Научная статья на тему 'Повышение качества образования — требование времени'

Повышение качества образования — требование времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
39
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кураков А. Л.

Статья освещает современное состояние системы образования Российской Федерации и направления ее модернизации. Автор проводит детальный анализ основных показателей качества образования Российской Федерации в целом и Чувашской Республики в частности, опираясь на данные Всероссийской переписи населения 2002 г., а также данные Госкомстата России, и рассматривает некоторые подходы к его повышению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the Quality of Education — Demand of the Time

The article covers the current situation in the educational system of Russian Federation as well as the directions for its modernization. It contains detailed analysis of the basic qualitative characteristics of education in Russian Federation as a whole and also in Chuvash Republic in particular. The article is based on the data collected in All-Russian population census of 2002 and also on the data taken from the State Statistic Committee of Russia. A number of recommendations for the improvement of the quality of education are presented.

Текст научной работы на тему «Повышение качества образования — требование времени»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ — ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

А.Л. Кураков, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Статья освещает современное состояние системы образования Российской Федерации и направления ее модернизации. Автор проводит детальный анализ основных показателей качества образования Российской Федерации в целом и Чувашской Республики в частности, опираясь на данные Всероссийской переписи населения 2002 г., а также данные Госкомстата России, и рассматривает некоторые подходы к его повышению.

The article covers the current situation in the educational system of Russian Federation as well as the directions for its modernization. It contains detailed analysis of the basic qualitative characteristics of education in Russian Federation as a whole and also in Chuvash Republic in particular. The article is based on the data collected in All-Russian population census of 2002 and also on the data taken from the State Statistic Committee of Russia. A number of recommendations for the improvement of the quality of education are

presented.

Повышение качества образования является важнейшим тезисом Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Проведение мероприятий, направленных на это, является необходимым условием повышения конкурентоспособности экономики страны на мировой арене, а также всех социально-экономических показателей внутри страны.

О понимании руководством Российской Федерации важности решения данной задачи говорит тот факт, что Президент России В.В. Путин неоднократно обращал внимание на систему образования и пути ее модернизации. В одном из своих выступлений он заявил, что в стране ощущается острая нехватка высококвалифицированных специалистов, крупные частные компании предпочитают импортировать их из-за рубежа, так как уровень подготовки собственных трудовых ресурсов намного ниже мировых стандар-тов1. Очевидно, что назрела необходимость в мероприятиях по коренному реформированию системы образования на всех ее уровнях.

Первым этапом модернизации образования стали мероприятия, направленные на повышение качества дошкольного образования. На начальной стадии был осуществлен эксперимент по введению долевого финансирования дошкольных образовательных учреждений. Главной

идеей такого механизма является следующее: образовательные услуги в объеме основной общеразвивающей программы дошкольного образования финансируются за счет государства, а социальные услуги оплачиваются родителями, но также дотируются за счет муниципальных средств на адресной основе в зависимости от материального благосостояния семьи2. Введение долевого финансирования дошкольных образовательных учреждений позволило решить проблему по обеспечению государственных гарантий доступности качественного дошкольного образования.

В период с 1991 по 1998 г. наблюдался спад процента охвата детей дошкольными образовательными учреждениями (рис. 1). Однако с 1999 г. наметился небольшой рост данного показателя. К 2001 г. он составил 57,2 %, что является, конечно, довольно низким результатом.

Сохраняется значительный разрыв в охвате детей дошкольными образовательными учреждениями в городской и сельской местности. Следует отметить, что чем выше доля сельского населения, тем ниже уровень охвата детей дошкольным образованием (рис. 2).

Для повышения качества дошкольного образования Министерство образования РФ в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года разработало проект примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и раз© А.Л. Кураков, 2004

№ 3, 2004

64 626058% 56 54 52 50 48

III ■ш

54,9 54,9

„____„ 54 4 ,

(^—г\ Лй 53,9 с=г\

■ I

III

1991 1992 1993 1994 1995

1996

годы

1997 1998 1999 2000 2001

Р и с. 1. Изменение охвата детей дошкольными образовательными учреждениями, '

детей соответствующего возраста3

от численности

вития детей раннего и дошкольного возраста, подготовило проект примерных требований к программе по физическому воспитанию детей дошкольного возраста и т.д.

Второй этап процесса повышения качества образования связан с модернизацией общего образования. В 2003 г. в соответствии с Концепцией модернизации российского образования начался педагогический эксперимент, который охватил более 1 829 образовательных учреждений (более 100 тыс. учащихся) в 73 субъектах Российской Федерации.

Главной составляющей данного эксперимента является механизм повышения квалификации педагогических работников. Также совершенствуется нормативно-правовое и методическое обеспечение. Разработаны новые учебные программы и планы, которые соответствуют мировым образовательным стандартам. На средства, выделенные в рамках данного эксперимента, приобретаются учебная литература для учащихся, учебное оборудование для экспериментальных общеобразовательных учреждений и т.д.

Р и с. 2. Охват детей дошкольным образованием в сельской местности и доля сельского населения4

(отклонения от среднего значения)

За последние 10 лет произошел значительный рост количества наименований учебников для общеобразовательных учреждений (рис. 3) и учебников, кото-

рые соответствуют новым стандартам качества образования. В 2003 г. общий тираж выпущенных школьных учебников составил 69,09 млн экз.

□ всего □ в том числе — новые учебники Р и с. 3. Изменение количества наименований учебников с 1-го по 11-й класс, ед.5

В 2003/2004 учебном году в рамках эксперимента проводилась работа по совершенствованию форм получения общего образования, по апробации новых методов в системе оценки учебных достижений обучающихся, включая безоце-ночное обучение в начальной школе, и т.д.

Для повышения качества общего образования в учреждениях, участвующих в эксперименте, предусматривается увеличение удельного веса таких дисциплин, как экономика, иностранный язык, право, русский язык, история и т.д. Предполагается введение и ряда новых предметов, например обществознания в 5—7-х классах. Осуществляется разработка учебников нового поколения по иностранным и русскому языкам, по литературе и т.д.

Важнейшей составляющей модернизации общего образования являются сохранение и укрепление здоровья школьников. В связи с тем что во многих школах учебная нагрузка намного выше, чем допустимая, разрабатываются специальные рекомендации по ее снижению. Для

поддержки одаренных детей и развития творческих способностей у обучающихся в общеобразовательных учреждениях Министерством образования РФ ежегодно проводится Всероссийская олимпиада школьников. Большое внимание уделяется разработке государственных образовательных стандартов общего образования и вариативного базисного учебного плана, главными принципами которых являются переход к 4-летнему начальному образованию, введение профильного обучения на старшей ступени школы, нормализация учебной нагрузки и устранение физических перегрузок учащихся, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности и т.д.6

В Чувашии на основании постановления Кабинета Министров принята целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике», рассчитанная на 2003—2005 гг., главная цель которой — создание и развитие в республике единой образовательной среды, обес-

№ 3, 2004

печивающей повышение качества образования. В ходе реализации первого этапа программы с 1995 по 2000 г. было создано более 400 кабинетов информатики и вычислительной техники с современным оборудованием и подключением к сети Интернет. Для своевременного формирования заказов на учебники, учебнометодическую и художественную литературу для общеобразовательных учреждений в соответствии с программой «Информационная система учебного книгоиздания» были созданы 38 районных и городских информационных центров. Следующий этап модернизации и повышения качества образования в Чувашской Республике приходится на период с

2001 по 2002 г. На условиях софинанси-рования с Министерством образования Российской Федерации в Чувашии была осуществлена компьютеризация общеобразовательных школ. На нее было потрачено 54 млн руб., при этом 616 школ получили 1 641 комплект компьютерного оборудования и электронных изданий учебного назначения. За счет привлечения спонсорских средств приобретены еще 1 125 компьютеров. Если в 2000 г. 1 компьютер приходился на 300 учащихся, то в 2003 г. — уже на 70, а в будущем предполагается достичь показателя —

1 компьютер на 50 учащихся7.

Важным моментом в повышении качества общего образования является эксперимент по введению единого государственного экзамена. В 2003 г. в данный эксперимент были вовлечены 47 субъектов Российской Федерации, в нем приняли участие более 630 тыс. выпускников. Результаты ЕГЭ свидетельствуют

о реальном расширении доступности бесплатного высшего образования через новую форму аттестации. Произошло увеличение процента поступивших выпускников из сельской местности.

В Чувашской Республике в 2003 г. количество участников ЕГЭ возросло на 17,9 % по сравнению с предыдущим годом. Результаты ЕГЭ показывают, что с заданиями по математике на «4» и «5» справилось 62,9 % выпускников (по России — 43,8), по русскому языку — 61,7 % (по России — 47,7). В 2000 г. в ходе экс-

перимента по ЕГЭ в вузы поступило 45,1 % его участников, в 2001 — 49,0, в

2002 — 51,5, в 2003 г. — 55,4 % (соответственно из сельской местности — 33,8; 37,0; 37,8; 40,4), что свидетельствует о равном обеспечении доступности высшего образования как для сельских, так и для городских выпускников школ, а также об общем увеличении доступности образования8.

В 2003 г. Министерство образования России совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации приступило к реорганизации сети учреждений начального профессионального образования, в ходе которой произошло сокращение их числа за счет укрупнения и преобразования в учебные заведения среднего профессионального образования. Интеграция образовательных учреждений осуществляется в целях рационального использования их учебно-материальной базы и экономии бюджетных средств, выделяемых на содержание этих учреждений.

Значительную роль в повышении качества начального профессионального образования должен играть прогноз потребности в подготовке квалифицированных рабочих. Научно-технический прогресс и новые технологии организации производства ставят на повестку дня вопрос о повышении квалификации работников в соответствии с изменяющимися квалификационными требованиями рынка труда. В связи с этим Министерство образования Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов федерации провели работу по определению потребности в подготовке рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования. Результаты исследования были взяты за основу при разработке контрольных цифр приема молодежи в данные учреждения на 2004—2006 гг. Министерство труда России в 2003 г. также стало проводить мероприятия по созданию методологии мониторинга и прогнозирования спроса на квалифицированную рабочую силу для создания механизма эффективного взаимодействия рынков труда и образовательных услуг.

Следует отметить, что достичь абсолютного баланса рынка труда и рынка образовательных услуг невозможно. Однако повлиять на сложившуюся ситуацию можно посредством широкого развития подготовки кадров под заказ — государственный, муниципальный, работодателя. Причем заказ на кадры должен содержать требования не только по объему, но и по профилю, уровню квалификации выпускников9.

Еще одним шагом к реализации мероприятий по повышению качества начального профессионального образования станет разработка стандартов начального профессионального образования второго поколения, основная цель которых — подготовка квалифицированных рабочих на уровне мировой практики, способных к постоянному профессиональному росту10.

Кроме того, необходимо ввести независимую оценку качества выпускников. В России в настоящее время аттестацию выпускников проводят государственные комиссии, членами которых в основном являются преподаватели соответствующего образовательного учреждения. Присвоение квалификации

выпускникам должно проводиться специальными независимыми органами не по факту окончания образовательного учреждения, а на основе проверки профессиональных навыков, которые должны быть наглядно продемонстрированы выпускником.

Среди причин невысокого уровня качества образования в учреждениях начального профессионального образования — низкая квалификация профессионально-педагогических кадров, которая продолжает снижаться, так как идет отток преподавателей-предметников. Если в 1990 г. число преподавателей с высшим образованием в учреждениях начального профессионального образования составляло 98 %, то в 2002 г. — 90 % (табл. 1). Низок процент числа мастеров производственного обучения с высшим образованием (26). 30 % мастеров имеют тот же рабочий разряд, который получают обучающиеся, а 14 % — еще ниже. Для решения данной проблемы необходимо провести мероприятия по повышению эффективности профессионально-педагогических вузов и разработке действенной системы повышения квалификации.

Т а б л и ц а 1

Персонал учреждений начального профессионального образования,

по состоянию на 1 января 2002 г.11

Всего, Из них имеют образование, %

Персонал тыс. чел. высшее профессиональное среднее профессиональное прочее

Руководящие и инженерно-педагогические

работники 153,3 57,3 34,8 7,9

Директора 3,8 97,2 2,7 0,1

Заместители директоров по учебно-

производственной работе 3,8 91,0 8,8 0,2

Заместители директоров по учебно-

воспитательной работе 3,3 91,3 8,4 0,3

Заместители директоров по учебной работе 3,1 98,2 1,7 0,1

Заместители директоров по хозяйственной

работе 3,0 30,6 50,6 18,8

Старшие мастера 3,3 48,0 49,9 2,1

Мастера производственного обучения 70,3 26,4 58,8 14,8

Воспитатели 3,9 41,1 48,3 10,6

Психологи 1,4 88,3 10,1 1,6

Методисты 1,7 94,2 5,2 0,6

Преподаватели физического воспитания

и основ безопасности жизнедеятельности 6,8 75,9 21,8 2,3

Преподаватели 48,9 89,9 9,3 0,8

№ 3, 2004

Следующей ступенью повышения качества образования в России является модернизация системы среднего профессионального образования. Основные мероприятия в этом направлении связаны с разработкой и введением второго поколения государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, а также второго поколения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям базового уровня. Новое поколение общеобразовательных стандартов обеспечивает более высокую степень гибкости образовательных программ, открытости для самостоятельного проектирования содержания образования, адекватного запросам работодателей12.

С 2003/2004 учебного года введен Государственный стандарт среднего специального образования второго поколения повышенного уровня, ориентированный на углубление подготовки специалистов по различным направлениям, востребованным сферой труда. Для учебнометодического обеспечения образовательного процесса разработано более

2 тыс. примерных программ по общенаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, выпущена соответствующая учебная литература. В средних специальных учреждениях продолжается эксперимент по введению единого государственного экзамена. В

2003 г. более 900 из них провели прием по результатам ЕГЭ, что превышает 70 % приема в большинстве субъектов Российской Федерации, участвовавших в эксперименте.

Активно проводятся мероприятия, направленные на информатизацию образовательного процесса в средних специальных учреждениях. В настоящее вре-

мя большинство ссузов имеют доступ в Интернет, отраслевую сеть Рунет, корпоративные сети Интранет. Наряду с этим ведется разработка обучающего программного обеспечения для использования в образовательном процессе. Во время формирования контрольных цифр приема в средние специальные учебные заведения проводится корректировка профильной структуры приема, направленная на то, чтобы структура подготавливаемых специалистов соответствовала потребностям данного региона. Ежегодно осуществляются поэтапный мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда, в том числе определение кадровой потребности по новым и перспективным специальностям для оборонно-промышленного комплекса. Ведется активная работа по взаимодействию ссу-зов со сферой труда на этапе трудоустройства выпускников. Во многих (65 %) учебных заведениях имеются специальные службы, которые проводят большую работу по трудоустройству, организации профессиональной переподготовки не востребованных на рынке выпускников, оказанию консультационных услуг выпускникам на всех этапах профессиональной карьеры.

Отметим, что наблюдается снижение численности выпускников средних специальных учебных учреждений, получивших направление на работу (табл. 2). Однако резко возросли доля выпускников, которые изъявляют желание устроиться на работу самостоятельно, и доля тех, кто продолжает обучение на следующем уровне по дневной форме. Неуклонно снижается и численность выпускников, не получивших направление на работу. В настоящее время их доля в общей численности выпускников составля-

ет примерно 12,5 %.

Т а б л и ц а 2

Динамика показателей трудоустройства выпускников дневной формы обучения государственных средних специальных учебных заведений, чел.13

Численность выпускников 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002

Дневной формы обучения 369568 Получивших направление на работу 159172 Не получивших направление на работу 133745 328376 131898 69094 308885 332750 110270 113617 85655 76316 325415 106541 65749 329533 98732 64923 324004 99273 54203 323001 100071 44301 325217 105271 40569

В Чувашской Республике в учреждения среднего специального образования было принято 9 237 чел., в том числе 6 767 — по дневной форме обучения. Причем из 4 976 выпускников, которые обучались по дневной форме, были трудоустроены 1 920 (38,6 %), а 1 701 чел. (34,2 %) продолжил обучение14.

Качество среднего профессионального образования прямо зависит от уровня профессионального мастерства работников ссузов. В связи с этим Министерство образования Российской Федерации организовало специальные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников ссузов. На базе Института повышения квалификации прошли курс обучения более 3 тыс. чел.

Значимым моментом в процессе модернизации образования является повышение качества высшего профессионального образования. В настоящее время в Министерстве образования Российской Федерации функционирует система контроля за качеством подготовки специалистов с высшим образованием. Данная система включает в себя два основных момента: 1) комплекс требований, входящих непосредственно в процедуру лицензирования учебного заведения с последующей его государственной аккредитацией и 2) текущий контроль за тем, как выполняются те или иные требования, предъявляемые к образовательному учреждению. В 2002 г. были выданы лицензии 35 новым вузам, 92 филиалам государственных и 61 филиалу негосударственных вузов. В целом по стране в период с 1999 по 2002 г. было проверено около 750 вузов, в 210 из них были выявлены небольшие нарушения, у 5 вузов и

1 филиала были изъяты лицензии15.

С целью создания условий для повышения качества высшего профессионального образования Министерством образования Российской Федерации в областях юриспруденции, экономики и управления были организованы межведомственные научно-методические советы и комиссии по проблемам обеспечения качества образования в соответствующих областях.

Формирование системы постоянного мониторинга текущих и прогнозирования перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации является важнейшим мероприятием в плане повышения эффективности деятельности системы высшего профессионального образования. На основе прогноза потребности в специалистах и заявок органов федеральных органов исполнительной власти был разработан проект государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2003—2005 гг.

В сфере высшего профессионального образования продолжается эксперимент по введению единого государственного экзамена. Анализ результатов эксперимента в 2001—2003 гг. показал, что в субъектах Российской Федерации, где он проводится, наблюдаются повышение мобильности выпускников, поступающих в высшие учебные заведения, выравнивание доступности высшего профессионального образования для городского и сельского населения, а также значительный рост числа поступающих выпускников из сельской местности.

Особое место в процессе модернизации системы образования отводится мероприятиям, направленным на повышение качества педагогического образования. В настоящее время подготовку кадров для системы образования производят более 600 образовательных учреждений. В 2000 г. были разработаны и утверждены государственные образовательные стандарты второго поколения по 29 специальностям и 7 направлениям высшего педагогического образования. В 2002—2003 гг. утверждено и введено в действие второе поколение государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 21 специальности педагогического профиля. Введены 22 новые программы дополнительной подготовки и 12 специализаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время с введением новых предметов и использованием современных педагогических систем и технологий резко повысились квалификацион-

111!111Й1И1!Ш № 3,

ные требования к педагогу. Особая роль отводится системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Ежегодно около 300 тыс. руководителей и специалистов общеобразовательных школ и дошкольных учреждений проходят переподготовку и повышают квалификацию в 104 региональных учреждениях повышения квалификации.

В 2001 г. начала функционировать Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001—2010 годы. Разрабатываются рекомендации по внедрению нового поколения учебников для педагогических вузов. В вузах, которые были отобраны по конкурсу, прошли повышение квалификации более 900 чел. из числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, ведущих подготовку по педагогическим направлениям и специальностям16.

Анализ текущего состояния системы образования в России и результатов первого этапа ее модернизации показал, что в данной системе наметились положительные тенденции. Реализация второго этапа модернизации позволит российскому образованию выйти на качественно иной уровень развития и соответствовать общеевропейским стандартам, а также способствовать его активному вхождению в мировой рынок образовательных услуг.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Выступление В.В. Путина на съезде ректоров России.

2 См.: Аналитический доклад об итогах деятельности Минобразования России по реализации первого этапа модернизации российского образования / М-во образования РФ. М., 2004. С. 30.

3 См.: Образование в Российской Федерации: Стат. сб. / Государственный университет — Высшая школа экономики, Центр исследований и статистики науки. М., 2003. С. 96.

4 См.: Сайт образовательной статистики Российской Федерации (http://www.stat.edu.ru).

5 См.: Приложение к аналитическому докладу Минобразования России по итогам деятельности в 2003 году / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004. С. 19.

6 См.: Аналитический доклад об итогах деятельности Минобразования России по реализации первого этапа модернизации Российского образования. С. 30.

7 См.: Официальный сайт Администрации Президента Чувашской Республики (www.cap.ru).

8 См.: Социально-экономическое развитие Чувашской Республики в 2003 году и приоритетные задачи на 2004 год: Материалы к Посланию Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики.

9 См.: Смирнов И.П., Поляков В.А., Ткаченко Е.В. Новые принципы организации начального профессионального образования. М., 2004. С. 18.

10 См.: Аналитический доклад об итогах деятельности Минобразования России по реализации первого этапа модернизации Российского образования. С. 30.

11 См.: Образование в Российской Федерации: Стат. сб. С. 72.

12 См.: Аналитический доклад об итогах деятельности Минобразования России по реализации первого этапа модернизации российского образования. С. 30.

13 См.: Образование в Российской Федерации: Стат. сб. С. 39.

14 См.: Социально-экономическое развитие Чувашской Республики в 2003 году и приоритетные задачи на 2004 год.

15 См.: Новые горизонты высшей школы: Сб. науч. тр. , посвящ. 60-летию РАО. М.; Пятигорск, 2003. С. 19.

16 Аналитический доклад об итогах деятельности Минобразования России по реализации первого этапа модернизации российского образования. С. 111.

Поступила 31.08.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.