УДК 373
Савкина Наталья Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Тюменского государственного университета
Шевелева Надежда Павловна
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономики и организации производства Тюменского индустриального университета
СПЕЦИФИКА ПОДБОРА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С УЧЕТОМ МОЗГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ УЧАЩИХСЯ
Savkina Natalia Gennadievna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Theory and Methodology of Elementary and Preschool Education Department, Tyumen State University
Sheveleva Nadezhda Pavlovna
PhD in Technical Science, Assistant Professor, Production Economy and Management Department, Tyumen Industrial University
THE SPECIFICS OF THE SELECTION OF TEACHING METHODS BASED ON STUDENTS' CEREBRAL STRUCTURE OF COGNITIVE PROCESSES
Аннотация:
В статье обобщен опыт работы с учащимися с различной функциональной организацией полушарий мозга. Проанализирована значимость ситуации успеха как педагогического инструмента поддержания интереса к процессу обучения. Изучена специфика когнитивных особенностей учащихся с различной полушарной асимметрией. Предложены методы индивидуальной работы с право- и левополушарными учащимися на уроках русского языка и литературного чтения.
Ключевые слова:
мозговая организация познавательных процессов, полушарная асимметрия, праворукие учащиеся, леворукие учащиеся, ситуация успеха, функциональная организация полушарий мозга, полу-шарная асимметрия, рациональное программируемое мышление, методы обучения.
Summary:
The article summarizes experience of working with students with different functional organization of cerebral hemispheres. The importance of the success as a pedagogical tool of keeping the interest to the learning process is considered. The specific features of cognitive characteristics of students with different hemispheric asymmetry is studied. The authors present the methods of individual work with right-brain and left-brain students at the lessons of Russian language and literature reading.
Keywords:
brain organization of cognitive processes, hemispheric asymmetry, right-handed students, left-handed students, situation of success, functional structure of cerebral hemispheres, rational programmed thinking, teaching methods.
Одной из самых значимых черт индивидуальности обучаемых (как школьников, так и студентов) является функциональная асимметрия мозга, определяющая когнитивные особенности человека, эмоциональную сферу, ведущую руку при письме и освоении трудовых навыков.
Рассмотрим типы функциональной организации полушарий мозга:
- левополушарные люди (с доминированием левого полушария) - словесно-логический характер когнитивных процессов, способность к абстрагированию и обобщению;
- правополушарные люди (с доминированием правого полушария) - конкретно-образное мышление, целостное восприятие, развитое воображение;
- равнополушарные люди (отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий) [1].
Современный педагог ежедневно решает задачу формирования у учеников мотивов достижения поставленной цели. Мотивирование учащихся с различной мозговой ориентацией требует разных подходов [2].
Правополушарные дети обладают повышенной внушаемостью, у них высоко выражена потребность в самореализации, их привлекают престижность положения в коллективе, авторитет, социальная значимость вида деятельности. Самопознание и становление личности составляют основу мотивации таких детей к учебной деятельности [3].
Для левополушарных учащихся более значимы познавательные мотивы, их привлекает сам процесс получения знаний. Для них характерна высокая потребность в непрерывной умственной деятельности, в совершенствовании ума и воли.
С целью анализа специфики подбора эффективных способов обучения детей с различной организацией полушарий мозга на базе МАОУ СОШ № 1, 5, 8, 31 города Ишима был проведен
эксперимент, в котором приняли участие 520 человек (из них 61 правополушарных). Исследование проводилось на уроках русского языка и литературного чтения. Результаты экспериментальной работы проверялись в ходе наблюдения процесса обучения, во время тестовых бесед, содержащих стимульный материал в виде вопросов, ответы на которые регистрировались исследователем (М.М. Безруких, М.Г. Князева [4]).
При анализе результатов беседы учитывались: количество орфографических ошибок в письменной речи учащихся, количество речевых и неречевых ошибок в устной речи, умение контролировать устную речь, особенности развития орфографического самоконтроля.
Согласно существующей педагогической традиции учителя предпочитают абстрактный, линейный стиль изложения информации, многократное повторение материала, что развивает навыки левого полушария, а это порядка 83-88 % учащихся. По этим же принципам построено большинство учебников и методических материалов - последовательно, логично, в абстрактной форме. Обучающийся самостоятельно связывает информацию с реальным контекстом.
Однако при такой ситуации 12-17 % правополушарных обучающихся («левшей») с трудом адаптируются к данной системе. Они плохо контролируют свою речь (проблемы с грамматикой и подбором слов, смысловые пропуски), с трудом работают при необходимости осуществления постоянного самоконтроля, что нередко осложняется их импульсивностью. Правополушарным учащимся необходимы гештальт, музыкальный фон, творческие задания. Для них очень важны контекст, трехмерная организация пространства [5].
Как подтвердили проведенные авторами исследования, левополушарные дети лучше контролируют свою речь, в силу чего не имеют успеха в свободной, «творческой» беседе. Невербальный тип интеллекта, рациональное программируемое мышление заставляют их обдумывать каждое слово, им не хватает целостности, образности мышления. Они на 16 % чаще, чем право-полушарные, испытывают трудности с обобщением и подведением итогов. Вместе с тем «правши» более точны в применении слов в устной речи, легче применяют правила на практике (на 11 % лучше правополушарных учащихся), но медленнее выполняют письменные работы.
При организации работы педагогу необходимо сделать так, чтобы результат предыдущей деятельности стал эмоциональным стимулом, осознанным мотивом для выполнения последующих заданий (ситуация успеха). Регулярный контроль со стороны педагога, установка на необходимость делать как можно меньше ошибок могут привести к негативным последствиям. Уже в организациях дошкольного образования начинает формироваться исполнительский стиль мышления. Как отмечают педагоги художественных школ, даже один год пребывания в организациях дошкольного образования стандартизирует мышление малыша. В детских творческих работах не допускается исправление даже грубых ошибок. Как показали наблюдения, дети, которые воспитываются авторитарными педагогами и родителями, на 15 % более конфликтны, на 11 % чаще склонны давать отрицательные характеристики деятельности своих товарищей.
Занимаясь подбором методов проверки сформированности компетенций учащихся, учитель должен учитывать ведущее полушарие головного мозга обучаемого [6].
Для проверки знаний левополушарных учеников больше подходят решение задач, письменные ответы на вопросы без ограничения по времени, вопросы закрытого типа.
Правополушарным школьникам следует предложить устный опрос, задания с открытыми вопросами со строго определенными рамками выполнения. Вопросы открытого типа дают таким детям возможность проявлять свои креативные способности, давать полный ответ на поставленный вопрос.
Педагогу при подготовке к уроку нужно учитывать, что школьники, обладающие разной межполушарной асимметрией, допускают разные ошибки по своему качественному и количественному составу. Как наиболее грамотные проявляют себя равнополушарные школьники. Левое полушарие у таких детей выполняет основную функцию по организации переработки слуховой и зрительной информации, моторного акта письма. При самопроверке написанного диктанта равнополушарные учащиеся находят и исправляют практически все допущенные ими ошибки.
Как показали проведенные авторами наблюдения, левополушарными школьниками допускается при письме в 2,5 раза больше ошибок на следующие правила: правописание безударных гласных в корне слова, правописание мягкого знака. Такие дети в 12 раз чаще допускают ошибки в правописании падежных окончаний, вставляют лишние буквы, производят замену одних согласных другими. Для таких детей характерно использование в речи большого количества глаголов, они делают ошибки в правописании словарных слов, безударных гласных в корне, проверяемых ударением, имен собственных, пропускают буквы, допускают описки (как следствие повышенной эмоциональности восприятия).
Правополушарные учащиеся допускают ошибки в правописании словарных слов, безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, имен собственных. Для правополушарных учащихся характерны пропуски букв в словах, описки [7].
После изучения правила левополушарные школьники делают ошибок в 5 раз меньше, чем до его изучения. Правополушарные школьники, наоборот, после изучения правил допускают ошибок в 4 раза больше. Это объясняется тем, что учащиеся правополушарного типа обладают языковым чутьем, которое позволяет им писать без ошибок, не опираясь на правила, а полагаясь на зрительный и моторный образы слов, не задумываясь при этом о правильном написании. Правополушарным детям присуще нерасчлененное целостное восприятие. Левополушарные дети расчленяют целое на составные части. В процессе изучения правил правописания происходит разложение предложений на слова, слов - на морфемы. Для того чтобы написать по правилу, необходимо прервать процесс написания, установить, в какой части слова находится орфограмма, вспомнить правило, написать слово, произвести проверку написанного. Левополушарные учащиеся успешно работают по этому алгоритму. Таким образом, грамотность вследствие изучения правила у учащихся этого типа улучшается [8].
Правополушарные учащиеся в процессе написания не думают о правилах и, несмотря на это, пишут без ошибок. Но если они приостановят процесс написания и задумаются, то неизбежно допустят ошибку. Этим учащимся нельзя делить слово на части, нарушать целостный образ слова, единство моторных, слуховых, смысловых характеристик. Происходит нарушение целостности восприятия, автоматизма написания, включается процесс торможения «врожденной грамотности». Таких детей нельзя останавливать в процессе письма, просить вспомнить правило. Школьники данного типа, написав текст без ошибок, часто с трудом справляются с грамматическими заданиями после диктанта: например, разобрать предложение по членам предложения или слово по составу. При проверке написанного они читают текст быстро, не замечают сделанных описок и ошибок. Главное для правополушарных учащихся - понять смысл прочитанного, поэтому самопроверок они не любят.
Таким образом, трудности обучения правописанию могут быть вызваны факторами, заключающимися в индивидуальных различиях функциональной организации мозга.
На уроках русского языка и литературного чтения для обучения правополушарных учащихся необходимо использовать сочинения, составление слов и предложений из частей, чтение, пересказ, чтение по ролям, нахождение взаимосвязи, нахождение отрывков в тексте, проведение экскурсий. Для обучения левополушарных учащихся рекомендуется использовать анализ рассказа, разбор слов и предложений по составу, прослушивание текстов, задания на поиск ошибок, работу с применением правила, многократное повторение, сопоставление текстов. В этом случае, как показали проведенные эксперименты, неуспеваемость резко снижается, а положительные результаты столь же быстро растут.
Интересен тот факт, что при наблюдении за студентами гуманитарных направлений обучения прослеживаются те же тенденции, что и у младших школьников. Правополушарные обучающиеся (12-17 % всех студентов) предпочитают устное выполнение задания. Работы, связанные с разбором и анализом, даются им с трудом и вызывают меньший интерес. В то же время лево-полушарные обучающиеся предпочитают задания с опорой на ранее изученный материал, с четким алгоритмом выполнения, на выявление правил и закономерностей. Задания, требующие творческого подхода, с опорой на весь имеющийся кругозор, могут вызвать протест.
Как показало исследование, применение вышеописанных подходов повысило качество обучения правополушарных учащихся на 12 %, левополушарных - на 15 %. Таким образом, педагог может создать ситуацию успеха на уроке для всех учащихся сразу, если будет строить процесс обучения с учетом мозговой организации познавательных процессов учеников.
Ссылки:
1. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., 2008 ; Геодакян В.А. Эволюционные асимметрии трехмерных организмов, мозга и тела (модель и правило правой руки) // Асимметрия. 2007. № 1. С. 65-69.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск, 2008. 800 с.
3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М., 2013 ; Попова Н.М. Учет психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/500220/ (дата обращения: 25.12.2016).
4. Леутин В.П., Николаева Е.И., Фомина Е.В. Асимметрия мозга и адаптация человека [Электронный ресурс]. URL: http://j-asymmetry.eom/2011/11/leutin_1_2007/ (дата обращения: 25.12.2016) ; Функциональная межполушарная асимметрия [Электронный ресурс]. URL: http://www.cerebral-asymmetry.ru/ (дата обращения: 25.12.2016) ; Шармин Д.В., Шармин В.Г. Самостоятельная оценка студентами мотивов своей учебной деятельности [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 9. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhur-nala/spp/2016/9/pedagogics/sharmin-sharmin.pdf (дата обращения: 25.12.2016).
5. Функциональная межполушарная асимметрия ; Шармин Д.В., Шармин В.Г. Указ. соч.
6. Попова Н.М. Указ. соч.
7. Леутин В.П., Николаева Е.И., Фомина Е.В. Указ. соч.
8. Функциональная межполушарная асимметрия.