27. Ильенко, Е. В. Защита прав личности как социально-педагогическая проблема [Текст] / Е. В. Ильенко, В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 88-98.
28. Евдокимова, М. И. Воспитательный потенциал историко-фактологического материала элективного курса иностранного языка [Текст] / М. И. Евдокимова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 132-140.
29. Куликова, Л. Н. Аутодиагностика личностного саморазвития студента как фактор продуктивности высшего профессионального образования [Текст] / Л. Н. Куликова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 44-57.
УДК-378
А. С. Евсеева, A. S. Evseeva.
Преподаватель-методист факультета заочного обучения Барнаульского юридического института МВД России, [email protected], Барнаул
Teacher-methodologist of the correspondence department of Barnaul Law Institute of the Ministry of Affairs of Russia [email protected], Barnaul
ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ВИКТИМНЫМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Подготовка сотрудников органов внутренних дел к социально-педагогической работе с виктимными несовершеннолетними представлена на основе изучения сущности профессионально-ценностных характеристик конкретной профессиональной деятельности. Технология изучения качеств и ценностей сотрудника органов внутренних дел составляющих основу этой деятельности раскрывается через выделение основных групп качеств: нравственных, профессионально-деловых, организаторских и социально-педагогических.
Рассматривая сущностные характеристики готовности сотрудников органов внутренних дел к социально-педагогической работе с виктимными несовершеннолетними, следует подробнее остановиться на некоторых аспектах профессионально-ценностных характеристик.
Уже на этапе выбора специализации сотрудника органов внутренних дел необходимо выявление профессиональных намерений будущего специалиста, которые мы определяем как высоко осознаваемую установку личности, характеризующую ее мотивационно-ценностное отношение к предстоящей социально-педагогической деятельности, формирующуюся при наличии определенной потребности в какой-либо профессиональной деятельности.
Каждая деятельность предъявляет к человеку свои требования. Их содержание зависит от выполняемых специалистом функций. Для сотрудника органов внутренних дел, работающего с виктимными несовершеннолетними, мы можем выделить четыре большие группы качеств: нравственные; профессионально-деловые; организаторские; социально-педагогические.
Нравственные и профессионально-деловые качества ориентированы в первую очередь на целевые функции управления детским коллективом, неоднородным по своему составу. Но они важны и для осуществления всех других функций, особенно социально-психологических: организация и сплочение коллектива, активизация и совершенствование его деятельности, развитие в нем самоуправления требуют не только социально-педагогической компетенции, но и высокого нравственного начала. Отсюда ясно, что каждое качество сотрудника органов внутренних дел «обслуживает» целый ряд функций. Но в то же время есть такие «грани» личности, которые имеют наибольшее значение для реализации определенной функции [1, с. 89].
К нравственной группе качеств относятся: нравственная зрелость сотрудника органов внутренних дел, убежденность, принципиальность, ответственность и добросовестность, справедливость, объективность, честность, гуманность, патриотизм, интеллектуальная активность, интеллигентность, обладание научногуманистическим мировоззрением; владение системой знаний и представлений о человеке как существе духовном и социальном, как личности и индивидуальности, о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества; эрудиция; умения анализировать современную политическую ситуацию, основные социально-экономические и политические события; владения знаниями об информационных процессах в природе и обществе, об историческом многообразии культур и цивилизаций, гражданская ответственность; бескорыстие; стремление улучшить окружающий мир; устойчивость психологических особенностей; развитость механизмов самоуправления и саморегуляции; осознание принципов профессионального достоинства; альтруистические тенденции; адекватное осознание собственных личностных особенностей; самокритичность; высокий уровень профессионального самоопределения и самостоятельности; адекватность самооценки психологического времени личности; высокие познавательные способности и способность к передаче знаний и умений другим; творческий характер собственной деятельности; способность к пониманию и принятию другого «Я»; способность к самосовершенствованию; организаторские способности и качества; нервно-психическая устойчивость и работоспособность; эмоциональная устойчивость; выносливость; пластичность; эмоциональная восприимчивость и чувствительность, отзывчивость, чувство эмпатии; сопереживание, миролюбие, доброе отношение к природе и животным; человеколюбие; демократичность; вежливость; искренность; оптимальная общительность; благопристойность; высокие моральные и волевые качества; целеустремленность; сформированность когнитивных процессов; культура мышления и речи; интеллект; устойчивость в стрессовых и аффективных ситуациях; эмоциональная и личностная зрелость; ответственность; такие коммуникативные качества, как открытость, доброжелательность, чуткость, тактичность, скромность, внимательность, справедливость, деликатность, объективность, беспристрастность, чувство юмора, общительность, умение быть интересным для окружающих, готовность обеспечивать субъектную позицию клиента (подопечного), не допускать унижения его достоинства при оказании ему различного вида помощи; умение строить взаимоотношения на основе диалога; владение техникой речевой деятельности; хорошее состояние психического и физического здоровья: эмоциональная устойчивость, самообладание, выдержка, высокий эмоциональный тонус, осознание здоровья как ценности; владение методами саморегуляции, саморелаксации [2, с. 112].
Профессионально-деловые качества делятся на две подгруппы: общеделовые и профессионально - педагогические.
К первой подгруппе относятся трудолюбие, энергичность, организованность в работе, деловитость, целеустремленность, настойчивость, инициатива, творческие способности и др. В сущности, они нужны любому сотруднику органов внутренних дел, работающему с несовершеннолетними, как с девиантным поведением, так и с виктимным.
Во вторую подгруппу объединяются качества сотрудника органов внутренних дел - профессионала: знание дисциплин педагогического и психологического циклов. Как особенно важные необходимо выделить следующие: знания об условиях и формах речевой коммуникации (должна быть грамотная, ясная и четкая речь, богатая по своему словарному запасу и многообразию интонаций, его высказывания не должны допускать двоякого истолкования); знания о наиболее распространенных заболеваниях, являющихся главной причиной инвалидности и смертности еще в раннем возрасте, ведь одна из категорий, с которыми придется работать сотруднику органов внутренних дел, это - дети инвалиды, или дети, на которых их заболевание оказало серьезное психологическое воздействие, хотя внешних, физических признаков перенесенного заболевания не осталось; владение системой знаний о содержании, методах и формах социального воспитания детей и подростков, влияние факторов социализации на развитие личности; знание основ методики, форм, методов, технологий социально - педагогической деятельности с разными категориями населения в различных сферах микросреды, в различных социальных институтах; знание практических основ прогнозирования, проектирования, моделирования социальной деятельности; владение системой знаний о способах, приемах, видах социальной помощи детям, семьям, различным группам и категориям населения, имеющим особые проблемы (социально-педагогической виктимологии); личное социально-педагогическое мастерство.
Для социально-педагогической работы с виктимными несовершеннолетними мы выделяем следующие умения и навыки:
- информационные умения и навыки: в отличие от взаимодействия с обычными детьми, виктимные требуют иной информационной насыщенности общения и большего терпения, выдержки, такта;
- мобилизационные умения и навыки, которые включают быстрое вхождение в ситуацию, адекватность реакции на изменившиеся условия, на необычные способы эмоционального реагирования виктимных несовершеннолетних, на свойственные им и нехарактерные для обычных подростков поведенческие реакции.
Реализация социально-психологических функций зависит от наиболее представительной группы качеств - организаторских. Сюда относятся: требовательность и распорядительность, настойчивость, уверенность в себе, решительность, твердость, уравновешенность, критичность, исполнительность и дисциплинированность, точность и аккуратность, а также оперативная компетентность [8, с. 94].
Взаимодействуя с семьей, сотрудник органов внутренних дел умеет построить оптимальные взаимоотношения на основе сотрудничества, определяет тип семьи, ее особенности; умеет выявлять причины неблагоприятного климата в семье, ошибки семейного воспитания; знает условия семейного воспитания, основные задачи, функции, содержание семейного воспитания каждого из своих подопечных; умеет скорректировать отношения родителей к несовершеннолетнему или подростка к родителям, оказывает конкретную помощь в вопросах семей-
ного воспитания; помогает родителям и школе выработать единые требования по отношению к несовершеннолетнему; организует педагогическое просвещение семей, совместную деятельность по воспитанию детей знание науки управления, умение анализировать учебно-воспитательный процесс, прогнозировать, принимать научно обоснованные решения и планировать, четко и ясно инструктировать, организовывать методическую и внеклассную работу, деятельность родительского комитета, проводить собрания и индивидуальные беседы.
Сотрудник органов внутренних дел может эффективно влиять на виктимных несовершеннолетних лишь в том случае, если он способен занять благоприятную позицию в системе межличностных отношений в коллективе и тесно сотрудничать с ним, заслужить уважение, доверие, симпатии подростков, развивать их инициативу и активность в решении стоящих перед коллективом задач, поддерживать у них оптимистическое настроение, желание работать в своем коллективе. Для этого он должен обладать социально-психологическими качествами:
- умение разбираться в людях (способность быстро и правильно оценивать психологические особенности, сильные и слабые стороны, проникать в их мысли, улавливать чувства, настроения, распределять обязанности и задания с учетом их интересов, возможностей и психических состояний);
- нравственно-коммуникативные качества (чуткость, доброжелательность, справедливость, умение замечать в людях положительное и не фиксировать внимание на физических недостатках ребенка, простота и доступность, такт, общительность и т. д.);
- инициатива (способность первым вступить в контакт с проблемным несовершеннолетним, поставить адекватные цели и предложить способы их достижения, энергично добиваться поддержки со стороны других);
- агитаторские качества (умение убеждать, заражать, внушать, увлекать за собой);
- демократизм, умение активизировать, формулировать цели и задачи своей деятельности, создавать атмосферу гласности, внутригруппового общения, позволяющую откровенно высказывать свои суждения, уважение к чужому мнению, к необычности, нетипичности отдельных членов коллектива, простота и доступность в общении, уважение к ограниченным возможностям, готовность поддержать инициативу и самостоятельность несовершеннолетних [3, с. 28].
Высокий уровень развития качеств делает такого человека психологически привлекательным, близким и понятным воспитанникам, укрепляет его позиции в системе межличностных отношений и создает условия для того, чтобы сотрудник органов внутренних дел воспринимался виктимными несовершеннолетними не как администратор, а как лидер - наиболее уважаемый и влиятельный человек в коллективе, власть которого основана, прежде всего, на моральном авторитете, умении сотрудничать. Все это даст возможность виктимным подросткам раскрыться, облегчает контакт с ними, создает предпосылки для нормализации отношений виктимного несовершеннолетнего в группе сверстников.
Совместная деятельность виктимных несовершеннолетних в течение длительного времени обостряет их коммуникативные потребности. Отсутствие дружбы и сплоченности может тяготить таких подростков, создает почву для возникновения трений и мешает достижению полного взаимопонимания между ними в процессе совместной деятельности. Как отмечает В. Я. Михайлов, личность, особенно проблемная, может иметь нормальное самочувствие только в таком коллективе, где
удовлетворяется ее потребность занять благоприятную позицию в системе межличностных отношений. Когда структура этих отношении не получает позитивного развития, дети чувствуют себя неудовлетворенными [9, с. 158].
Вот почему по мере становления коллектива все более повышается актуальность нравственно-коммуникативных качеств сотрудника органов внутренних дел, его демократизма, способности регулировать и влиять на взаимоотношения подростков, создавать условия для их сплоченности и сотрудничества.
Одним из главных слагаемых коммуникативных способностей сотрудника органов внутренних дел, работающего с виктимными несовершеннолетними, является его умение замечать в детях хорошее. В умении поощрять, укреплять престиж личности в коллективе проявляется уважение к человеческому достоинству, и это очень ценится подростками. В этом смысле социально - педагогическое сопровождение виктимных несовершеннолетних возможно лишь тогда, когда их уважаешь. «Не может быть воспитания, говорил А. С. Макаренко, когда не сделана «центральная установка» на возвышение человеческой личности, на создание для нее уважаемой позиции в коллективе» [10]. Виктимные несовершеннолетние, испытывающие дефицит защищенности, особенно чувствительны к проявлениям внимания и уважения, доброты и понимания.
Итак, личность сотрудника органов внутренних дел, работающего в виктимными несовершеннолетними, его личностные качества являются важнейшими компонентами профессиональной готовности.
Однако не менее важным является наличие у сотрудника органов внутренних дел определенных умений, что является второй составляющей его профессиональной направленности. Нет необходимости подчеркивать, что фундаментом социально-педагогических умений осуществлять работу с детьми являются профессионально-педагогические знания.
Социально-педагогическое умение - это совокупность правильно выполняемых, как операционально, так и по содержанию, эвристических умственных и практических действий субъектом воспитания при решении педагогических задач, как освоенность действий социально-педагогического уравнения, обеспечивающих достижение результатов в обучении и воспитании. Навык - это способ действия, характеризующийся высоким фронтом освоения вплоть до автоматизации.
Профессионально-педагогические умения и навыки, направленные на формирование профессиональной готовности сотрудника органов внутренних дел к работе с виктимными несовершеннолетними делятся на конструктивные, организаторские и ориентационные.
В конструктивные умения и навыки включены умение выстраивать технологию взаимодействия с подростками, выделять проблемных несовершеннолетних и реализовывать диагностические и коррекционные программы.
К организаторским умениям и навыкам сотрудника органов внутренних дел, работающего с виктимными несовершеннолетними, относятся в первую очередь осознание им значения коллектива в жизни, развитии и воспитании личности вик-тимного несовершеннолетнего; умение формировать актив класса, позволяющий инспектору по делам несовершеннолетних реализовывать латентные цели и задачи, использовать методы «завтрашней радости», «перспективных линий» и др. Сюда же включены умения технологизировать процесс взаимодействия, в том числе и предвидеть, проектировать результат. К ориентационным умениям и навыкам относятся умения по овладению некоторыми приемами ораторского искусства:
умение доверительно, логично, последовательно излагать свои мысли, убеждать, уметь словом расположить к себе, сделать своим сторонником, единомышленником. К этой функции относится сочетание требовательности сотрудника органов внутренних дел и его эмпатии.
Следующей немаловажной сущностной характеристикой сотрудника органов внутренних дел является создание условий для постоянного накопления опыта решения задач, овладения технологией процесса взаимодействия с виктимными несовершеннолетними.
На сегодняшний день - самое слабое звено в сложном процессе профессионально-педагогической направленности личности - низкий уровень мотивационно-ценностного отношения у сотрудников органов внутренних дел, пришедших в органы внутренних дел, к работе с несовершеннолетними, особенно проблемными.
Представление о сущности мотивационно-ценностного отношения личности к деятельности делает возможным определение содержания и структуры данного отношения личности к социально-педагогической деятельности в органах внутренних дел.
В зависимости от характера потребностей и способов их удовлетворения можно разделить ценности на материальные и духовные. К духовным ценностям относится познавательные, научные, эстетические, художественные и моральные. Познавательные и научные ценности отражают истину; эстетические и художественные - красоту; моральные - долг, совесть, достоинство.
Особенности профессиональных ценностей обусловлены ролью профессии в жизни общества и отдельного человека. Под ценностями в нашем случае, мы должны понимать те ее особенности, которые позволяют сотруднику органов внутренних дел удовлетворять свои потребности и служат ориентирами ее социальной и профессиональной активности, направленной на достижение общественно значимых целей.
Взяв за основу потребности личности и соотнеся их с профессией, мы выделили следующие ценности социально-педагогической работы с виктимными несовершеннолетними в органах внутренних дел:
1. Ценности, связанные с утверждением в обществе, ближайшей социальной среде (общественная значимость труда, престиж профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, признание родных, близких, знакомых и
др.);
2. Ценности, связанные с удовлетворением потребностей в общении (постоянная работа с детьми, чувство детской любви и привязанности, возможность общения с интересными людьми, специалистами, родителями и т. д.);
3. Ценности, связанные с самосовершенствованием (творческий и разнообразный характер деятельности, возможность постоянно заниматься любимым делом, постоянно пополнять свои знания);
4. Ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами личности (большой отпуск, неполный рабочий день, неплохой заработок, возможность продвижения по службе и т. п.).
Решение проблемы формирования мотивационно-ценностного отношения сотрудника органов внутренних дел к социально-педагогической работе с вик-тимными несовершеннолетними в большей степени зависит от раскрытия сущности самого понятия, так как данное личностное образование является сложным, динамичным, многогранным по содержанию и формам проявления.
Поведение сотрудника органов внутренних дел, его социальная активность зависит от того, как он конкретизирует ценности социально-педагогической работы с виктимными несовершеннолетними, что он ищет в процессе ее осуществления, какое место отводит им в жизни.
Ценности сотрудника органов внутренних дел формируются в процессе глубокого изучения, осмысления социально-педагогической работы с виктимными несовершеннолетними, представленной в различных теориях и в процессе ее непосредственного осуществления на практике. Сами ценности социально-педагогической работы с виктимными несовершеннолетними, в свою очередь, стимулируют развитие мотивационной сферы сотрудника органов внутренних дел, ее изменение.
Мотивационно-ценностное отношение к социально-педагогической работе с виктимными несовершеннолетними - это единство объективного и субъективного, где объективное положение личности является основой ее избирательной направленности на ценности социально-педагогической деятельности, стимулирующие социальную и профессиональную активность инспектора по делам несовершеннолетних. Под избирательной направленностью в данном определении подразумевается осознанность, эмоциональность, интеллектуально-волевая активность личности.
Достаточно трудно разделить мотивационно-ценностное отношение сотрудника органов внутренних дел к социально-педагогической работе с обычными и виктимными несовершеннолетними, так как в основе этого отношения лежат общие закономерности. Выделяя в своей работе специфику отношения к работе с виктимными несовершеннолетними, мы опираемся на общие основания.
Исходя из данного мотивационно-ценностного отношения к социально-педагогической работе в целом и учитывая профессиональные умения и навыки, относящиеся к работе с виктимными несовершеннолетними (конструктивные, организаторские, ориентационные, информационные, мобилизационные и исследовательские), можно выделить следующие структурные компоненты исследуемого отношения: целевой, эмоциональный, интеллектуальный, волевой, когнитивный.
Целевой компонент мотивационно-ценностного отношения является важным показателем сформированности отношения сотрудников органов внутренних дел к социально-педагогической работе в процессе социального развития и профессиональной подготовки специалиста.
Эмоциональный компонент находит свое выражение в особом отношении сотрудника органов внутренних дел, в субъектно-объектном стиле социальнопедагогической работы. Любая деятельность, а особенно социально-педагогическая, вызывает эмоциональное переживание. Речь в данном случае идет о профессиональной любви к детям, которая позволяет видеть все позитивные изменения своих воспитанников. Сотрудник органов внутренних дел только тогда сможет почувствовать профессиональную любовь к детям, когда каждый ребенок будет понят им как человек, обладающий своим складом ума и характера. Такие эмоциональные состояния, как надежда, уверенность в правильности своего выбора, способствуют творческим поискам в деятельности сотрудника органов внутренних дел. Эмоции страха, робости, сомнения, которые возникают у сотрудников, могут не только тормозить, развитие мотивационно-ценностного отношения личности к работе с детьми, но даже вызывать негативное отношение к данной деятельности
из-за постоянно испытываемого чувства неудовлетворенности в процессе общения и взаимодействия с несовершеннолетними.
Гарантия успешного формирования у сотрудников органов внутренних дел мотивационно-ценностного отношения к социально-педагогической работе с вик-тимными несовершеннолетними имеет свою специфику, которая проявляется, прежде всего, в доминировании эмоциональной и интеллектуальной составляющих мотивационно-ценностного отношения.
Сущность формирования мотивационно-ценностного отношения сотрудников органов внутренних дел к социально-педагогической работе с виктимными несовершеннолетними состоит в трансформации социально значимых ценностей профессии в личностно значимые. Став личностно значимыми, они выступают как внутренние регуляторы общественного и профессионального поведения сотрудников органов внутренних дел.
Только обладая всеми вышеуказанными качествами, сотрудник органов внутренних дел может быть уверен в эффективности социально-педагогической работы с виктимными несовершеннолетними.
Библиографический список
1. Братко, Н. А. Моделирование психики. [Текст] / Н. А. Братко - М.: Наука, 1969. - 149 с.
2. Бочарова, В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. [Текст] / В. Г. Бочарова - М., 1999. - 184 с.
3. Кириллов, И. М. Социально-экономический анализ положения молодежи в обществе. [Текст] / И. М. Кириллов - М, 2003. - 49 с.
4. Бочарова, В. Г. Социально-педагогические концепции социальной работы в России: проблемы, перспективы [Текст] / В. Г. Бочарова // Социальная работа. -1992, - № 6. - С. 7-10.
5. Бочарова, В. Г. Развитие образования в области социальной работы в России в контексте международного опыта. [Текст] / В. Г. Бочарова - М.: ЦСП РАО, 1996. - 16 с.
6. Верцинская, Н. Н. Активные формы обучения в педвузе [Текст]: Методические рекомендации. / Н. Н. Верцинская - Минск, 1983. - 143 с.
7. Мудрик, А. В. Виктимология [Текст] // Магистр. - 1992, - № 5. - С. 53-58.
8. Сластенин, В. А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности. [Текст] / В. А. Сластенин // Научные труды. Серия: психолого-пе-дагогические науки. - М.: МГПУ, 1995. - 168 с.
9. Михайлов, В. Я. Педагогические условия социальной защиты детей [Текст]: дисс... канд. пед. наук. - М., 1996. - 190 с.
10. Макаренко, А. С. Собр. соч. в 7 т. / А. С. Макаренко - М.: Просвещение, 1957, Т. 5.
11. Половников, Н. А. Интенсификация подготовки специалистов высшей квалификации. [Текст] / Н. А. Половников // Советская педагогика. - 1996. - № 3. -С. 72-78.
12. Теория социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике (книга для социального работника и социального педагога). [Текст] / Под ред. С. И. Григорьева. - М.: Изд-во АСОПиР, 1994. - 185 с.
13. Сластенин, В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование. [Текст] / В. А. Сластенин // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 1982. - С. 14-28.
14. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах [Текст] / Гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1998. - 672 с.
УДК 378.016:811(1-87)
В. В. Еремин, V. V. Eremin.
Старший преподаватель межфакультетской кафедры иностранных языков Кемеровского государственного университета, [email protected], Кемерово
Senior Lecturer of the Interdepartmental Chair of Foreign Languages, Kemerovo State University, [email protected], Kemerovo
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Поиск новых концептуальных подходов к подготовке специалистов сопровождается разрешением противоречия между возросшей потребностью общества в специалисте нового типа и необходимостью эффективного совершенствования его профессиональной подготовки в межкультурной деятельности.
Как замечает Л. С. Зникина, одной из задач подготовки будущих специалистов должно стать расширение горизонта представлений студентов по межкультурной проблематике. Культурные контексты не могут быть правильными или неправильными, лучше или хуже, они просто различны. В современной образовательной парадигме некоторые ценности являются едиными для всех. Преобладающими характеристиками являются уважение к культурным различиям и признание необходимости «приспосабливаться». Соответственно, компонентом подготовки специалистов, обеспечивающим качество, является обучение умению общаться как средству коммуникации [1, с. 20].
Проанализировав ряд работ, где исследуется методика обучения иностранным языкам с точки зрения ее эволюции, можно установить, что развитие методики соизучения иностранного языка и культуры происходит в соответствии с основными направлениями развития эволюции методических подходов к обучению иностранному языку вообще.
В этом развитии прослеживается четкая тенденция перехода от универсальных методических концепций к дифференцированным, в которых интересы учащихся ставятся в центр учебного процесса, а основной целью обучения становится формирование культурологической и коммуникативной компетенции [2; 3; 4; 5].
Современная концепция подготовки специалистов предусматривает реализацию антропоцентрического принципа в качестве одного из ведущих, лежащих в основе определения целей и содержания обучения студентов иностранным языкам. Это значит, что студент становится точкой отсчета при конструировании содержа-