№ 4, 2002
ОБРАЗОВАНИЕ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Министерство образования Российской Федерации
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
08Л0.2002 № 19/1
г. Москва
ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В 2002 ГОДУ И ЗАДАЧАХ ЭКСПЕРИМЕНТА НА 2003 ГОД
Заслушав и обсудив сообщение заместителя руководителя Департамента общего образования В.Н. Шаулина, коллегия отмечает, что во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» и от 05.04.2002 № 222 «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» и в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 12.10.2001 № 15/1 в
2002 году продолжен эксперимент по введению единого государственного экзамена (далее — эксперимент).
Число субъектов Российской Федерации — участников эксперимента увеличилось с 5 до 16, количество сдававших выпускные и вступительные экзамены в форме единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) возросло с 30 до 300 тыс. чел., общеобразовательных учреждений — с 2 845 до 8 427, высших учебных заведений и филиалов — с 16 до 123. Впервые в эксперименте участвовали средние специальные учебные заведения в 11 субъектах Российской Федерации (79 ссузов). С 12 федеральными министерствами и ведомствами было согласовано участие подведомственных им образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (далее — вузы и ссузы).
В целях организации и обеспечения эксперимента в 2001/2002 учебном году:
обновлены и подготовлены нормативные документы и инструктивные материалы, регламентирующие процедуру и содержание ЕГЭ, работу государственных экзаменационных комиссий и конфликтных комиссий субъекта Федерации, организацию приема в вузы и ссузы, участвующие в эксперименте. Данные документы и материалы опубликованы в «Сборнике нормативных документов» (объемом более 200 страниц);
разработаны контрольные измерительные материалы по 9 общеобразовательным предметам;
усовершенствована технология проведения ЕГЭ;
продолжена работа по ведению и созданию федеральных и региональных баз данных, создана и апробирована федеральная база свидетельств о результатах ЕГЭ;
проведена подготовка специалистов, обеспечивающих проведение ЕГЭ (организаторов, операторов, членов предметных комиссий по проверке открытых заданий и др.);
проведена работа по организации эксперимента с 16 субъектами Российской Федерации (схемы эксперимента, региональные программы организации и проведения ЕГЭ, региональные нормативные, инструктивные, методические документы и материалы, базы выпускников, контроль проведения ЕГЭ и др.);
определены и реализованы схемы материально-технического и финансового обеспечения субъектов Российской Федерации — участников эксперимента за счет средств Федеральной программы развития образования; проведены 7 конкурсов и заключены 33 государственных контракта по различным направлениям работ;
з
Г
организована и осуществлена поставка оборудования в 16 субъектов Российской Федерации, проведены каналы связи;
проведена работа со 123 вузами и 79 ссузами по участию в эксперименте (по определению направлений и специальностей для зачисления по результатам ЕГЭ, по разработке правил приема, по организации зачисления, по работе с федеральными базами свидетельств о результатах ЕГЭ и др.);
проведены 9 семинаров-совещаний, заседаний Совета по организации подготовки и проведения ЕГЭ и коллегия Министерства;
ведутся работы по научно-методическому обеспечению эксперимента через подпрограмму «Научное, научно-методическое и информационное обеспечение модернизации системы образования»;
организована работа по информированию заинтересованных организаций, образовательных учреждений — участников эксперимента и средств массовой информации о подготовке и ходе проведения эксперимента через сайт информационного сопровождения ЕГЭ www.ege.ru, сборники нормативных, научно-методических и информационных материалов.
В качестве основных результатов экспериментальной работы в 2001/2002 учебном году следует отметить следующее:
получены более объективные данные о подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений, которые могут использоваться для управления качеством образования в субъектах Российской Федерации — участниках эксперимента;
абитуриенты получили расширенные возможности для выбора учебного заведения за счет участия в конкурсе в нескольких вузах и ссузах; часть абитуриентов на основании свидетельств о результатах ЕГЭ участвовала в конкурсе в вузы и ссузы, расположенные за пределами регионов, участвующих в эксперименте;
подтверждена принципиальная возможность проведения ЕГЭ в условиях значительного увеличения масштабов;
проверены новые способы обеспечения информационной безопасности экзаменационных материалов посредством использования штрих-кодов на бланках ЕГЭ и специальных упаковочных пакетов;
апробированы подходы к созданию баз данных выпускников общеобразовательных учреждений, свидетельств о результатах ЕГЭ, доступных определенному кругу пользователей;
начато взаимодействие со службами Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации по передаче информации и с Министерством внутренних дел Российской Федерации — по пресечению доступа к секретной информации;
отработан ряд вопросов создания системы подготовки и апробации контрольных измерительных материалов;
начата работа по созданию системы подготовки кадров для проведения ЕГЭ; обеспечена постоянная работа сайта www.ege.ru в целях информационного сопровождения эксперимента, оперативного взаимодействия с участниками ЕГЭ и заинтересованными лицами, в том числе для обеспечения обратной связи и контроля за ходом проведения эксперимента;
показана возможность совмещения государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в вузы и ссузы, а также практического использования выбранной организационно-технологической схемы проведения ЕГЭ.
При этом необходимо отметить, что эксперимент резко усилил внимание общественности к образованию и положению дел в образовательных учреждениях; среди выпускников, сдававших ЕГЭ, количество медалистов осталось примерно на прежнем уровне, однако увеличилось количество неудовлетворительных отметок по сравнению с традиционной формой проведения государственной (итоговой) атте-
стации; по данным опросов, участники ЕГЭ считают, что экзамены в новой форме предпочтительнее традиционных.
По результатам анализа хода эксперимента также определены направления совершенствования содержания и процедур проведения единого государственного экзамена:
развитие и уточнение нормативной базы, регулирующей проведение ЕГЭ на федеральном и региональных уровнях (в части, касающейся работы государственных экзаменационных комиссий, взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений профессионального образования, рассмотрения апелляций на федеральном и региональном уровнях, порядка зачисления в вузы и ссузы, участия в эксперименте учреждений начального профессионального образования);
совершенствование контрольных измерительных материалов (содержание и структура, увеличение объема подготовки — числа общеобразовательных предметов и вариантов, привлечение через конкурсы большего числа специалистов, в том числе из регионов и вузов, для подготовки контрольных измерительных материалов);
совершенствование организационно-технологических процедур проведения ЕГЭ, в частности уменьшение времени на доставку и обработку результатов на региональном и федеральном уровнях, повышение уровня информационной безопасности, уменьшение влияния человеческого фактора;
отработка различных вариантов организации информационных потоков на этапах подготовки и проведения ЕГЭ;
расширение сферы участия представителей вузов и ссузов на всех этапах организации подготовки и проведения эксперимента.
Итоги эксперимента активно обсуждались в регионах и в настоящее время 49 субъектов Российской Федерации представили согласованные на уровне органов исполнительной власти, советов ректоров вузов и советов директоров ссузов решения об участии в эксперименте в 2002/2003 учебном году, в их числе все 16 субъектов Российской Федерации — участников эксперимента в 2001/2002 учебном году. В 49 субъектах Российской Федерации расположено более 350 вузов и 1 400 ссузов.
В соответствии с вышеизложенным коллегия решила:
1. Утвердить перечень субъектов Российской Федерации — участников эксперимента по введению единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) в 2002/
2003 учебном году (приложение).
2. Департаменту общего образования (А.В. Баранникову):
2.1. Подготовить доклад Правительству Российской Федерации об итогах второго года эксперимента по введению ЕГЭ в срок до 15.11.2002.
2.2. Подготовить план-график организации подготовки и проведения эксперимента по введению ЕГЭ в 2002/2003 учебном году в срок до 01.11.2002.
2.3. Подготовить в срок до 20.01.2003 проекты государственных контрактов с органами управления образованием субъектов Российской Федерации — участников эксперимента по введению ЕГЭ в 2002/2003 учебном году на выполнение работ, связанных с подготовкой и проведением эксперимента по введению ЕГЭ в рамках направления «Федеральные экспериментальные площадки для введения единого государственного экзамена» Федеральной программы развития образования, и представить их руководству Минобразования России на утверждение.
2.4. Обеспечивать подготовку проведения конкурсов для определения организаций, выполняющих работы по основным направлениям проведения эксперимента
по введению ЕГЭ.
2.5. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, советами ректоров высших учебных заведений (далее — вузов):
2.5.1. Предусмотреть в 2003 году апробацию других технологий проведения ЕГЭ.
2.5.2. Подготовить предложения по подготовке к проведению ЕГЭ в г. Москве и
г. Санкт-Петербурге.
2.6. Организовать работу по формированию региональных баз данных выпускников, образовательных учреждений и федеральных баз свидетельств о результатах ЕГЭ.
2.7. Обеспечить проведение работы по совершенствованию контрольных измерительных материалов для ЕГЭ, учитывая задачи и результаты эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
2.8. Подготовить обращения в министерства и ведомства по расширению участия подведомственных им образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в эксперименте по введению ЕГЭ.
2.9. Подготовить проект положения о системе общественного контроля за проведением ЕГЭ в срок до 01.03.2003.
3. Департаменту общего образования (А.В. Баранникову) в срок до 31.12.2002 подготовить предложения:
3.1. По изменению и дополнению нормативных правовых документов, регламентирующих проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений.
3.2. По введению экзамена по русскому языку в перечень предметов, по которым проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений.
4. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (В.И. Кружалину) в срок до 01.12.2002:
4.1. Подготовить предложения по изменению и дополнению нормативных документов, регламентирующих порядок приема в вузы.
4.2. Разработать проекты перечней вступительных испытаний в вузы по группам направлений и специальностей.
5. Управлению среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову) в срок до 01.12.2002 подготовить предложения по изменению и дополнению нормативных документов, регламентирующих порядок приема в средние специальные учебные заведения (далее — ссузы).
6. Управлению высшего профессионального образования (Ю.А. Новикову) совместно с Департаментом общего образования (А.В. Баранниковым) в срок до 01.12.2002:
6.1. Провести работу по обеспечению участия в эксперименте по введению ЕГЭ вузов Минобразования России и филиалов, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации — участников эксперимента по введению ЕГЭ.
6.2. Подготовить проект приказа Минобразования России об участии вузов Минобразования России в эксперименте по введению ЕГЭ.
6.3. Обеспечить предоставление вузами, участвующими в эксперименте по введению ЕГЭ, не менее 50 % от общего числа направлений и специальностей для приема в форме и по материалам ЕГЭ.
7 Управлению среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову) совместно с Департаментом общего образования (А.В. Баранниковым) в срок до 15.12.2002:
7.1. Провести работу по обеспечению участия в эксперименте по введению ЕГЭ ссузов Минобразования России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации — участников эксперимента по введению ЕГЭ.
7.2. Подготовить проект приказа Минобразования России об участии ссузов Минобразования России в эксперименте по введению ЕГЭ.
8. Управлению начального профессионального образования (Е.Я. Бутко) совместно с Департаментом общего образования (А.В. Баранниковым) подготовить предложения о формах участия в эксперименте по введению ЕГЭ образовательных учреждений начального профессионального образования Минобразования России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации — участников эксперимента по введению ЕГЭ, в срок до 01.12.2002.
9. Управлению высшего профессионального образования (Ю.А. Новикову), Управлению среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову), Управлению начального профессионального образования (Е.Я. Бутко) обеспечить контроль за участием подведомственных образовательных учреждений профессионального образования в эксперименте по введению ЕГЭ и по его результатам представить информацию в Департамент общего образования (А.В. Баранникову) в срок
до 01.09.2003.
10. Департаменту общего образования (А.В. Баранникову), Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (В.И. Кружа-лину), Управлению высшего профессионального образования (Ю.А. Новикову), Управлению среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову), Управлению начального профессионального образования (Е.Я. Бутко) подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в части введения ЕГЭ в срок до 01.10.2003.
11. Просить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, изъявившие желание участвовать в эксперименте по введению ЕГЭ, представить в Минобразование России соответствующее решение.
12. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации — участников эксперимента по введению ЕГЭ совместно с советами ректоров вузов и советами директоров ссузов подготовить программу организации и проведения эксперимента по введению ЕГЭ в 2002/2003 учебном году в срок до 01.12.2002.
13. Вузам и ссузам, расположенным на территориях субъектов Российской Федерации — участников эксперимента по введению ЕГЭ, представить, соответственно, в Управление высшего профессионального образования (Ю.А. Новикову) и в Управление среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову) перечень направлений и специальностей (для вузов не менее 50 % от общего числа направлений и специальностей), по которым в 2003 году будут осуществляться прием и зачисление по результатам вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ, в срок до 01.12.2002.
14. Рекомендовать вузам и ссузам, расположенным на территориях субъектов Российской Федерации, не участвующих в эксперименте по введению ЕГЭ, принимать свидетельства о результатах ЕГЭ при проведении приема и зачисления и до 01.04.2003 представить в Минобразование России информацию о перечне направлений и специальностей, по которым будет осуществляться прием по результатам ЕГЭ.
15. Совету по организации подготовки и проведения эксперимента по ЕГЭ в срок до 10.12.2002 рассмотреть план мероприятий по подготовке и проведению эксперимента по введению ЕГЭ в 2002/2003 учебном году.
16. Департаменту общего образования (А.В. Баранникову) подготовить в срок до 30.10.2002 приказ по реализации решения коллегии.
Председатель коллегии
В.М . ФИЛИППОВ
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ \
Приложение к решению коллегии от 08.10.2002 № 19/1
Перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по проведению единого государственного экзамена в 2002/2003 учебном году
1. Республика Адыгея
2. Республика Алтай
3. Республика Башкортостан
4. Кабардино-Балкарская Республика
5. Республика Калмыкия
6. Республика Карелия
7. Республика Марий Эл
8. Республика Мордовия
9. Республика Саха (Якутия)
10. Удмуртская Республика
11. Республика Хакасия
12. Чувашская Республика — Чувашия
13. Алтайский край
14. Краснодарский край
15. Красноярский край
16. Хабаровский край
17. Архангельская область
18. Астраханская область
19. Волгоградская область
20. Воронежская область
21. Калининградская область
22. Калужская область
23. Камчатская область
24. Кировская область
25. Костромская область
26. Курганская область
27. Липецкая область
28. Магаданская область
29. Мурманская область
30. Новгородская область
31. Новосибирская область
32. Омская область
33. Оренбургская область
34. Пензенская область
35. Пермская область
36. Псковская область
37. Ростовская область
38. Самарская область
39. Сахалинская область
40. Смоленская область
41. Томская область
42. Тюменская область
43. Челябинская область
44. Читинская область
45. Ярославская область
46. Агинский Бурятский автономный округ
47. Еврейская автономная область
48. Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
49. Ханты-Мансийский автономный округ
№ 4, 2002
1М ММ ММ МЛ/ МММ ММ ММ М ММ ММ М мм ММ уи ММ ММ ММ
ЛЛЛЛЛЛЛЛХЛЙЛЙЛЛЛЛЛЙЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛ?
VII СЪЕЗД РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ
VII съезд Российского Союза ректоров проходил 6 — 7 декабря 2002 г* в Москве, в актовом зале Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова на Воробьевых горах.
Основным вопросом, стоящим на повестке дня, была стратегия модернизации российской высшей школы.
На съезд прибыло более 1 500 участников и гостей, в том числе 770 ректоров вузов независимо от формы собственности. В качестве гостей на съезде присутствовали руководители министерств и ведомств, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, депутаты, видные ученые, общественные деятели, представители средств массовой информации.
Приветственным словом к собравшимся съезд открыл Президент Российской Федерации В.В. Путин. С докладом выступил Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик В.А. Садовничий.
Работа съезда продемонстрировала, что Российский Союз ректоров принимает самое активное участие в модернизации отечественного образования и имеет свою точку зрения по этому вопросу. Концепцию модернизации образования ректоры вузов рассматривают как серьезный шаг в направлении повышения качества, эффективности и общедоступности высшего образования. Поэтому они признают необходимым обеспечить ее последовательную реализацию, настаивают на чистоте экспериментов, особенно в тех частях, которые могут серьезно изменить основы действующей системы образования.
VII съезд Российского Союза ректоров принял ряд документов. Предлагаем читателям журнала постановление съезда «О стратегии модернизации высшего
образования».
ПОСТАНОВЛЕНИЕ VII съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений
06-07.12.2002
г. Москва
О СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Заслушав и обсудив доклад и сообщения по повестке дня, VII съезд Российского Союза ректоров вузов отмечает, что период, минувший с предшествующего съезда, отмечен позитивными сдвигами в развитии высшей школы.
Крупным событием в жизни научно-педагогических коллективов и студенческой молодежи страны стало участие в VII съезде Российского Союза ректоров главы государства В.В. Путина. В своем выступлении он дал оценку состояния отечественной высшей школы и определил первоочередные задачи ее развития. Высокий уровень образования, подчеркнул Президент, остается одним из показателей, благодаря которым Россия входит в число ведущих государств мира. Его совер-
шенствование — важнеишии приоритет политики государства. Опираясь на накопленный потенциал и свои богатые традиции, высшие учебные заведения могут и должны вносить растущий вклад в экономическое развитие и повышение, уровня жизни населения. Для этого необходимо упорядочить структуру подготовки кадров, приблизив ее к имеющимся потребностям, обеспечить улучшение качества образования, особенно в негосударственных вузах. Предстоит усилить внимание к обеспечению высококвалифицированными специалистами государственных учреждений, организаций и предприятий. Должна быть продолжена реформа военного образования. Необходимо развивать подготовку кадров для зарубежных государств, прежде всего для стран СНГ, реализовать эффективные и взаимовыгодные формы такой подготовки.