УДК 372.881.1 ББК 74.268.1
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ESSENCE AND CONTENTS OF THE NOTION "FORMATION OF COGNITIVE STRATEGIES" CONCERNING THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING FOR YOUNGER LEARNERS
Е. А. Филатова
Статья посвящена проблеме содержания понятия «формирование познавательных стратегий» применительно к обучению иностранному языку младших школьников. Автор рассматривает сущность понятия «познавательные стратегии», а также выделяет основные факторы, влияющие на процесс формирования познавательных стратегий учащихся младшей ступени.
Ключевые слова: формирование познавательных стратегий, мотивация, образовательная среда.
В современных условиях развития общества статус такого учебного предмета, как «иностранный язык», существенно изменился, его роль в нашей жизни значительно возросла. Результатом этого изменения явилось широкое распространение дисциплины «иностранный язык» в начальной школе. Учителя иностранного языка нередко сталкиваются с трудностями и далеко не всегда могут найти адекватный способ помощи ученику из-за отсутствия знаний об особенностях овладения иностранным языком конкретным учащимся. В связи с указанными фактами учитель часто неспособен подобрать наиболее адекватные методы обучения и развития для учащегося. Знания об особенностях овладения иностранным языком каждым учащимся и о стратегиях, которые наиболее эффективны для организации его познавательной деятельности в процессе изучения иностранного языка, приобретают приоритетный характер в современных условиях.
Представляется целесообразным отметить, что наряду с психологическими факторами большое значение для успешного овладения вторым языком имеет характер познавательной деятельности учащихся, определяющийся интеллектуальными, эмоционально-волевыми и личностными особенностями [1, с. 5-6].
Учащиеся младшего школьного возраста отличаются не только использованием способов восприятия текста, но и особенностями его переработки. У различных учащихся это проявляется по-разному. Некоторые учащиеся более склонны к образному мышлению, некоторые проявляют более высокий уровень развития логического мышления. Для каждого учащегося характерны индиви-
E. A. Filatova
The article deals with the contents of the notion "formation of cognitive strategies" concerning the process of foreign language training for younger learners. The author considers the essence of the notion "cognitive strategies" and emphasizes the main factors which influence the process of formation of cognitive strategies used by younger learners.
Keywords: formation of cognitive strategies, motivation, educational environment.
дуальные познавательные стратегии, которые наиболее эффективны именно для него в силу его индивидуальных психологических особенностей, которые проявляются в процессе овладения иностранным языком.
В связи с этим проблема использования индивидуальных познавательных стратегий младших школьников в процессе овладения иностранным языком представляется актуальной. Проблема изучения индивидуальных образовательных стратегий нашла отражение в исследованиях педагогов, методистов, психологов (Р. Рихтерих, Дж. Тардиф, Дж. Рубен, Р. Оксфорд, Н. Ф. Коряковцева, А. А. Плигина и др.).
Анализ педагогической, методической и психологической литературы позволяет дать следующее определение понятия «стратегии младших школьников в процессе овладения иностранным языком»: стратегия -это способы и приемы выполнения задачи, которую человек ставит перед собой. Стратегия нацелена на ее эффективное решение. Учебные стратегии - это набор операций и ресурсов, планируемый обучаемым в целях достижения поставленных образовательных задач [2, с. 8]. В отличие от приема обучения стратегия имеет сложный, комплексный характер. Это целая группа действий, организованных специально для того, чтобы достичь конечной цели.
Применительно к специфике данного исследования познавательные стратегии рассматриваются как индивидуальная взаимосвязь мыслительных операций и действий, направленных на реализацию результата в познавательной учебной деятельности младших школьников в процессе обучения иностранным языкам.
Проблема в том, как обеспечить интеграцию учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Для того чтобы решить эту задачу, важно учить учащихся применять стратегии, адекватные особенностям их психологического развития.
Содержание понятия стратегия рассматривается не только с точки зрения овладения учащимися иностранным языком, но и с точки зрения организации процесса иноязычного образования учителем. С позиции педагога стратегия состоит в постепенном отборе последовательных промежуточных целей, подчиненных движению к общей конечной цели и средств ее правильного исполнения.
В соответствии с избранной педагогом стратегией ученик предпринимает ряд скоординированных ментальных и физических действий, которые относятся к разным сферам в процессе овладения иностранным языком.
Стратегии, используемые в области обучения иностранному языку, подразделяются на собственно познавательные стратегии, метакогнитивные, аффективные, социальные и компенсаторные. Эти группы выделяются по типу участия ученика в процессе обучения [3, с. 33].
Познавательные стратегии - это поведение и мыслительные операции, осуществляемые обучаемым для кодификации нового языка. Это его манера отбирать, приобретать, организовывать и интегрировать новые знания.
Познавательные метакогнитивные стратегии относятся к области планирования и контроля, который осуществляется человеком над его собственным обучением. Внутри них организованы когнитивные стратегии - техники, которые непосредственно используются обучаемым.
Познавательные аффективные стратегии характеризуют эмоциональные реакции при попытках решения учебной задачи.
Познавательные социальные стратегии касаются взаимоотношений между изучающим иностранный язык и теми, кто вместе с ним его изучает. На практике часто социальные и аффективные стратегии образуют единые социоаффективные стратегии, так как языковое общение в социальной группе неизбежно сопровождается эмоциями.
Познавательные компенсаторные стратегии - это приемы, позволяющие преодолеть дефицит языковых средств или недостаточное развитие речевых умений.
Применительно к процессу овладения иностранным языком младшими школьниками представляется эффективным рассмотреть познавательные стратегии как наиболее значимые, определяющие успешность функционирования данного процесса. Познавательные стратегии делятся на две большие группы в соответствии с этапом обучения, на котором они применяются. Первая группа -это когнитивные стратегии концептуализации, стратегии, применяемые для понимания, образования понятия. Вторая группа - когнитивные мнемические стратегии. Они действуют на этапе запоминания.
А. Познавательные стратегии концептуализации:
• выделение определенных признаков, идентификация фактов;
• сопоставление, установление корреляций;
• классификация фактов, группировка по темам, категориям и пр.;
• выводы, умозаключения путем логической индукции/дедукции;
• обобщение;
• систематизация;
• интерпретация;
• критическая оценка;
• детализация, иллюстрирование примерами;
• перенос, соотнесение с имеющимися знаниями, опытом, установление связи между изучаемым и уже известным;
• использование ресурсов, например, словаря (референция);
• догадка по контексту или по известным элементам, составляющим неизвестное (инференция). При обучении иностранным языкам предпочтительнее, чем референция;
• перевод.
Указанные виды стратегий могут быть эффективно использованы в процессе работы над текстом, что предполагает вовлечение учащихся в такие виды речевой деятельности, как чтение, аудирование, говорение, письмо, перевод.
Особое место в процессе овладения иностранным языком младшими школьниками отводится мнемическим познавательным стратегиям, номенклатура которых может быть представлена следующим образом.
Б. Познавательные мнемические стратегии:
• повторение: повторение вслух, ответы про себя, имитация;
• ассоциативное запоминание. Собрание разных техник, таких как: ключевые слова, ассоциации, картинки, семантические поля, прочее;
• классификация;
• схематическая систематизация (схемы, шкалы, таблицы);
• конспектирование: карточки, списки;
• употребление в контексте: составление фраз и словосочетаний, преувеличенно частое употребление в подходящих ситуациях.
Указанные виды стратегий могут быть развиты не только в процессе проведения аудиторных занятий, но и в ходе различных внеклассных мероприятий (театрализованных представлений, викторин, лингвистических конкурсов и др.)
Специфика данного исследования требует рассмотрения наиболее приоритетных факторов влияния на развитие познавательных стратегий у младших школьников в процессе овладения иностранным языком. Среди наиболее значимых из указанных факторов являются следующие: уровень развития познавательной активности учащихся, развитие мотивации к овладению иностранным языком и погружение учащихся в развивающую образовательную среду.
Рассмотрим более подробно влияние вышеуказанных факторов на развитие познавательных стратегий у
младших школьников в процессе овладения иностранным языком.
Формирование приоритетных стратегий овладения иностранным языком у младших школьников невозможно без высокого уровня познавательной активности учащихся, которая требует введения и использования специального учебно-методического обеспечения. Указанное методическое обеспечение должно быть направлено на напряжение интеллектуальных сил ученика, вызванных постановкой проблемных вопросов, проблемных познавательных задач и учебных заданий исследовательского характера [4, с. 119].
Ведущие стратегии овладения иностранным языком формируются в процессе вовлечения учащихся в деятельность, в процессе которой происходит эффективное овладение знаниями и способами деятельности.
Исследования ученых (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Н. Г. Морозова, М. А. Данилов, Г. И. Щукина и др.) показывают, что познавательная деятельность побуждается множеством мотивов, поэтому мотивы являются определяющим фактором в развитии стратегий овладения вторым языком младшими школьниками.
Один конкретный мотив, равно как и система мотивов, находящихся в сложном переплетении и взаимодействии с потребностями, целями, интересами и детерминирующих поведение и деятельность человека, образуют мотивацию [5, с. 219].
Г. В. Рогова расценивает мотивацию как «важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность» [6, с. 6].
Особое значение для овладения познавательными стратегиями в процессе овладения иностранным языком отводится лингвопознавательной мотивации, которая заключается в положительном отношении школьников к самой языковой материи, к изучению основных свойств языковых знаков.
Одним из наиболее значимых видов мотивации является инструментальная мотивация, которая вытекает из положительного отношения учащихся к определенным видам работы [6, с. 17].
Процесс формирования лингвопознавательной и инструментальной мотивации успешно протекает только при создании соответствующих условий, важнейшим из которых является придание личностного смысла действиям школьников, которые ранее не имели для них внутренней значимости. Необходимо отметить, что успешное выполнение действий, носящих целенаправленный и лич-ностно значимый характер, приведет к закреплению цели, появится новый смысл в выполнении действий, а значит, и появится новый мотив учения, то есть произойдет «сдвиг мотива на цель» (А. Н. Леонтьев).
Однако ни одно из перечисленных условий не поможет успешно решить проблему формирования познавательных стратегий, если не создать необходимую образовательную среду.
Образовательная среда формируется как в ходе аудиторной работы в классе, так и в процессе организации внеклассной работы и самостоятельной работы дома. Образовательная среда направлена на создание атмосферы коммуникации, которая призвана обеспечить оптимальные условия в процессе решения развивающих, учебных, воспитательных и познавательных задач в процессе овладения иностранным языком младшими школьниками. Особая роль отводится в данном процессе созданию индивидуальных и коллективных творческих проектов на иностранном языке, при работе над которыми особое значение уделяется развитию исследовательских, информационных, коммуникативных и аналитических умений младших школьников в процессе овладения иностранным языком.
Таким образом, познавательные стратегии - это способы и приемы выполнения задачи, которую младший школьник ставит перед собой в процессе иноязычного образования. Учебные стратегии - это набор операций и ресурсов, планируемый младшим школьником в целях решения поставленных образовательных задач в процессе обучения иностранному языку.
Ведущими факторами, определяющими успешность овладения познавательными стратегиями младшими школьниками в процессе изучения иностранного языка, являются следующие:
• развитие познавательной активности учащихся;
• формирование различных видов мотивации;
• создание стимулирующей к общению и познанию образовательной среды.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Логинова Л. И. Как помочь ребенку заговорить по-английски: кн. для учителей. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002. 208 с.
2. Oxford R. L. Language learning strategies: what every teacher should know. Boston: Heinle and Heinle Publishers, 1990. 342 c.
3. Щепилова А. В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033200 «Иностр. яз.». М.: Гуманитар. издат. Центр ВЛАДОС, 2005. 245 с. (Учеб. пособие для вузов).
4. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 367 с.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2005. 384 с.
6. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. М.: Просвещение, 1991. 287 с.