Диагностика нравственно-волевых качеств будущих сотрудников ОВД ,
Канд. пед. наук, доцент В.Н.Казанцев Барнаульский филиал Рязанского института права и экономики МВД России
Известно, насколько острой для современной практики воспитания молодежи является проблема объективной оценки ее мораль-но-волевых качеств. К сожалению, многие предлагаемые критерии страдают существенными недостатками. В своей опытно-педагогической деятельности мы стремились найти точные и вместе с тем гибкие и компактные «измерители» нравственно-волевых качеств. Отправным в этих поисках был для нас выдвигаемый психологами В.А.Крутецким, А.Г.Ковалевым принцип интегрально-аналитического изучения личности. В основе морально-волевого поступка лежит нравственная потребность личности трудиться на общую пользу, заботиться о товарищах, коллективе, согласовывать свое поведение и деятельность с интересами группы. Воля в данном случае выступает как осознанное стремление, определяемое ценностью именно данной потребности в общей совокупности мотивов поведения человека.
Разумеется, степень осознания нравственной потребности у первокурсников различна, что является своеобразным показателем нравственно-волевой зрелости личности. Наиболее ярко она проявляется, по итогам наших исследований, в таких качествах, как целеустремленность, общественная инициатива и чувство ответственности перед коллективом. Анализ возможных типов нравственно-волевой зрелости личности позволяет в этой связи выделить в качестве главных критериев четыре степени осознания нравственной потребности.
Первой (минимальной) степени осознания нравственной потребности соответствует такое поведение личности, когда целеустремленность, общественная инициатива и чувство ответственности перед коллективом отсутствуют.
Вторая (низкая) степень характеризуется сравнительно небольшой целеустремленностью и общественной инициативой, проявляемой слушателем довольно редко, чувство ответственности при этом отсутствует.
Третья (достаточная) степень определяется проявлением целеустремленности и общественной инициативы при наличии незначительной ответственности перед коллективом.
Четвертая (максимальная) степень осознания нравственной потребности характеризуется проявлениями и целеустремленности, и общественной инициативы, и чувством ответственности перед товарищами.
Установлено, что степень осознания нравственной потребности служит одной из важнейших характеристик готовности личности к проявлению морально-волевого усилия. Выделенные нами степени осознания нравственной потребности личностью характеризуются различной полнотой внешних и внутренних стимулов к положительному поведению.
Первая (минимальная) слабо выражена. Это почти неосознанная потребность слушателя заботиться об успехе группы, товарищах, сотрудничать, оказывать помощь и поддержку, а также согласовывать свое поведение и деятельность с интересами коллектива.
Вторая (низкая), осознаваемая потребность заботиться об успехе группы и приходить на помощь товарищу, сотрудничать и согласовывать свое поведение проявляется при определенной стимуляции со стороны преподавателя или товарищей.
Третья (достаточная) потребность, проявляемая в форме интереса, желания заботиться о товарищах и успехе группы, сотрудничать, оказывать помощь, основана на осознании необходимости.
Четвертая (максимальная) — ярко выраженная потребность в форме внутренней необходимости к действию в определенном направлении является сильнейшим внутренним стимулом положительного поведения личности.
Однако осознание личностью нравственной потребности еще не характеризует уровня ее нравственно-волевой зрелости. Ведущей методикой изучения морально-волевых качеств следует признать, на наш взгляд, методику наблюдений за действиями слушателя в различных по своему содержанию жизненных ситуациях.
Вполне очевидно, что различные ситуации могут ставить перед обучающимися практические задачи различной моральной сложности, а значит, обладают неодинаковыми диагностическими уровнями.
Степень сложности воспитывающей ситуации с нравственным содержанием в нашем исследовании определяется прежде всего «остротой» основного морального противоречия, которое выделено испытуемым среди существующих противоречий как самое важное и решающее.
Обобщая опыт исследователей и учитывая наш опыт, можно выделить (условно) три вида воспитывающих ситуаций с нрав-
ственным содержанием малой, средней и большой степени сложности. В нашей классификации наиболее трудные — это ситуации большой степени сложности, требующие от слушателя значительных морально-волевых усилий, связанных с ущемлением личного ради общественного, нравственной саморегуляции для разрешения конфликта.
Менее трудные — ситуации средней степени сложности, содержащие проблему выбора, для решения которой придется приложить морально-волевые усилия, не включающие явного противоречия.
Ситуации малой степени сложности требуют от личности нравственного саморегулирования, основанного на простых этических нормах.
Степень сложности ситуации служит одним из показателей при определении уровней нравственно-волевой зрелости личности.
Итак, учитывая степень сложности моральной ситуации и степень осознания личностью нравственной потребности, выраженную целеустремленностью, общественной инициативой и чувством ответственности, можно выделить четыре уровня нравственноволевой зрелости слушателей.
Первый уровень. Минимальная степень осознания нравственной потребности в ситуации любой степени сложности. Целеустремленность, общественная инициатива и чувство ответственности в поведении личности выражены слабо, проявляются лишь в отдельных ситуациях.
Второй уровень. Незначительная целеустремленность, общественная инициатива при отсутствии чувства ответственности в поведении личности в ситуациях средней степени сложности. В ситуациях большой степени сложности общественная инициатива и чувство ответственности, как правило, не имеют места. Данной группе слушателей соответствует низкая степень осознания нравственной потребности.
Третий уровень. Целеустремленность, общественная инициатива значительно проявляются в ситуациях средней степени сложности и в ситуациях большой степени сложности, чувство ответственности имеет место лишь в некоторых ситуациях, в основном средней степени сложности. При этом степень осознания нравственной потребности достаточная.
Четвертый уровень. Ярко выраженная целеустремленность, чувство ответственности и общественная инициатива в поведении слушателей в ситуациях различной степени сложности. Степень осознания нравственной
потребности выступает в форме внутренней необходимости к действию.
Таковы основные особенности предлагаемых нами методов диагностики нравственно-волевой зрелости личности. Представляя собой разновидность естественного педагогического эксперимента, эти методы, как мы убедились, способны доставить преподавателю наиболее важные данные о молодежи, необходимые для достаточно объективной и дифференцированной оценки воспитанности нравственно-волевых качеств по предложенной нами четырехбалльной системе критериев.
Об изучении облика личности слушателей учебных заведений МВД России
Профессор Б.П.Носков, канд. пед. наук Г.Я.Узилевский
Орловская высшая школа МВД России
В настоящее время весьма актуальной является проблема определения облика личности и прогнозирования ее развития, что обусловлено как потребностями развития самой личности, так и социальным заказом общества, которое заинтересовано в наличии профессионально ориентированных личностей.
Исходя из того, что человек, будучи символическим существом, создающим знаки и управляющим ими, сам является знаковой системой для его партнера по общению (жесты, позы, походка, выражение глаз и т.д.), полезно обратиться к разработке методик определения облика личности, основанных на использовании языков мозга и тела человека.
В последние годы неизмеримо вырос интерес к изучению функциональных асимметрий мозга человека (фА), в особенности, к моторным и сенсорным асимметриям, обусловливающим индивидуальный профиль асимметрий того или иного субъекта. Вслед за авторами (1) мы полагаем, что требуют пристального внимания психическая асимметрия человека, которая может быть различной у лиц с разными профилями асимметрии. По их мнению, эта асимметрия описана лишь на основе данных сравнения распада целостной психики при избирательном поражении правого и левого полушарий мозга.
Нами (8, 467-471) в течение нескольких лет изучается данная проблема на практически здоровых людях, в частности, проверя-