#
3. Ахутина Т. В., Золотарева Э. В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологи-ческий анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. 1997. № 3. С. 38-42.
4. Ахутина Т. В. Меликян З. А. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития // Методы нейропсихологической диагностики: хрестоматия / под ред. Е. Ю. Балашовой, М. С. Ковязиной. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. С. 288-301.
5. Ахутина Т. В., Полонская Н. Н., Пылаева Н. М., Максименко М. Ю. Нейропсихологическое обследование // Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников» / под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Ин-шаковой. М.: Сфера: В. Секачев, 2008. С. 4-64.
6. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008. 320 с.
7. Ахутина Т. В., Яблокова Л. В., Полонская Н. Н.
Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / под ред. Е. Д. Хомской и В. А. Москвина. М.; Оренбург, 2000. С. 132-152.
8. Полонская Н. Н. Применение нейропсихологи-ческого метода исследования в диагностике детей с нарушениями речи // Школа здоровья. 1999. № 2. С. 72-79.
9. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. М.: Изд-во МГУ, 1978.
10. Иншакова О. Б. Методика обследования письма младших школьников // Нейропсихологиче-ская диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т. В. Аху-тиной, О. Б. Иншаковой. М.: Сфера: В. Секачев, 2008. С. 65-90.
11. Яблокова Л. В. Нейропсихологическая диагностика развития ВПФ у младших школьников: разработка критериев оценки: дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 126 с.
ВЛИЯНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ УЧАЩИХСЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ИМИ ВЕРБАЛЬНОЙ И НЕВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
IMPACT OF STUDENTS INTERHEMISPHERIC ASYMMETRY PERCEPTIONS OF VERBAL AND NON-VERBAL INFORMATION
К. Д. Дятлова, А. Е. Максимова
K. D. Dyatlova, A. E. Maximova
Межполушарная функциональная асимметрия школьников оказывает влияние на восприятие и воспроизведение ими учебной информации. Правопо-лушарные ученики лучше выполняют тестовые задания в графической форме, левополушарные - в вербальной. Правополушарные учащиеся испытывают дефицит учебной информации в графической форме.
Functional brain asymmetry of pupils influences for perception and reproduction of information. Children General Right Hemisphere have best effect in tests with graphic information. Children General Left Hemisphere have best effect in test with verbal information. Children with General Wright Hemisphere have graphic information deficit.
Ключевые слова: функциональная асимметрия головного мозга, обучение, тестовый контроль.
Keywords: Functional brain Asymmetry, learning, test control.
В последние десятилетия функциональная латера-лизация больших полушарий является объектом пристального внимания представителей различных дисциплин: нейрофизиологии, нейропсихологии, эволюционной биологии и других, так как является одной из важнейших, фундаментальных психофизиологических закономерностей деятельности человеческого мозга, а изучение функций правого и левого полушарий - одним из наиболее интересных направлений [1].
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия прошла ряд этапов развития, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе педагогов и психологов школьных учреждений в процессе обучения и воспитания довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов.
Ф
Современная система общего образования ориентирована на развитие символьно-знаковой функции мышления, то есть левополушарного мышления. Возрастные особенности головного мозга, связанные с опережающим развитием правополушарных функций, в ней почти не используются. Между тем активное использование возможностей правополушарного способа обработки информации способствует развитию способностей ребенка, позволяет прогнозировать и повышать эффективность школьного обучения [2].
Кроме того, вариативность форм представления учебного материала сопровождается усилением интереса учащихся, что в свою очередь обеспечивает их меньшую утомляемость [3].
Особенный интерес представляет ориентация на правополушарное мышление при обучении биологии, так как посредством графики можно осуществлять контроль специфических биологических умений: работа со схемами, рисунками, анализ таблиц, диаграмм.
Целью данной работы является выявление особенностей восприятия и воспроизведения учебного материала по биологии учащимися с доминированием правого или левого полушария посредством тестового контроля с вербальными и невербально-вербальными заданиями. В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Выявить функциональную асимметрию у 40 учащихся 8-х классов.
2. Выявить гендерные различия в выраженности межполушарной асимметрии у учащихся.
3. Составить тест для контроля биологических знаний по теме «Нервная система» учебного курса «Человек», включающий аналогичные по содержанию тестовые задания в вербальной и невербально-вербальной форме.
4. Выявить успешность выполнения тестовых заданий разного вида учениками с доминированием правого или левого полушария.
Межполушарная асимметрия - одна из фундаментальных закономерностей организации мозга, уникальная особенность деятельности мозга человека, отличающая ее от деятельности мозга животных. Она проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов [4].
Каждое полушарие обрабатывает информацию специфическим образом. Логическое полушарие (обычно левое) имеет дело с точным счетом, обработкой языка и линейным анализом. В противоположность этому гештальт-полушарие (обычно правое) обрабатывает информацию цельно, имеет дело с образами, эмоциями. У некоторых людей логическим полушарием является правое, а образным - левое. Термины «логическое полушарие» и «ге-штальт-полушарие» более точны, их используют, чтобы различать полушария функционально, а не топографически. Но мы будем использовать термины «правое» и «левое» полушария как наиболее часто встречающиеся.
С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления: абстрактно-логическое и
пространственно-образное. Считалось, что левое полушарие является полностью доминантным по отношению к речи, мануальным функциям, а также другим высшим психическим процессам. Правому полушарию отводилась второстепенная, подчиненная роль в реализации всех психических процессов.
В настоящее время проблема полушарной асимметрии мозга по отношению к вербальным и невербальным функциям изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Специфичность левого и правого полушарий по отношению к различным функциям (элементарным и сложным) изучена в разной степени.
В осуществлении любого вида сложной психической деятельности принимают участие оба полушария, не дублируя друг друга, а обеспечивая разные (и всегда необходимые) стороны этой деятельности [5].
Существует три типа функциональной организации двух полушарий мозга:
1) доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
2) доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение;
3) отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий.
К односторонне представленным правополушарным и левополушарным типам реагирования принадлежат чуть меньше половины людей (результаты исследования межполушарной асимметрии детей двух классов) [6].
Правое полушарие с раннего детства связывает человека с внешним миром. Левое полушарие обеспечивает человеку быстрое вхождение в общество, где он живет, обусловливает те культурно исторические программы поведения, которое общество вводит в человека и которые человек сам активно усваивает [7].
Правое полушарие оперирует иконическими, иероглифическими знаками или образами, берущими свое начало в естественных, природных знаковых системах. Левое полушарие оперирует словами и символическими искусственно созданными человеком знаковыми системами.
Левополушарные формально-логические компоненты познавательных процессов так организуют любой знаковый материал, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст. При его формировании из всех реальных и потенциальных связей между многогранными предметами и явлениями выбирается несколько определенных, не создающих противоречий и укладывающихся в данный контекст. Функция правополушарных компонентов познавательных процессов - одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. Преимущество такой
стратегии мышления проявляется в тех случаях, когда информация сложна, внутренне противоречива и не может быть сведена к однозначному контексту. Роль правополушарной стратегии познания, проявляющейся в способности улавливать множество связей и вариантов в многозначном контексте, делает ее важнейшим участником творческого процесса. Если организация однозначного контекста необходима для взаимопонимания между людьми, анализа и закрепления знаний, то организация многозначного контекста столь же необходима для целостного достижения и проникновения в суть внутренних связей между предметами и явлениями. Именно такое постижение лежит в основе любого творчества, без которого был бы невозможен ни технический, ни духовный процесс [8; 9].
Еще одной из малоизученных является проблема половых различий асимметрии. В настоящее время существуют лишь предположения и гипотезы о взаимосвязи латерализации функций, половых различий и различий в когнитивной деятельности. Эти предположения строятся на различных гипотезах: о влиянии тестостерона на функциональную специализацию полушарий, о разной скорости созревания мальчиков и девочек, о влиянии эволюционных факторов и др. Однако возрастные исследования функциональной организации головного мозга у детей при решении различного рода когнитивных задач, в том числе и при зрительно-пространственной деятельности, свидетельствуют о том, что индивидуальные различия «перекрывают» половые. Именно поэтому интересно выявить гендерные различия в выраженности межполушар-ной асимметрии у подростков.
Обучение школьников в идеале должно вестись с учетом особенностей их межполушарной ассиметрии. Левополушарным детям легче писать, чем диктовать. Они анализируют о части к целому, от деталей к общему. Среди левополушарных - инженеры, математики, философы, лингвисты. Они нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения.
Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик еще и импульсивен [8; 9]. Необходимо отметить, что правополу-шарные ученики обладают хорошей пространственной ориентацией, высокой координацией движений. Успешны в командных видах спорта. Речь правополушарных де-
тей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Для них познание следует организовать от целого к части.
Наиболее грамотными являются равнополушар-ные учащиеся. Левое полушарие у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант, дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки. Левополу-шарные учащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: пропускают мягкий знак, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети ошибки делают в словарных словах, имена собственные пишут со строчной буквы, для них характерны пропуски, описки [10]. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Им характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.
Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.
Самый оптимальный подход к обучению - рациональное сочетание работы обоих полушарий, в котором правое полушарие обеспечивает широкое видение проблемы и энтузиазм, а левое полушарие - знание структуры проблемы и поэтапное планирование действий. В практической деятельности левополушарному ученику следует предлагать учебную информацию в вербальной форме (лучше в письменном виде), а правополушарному в невербально-вербальной форме. То есть для левополу-шарного ученика основными средствами обучения и контроля должны служить вербальные, для правополушар-ного - обязательно наличие натуральных и изобразительных средств.
В нашей работе мы пытались оценить полноту восприятия лево- и правополушарными учениками информации, представленной в вербальной и невербально-вербальной форме.
С целью выявления преимуществ в восприятии учебного материала учащимися с доминированием левого
Таблица 1
Оценка ведущего полушария (по: Клецина И.С., 2009) [11]
#
Задание Оценка полушария
1. Переплести пальцы рук Сверху большой палец правой руки - ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки -правое
2. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш, фиксируя его взором на определенной точке, поочередно закрывает правый и левый глаз Карандаш смещается при закрывании правого глаза - ведущее полушарие левое. Карандаш смещается при закрывании левого глаза - ведущее полушарие правое
3. Имитировать позу Наполеона Кисть левой руки направляется к предплечью - плечу правой руки и оказывается сверху - ведущая рука левая, ведущее полушарие правое. Кисть правой руки направляется к предплечью - плечу левой руки и оказывается сверху - ведущая рука правая, ведущее полушарие левое
4. Имитировать аплодисменты Сверху находится правая рука - ведущее полушарие левое, сверху находится левая рука - ведущее полушарие правое
5. Провести прямую вертикальную черту, разделяющую лист бумаги пополам Линия ближе к правому краю листа - ведущее полушарие правое, линия ближе к левому краю листа -ведущее полушарие левое
6. Поставить произвольное количество палочек левой рукой, а затем правой рукой. Время выполнения задания 10 секунд. Подсчитать количество палочек Больше поставлено палочек правой рукой - ведущее полушарие левое, левой рукой - правое, одинаковое количество обеими руками - правое
7. Нарисовать круг, завершив его стрелкой Стрелка указывает направление против часовой стрелки - ведущее полушарие левое, по часовой -правое
8. Сидя на стуле, положить ногу на ногу Сверху левая нога - ведущее полушарие левое, сверху правая нога - правое
9. Стоя, покружиться в удобную сторону Кружится против часовой стрелки - ведущее полушарие левое, кружится по часовой стрелке - правое
10. Быстро моргнуть одним глазом Быстрее моргает правый глаз - ведущее полушарие правое, левый глаз - левое
Ф
или правого полушария нами был организован психолого-педагогический эксперимент.
Экспериментальную группу составили 40 учеников восьмого класса, изучающих биологию человека. Для каждого ученика был подсчитан средний балл успеваемости по биологии по данным классного журнала за Ш-1У учебную четверть (10 января - 2 мая).
Вначале нами на уроке биологии был проведен психологический эксперимент на определение ведущего полушария у учащихся с использованием самоконтроля и взаимоконтроля (табл. 1).
Каждый ответ оценивается в 1 балл. Балл приписывается правому или левому полушарию. По окончании эксперимента баллы суммируются для каждого полушария отдельно. Итоговая оценка подсчитывается как разница между суммой баллов левого и суммой баллов правого полушария, умноженная на 10. Результаты сопоставляются с приведенными нормативными данными. Если полученный показатель
1) больше или равен 30 - полное доминирование левого полушария;
2) от 10 до 30 - неполное доминирование левого полушария;
3) 10 - неполное доминирование правого полушария;
4) ниже 10 - полное доминирование правого полушария.
Следует отметить, что эксперимент вызвал большой интерес учащихся, данный и последующие уроки прошли с высокой мотивацией, что доказывает эффективность использования личностно-деятельностного подхода на уроках биологии.
Затем нами была разработана система тестовых заданий по теме «Нервная система» учебного курса «Человек», одинаковых по содержанию, но различных по форме представления материала. Каждое задание составлялось как в невербально-вербальной форме, так и в вербальной форме. Из данных заданий был сформирован один вари-
1. Длинный отросток нервной клетки - это:
а) нейрон; б) аксон;
в) дендрит; г) синапс.
2. На рисунке стрелкой обозначен:
а) нейрон; б) аксон; в) дендрит; г) синапс.
Рис. Фрагмент теста, содержащий задание в вербальной и невербально-вербальной форме
Ф
Таблица 2
Тендерные различия по выраженности межполушарной асимметрии (балл полушария), средней успеваемости и тестовому баллу (ПТБ)
Количество Балл полушария Средняя успеваемость ПТБ
Мальчики 23 24,02 ± 0,21 3,3 ± 0,67 62,46 ± 1,78
Девочки 18 7,14 ± 0,13 3,7 ± 0,71 59,74 ± 1,89
ант проверочной работы (теста), включающий 30 заданий, 26 - с выбором одного правильного ответа и 4 с выбором нескольких правильных ответов. В тесте имеются 15 заданий в невербально-вербальной (графической) форме, и 15 заданий в вербальной форме (см. рисунок).
Задание в вербальной форме предшествует аналогичному по содержанию заданию в невербально-вербальной форме. Были использованы следующие критерии при составлении теста:
1) соответствие содержания теста целям тестирования;
2) взаимосвязь содержания и формы;
3) содержательная точность тестовых заданий;
4) системность содержания.
Тест являлся критериально ориентированным. Критерии оценки:
- 100-90% правильных ответов - отметка «пять»;
- 90-70% правильных ответов - отметка «четыре»;
- 70-50% правильных ответов - отметка «три»;
- менее 50% правильных ответов - отметка «два».
Максимальное количество полученных за данный тест баллов - 30. Подсчитывался первичный тестовый балл (ПТБ) - процент выполнения всего теста, а также ПТБ отдельно при выполнении вербальной и невербально-вербальной части теста. Результаты выполнения работы были подвергнуты статистической обработке, после чего были получены стандартные статистические характеристики: среднее и ошибка репрезентативности (М ± т).
Выявлено, что количество учеников с доминированием левого полушария выше, чем учеников с доминирование правого полушария. Это объясняется наличием большего количества мальчиков в группе испытуемых. Доля правополушарных мальчиков и левополу-шарных девочек невелика. Такое соотношение подтверждает гипотезу о том, что для особей мужского пола характерно доминирование левого полушария, а
Таблица 3
Средняя успеваемость и первичный тестовый балл (ПТБ) у учеников с разной выраженностью межполушарной асимметрии (МПА)
для женского пола доминирование правого полушария (табл. 2).
В нашем случае треть испытуемых имеет неполное доминирование того или иного полушария. Это может быть связано с физиологическими особенностями: именно в школьном периоде, в возрасте 10-15 лет, заканчивается функциональная диффреренцировка полушарий и определяется ведущее полушарие.
Мальчики в целом учатся хуже, чем девочки, хотя с тестом и те, и другие справились одинаково успешно. Тест считается оптимальным по трудности, если ПТБ равен 50% [12]. Наш тест явился легким для школьников, несмотря на то что он проводился через две недели после изучения темы с целью проверки остаточных знаний и для чистоты эксперимента. При сравнении средней успеваемости с ПТБ выяснилось, что большинство учеников получили оценку за тест в соответствии со своими средними отметками по биологии.
Лево- и правополушарные школьники имеют одинаковую успеваемость, но ученики с ведущим правым полушарием справились с тестом достоверно хуже, чем ученики с ведущим левым полушарием (табл. 3).
Таблица 4
Первичный тестовый балл (ПТБ) при выполнении невербально-вербальной и вербальной части теста у учеников с разной выраженностью межполушарной асимметрии (МПА)
МПА ПТБ по невербально-вербальной части ПТБ по вербальной части
Правополушарные 78,34 ± 1,15 69,72 ± 1,21
Левополушарные 54,04 ± 1,47 74,76 ± 1,38
Вся группа 66,18 ± 0,72 72,34 ± 0,86
МПА Средняя успеваемость ПТБ
Правополушарные 3,9 ± 0,87 68,67 ± 2,15
Левополушарные 3,8 ± 0,83 78,62 ± 1,97
Очевидно, при выполнении теста лучшие результаты учеников с доминированием левого полушария выше вследствие их специфического восприятия информации, а большая часть информации на уроке и при выполнении домашних заданий подается в вербальной форме. Конечно, учащимся предлагается информация и в виде рисунков, графиков, схем, но все же большая ее часть поступает в вербальной форме от учителя и из учебника.
Мы выяснили, как лево- и правополушарные школьники справляются с заданиями в вербальной и невербально-вербальной форме (табл. 4).
Вся группа (без учета межполушарной асимметрии) лучше справилась с вербальными заданиями. В. Б. Пяту-ниным и М. Б. Челышковой было показано, что для закрытых тестовых заданий форма представления материала не влияет на их сложность и существенной роли не играет [12; 13]. Однако большинство учебной информации предъявляется школьникам в вербальной форме (объяснение учителя, работа с книгой) и требует вербального же контроля, поэтому такая форма заданий является для них более привычной.
$
У левополушарных учеников четко прослеживается большее количество правильных ответов в тестовых заданиях с вербальным представлением материала. Это значит, что эти учащиеся не только лучше воспринимают информацию в вербальной форме, но и воспроизводят ее в той же форме, то есть ими лучше понимаются и выполняются задания в словесной форме, нежели в форме рисунка или графика.
Ученики с доминированием правого полушария достоверно лучше выполнили невербально-вербальные задания. Для них именно такая форма информации является желательной и для восприятия, и для воспроизведения. Худшее выполнение ими теста в целом (табл. 3) показывает, что они испытывают явный дефицит учебной информации в графической невербальной форме и, возможно, затруднения при вербальном контроле знаний.
Определение и учет в учебном процессе межполу-шарной асимметрии учащихся может явиться одной из основ индивидуализации обучения с учетом психофизиологических и психологических особенностей школьников, которого требуют ведущие тенденции современного образования. При этом информация о ведущем полушарии каждого ученика должна быть доведена до сведения и учащихся, и всех педагогов-предметников, что поможет всем учащимся в оптимизации способов получения и воспроизведения учебной информации.
Выводы:
1. Результаты проведенного эксперимента на выявление межполушарной асимметрии показали, что большая часть респондентов являются левополушарными (доминирование логического полушария).
2. Большинство мальчиков имеют левое ведущее полушарие (логическое), девочек - правое ведущее полушарие (гештальт).
3. Анализ результатов проведенного педагогического теста по теме «Нервная система» учебного курса «Человек» показал, что ученики, имеющие правое ведущее полушарие, лучше справились с заданиями, представленными в невербально-вербальной форме. Ученики, имеющие левое ведущее полушарие, лучше справились с заданиями, представленными в вербальной форме.
4. Так как проведенные нами исследования подтверждают данные о том, что правополушарные ученики лучше воспринимают и воспроизводят учебную информацию в невербально-вербальной форме, целесообразно в процессе обучения биологии уделять больше внимание графическим формам представления материала и проводить контроль знаний также с использованием невербальных форм.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Костандов Э. А. Принципиальные вопросы функциональной асимметрии полушарий большого мозга человека. М.: Наука, 1983. С. 218-231.
2. Быкова Л. Г., Смирнова Т. Н. Изменение асимметрии полушарий при интенсивном обучении иностранным языкам // Журн. высш. нерв. деятельности. 1991. Т. 41, № 2. С.231-236.
3. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Нар. образование, 2000.352с.
4. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983. 256 с.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
6. Лопуга Е .В. Валеология: учет межполушарной асимметрии головного мозга в решении медико-психолого-педагогических проблем обучения детей. Метод. рекомендации. Барнаул: АКИП-КРО, 2002. 55 с.
7. Радченко А. Ю. Функциональная асимметрия полушарий коры головного мозга [2006] [Электронный документ]. URL: sc548.narod.ru/osob. doc (дата обращения 22.12.2011).
8. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. 128 с.
9. Сиротюк А. Л. Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. Тверь, 1999. 143 с.
10. Белова С. В. Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга. М., 2010. [Электронный ресурс]. URL: festival.1september.ru/articles/549877/ (дата обращения 22.12.2011).
11. Клецина И. С. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2009. 496 с.
12. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 410 с.
13. Пятунин В. Б. О влиянии формы представления учебного материала на тестологические свойства заданий // Вопр. тестирования в образовании. 2004. № 10. С. 53-62.