Научная статья на тему 'Об итогах проведения эксперимента по введению ЕГЭ в Амурской области'

Об итогах проведения эксперимента по введению ЕГЭ в Амурской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об итогах проведения эксперимента по введению ЕГЭ в Амурской области»

Аграрное образование: проблемы и перспективы

3. Оценка и совершенствование систем менеджмента качества вузов: Методические рекомендации / А.В Виноградов [и др.]. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006. - 136 с.

4. Кимберг, А.Н. Развитие университета и субъекты развития / А.Н. Кимберг // Университетское управление: практика и анализ. - Екатеринбург, 2003. - С.37 - 43.

5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. - М., 2006. - 32 с.

6. Менеджмент качества в вузе / под ред. Ю.П. Похолкова, А.И. Чукалина. - М.: Логос, 2005. - 208 с.

7. Введение в практику управления вузом принципов стратегического менеджмента/ Д.В. Пузанков [и др.] // Модели инновационных вузов: сб. статей. - М, 2005. - С. 46 - 76.

8. Тихомирова, Н.В. Комплексная система управления качеством образования в подготовке специалистов для экономики, построенной на знаниях/ Н.В. Тихомирова // Матер. науч.-практ. семинара МЭСИ. - М., 2005. - С. 11 - 29.

Лапицкий О.И.,

начальник департамента образования администрации Амурской области ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВВЕДЕНИЮ ЕГЭ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена на территории российской Федерации проходит в рамках реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года с целью формирования системы объективной оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов, повышения доступности профессионального образования, в первую очередь, для способной молодежи отдаленных от вузовских центров мест проживания и малообеспеченных семей, обеспечение преемственности общего и профессионального образования, государственного надзора и управления качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.

В 2006 году участниками эксперимента по проведению ЕГЭ стало 80 субъектов Российской Федерации, в том числе и Амурская область. Решение об участии в эксперименте было принято администрацией области совместно с департаментом образования и советами ректоров вузов и директоров учреждений среднего профессионального образования. Выпускникам общеобразовательных учреждений области была предоставлена возможность участвовать в ЕГЭ на добровольной основе. Был определен обще-

образовательный предмет, сдаваемый в форме ЕГЭ, - русский язык. Экзамен по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ на этапе государственной (итоговой) аттестации сдавался по выбору выпускника.

Подготовительная работа к проведению эксперимента по введению ЕГЭ началась в октябре 2005 года и включала в себя нормативно-правовое, организационно-технологическое и инструктивнометодическое обеспечение, информационную и финансовую поддержку.

Нормативные документы: вся работа по нормативно-правовому обеспечению проведена в соответствии с постановлениями Правительства и нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации. Основными нормативными документами для проведения вступительных испытаний в 2006 году в высшие и средние учебные заведения являются приказы Федерального агентства по образованию РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Инструкции по организации ЕГЭ в субъекте Российской Федерации. В ходе подготовки к единому государственному экзамену в Амурской области была создана региональная нормативно-правовая база, на основании которой были распределе-

22

Аграрное образование: проблемы и перспективы

ны полномочия по организации проведения ЕГЭ в Амурской области, утвержден план-график по подготовки ЕГЭ, определены пункты проведения экзаменов и утвержден состав организаторов.

В процессе подготовки к проведению ЕГЭ в Амурской области в 2006 году были созданы следующие структуры:

1. Координационный совет по организации проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена, в состав которого вошли представители администрации области, департаментов образования, здравоохранения, учреждений среднего и высшего профессионального образования, МЧС, МВД, ФСБ.

2. Государственная экзаменационная комиссия Амурской области, утвержденная приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, куда были включены руководители органов управления образованием различного уровня, представители среднего и высшего профессионального образования.

3. Предметные комиссии при ГЭК по русскому языку, количество экспертов которой составило 61 человек, из них преподавателей ссузов и вузов 26 человек (42,6%), учителей общеобразовательных учреждений - 35 (57,4%), имеющих научные степени и звания - 6 человек (9,8%).

4. Конфликтная комиссия была создана с целью защиты прав выпускников и для разрешения спорных вопросов, в нее вошло 5 человек.

5. Региональный центр обработки информации на базе Амурского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Членами ГЭК, департаментом образования, муниципальными органами управления, советом ректоров, советом директоров ссузов, вузами и ссузами, участвующими в эксперименте, проведена большая организационная работа по подготовке к единому государственному экзамену в 2006 году. Была определена схема проведения единого государственного экзамена, создана региональная база данных выпускников, учреждений и специалистов, участвующих в ЕГЭ, составлены транспортные схемы обеспечения

единого государственного экзамена в муниципальных образованиях.

Большое внимание уделялось подготовке кадров, обеспечивающих организацию и проведение ЕГЭ, которая проводилась в соответствии с федеральным и региональным планом-графиком по повышению квалификации специалистов, ответственных за единый государственный экзамен в 2006 году.

Шесть специалистов и педагогов-предметников прошли обучение на федеральном уровне в Институте педагогических измерений и Федеральном центре тестирования г. Москвы. На региональном уровне подготовка специалистов ЕГЭ проводилась на базе Амурского ИППК. Было проведено обучение руководителей ППЭ и их помощников, организаторов в аудиториях, специалистов муниципальных органов управления образованием, ответственных за подготовку и проведение ЕГЭ на местах, ответственных секретарей приемных комиссий ссу-зов и вузов, уполномоченных ГЭК, членов предметной и конфликтной комиссий, верификаторов. Общее количество прошедших обучение составило 874 человека. В целом в рамках подготовки к ЕГЭ было организовано 8 различных семинаров и курсов.

С целью изучения опыта проведения ЕГЭ в других субъектах Российской Федерации ответственные за проведение экзамена в области и муниципальных образованиях выезжали в Якутск, для участия в работе республиканского совещания по итогам пяти лет федерального эксперимента по ЕГЭ и в Хабаровск в качестве общественных наблюдателей.

В ходе подготовки к проведению ЕГЭ департаментом образования Амурской области на основании рекомендаций Рособрнадзора и Федерального центра тестирования было организовано методическое обеспечение проведения ЕГЭ разработаны памятки и рекомендации для учащихся, родителей, педагогов, руководителей общеобразовательных учреждений. Подготовлены методические рекомендации (в электронном варианте) для администраторов и организаторов ЕГЭ. Члены предметной комиссии были обеспечены памятками по работе эксперта,

23

Аграрное образование: проблемы и перспективы

критериями оценок работ, текстами работ пробного экзамена.

К основным формам методической работы по качественной подготовке выпускников к экзамену можно отнести практические занятия по обучению технологии заполнения и оформления бланков ЕГЭ, практикумы по работе с КИМами, обучение работе с Порталом ЕГЭ, индивидуальные консультации через консультативные пункты при школах и муниципальных органов управления образованием, психологические тренинга поведения учащихся во время подготовки к ЕГЭ и в период его проведения. Кроме того, на этапе поступления в вузы и ссу-зы методическое сопровождение ЕГЭ осуществлялось Амурским областным институтом повышения квалификации педагогических кадров: проводилась учеба, индивидуальные и групповые консультации специалистов ЕГЭ по различным направлениям.

Информационное обеспечение населения и всех участников ЕГЭ было реализовано через специальные выпуски на страницах областных и районных газет.

Регулярно в прямом эфире телевидения и радио организаторами эксперимента освещались вопросы, связанные с подготовкой и проведением единого государственного экзамена. По итогам проведения пробного экзамена (21 апреля) проведен «Круглый стол» в редакции общественно-политической газеты

«Амурская правда», в котором приняли участие представители департамента образования, руководители ППЭ, уполномоченные представители государственной экзаменационной комиссии, учителя русского языка, секретари приемных комиссий вузов и ссузов и выпускники общеобразовательных учреждений.

Общественный контроль за проведением единого государственного экзамена по первой и второй волне осуществляли 25 общественных наблюдателей и представители средств массовой информации, которые прошли регистрацию и аккредитацию в департаменте образования.

Финансовое обеспечение ЕГЭ в 2006 году составило 5963939 р. Из средств федерального бюджета в 2006 г.

3933739 р. было потрачено на комплект оборудования для обработки результатов ЕГЭ, из регионального бюджета -1380200 р. использовано на питание, проживание учащихся, обучение кадров и канцелярские товары. По смете расходов внебюджетные источники составили 500000 р. и были потрачены на методическое обеспечение проведения ЕГЭ, подвоз уполномоченных и участников экзамена. Кроме того, была привлечена спонсорская помощь в сумме 150000 рублей, использованная на приобретение оргтех-никики и комплектующих материалов.

Организация проведения экзамена: в соответствии со схемой, утвержденной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, экзамен проводился по расписанию: в мае-июне (первая волна) и в июле (вторая волна). В общей сложности участие в экзамене приняли на первой волне 4040 человек, на второй волне - 697 человек.

Контрольные измерительные материалы в пункты проведения экзамена доставлялись уполномоченными представителями ГЭК в сопровождении сотрудников правоохранительных органов, которые осуществляли надзор за соблюдением правил проведения ЕГЭ. Государственная (итоговая) аттестация выпускников в Амурской области прошла организованно, согласно нормативноправовой базе. По процедуре проведения ЕГЭ в первой волне в конфликтную комиссию поступило 5 апелляций по причине полиграфического дефекта. Данные апелляции были удовлетворены, выпускники получили возможность сдать экзамен в резервный день. По результатам сдачи ЕГЭ поступило 7 апелляций, повышение тестового балла прошло в одной работе.

На этапе вступительных испытаний в высшие учебные заведения и учреждения среднего профессионального образования в эксперименте по ЕГЭ приняли участие 4 государственных вуза (Амурский государственный университет, Благовещенский государственный педагогический университет. Дальневосточный государственный аграрный университет. Амурская государственная медицинская академия) и 19 ссузов.

24

Аграрное образование: проблемы и перспективы

Вузы Амурской области - участники эксперимента - принимали поступающих на обучение по результатам единого государственного экзамена на 50% имеющихся у них направлений и специальностей. Ссузами прием и зачисление организован на 100% направлений подготовки (специальностей).

Управлением профессионального образования в период с 19 по 29 июля 2006 г. проведен контроль готовности ППЭ (в том числе резервного) к работе. С учетом предложений вузов и ссузов вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ проводились в шести пунктах проведения единого государственного экзамена. Контроль показал, что подготовка ППЭ проведена всеми образовательными учреждениями качественно и своевременно. Несмотря на совпадение сроков вступительных испытаний, отпускного периода преподавателей и ремонтных работ по подготовке учебных заведений к новому учебному году, деятельность ППЭ была организована в соответствии с инструкцией Рособрнадзора. Вузы и ссузы почувствовали себя не просто исполнителями, а полноценными субъектами планирования, организации и проведения ЕГЭ.

Наибольшее количество абитуриентов сдавало вступительные испытания в форме ЕГЭ 20 июля в Амурский государственный университет (194 человека). В резервный день для поступающих, пропустивших сдачу ЕГЭ в основной день по уважительной причине, сдавали два человека. По второй волне апелляций по процедуре проведения и результатам экзамена в форме и по материалам ЕГЭ не было.

Из общего количества абитуриентов, участвовавших в ЕГЭ на этапе вступительных испытаний в вузы и ссузы большая часть, 93% (1994 чел.), приходиться на выпускников общеобразовательных заведений, доля выпускников прошлых лет составила 5% (98 чел.), начального и среднего профессионального образования - 2 % (49 чел.).

В соответствии с данными по результатам ЕГЭ по русскому языку по окончательному протоколу Федерального центра тестирования общий средний балл по

первой волне составил 3,3; процент качества выполнения заданий - 33,3; по второй волне: 3,2; процент качества - 29,5. Наибольший балл по первой волне - 97, по второй - 93,2. В целом средний тестовый балл по русскому языку выпускника Амурской области ниже аналогичного для выпускников-участников ЕГЭ Российской Федерации.

При приеме ссузы и вузы использовали свою шкалу переводов баллов. Проходной балл зависел от количества абитуриентов, уровня их результатов сдачи ЕГЭ, количества предметов вступительных испытаний, принимаемых в расчет при определении суммы баллов абитуриентов. Амурский государственный университет и Дальневосточный аграрный университет результат по русскому языку определяли как «зачет» или «незачет» в зависимости от количества баллов ЕГЭ и установленной границы «2» и «З». Во всех учебных заведениях проходной балл формировался из результатов сдачи ЕГЭ и результатов сдачи экзаменов в традиционной форме по предметам, не участвующим в эксперименте.

По результатам единого государственного экзамена 1214 человек зачислены в вузы и 817 в ссузы. Самое большое количество зачисленных студентов по результатам ЕГЭ как по представленным свидетельствам «первой волны», так и по результатам экзамена 20 июля было в Дальневосточном государственном аграрном университете (451 чел.). Из общего числа зачисленных в государственные вузы, участвующие в эксперименте по результатам ЕГЭ, 99,4% составляют абитуриенты Амурской области.

Два средних специальных учебных заведения, принявших решение участвовать в эксперименте по ЕГЭ, фактически не участвовали в эксперименте. Это МОУ СПО «Зейское муниципальное медицинское училище» и ГОУ СПО «Свободненский техникум железнодорожного транспорта», в которых набор абитуриентов проходил после 15 июля 2006 г. НУ СПО «Колледж коммерции и сервиса» не принимал участия в проведении эксперимента по ЕГЭ изначально, так как прием студентов проводился только в форме собеседования.

25

Аграрное образование: проблемы и перспективы

Таким образом, в 2006 году вступительные испытания в форме ЕГЭ прошли организованно, но были и проблемы:

1. Прежде всего, это отсутствие нормативно-правовых документов, на основании которых сотрудники правоохранительных органов должны сопровождать уполномоченных представителей ГЭК при транспортировке КИМов и обеспечивать конфиденциальность процедуры в соответствии с инструкцией Ро-собрнадзора.

2. На период проведения первой волны возникла проблема доставки выпускников и экзаменационных материалов в ППЭ, находящихся в удаленных (от 600 км и дальше) и труднодоступных районах. В связи с этим, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки было рекомендовано в 2007 году включить Амурскую область в перечень труднодоступных и отдаленных местностей субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по проведению ЕГЭ, для использования автоматизированной системы «Экзамен» с применением контрольных измерительных материалов в электронном виде.

3. При проведении единого государственного экзамена по русскому языку 30 мая и 20 июля 2006 были обнаружены полиграфические дефекты в контрольноизмерительных материалах и частичное смешивание вариантов.

4. Некоторые ссузы были не готовы к использованию современных информационных технологий (нет кадров, выхода в Интернет, постоянно действующей электронной почты). На 15.07.06 не все ссузы зарегистрировались в Федеральной базе свидетельств.

5. Участие в эксперименте по ЕГЭ в 2007 году должно быть обеспечено своевременным информированием поступающих через сайты вузов и ссузов о правилах приема, перечне направлений и специальностей, по которым вступительные испытания проводятся в форме и по материалам ЕГЭ, а также о результатах их сдачи (требование Минобрнауки).

6. Департаменту образования и руководителям вузов и ссузов необходимо продумать вопрос своевременной оплаты работы организаторов, их отзыв с отпусков.

7. Сложно заранее прогнозировать численность абитуриентов, сдающих экзамены в форме ЕГЭ на этапе вступительных испытаний. Количество абитуриентов, сдававших ЕГЭ, оказалось меньше прогнозной численности. После того как база была закрыта (15.07.2006 г.), уже не было времени скорректировать заказ КИМ, в связи с чем произошел их перерасход. В дальнейшем такие экзамены, как русский язык, целесообразней ставить на последние дни, что и было отражено в аналитическом отчете департамента образования.

8. В период проведения ЕГЭ 30 мая «Горячая линия» при управлении контроля качества образования Рособрнадзо-ра не функционировала из-за разницы во времени с Москвой, что усложнило решение ряда вопросов при организации проведения экзамена.

В целом эксперимент по введению ЕГЭ подтвердил возможность проведения в кратчайшие сроки объективной проверки знаний и умений выпускников общеобразовательных учреждений на территории всей области и системного взаимодействия вузов и ссузов при организации и проведении приема абитуриентов на I курс. В связи с тем что вузы, участвующие в эксперименте в 2006 году, по решению коллегии Министерства образования РФ должны отдать под эксперимент в 2007 г. 100 % специальностей, предлагается:

1. Организовать в 2007 году прием и зачисление по результатам вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ только по общеобразовательному предмету русский язык на 100 % направлений подготовки в вузы и ссузы Амурской области.

2. Утвердить схему проведения эксперимента по ЕГЭ на территории Амурской области в 2007 году.

3. В соответствии с запросом Ро-собрнадзора определить ответственного за проведение ЕГЭ на территории Амурской области от Совета ректоров вузов.

4. В срок до 20 декабря 2006 г. разработать и утвердить план совместных действий Совета ректоров вузов и департамента образования по проведению эксперимента по введению ЕГЭ в 2007 г.

26

Аграрное образование: проблемы и перспективы

С учетом накопленного опыта представляется необходимым в 2007-2009 годах осуществить введение единого государственного экзамена в штатный режим с охватом всех, в том числе отраслевых вузов, на 100% специальностей при сохранении возможности зачисления абитуриентов в вузы и ссузы по результатам

УДК 378:37.01.54 Чернышева Т.Н.

УЧЕБНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ: ИССЛЕДОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Всероссийских и региональных олимпиад. При этом необходимо прием ЕГЭ осуществлять в период итоговой аттестации выпускников школ, сократив до минимума «вторую волну».

В статье обоснована необходимость, задачи и формы осуществления педагогической адаптации студентов сельскохозяйственного вуза на основании исследования уровня и структуры знаний и умений по химии абитуриентов и первокурсников

В настоящее время наблюдается снижение уровня подготовки абитуриентов сельскохозяйственных вузов - выпускников сельских школ. Многие из них, даже имея хорошие оценки в аттестате о среднем образовании, не обладают базовыми знаниями и умениями, необходимыми для успешного освоения ими вузовской программы обучения. Анализ результатов вступительных экзаменов по химии и результатов первых двух сессий за последние 5 лет, беседы и анкетирование первокурсников показывают, что большинство начинающих студентов оказываются неподготовленными к особенностям учебного процесса в вузе. Так, на вопрос анкеты: «Какие причины не позволили Вам приобрести качественные знания по химии?», указывались: собственная лень (26,6% респондентов), загруженность другими предметами (15,0%), недостаток школьных знаний (9,2%), бытовые трудности (29,2%), занятия спортом и прочие. Несколько из опрошенных человек облекли все перечисленное в следующий ответ «Не сразу приспособились к окружающей среде». В этой, казалось бы, наивной фразе тем не менее отражен глубокий педагогический смысл, рождающий мысль о необ-

ходимости учебной и социальной адаптации студентов 1-го курса.

Понятие «адаптация» возникло в биологии для обозначения приспособления строения и функций организма к условиям обитания. В настоящее время оно широко используется в педагогике и психологии воспитания. Применительно к человеку выделяют следующие виды адаптации: социальная, психологическая, педагогическая (учебная) и профессиональная [8]. Адаптация первокурсников к вузу понимается нами как процесс приспособления студентов к новым формам, методам учебной деятельности, к изучению новых учебных предметов, к новой социальной среде. От того, насколько быстро происходит этот процесс, в большой мере зависят учебные достижения студентов 1-го курса.

Проблема адаптационной подготовки учащихся к учебе в вузе может быть решена, по нашему мнению, на нескольких этапах обучения. Первый осуществляется школой, второй - в системах связи «школа - вуз», третий - на первом курсе вуза. На уровне университета наиболее эффективно использование элементов адаптационной подготовки в системе довузовской подготовки молодежи на подготовительных отделениях, подготовительных

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.