем классификации чрезвычайного положения на чрезвычайные обстоятельства и чрезвычайные ситуации, раскрыв их содержание и закрепив законодательно. Основой здесь должны быть понятия, сформулированные в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении». При этом следует привести перечень чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных обстоятельств в исправительных учреждениях, при которых может быть введен режим особых условий.

Военное положение вводится в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Оно вводится Президентом Российской Федерации на всей территории страны или в ее отдельных местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (п. 2 ст. 87 Конституции РФ).

Из ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» следует, что формирования и органы ФСИН России в период действия военного положения применяются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Режимом особых условий охватываются и такие понятия, как массовые беспорядки и групповые неповиновения.

Под массовыми беспорядками понимаются действия большого скопления народа, массы людей, которые сопровождаются насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением взрывных устройств или взрывчатых веществ, а также вооруженное сопротивление представителям власти [5].

Как состав преступления данное деяние раскрывается следующим образом: «Организация массо-

вых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, а равно подготовка лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них» (ч. 1 ст. 212 УК РФ).

Групповое неповиновение выражается в отказе осужденных выполнять распоряжения и требования администрации исправительного учреждения, вытекающие из установленного законом порядка отбывания наказания либо предписаний внутреннего распорядка учреждения. Неповиновение, как правило, проявляется в открытом публичном заявлении осужденных об отказе выполнять законные требования администрации, в редких случаях в их игнорировании. Это может быть отказ выходить на работу, следовать в столовую, прибывать в дежурную часть для разбирательства, давать объяснения. Неповиновение осужденных может быть связано с возникновением в исправительном учреждении экстремальных ситуаций криминального характера (совершение убийств, захватов заложников, хулиганств, массовых беспорядков).

И. П. Щербань к групповым неповиновениям относит и другие деяния, если они не содержат в себе состава преступления и являются согласно ст. 116 УИК РФ «злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы». С такой трактовкой понятия группового неповиновения вряд ли можно согласиться. Ссылки автора на деяния, предусмотренные ст. 116 УИК РФ, не во всех отношениях выдерживают критику. Например, трудно согласиться с отнесением к групповым неповиновениям осужденных таких деяний, как: мелкое хулиганство, изготовление, хранение или передача запрещенных предметов, мужеложство, лесбиянство.

Требуется нормативное закрепление перечня деяний, которые характеризуют групповые неповиновения. Часть из них содержится в указанной статье: угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в данной статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.

Систематический анализ понятий, определяющих содержание режима особых условий в исправительных учреждениях (стихийное бедст-

вие, чрезвычайное или военное положение, массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных), позволяет сделать вывод о том, что при исполнении наказаний в виде лишения свободы в режиме особых условий осужденным гарантируются права и законные интересы граж-

дан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, уголовно-исполнительным законодательством и другими федеральными законами.

Список литературы

1. Антонян А. Г. Некоторые проблемы использования оценочных понятий в конструировании норм уголовно-исполнительного права // Вестник Томского государственного университета. Сер. Право. 2012. № 1. С. 13-21.

2. Барабанов Н. П. Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях : монография : в 2 ч. Рязань, 1994. Ч. 1. 146 с.

3. Гришин Д. А. Организация профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005.

4. Тактико-специальная подготовка : курс лекций. Рязань, 2015.

5. Российская юридическая энциклопедия / под ред. А. Я. Сухарева. М., 1999. 1110 с.

MIKHAIL ALEKSANDROVICH KULESHOV,

senior lecturer at the department of mobilization and tactical and special training (Academy of the FPS of Russia), e-mail: kul.mixail2014@yandex.ru

THE MODE OF SPECIAL CONDITIONS IN CORRECTIONAL FACILITY:

BASIC CONCEPTS

Abstract: in article are considered concept of the mode of special conditions of correctional facility. Specification of concept of ensuring the rights and legitimate interests of the special conditions condemned in the conditions of the mode is impossible without his such components as the mode of special conditions, natural disaster, state of emergency, mass riots, group disobedience of convicts. One of them in literature are lit more, others - in smaller. Meanwhile there is no uniform point of view.

The systematic analysis of the concepts defining the maintenance of the mode of special conditions in correctional facilities allows to draw a conclusion that at execution of punishments in the form of imprisonment in the mode of special conditions the rights and legitimate interests of citizens of the Russian Federation with withdrawals and restrictions set by the Constitution of the Russian Federation, Federal constitutional laws, the criminal and executive legislation and other federal laws are guaranteed to convicts.

Key words: mode of special conditions, force majeure, emergency situations, criminal and executive system.

References

1. Antonjan A. G. Nekotorye problemy ispol'zovanija ocenochnyh ponjatij v konstruirovanii norm ugolovno-ispolnitel'nogo prava [Some problems of use of estimated concepts of designing of norms of the criminal and executive right]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo - Bulletin of Tomsk state university. Law, 2012, no. 1, pp. 13-21.

2. Barabanov N. P. Preduprezhdenie i presechenie chrezvychajnyh situacij kriminal'nogo haraktera v is-pravitel'nyh uchrezhdenijah [The prevention and suppression of emergency situations of criminal character in correctional facilities]. In 2 parts. Ryazan, 1994. Part 1. 146 р.

3. Grishin D. A. Organizacija professional'noj podgotovki sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy k dejstvijam pri chrezvychajnyh obstojatel'stvah. Dis. kand. jurid. nauk [The organization of vocational training of staff of criminal and executive system to actions at force majeure. Cand. legal sci. diss.]. Ryazan, 2005.

4. Taktiko-special'naja podgotovka [Tactical and special preparation]. Ryazan, 2015.

5. Rossijskaja juridicheskaja jenciklopedija [Russian legal encyclopedia]. Under the editorship of A. Ja. Su-harev. Moscow, 1999. 1110 р.

© Kuleshov M. A., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.