Научная статья на тему 'Преодоление тревожности в спорте'

Преодоление тревожности в спорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5560
954
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / СПОРТ / ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ / ANXIETY / SPORTS / ANXIETY OVERCOMING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вареников Н. А.

В статье рассматриваются понятие «тревожность», причины ее возникновения, методика измерения, результаты исследования и способы преодоления тревожности. Показано, что для преодоления тревожности необходимо формирование адекватной самооценки, уверенности в себе и развитие мотивации достижения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преодоление тревожности в спорте»

УДК 37.013.77

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В СПОРТЕ

Н.А. Вареников

В статье рассматриваются понятие «тревожность», причины ее возникновения, методика измерения, результаты исследования и способы преодоления тревожности. Показано, что для преодоления тревожности необходимо формирование адекватной самооценки, уверенности в себе и развитие мотивации достижения

Ключевые слова: тревожность, спорт, преодоление тревожности

В современных условиях в спорте часто констатируется тот факт, что многие спортсмены повседневно испытывают чувство тревожности. Тревожность - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и появляющееся в ожидании неблагополучного развития событий, обычно связано с ожиданием неудач в социальном взаимодействии (у спортсменов - в спортивной деятельности). Зачастую тревожность обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально тревожность не только предупреждает о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию действительности с целью определить угрожающий предмет.

В обыденном сознании часто совершается ошибка, при которой тревожность и страх употребляются как синонимичные понятия. Но эти термины следует разграничивать, так как страх провоцируется конкретной угрозой, а тревожность является безобъектным переживанием, когда человек опасается «чего-то», без выявления конкретной причины. Когда человек испытывает страх, он имеет возможность принять меры по решению проблемы, а тревожность обычно порождает другой способ реагирования — недифференцированную поисковую

активность, при которой человек не может сконцентрироваться на решении основной проблемы, внимание рассеивается, и он не может адекватно оценить результаты собственной деятельности. Переживание тревожности ведет к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний,

Вареников Николай Анатольевич - ВГУ, аспирант, тренер-преподаватель по греко-римской борьбе, e-mail: nikolaj.varenikov@mail.ru, тел. 8 920-216-82-91

приводит к увеличению интенсивности переживаний и, как следствие, к неуверенности в себе.

Человек может родиться с повышенной предрасположенностью к тревожности. Впоследствии, в результате неправильного воспитания, частых стрессов и общей неблагоприятной ситуации в жизни человека, он начинает тревожиться чаще и легче выходить из психологического равновесия.

Возникновение тревожности

обусловлено рядом причин, например -вытеснением в бессознательное желаний человека. Когда желания индивида начинают противоречить правилам, которые диктует общество, и их нарушение может привести к наказанию или осуждению, первые начинают вытесняться психикой в бессознательное. Отсутствие реализации желаний в итоге приводит к росту тревожности.

Другой причиной возникновения тревожности является внутренний конфликт, противоречивость стремлений человека: когда одно желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Это внутреннее состояние может быть вызвано непоследовательными требованиями к человеку ближайшего социального окружения; неадекватными требованиями,

несоответствующими собственным

возможностям и стремлениям; негативными требованиями, которые ставят спортсмена в униженное, зависимое положение. Во всех трех случаях страх невыполнения этих требований вызывает чувство «потери опоры», утраты прочных ориентиров в жизни, опасение, вызванные незначительными раздражителями. Конкретными формами страха быть «не таким» являются страхи не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным или наказанным.

Независимо от причины, тревожность мешает добиться высоких достижений в спорте, особенно в единоборствах. Поэтому тренеру необходимо отслеживать уровень

тревожности у каждого отдельного спортсмена и принимать меры по ее минимизации.

Для измерения уровня тревожности, в частности, можно воспользоваться шкалой самооценки ситуативной тревожности В.Л. Марищук, Ю.М. Блудова, Л.К. Серова [7, с.308-309]. По данной методике ситуативная (или реактивная) тревожность измеряется набором из 20 суждений, из которых 10 характеризуют наличие эмоциональной напряженности, беспокойства, озабоченности, а другие 10 -отсутствие тревожности.

Нами было проведено исследование тревожности группы подростков,

занимающейся спортивной борьбой в СДЮСШОР №10 г. Воронежа. В результате высоким уровнем тревожности обладают 19 % подростков, средним уровнем - 76,2%, низким уровень тревожности всего у 4,8% подростков.

Уровень тревожности в группе

■ Высокий

■ Средний

■ Низкий

Результаты исследования показали, что для преодоления тревожности необходима целенаправленная работа с подростками. Для этого необходимо формирование адекватной самооценки, уверенности в себе, развитие мотивации достижения.

Для формирования адекватной самооценки тренер должен изначально объяснить, по каким критериям будет оцениваться успешность воспитанника на тренировках и соревнованиях. Ориентируясь на них, спортсмен осознает свои сильные и слабые стороны, тем самым, страхуя себя от «мифа безупречности» или постоянного

самоуничижения, формирует реалистичное отношение к действительности.

Спортсмен должен обладать развитыми нравственно-волевыми качествами:

целеустремленностью, терпеливостью,

настойчивостью, упорством, самообладанием, выдержкой, смелостью, решительностью, а также самостоятельностью, честностью, иметь чувство собственного достоинства.

Целеустремленность - это умение человека ставить ближайшие и отдаленные цели своей деятельности, подчинять им свое

поведение [2]. Терпеливость - это свойство человека длительное время терпеть с помощью волевого усилия неблагоприятные состояния: усталость, гипоксию, голод, жажду, боль, монотонию [4, с.174].

Е.П. Ильин понимает упорство - как стремление достичь «здесь и сейчас», т.е. одномоментно, желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам (оперативная текущая цель) [4,с. 181]. Настойчивость - это систематическое проявление силы воли по реализации долговременной мотивационной установки, как стремление человека достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности. [4, с. 185].

В.К. Калин определяет выдержку как способность к волевым усилием быстро затормаживать (замедлять, ослаблять) излишнюю активированность, сдерживать и подавлять ненужные в данный момент чувства, мысли и привычки [4]. Смелость - это способность при возникновении опасной ситуации (для жизни, здоровья, престижа) сохранять устойчивость организации психических функций, выражающуюся в отсутствии снижения качества деятельности. Автор отмечает, что смелый способен блокировать чувство страха. Если человек начинает подавлять уже развившуюся эмоцию, начинает проявляться выдержка [4].

С самообладанием тесно связаны такие моральные качества как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание,

инициативность. Нравственная оценка смелых поступков зависит от их конкретного социального содержания. Они положительно оцениваются, когда направлены на осуществление справедливых и гуманных целей.

Решительность - это такое волевое качество, которое характеризуется

минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, т.е. в ситуации, когда принятие неудачного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения [4, с.198].

П.А. Рудик, подчеркивал значимость взаимосвязанного воспитания волевых и нравственных сторон личности, он писал: «воспитание волевых качеств не может быть осуществлено без одновременного воспитания нравственных черт личности; в то же время моральное воспитание не может быть

осуществлено вне волевой деятельности» [9, с.9-10].

Честность - свойство человеческого характера выражать словами своё истинное отношение (мысли) к какому-либо предмету, другими словами - говорить правду.

Правдивый человек обычно говорит то, что он думает или чувствует. Его поступки и действия соответствуют его словам и

намерениям. Честный человек, прежде всего, добросовестно относится к порученному делу. Он не скрывает своих ошибок и ошибок партнеров.

В. Лесняк определяет достоинство как внутреннюю самооценку личности,

собственных качеств, способностей,

мировоззрения, своего общественного

значения. То есть, достоинство это оценка морально-нравственных качеств «изнутри» [6, с. 52].

Самостоятельность - способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет. Две главные стороны самостоятельности - это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свободу. Самостоятелен тот, кто сам обеспечивает свое существование, кто не настаивает на том, что окружающие должны его содержать и поддерживать. Получает право быть более самостоятельным тот, кто берет на себя больше личной ответственности.

Если даже человек делает выбор в пользу зла, то ответственность будет нести лично он. Если же человек поступает так или иначе по указанию другого человека, из страха перед наказанием, то выбор не является свободным, и ответственность несет тот, кто принуждает к данным действиям. Самостоятельное нравственное поведение предполагает осознанное и добровольное следование требованиям морали. Выполнение моральных норм без осознания их смысла, по принципу «так надо», является

безнравственным.

Спортсмены должны уметь

сотрудничать между собой. Под умением сотрудничать понимается качество личности, проявляющееся в межсубъектной активности, в основе которой лежат осознание

взаимодействующими сторонами единой цели и склонность к ее достижению совместными усилиями, где условием успеха каждого является успех остальных [1].

Оценивая успешность подростка в спортивной деятельности на тренировках и

соревнованиях, необходимо руководствоваться следующими критериями: его

самостоятельность в выполнении

тренировочного плана за конкретный отрезок времени; рациональное распределение времени в процессе совмещения учебы в общеобразовательной школе с тренировками; ответственность за младших товарищей; разрешение конфликтных ситуаций без участия взрослых, грамотное высказывание своего недовольства, отстаивание своей точки зрения; инициативность, настойчивость, упорство, правильное отношение к неудачам, извлечение из них ценного опыта, умение заставлять себя пробовать снова и снова, пока не добьешься желаемого результата, выдержка, сдерживание негативных эмоций, а также страха и неуверенности в себе.

Формирование мотива достижения успеха особенно важно, так как спортсмены, у которых преобладает мотив избегания неудач, тревожны, склонны сдерживать свою активность в достижении цели.

Факторы формирования мотивации достижения успехов у спортсменов:

1. Правильно поставленные цели:

научная организация контроля является важнейшим условием эффективного

управления процессом подготовки спортсмена. Тренер и спортсмен должны ставить только конкретные индивидуальные цели на определенный отрезок времени.

2. Установка на спортивное достижение: одна из самых важных задач тренера - раскрыть спортсмену суть связи между мерой достижения и мерой «вклада» в тренировку, сделать ее очевидной для него и воспитать устремления, которые выразились бы в спортивном трудолюбии.

3. Честолюбие в его

положительном значении: пропоганада успехов спортсмена, стенды с фотографиями, таблицы рекордов, статьи в газетах, журналах, передачи по радио, телевидению.

4. Эмоциональность и

вариативность тренировочных занятий с целью борьбы с монотонией.

5. Осознание спортсменом

собственной полезности.

Для формирования уверенности в себе важно научить спортсмена осмысливать себя в прошлом, настоящем и будущем, т.е. отслеживать динамику своего развития - и уважать себя за это.

Неуверенность в себе может сформироваться из-за поражения на

соревнованиях, поскольку у многих спортсменов доминируют представления о себе как о людях, которые всегда должны выигрывать. Ситуация проигрыша серьезно нарушает положительное представление о самом себе. В этом случае задача тренера объяснить спортсмену, что жизнь - не сплошной триумф, убедить спортсмена в том, что поражение есть ценнейший личный опыт, на основе которого происходит рост спортивного мастерства.

Тренер должен дать установку на готовность рисковать и делать ошибки, объяснить подростку, что спортсмен имеет право на ошибку. Это необходимое условие совершенствования в спортивной борьбе, осознав которое спортсмен становится сильнее, так как без ошибок невозможно достичь высокого уровня мастерства. Необходимо

снова и снова выполнять техническое действие в условиях противоборства, пока этот прием не станет инструментом для победы в соревнованиях. Проходя различные уровни «ошибочности», подростки формируют

собственные цельные системы ведения схватки, а преподаватели поощряют в учащихся

самостоятельность, умение

самоорганизовываться и относиться к своим ошибкам как к необходимой части обучения.

Неуверенность в себе провоцирует распространенную ситуацию, когда, столкнувшись с неудачной попыткой, спортсмен начинает бороться по тактическому плану своего противника, то есть начинает противоборство в тех положениях, которые более удобны сопернику. Здесь тренеру стоит воспользоваться методом строго

регламентированного упражнения, дать установку на сохранение спокойствия и продолжение отрабатывания конкретного действия, которое нужно выполнить, пока не исполнишь тренировочную установку.

Интересно отметить тот факт, что тренер, может и не представлять себе, что некоторые спортсмены иногда боятся выиграть. Так называемый синдром «никофобии» вызван тем, что спортсмен не может принять на себя груз ответственности, который необходимо нести лидеру, он просто не может представить себя на месте чемпиона. Спортсмен психологически не готов к успеху, и здесь тренеру необходимо научить подопечного уважать себя как личность, развивать у него чувство собственного достоинства, в частности,

посредством игрового метода, моделирующего конкретную ситуацию финала соревнований, устраивая соревнования внутри группы. Здесь спортсмен доходит до финала и ставится в ситуацию, когда он должен победить, а если он проигрывает, то он должен будет повторять схватку снова и снова, пока не победит.

Тренер должен внушить подросткам, что нужно избегать беспокойства наперед, отнимающий много энергии, так как фактически, представляя будущую схватку, у спортсмена происходят сокращения мышц, из-за чего, можно сказать, что ему приходится бороться два раза. Понимая это, подросток с целью экономии своих сил не должен концентрироваться на придуманных худших возможных вариантах будущего поединка, а должен сосредоточиться на обстоятельствах схватки, которая проходит в реальном времени.

Важным фактором формирования уверенности в себе является стабильное выступление на публике, сопровождаемое положительным эмоциональным состоянием. В спортивной борьбе очень важно осознание атлетом присутствия зрителей, стремление вызвать сопереживание зрительного зала именно его выступлению. Спортсмен должен осознавать, что показывая красивую, смелую борьбу он вызывает к себе положительную реакцию зрителей, делая их своими союзниками, таким образом он получает эмоциональный заряд, придающий силы. Также спортсмен осознает, что реакция зрителей влияет даже на мнение судей.

Для формирования уверенного выступления на публике тренеру следует воспользоваться игровым методом

моделирования конкретной ситуации

присутствия зрителей и судей во время соревнований. Для этого могут быть привлечены знакомые, родители,

родственники, представители других видов спорта, которые занимаются в одном спортивном комплексе и даже люди с улицы. Осознавая присутствие незнакомых зрителей, борец привыкает к реакции публики, понимает, насколько сильно она влияет на его психику, чувствует эмоциональный накал.

Также тренеру стоит внушить спортсмену, что после победы на крупных соревнованиях не только он зависит от других, но и другие начинают зависеть от него. Это дополнительно воспитает у него чувство

собственного достоинства, дает понять, что он не сторонний наблюдатель, а активный

действующий субъект, который реально влияет на окружающую обстановку и является

лидером или человеком, который собственным примером побуждает других людей действовать, работать над собой. Победитель сразу начнет привлекать внимание руководителей спортивных организаций, тренеров, прессы, болельщиков, вдохновлять коллектив своего спортивного клуба.

Таким образом, можно сказать, что

преодоление тревожности у спортсменов, прежде всего, связано с развитием нравственно-волевых качеств подростков, формированием адекватной самооценки, уверенности в себе, мотивации достижения успеха.

Литература

1. Барабанов А.А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе спортивнооздоровительных занятий/ А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева.

- Ижевск, Удмуртский государственный университет, 2004.

2. Жуковская В.И. Воля/ В.И. Жуковская.

- Минск, 1970.

3. Ильин Е.П. Психология спорта/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009.

4. Калин В.К. Классификация волевых качеств/ В.К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. - Симферополь, 1983.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Коломейцев Ю.А. Социальная

психология спорта: учеб. -метод. пособие/

Ю.А.Коломейцев. - Мн.:БГПУ, 2004.

6. Лесняк В. Защита чести, достоинства и деловой репутации в гражданском законодательстве России / В. Лесняк // Юрист. - 1999.- № 1.

7. Марищук В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. - М. : Просвещение, 2005.

8. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Пилоян Р.А. - М.: ФиС, 1984.

9. Рудик П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена/ П.А. Рудик // Проблемы психологии спорта. - М., 1962.

Воронежский государственный университет

OVERCOMING ANXIETY IN SPORTS N.A. Varenikov

The paper describes of the concept, reasons, measurement techniques, results of the research and ways of overcoming anxiety are considered in the paper. It is revealed that to overcome anxiety it is necessary to develop adequate self-appraisal, self-confidence and achievement motivation

Key words: anxiety, sports, anxiety overcoming

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.