ОБРАЗОВАНИЕ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ В 2003 г.
Эксперимент по введению единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) проводится Министерством образования Российской Федерации в течение трех лет в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 г. № 119, «Об
участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 г. № 222.
Ежегодно число участников эксперимента по введению единого государственного экзамена увеличивается, о чем свидетельствуют данные таблицы.
Динамика количества участников эксперимента
А а -а :а £ ^-айбаї
поайаебї а Еї ппе е пеї е Оааабаоёе — б^апоі е еї а уепї абеі аі оа ї бааі аої а, ї ї еї ої би і ї бї аї аёопу ААУ аиї опеі е еї а, паааеео ААУ, ои п. -^аё. і е і е поабпоа е аааї і поа, аааеео пї аёапёа і а о^апое а ї ї ааааї і пбааі -і и о аодї а е пюдї а а уепї абе і аі оа а6$ї а е оеёе аё1 а, 6^ап6а6|з й е о а уепї абеі аі оа пп6$ї а, 6^■ап6а6Jз -йео а уепї абе-і аі оа
2001 5 8 30 3 16 —
2002 16 9 300 10 123 79
2003 47 12 625 20 464 928
125 учреждений высшего и среднего профессионального образования, расположенных за пределами территорий, участвующих в эксперименте по введению единого государственного экзамена, принимали свидетельства о результатах ЕГЭ. В их число входили ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Организованно проводили прием по результатам ЕГЭ 35 вузов Санкт-Петербурга.
Из 15 вузов Москвы учитывали результаты ЕГЭ: Московский государственный институт международных отношений (университет), Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, Российский университет дружбы народов, Государственный университет — Высшая школа экономики, Московский государственный университет путей сообщения и др.
Полученные результаты ЕГЭ коррелируют с результатами международных исследований и с результатами мониторинга, которые Минобразование России проводит в рамках широкомасштабного эксперимента по определению структуры и содержания общего образования.
Анализ результатов проведения ЕГЭ в 2001—2003 гг. показал, что в субъектах Российской Федерации, участвующих в эксперименте, повышается мобильность выпускников, поступающих в вузы. Так, в этих регионах увеличился конкурс в вузы, был зафиксирован прирост числа поступавших и поступивших выпускников из сельской местности. Многие выпускники поступили в вузы, не выезжая к месту его расположения.
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации на основе анализа результатов ЕГЭ организовали конкретную работу по повышению качества обучения.
Анализ успеваемости студентов I курса, проведенный в ряде вузов, участвующих в эксперименте, показал, что корреляция между результатами ЕГЭ и итогами зимней сессии выше, чем соответствующая зависимость между результатами вступительных испытаний в традиционной форме и успеваемостью студентов.
По итогам трех лет эксперимента были получены положительные результаты:
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
подтверждена возможность достижения целей, поставленных при проведении единого государственного экзамена;
показана реальная возможность совмещения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в высшие учебные заведения;
решены некоторые технические задачи по использованию выбранной организационно-технологической схемы проведения ЕГЭ и подготовке контрольных измерительных материалов для ЕГЭ.
Следует отметить, что технология проведения ЕГЭ в целом успешно прошла апробацию в 47 субъектах Российской Федерации.
В основном определены подходы к созданию контрольных измерительных материалов, применяемых в ЕГЭ.
Вместе с тем до введения ЕГЭ необходима проработка следующих вопросов: развитие и уточнение нормативной базы, регулирующей проведение ЕГЭ
на федеральном и региональных уровнях;
совершенствование контрольных измерительных материалов;
совершенствование организационно-технологических процедур проведения ЕГЭ;
отработка различных вариантов организации информационных потоков на этапах подготовки и проведения ЕГЭ;
расширение сферы участия представителей вузов и ссузов на всех этапах организации, подготовки и проведения эксперимента.
Ход эксперимента и его результаты в целом оцениваются Минобразованием России и участниками эксперимента как положительные.
По состоянию на 1 августа 2003 г. все 47 субъектов Российской Федерации — участников эксперимента 2003 г. подтвердили свое участие в эксперименте в 2004 г. и 9 новых субъектов Федерации присоединились к ним.
Информация о результатах ЕГЭ приведена в приложении.
Информация о результатах ЕГЭ в 2002—2003 гг.
Приложение
а Общеобразо- вательные предметы Количество субъектов, участвовавших в ЕГЭ Количество абитуриентов, сдававших ЕГЭ Средний тестовый балл
Июнь Июль Июнь Июль Июнь Июль
2002 2003 2002 2003 2002 2003 2002 2003 2002 2003 2002 2003
1 Химия 10 34 9 33 5 589 23 776 3 329 8 799 46,7 49,0 39,9 42,2
2 Обществознание 4 17 4 14 3 414 33 621 1 558 4 128 49,6 54,4 56,1 61,1
3 География 6 19 4 15 2 301 10 940 601 2 823 49,7 49,4 50,9 50,0
4 Литература — 4 — 5 — 2 072 — 1 185 — 51,3 — 55,4
5 Русский язык 12 37 11 36 77 007 257 749 21 569 58 235 50,1 49,8 47,5 43,6
6 Английский язык — 7 — 7 — 2 137 — 1 973 — 67,4 — 65,8
7 Немецкий язык — 2 — 4 — 83 — 249 — 63,9 — 65,9
8 Французский язык — 2 — 4 — 65 — 107 — 68,0 — 64,3
9 Математика 16 47 16 46 257 200 625 125 14 002 27 541 49,6 50,0 51,7 49,3
10 История России 6 25 6 25 6 729 26 843 2 412 7 309 48,6 49,2 51,2 47,2
11 Биология 9 34 8 33 11 300 49 964 9 2 8 4 13 085 49,2 49,7 51,4 46,1
12 Физика 10 29 10 28 14 216 47 622 9 090 20 575 49,8 49,5 48,2 39,4
Схема участия регионов в эксперименте по ЕГЭ в 2003 г.
Литература (обяз.) Литература—
Общ ествознание Французский язык Немецкий язык Английский язык Г еография
История
России
Биология
Русский язык (обяз.)
Математика
Математика (обяз.)
Физика
Химия
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1000
900
800
700
600
500
400
300
200
100
0
Динамика участия вузов и ссузов в эксперименте по ЕГЭ
928
□ вузы □ ссузы
575
^76
16 0 £ /1 ^1 V
2001
2002
2003
Динамика участия ведомств в эксперименте по ЕГЭ
20
18
16
14
12
10
8
6
4
2
0
20
1
л . А
2 ^
2001
2002
2003
--4
Число предметов
Саха (Якутия) Красноярский Томская Новосибирская Челябинская Башкортостан Удмуртия Оренбургская Самарская Марий Эл Чувашия Мордовия Ростовская Новгородская Псковская Калининградская^
го го о о о о
ОО ю
Динамика схем участия в ЕГЭ для 16 субъектов Российской Федерации