ственным содержанием малой, средней и большой степени сложности. В нашей классификации наиболее трудные — это ситуации большой степени сложности, требующие от слушателя значительных морально-волевых усилий, связанных с ущемлением личного ради общественного, нравственной саморегуляции для разрешения конфликта.
Менее трудные — ситуации средней степени сложности, содержащие проблему выбора, для решения которой придется приложить морально-волевые усилия, не включающие явного противоречия.
Ситуации малой степени сложности требуют от личности нравственного саморегулирования, основанного на простых этических нормах.
Степень сложности ситуации служит одним из показателей при определении уровней нравственно-волевой зрелости личности.
Итак, учитывая степень сложности моральной ситуации и степень осознания личностью нравственной потребности, выраженную целеустремленностью, общественной инициативой и чувством ответственности, можно выделить четыре уровня нравственноволевой зрелости слушателей.
Первый уровень. Минимальная степень осознания нравственной потребности в ситуации любой степени сложности. Целеустремленность, общественная инициатива и чувство ответственности в поведении личности выражены слабо, проявляются лишь в отдельных ситуациях.
Второй уровень. Незначительная целеустремленность, общественная инициатива при отсутствии чувства ответственности в поведении личности в ситуациях средней степени сложности. В ситуациях большой степени сложности общественная инициатива и чувство ответственности, как правило, не имеют места. Данной группе слушателей соответствует низкая степень осознания нравственной потребности.
Третий уровень. Целеустремленность, общественная инициатива значительно проявляются в ситуациях средней степени сложности и в ситуациях большой степени сложности, чувство ответственности имеет место лишь в некоторых ситуациях, в основном средней степени сложности. При этом степень осознания нравственной потребности достаточная.
Четвертый уровень. Ярко выраженная целеустремленность, чувство ответственности и общественная инициатива в поведении слушателей в ситуациях различной степени сложности. Степень осознания нравственной
потребности выступает в форме внутренней необходимости к действию.
Таковы основные особенности предлагаемых нами методов диагностики нравственно-волевой зрелости личности. Представляя собой разновидность естественного педагогического эксперимента, эти методы, как мы убедились, способны доставить преподавателю наиболее важные данные о молодежи, необходимые для достаточно объективной и дифференцированной оценки воспитанности нравственно-волевых качеств по предложенной нами четырехбалльной системе критериев.
Об изучении облика личности слушателей учебных заведений МВД России
Профессор Б.П.Носков, канд. пед. наук Г.Я.Узилевский
Орловская высшая школа МВД России
В настоящее время весьма актуальной является проблема определения облика личности и прогнозирования ее развития, что обусловлено как потребностями развития самой личности, так и социальным заказом общества, которое заинтересовано в наличии профессионально ориентированных личностей.
Исходя из того, что человек, будучи символическим существом, создающим знаки и управляющим ими, сам является знаковой системой для его партнера по общению (жесты, позы, походка, выражение глаз и т.д.), полезно обратиться к разработке методик определения облика личности, основанных на использовании языков мозга и тела человека.
В последние годы неизмеримо вырос интерес к изучению функциональных асимметрий мозга человека (фА), в особенности, к моторным и сенсорным асимметриям, обусловливающим индивидуальный профиль асимметрий того или иного субъекта. Вслед за авторами (1) мы полагаем, что требуют пристального внимания психическая асимметрия человека, которая может быть различной у лиц с разными профилями асимметрии. По их мнению, эта асимметрия описана лишь на основе данных сравнения распада целостной психики при избирательном поражении правого и левого полушарий мозга.
Нами (8, 467-471) в течение нескольких лет изучается данная проблема на практически здоровых людях, в частности, проверя-
ются возможности установления облика личности с помощью языка индикаторов фА*.
Исследования в области нейролингвистики, нейропсихологии, нейросемиотики, нейрофизиологии показали, что латеральный признак (фенотип) выступает как один из важных механизмов сохранения как общевидовых, так и индивидуальных свойств организма и его поведения, сохранения его самости. Иначе говоря, латеральные фенотипы или «профили» играют роль индикаторов организма, личности и психики индивида.
Такими индикаторами являются позы человека (поза Наполеона, переплетение пальцев, скрещивание ног, «ведущий глаз» и
др.), которые способствуют установлению доминантности полушарий, степени «праворукости» и «леворукости», выявлению лидеров и т.д. (6, 226-235; 7, 26-34). Вместе с тем изучение поз, жестов, движений человека носило зачастую описательный характер без должного раскрытия причинно-следственных связей между ними и соответствующими механизмами мозга. Авторами (6; 7) было показано, что триаду: позы человека как знаки-индикаторы фА, их выражения и значения последних можно использовать для создания скоростного метода определения облика личности, с помощью которой будет достаточно просто получить индивидуальный профиль
Таблиц?
Фрагмент словаря языка индикаторов ФА мозга человека
Индикаторы фА
Значение выражения позы
Ручные асимметрии Поза Наполеона
Выражение позы:
обе руки выходят на предплечье
правая рука выходит на предплечье левая рука выходит на предплечье
правая рука выходит на предплечье, левая подпирает правую снаружи
левая рука выходит на предплечье, правая подпирает левую снаружи
обе руки скрыты
правая рука закрыта, левая поддерживает правую снаружи снизу
левая рука закрыта, правая поддерживает левую снаружи снизу
Субъект склонен к амбивалентному представлений) фА; физическая уравновешенность, предрасположенность к ручным видам спорта, плаванию, скалолазанию и т.п. Большая способность к общению с людьми, к работе с ними, четко выраженная альтруистичность. Склонность к творчеству, прогнозированию.
Индикатор доминантности левого полушария, у субъекта есть склонность к общению.
Индикатор доминантности правого полушария, некоторой эмоциональности, инвертированности, у субъекта есть склонность к общению.
Индикатор доминантности левого полушария, склонность к общению и работе с людьми, опора субъекта на самого себя.
Индикатор доминантности правого полушария, некоторая эмоциональность, опора субъекта на самого себя, склонность к общению и работе с людьми. Индикатор амбивалентного представления фА, субъект закрыт от вредного внешнего воздействия, склонен к общению, но информацию о себе не выдает.
Индикатор доминантности левого полушария, субъект склонен к общению, но закрыт, видит опору в самом себе.
Индикатор доминантности правого полушария, субъект склонен к общению, но закрыт, видит опору в самом себе.
любого человека путем отбора одного значения для каждого выражения позы. Иными словами, экспликация конкретного набора значений выражений позволит получить «портрет» индивида. Нетрудно заметить, что эффективность такого метода зависит от выявления и экспликации наиболее полного набора поз человека и в пространстве каждой позы — наиболее полного набора его выражений с выходом на семантику каждого выражения.
Поэтому в 1994/95 учебном году нами проведено тестирование слушателей первого курса Орловской высшей школы МВД Рф с целью выявления словаря и семантики языка индикаторов фА. Тестированием было охвачено 247 человек.
В процессе тестирования удалось проверить 24 выражения поз Наполеона и их значений, 8 выражений форм аплодирования и их значений, 3 позы перекреста пальцев, 4 позы соединения пальцев обеих ладоней, 29 выражений поз «замок» и выявить их значения. Отметим также, что подвергались тестированию ножные асимметрии, асимметрии глаза и уха с выходом на определение их семантики, а также форма держания кисти при письме.
Рамки данного сообщения не дают возможности полностью представить словарь и семантику языка индикаторов фА мозга человека (таблица).
Следует сказать, что при проведении тестирования слушателей было установлено 12 синтаксических групп знаков-индикаторов, набор которых свидетельствует об определенных характеристиках личности того или иного субъекта. Для раскрытия их сути рассмотрим группу знаков-индикаторов, позволяющих определить лидерские наклонности. Известно, что триада знаков-индикаторов: глаз, ухо или поза Наполеона (выход правой или левой руки на предплечье) при доминировании во всех случаях только правого или только левого полушарий''свидетельствует о лидерских наклонностях индивида. Изучение данных тестирования слушателей показало, что при определении лидерских наклонностей можно воспользоваться и пятью знаками-индикаторами: помимо указанных знаков в это число входят выражения позы «замок рук за спиной» и «соединение пальцев верхней фаланги в виде «шалашика». Последнее свидетельствует о некоторых гуманных свойствах характера лидера. При выявлении лидерских наклонностей испытуемых полезно обращать
внимание и на другие знаки-индикаторы позы Наполеона (например, на «выход обеих рук на предплечья», «обе руки закрыты», «выход указательных пальцев или мизинцев на предплечья», «большие пальцы в вертикальном положении при закрытости рук»).
Уместно сказать, что в пользу наличия лидерских наклонностей говорит, и знак «соединение пальцев ладоней в форме пистолета».
Создание словаря языка индикаторов фА, установление разнообразных синтаксических групп знаков-индикаторов позволили определить облик личности каждого из испытуемых, провести синтаксический анализ слушателей относительно выраженности и представленности фА и др. (4, 12-13).
Создание автоматизированной системы по определению облика личности позволит достаточно быстро установить индивидуальный профиль фА каждого слушателя. Это, в свою очередь, даст возможность оптимально распределить слушателей по группам (субъекты с одинаковой выраженностью фА хорошо совместимы друг с другом) и формировать малые группы для выполнения тех или иных задач (здесь субъекты с различной фА хорошо подходят друг другу).
Представляется полезным продолжать работы в данном направлении, в частности, заслуживает внимания сопоставление языка индикаторов фА с данными зарубежных авторов, полученными на основе описательного подхода, позволяющего устанавливать лишь контекстуальные значения поз, жестов, движений человека.
В сущности, метод раскрывает личностные характеристики индивида, в данном случае — слушателя высшей школы МВД. Полезно продолжить исследование в этом направлении в плане объединения скоростного метода определения облика личности и методом установления организмических характеристик слушателей, что даст возможность применить комплексный подход для профотбора абитуриентов в высшие учебные заведения МВД России с учетом их специализации, для прослеживания динамики развития личностных и профессиональных качеств слушателей в процессе их обучения.
Скоростной метод определения облика личности слушателя с последующим прогнозированием ее развития может способствовать работе с группой риска благодаря выявлению индивидуальных черт личности индивида.
Данный метод можно применить и в индивидуальной беседе с абитуриентами, не справившимися с предложенными заданиями профотбора, для предоставления рекомендаций в приемную комиссию вузов об их допуске к вступительным экзаменам.
Целесообразно по разработанной нами программе проводить занятия в системе служебной подготовки с начальниками и заместителями начальников учебных подразделений, а также с сотрудниками групп ПфО по обучению этому методу, который будет способствовать их взаимодействию и общению со слушателями в период их учебы.
* Здесь полезно сказать, что у психологов значительно вырос интерес к изучению личности человека на основе знаков его тела. Существует несколько подходов (2; 3; 5; 9), для которых свойственен описательный характер без обращения к ФА.
Литература
1. Брагина Н.Н., Готилидзе Н.В., Доброхотова Т.А. и др. Человек асимметричный (к программе комплексного исследования функциональных асимметрий человека) //Человеческий фактор в правоохранительных системах. — 4.1. — Орел, 1996 (в печати).
2. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. — Воронеж, 1993.
3. Ниренберг Д., Калеро Д. Читать человека как книгу. — М.: Экономика, 1990.
4. Носков Б.П., Узилевский Г.Я. О проверке скоростного метода определения облика личности и прогнозирования ее развития //Психодіагностика. — Харків, 1995 (Актуальні проблеми сучасноі психологіі: Матеріали других міжнародних психологічних читань).
5. Пиз А. Язык телодвижений. — Нижний Новгород, 1992.
6. Узилевский Г.Я. О языке индикаторов функциональных асимметрий //Бахинские чтения. — Орел, 1994.
7. Узилевский Г.Я. Основы формирования скоростного метода определения облика личности и прогнозирования ее развития // Семиотика тела. — Орел, 1995.
8. Узилевский Г.Я. Язык индикаторов функциональных асимметрий мозга человека и изучение развития личности //Актуальные проблемы современной психологии. — Харьков, 1993.
9. Штангль А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. — М., 1993.
Опыт работы по психологическому отбору абитуриентов в вузах МВД Украины
Канд. пед. наук В.И.Барко, А.В.Гайдашук, канд. технич. наук И.О. Шматко Украинская академия внутренних дел, г.Киев
Отделом психофизиологического отбора личного состава органов внутренних дел На-учно-исследовательского центра Украинской академии внутренних дел (УАВД) в августе-ноябре 1995 г. проведено исследование по анализу направленной из вузов МВД Украины информации о результатах психологического отбора первокурсников 1994-1995 гг. обучения. Изучены данные, полученные из 15 вузов МВД Украины, объем выборки слушателей составил более 3 ООО человек. В процессе исследования рассматривались показатели психологической готовности личности к обучению — интеллект и мотивационная структура, анализировались академическая успеваемость по результатам зимней и летней сессий, экспертные оценки слушателей на их соответствие требованиям вуза МВД. Полученные результаты обрабатывались с помощью методов математической статистики с использованием ПЭВМ.
Концепция диагностики уровня психологической готовности молодежи к обучению базировалась на идее всестороннего учета степени пригодности личности к определенной деятельности. Готовность к обучению тесно связана с развитием общих способностей человека. Н.С.Лейтес считает необходимым условием развитых общих способностей способность человека к умственной активности, психической саморегуляции. С.Л.Рубинштейн, Д.Векслер также связывают общие способности с интеллектом. В данном исследовании авторы исходили из того, что интеллект является важным фактором объективной готовности к обучению.
В структуру общих способностей включаются также неинтеллектуальные факторы, которые содержат в своей структуре различные свойства личности, в частности, особенности мотивации, эмоциональной сферы, темперамента. Доказано, что максимальной эффективности деятельности отвечает оптимальная сила мотивации. Успеху трудовой и учебной деятельности, как правило, соответствует средний уровень мотивации на собственный престиж и благосостояние, а связь