УДК 373.3 ББК 74.202.43
НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
THE NECESSITY OF TAKING INTO CONSIDERATION CHILD'S COGNITIVE STYLE IN THE PROCESS OF FORMING COGNITIVE STRATEGIES AT FOREIGN LANGUAGE ACQUISITION BY YOUNGER PUPILS
Е. А. Филатова
Статья посвящена проблеме развития когнитивных стратегий. Автор предлагает возможные пути развития когнитивных стратегий в процессе обучения иностранному языку. В статье подчеркивается необходимость принятия во внимание основных особенностей обучения у детей с разным типом познавательных способностей.
Ключевые слова: тип мышления, когнитивный стиль, когнитивные стратегии.
Одной из целей современного иноязычного образования является развитие всестороннего потенциала ребенка, важнейшей составляющей которого является владение эффективными познавательными стратегиями. Правильный выбор познавательных стратегий определяет успешность решения развивающих, познавательных и учебных задач.
Каждый человек воспринимает мир по-своему, учится по-своему и, соответственно, по-разному реагирует на аспекты обучения. Это связано с тем, что каждый тип людей имеет свои индивидуально-психологические характеристики, следовательно, нельзя ожидать их полного соответствия и похожести между собой во всех проявлениях. Л. С. Выготский пишет: «...уже внутри общего процесса развития ясно различаются две основные линии, качественно своеобразные, линия биологического формирования элементарных процессов и линия социально-культурного образования высших психических функций, из сплетения которых и возникает реальная история детского поведения» [1, с. 66-67]. Своеобразие индивидуально-психологических характеристик не может не учитываться в организации обучения.
В последние годы в современной школе все большее распространение получает дифференцированный подход к обучению. Дифференцированное обучение предполагает выбор оптимальной системы обучения с ориентацией на индивидуальные особенности развития психических функций [2, с. 10]. Одним из аспектов дифференциации является межполушарная асимметрия мозга. Дело в
E. A. Filatova
The article is devoted to the problem of cognitive strategies development. The author offers possible ways of cognitive strategies development in the process of foreign language acquisition. The importance of taking into consideration the main peculiarities of learning by children with different types of cognitive abilities is underlined in the article.
Keywords: mind-set, cognitive style, cognitive strategies.
том, что одно из полушарий человека может доминировать, то есть вносить больший вклад в его индивидуально-психологические особенности. По признаку межполушар-ной асимметрии людей условно можно разделить на три типа: право-, лево- и равнополушарные. В случае если одно из полушарий головного мозга является доминантным и определяет индивидуально-психологические особенности людей, тем не менее, следует помнить, что мозг работает как единое целое. Более того, чем гармоничнее работа полушарий, тем лучшие условия создаются для умственной деятельности человека [2, с. 4].
Психологи связывают явление асимметрии мозга с основным различием в когнитивных стилях между учащимися аналитического и холистического склада. Такая индивидуальная характеристика учащихся, как когнитивный стиль, оказывает большое влияние на результаты обучения иностранным языкам (И. А. Зимняя, X. Виткин, Д. Гуд-наф) [3, с. 27]. Когнитивный стиль работы учащихся - осознание учащимися того, как он/она учится, какие приемы использует, оценка их эффективности, а также самооценка уровня владения языком [4, с. 28].
Исходя из вышесказанного, мы делаем вывод, что учителям необходимо учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом межполушарной асимметрии при выборе методов и приемов обучения, так как люди, которые мыслят по-разному, соответственно по-разному воспринимают и хранят информацию.
Исследования И. П. Павлова, С. А. Изюмовой, И. В. Дубровиной, И. С. Якиманской и других подтверждают тот
факт, что учащиеся различных типов межполушарной асимметрии имеют различия в познавательных способностях [2, с. 40-41]. Учащиеся с предпочтительным развитием левого полушария, «аналитики», любят разбираться в структуре явления, хорошо обобщают и прибегают к абстракциям, способны отделить существенное от несущественного. Они достаточно легко овладевают иностранными языками, но им часто сложно общаться с другими людьми, взаимодействовать в группе.
Учащиеся с предпочтительным развитием правого полушария, «холистики», предпочитают рассматривать проблему целиком, они довольно зависимы в своем мнении от внешних факторов, подвержены влиянию других людей. Они стремятся оставаться ближе к контексту, ценят пример, а не абстрактные изложения. «Аналитикам» свойственно абстрактное мышление, а «холистикам» -конкретное. Аналитики мыслят вербально, в то время как холистики больше опираются на образы при восприятии и обработке информации, которая может быть представлена как вербально, так и визуально.
Рассмотрим подробнее, как реализуются когнитивные стили в процессе формирования познавательных стратегий младших школьников в иноязычном образовании. Установлено, что для левополушарного (аналитического) типа мышления характерен рациональный способ овладения языком, в то время как для правополушарного (холистического) типа - интуитивный способ. Обладатели обоих способов овладения языком могут добиваться высоких результатов, но с помощью разных средств и стратегий. При этом оказывается, что традиционная методика преподавания языка в школе, которая опирается на рационально-логические грамматические способы, ставит в неодинаковые условия представителей названных типологических групп. В классах с преобладанием учеников правополушарного типа мышления, вне зависимости от учебных предпочтений учителя, большинство с готовностью превращает любой вид деятельности в деятельность синтетическую. В этом случае левополушарные дети попадают в группу риска. Напротив, в классах с преобладанием лево-полушарных учащихся дети правополушарного типа мышления «вязнут» в деталях, особенно если учитель также относится к аналитическому типу, а учебный план имеет абстрактно-линейный характер [5, с. 31].
Не бывает хороших и плохих когнитивных стилей. Данный факт неоспорим и применительно к процессу формирования этих познавательных стратегий младших школьников в иноязычном образовании. Учащиеся по-разному воспринимают действительность, познают ее, организуют поступающую информацию, взаимодействуют с внешним миром, что не мешает каждому из них быть по-своему успешным. Нельзя не признать, что один из когнитивных стилей может быть предпочтительнее только в отношении строго очерченной деятельности, определенных видов учебных задач. Например, аналитику легче даются такие учебные задания, как вставьте, проанализируйте, найдите и т. д., в то же время холистик успешнее воспользуется образами, полученными от
цельного восприятия текста, подсказками интонации и ритма и другими опорами.
Существующие в отечественной педагогике методы обучения иностранному языку опираются на усвоение правил языка и особенностей его грамматических конструкций (обращение к левому полушарию), образные представления и конкретные ситуации (обращение к правому полушарию). Самый продуктивный подход к изучению языка - одновременное использование тех и других методов в учебном процессе. Такое сбалансированное включение сильных сторон каждого полушария позволяет достичь максимальной скорости, используя в качестве критерия целостные стереотипные, шаблонные образцы (правое полушарие), и обеспечить максимальную точность при решении новых задач, ориентируясь на локальные, фрагментарные признаки левого полушария [2, с. 117].
Есть несколько факторов, представляющих риск для учащихся с отличающимися от основной массы учебными предпочтениями: неспособность к обучению, негибкость учебного стиля и ограниченность набора стратегий обучения. Как правило, задания в предлагаемых учебно-методических комплексах ориентированы на один стиль обучения, наиболее часто - на полушарную модель автора. А учащимся с ограниченным набором стратегий обучения будет необходима помощь в увеличении числа используемых ими стратегий мышления. Дифференцированное обучение всегда предполагает использование учебных материалов, ориентированных как на левополушарный, так и на правополушарный тип учащихся [2, с. 124].
Осознающий свою задачу учитель может так модифицировать задания, связанные с текстом, занятия по учебнику и использование раздаточного материала, чтобы адаптировать их ко всем стилям обучения, представленным в классе - как лево- так и правополушарным [5, с. 28]. Проблема в том, как обеспечить интеграцию учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В последнее время эта проблема широко разрабатывается учеными как в нашей стране, так и за рубежом.
Особенности учета когнитивного стиля учащихся являются приоритетными в процессе формирования их познавательных стратегий в иноязычном образовании. Познавательные стратегии в иноязычном образовании - это способы и приемы выполнения познавательных задач, которые человек ставит перед собой. Познавательные стратегии нацелены на эффективное решение познавательных задач средствами иностранного языка. Учебные познавательные стратегии - это действия и операции, используемые учащимися с целью оптимизации процессов получения и хранения информации, извлечения ее из памяти, а также процессов пользования накопленной информацией [6, с. 8]. Реализуя стратегию, ученик предпринимает ряд скоординированных ментальных и физических действий, которые относятся к разным сферам. Так, если задача требует применения анализа, используются соответствующие стратегии, такие как выделение нужных деталей, выявление различий, создание категорий и др. Для коммуникации, где требуется беглость, задействуется
память и хранящиеся в ней доступные оперативно готовые конструкции. Чем больше используются стратегии, тем выше уровень их развития. К сожалению, современный учитель иностранного языка недостаточно знаком с арсеналом стратегий и их функциями.
Первые исследования стратегий были проведены зарубежными авторами, но отечественная методика в настоящее время проявляет все больший интерес к этой области. Так, А. В. Щепилова вслед за Р. Оксфорд приводит следующую классификацию стратегий, используемых в области обучения иностранному языку. Стратегии подразделяются на собственно когнитивные стратегии, мета-когнитивные, аффективные, социальные и компенсаторные. Эти группы выделяются по типу участия ученика в процессе обучения [3, с. 33]. В процессе иноязычного образования младших школьников представляется целесообразным опираться на вышеуказанные познавательные стратегии.
Таким образом, учитель должен иметь общее представление о существовании стратегий, чтобы, ориентируясь на группу учащихся с определенным типом психологических особенностей, дать им возможность раскрыть свои способности и создать ситуацию успеха на уроке.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 6. М., 1982.
2. Сиротюк А. Л. Психофизиологические основы обучения школьников: учеб. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007.
3. Щепилова А. В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033200 «Иностр. яз.». М.: ВЛА-ДОС, 2005. 245 с. (Учебное пособие для вузов).
4. Oxford R. L. Language learning strategies: what every teacher should know. Boston: Heinle and Heinle Publishers, 1990. 342 c.
5. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом физиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. 128 с.
6. Kolesnikova I. L., Dolgina O. A. A Handbook of English — Russian Terminology for Language Teaching. [Cambridge, UK; New York]: Cambridge University Press; Sankt-Peterburg: Russko-Baltii-skii informatsionnyi tsentr BLITS, 2001.
7. Логинова Л. И. Как помочь ребенку заговорить по-английски: Книга для учителей. М.: ВЛА-ДОС, 2002. 208 с.
REFERENCES
1. Vygotskiy L. S. Conscience as a problem of behavior psychology [Soznanie kak problema psikhologii povedeniya]. Sobr. soch. (Collected works). Vol 6. Мoscow, 1982.
2. Sirotyuk A. L. Psikhofiziologicheskie osnovy obu-cheniya shkolnikov: ucheb. posobie (Psychophysio-logical foundations of teaching pupils: tutorial). Moscow: TTs Sfera, 2007.
3. Shchepilova A. V. Teoriya i metodika obucheniya frantsuzskomu yazyku kak vtoromu inostranno-mu: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchay-ushchikhsya po spetsialnosti 033200 «Inostr. yaz.» (Theory and methods of teaching French as a second foreign language: tutorial for students of the program 033200 "Foreign language"). Moscow: VLADOS, 2005. 245 p.
4. Oxford R. L. Language learning strategies: what every teacher should know. Boston: Heinle and Heinle Publishers, 1990. 342 p.
5. Sirotyuk A. L. Obuchenie detey s uchetom fiz-iologii: Prakticheskoe rukovodstvo dlya uchiteley i roditeley (Teaching children with regard to physiology: practical guide for teachers and parents). Moscow: TTs Sfera, 2001. 128 p.
6. Kolesnikova I. L., Dolgina O. A. A Handbook of English-Russian Terminology for Language Teaching. Cambridge University Press; Sankt-Peterburg: Russian Baltic Information Center BLITZ, 2001.
7. Loginova L. I. Kak pomoch rebenku zagovorit po-angliyski: Kniga dlya uchiteley (How to help a child to speak English: teacher's manual). Moscow: VLADOS, 2002. 208 p.