Научная статья на тему 'ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА И ЭПИДЕМИОЛОГА'

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА И ЭПИДЕМИОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.А. Аренский, В.И. Ковалева, А.А. Маратканова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА И ЭПИДЕМИОЛОГА»

Таблица 2

• пенка населением составляющих здорового образа жизни

Ганг Характеристика составляющей Удельный вес ответов.

1 Правильный режим труда и отдыха 14,2

2 Занятия физкультурой и спортом 13,2

3 Любимая творческая работа 10,9

4 Рациональное использование свобод-

ного времени 9,9

5 Семейуое благополучие 9,8

6 Полноценное питание 9,6

7 Хорошее настроение 8,2

8 Общение с природой 5,5

9 Отказ от вредных привычек 5,4

10 Решение жилищной проблемы 3,6

11 Самоконтроль, умение держать себя

в руках 2,8

12 Физический труд 2,2

13 Разносторонность интересов 2,2

14 Соблюдение правил личной гигиены 1,7

15 Умеренность, чувство меры во всем 0.7

поддержку и работников службы охраны труда, и работников здравоохранения.

Следует, однако, подчеркнуть, что наряду с указанными выше важными, но частными задачами, требуется дальнейшая разработка методологии гигиенического воспитания населения, особенно разделов, касающихся изучения мотивации и социальных установок, так как именно факторы, характеризующие личностные особенности реципиентов информации, являются определяющими в достижении эффективности гигиенического обучения. Вместе с тем исследованиями, проведенными в ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, установлено, что успешность гигиенического воспитания зависит и от многих других факторов: методов и средств воздействия, содержания и формы самого санитарно-гигиенического сообщения и др. [2, 3].

Несомненно одно: для повышения эффективности гигиенического обучения населения важно не

только знание мотивов поведения личности, но и комплексное изучение всех факторов, определяющих успех гигиенического воспитания. Необходим мо изучение методологических подходов, опредер ляющих пути, методы и средства гигиенического воспитания различных социально-демографических групп населения. Эти задачи могут быть решены только комплексно, с участием головных профильных научно-исследовательских медицинских институтов, кафедр социальной гигиены, организации здравоохранения, философии и психологии, а также других учреждений, деятельность которых связана с задачами идеологического воспитания населения, формирования коммунистического образа жизни. Естественно, что данная работа должна вестись в тесном контакте с пар-тинными и советскими органами, профсоюзами, комсомольскими и другими общественными организациями.

Именно в этом мы видим конечную цель гигиенического воспитания населения, поскольку здоровье человека в развитом социалистическом обществе перестает быть его частным достоянием и становится общественным богатством и залогом дальнейшего успешного развития социалистического общества

Литература f

1. Каратаева Н. Б. — В кн.: Академия мед. наук СССР. Проблемная комиссия «Санитарное просвещение». Выездное заседание. Материалы. М., 1978, с. 33—41.

2. Малинская И. П., ПозОнякова Р. 3. — Сов. здравоохр., 1983, № 5, с. 27.

3. Мещерякова И. А., Докучаева О. И. — В кн.: Российская науч.-теоретическая конф. «Пснхо-педагогические и лингвистические проблемы исследования». Тезисы докладов. Пермь, 1984, с. 20.

4. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1982 года «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения». — В кн.: Справочник партийного работника. М., 1983. вып. 23. с. 433— 439

5. Karaiaeva ,V. li.. Loransky D. //. — Int. J Hlth. Educ.. 1980, v. 23, p. 162—100.

Поступила IS.IOM

УДК •13+«14.4+*1(.*-«М.2|:37в.М1|:М>|.а ц

В. А. Аренский. В. И. Ковалева. А А. Маратканова

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА И ЭПИДЕМИОЛОГА

Свердловский медицинский институт

В свете задач, стоящих перед высшей школой ленности, активности, ответственности, умению

по повышению качества подготовки специалистов, важное значение приобретают новые прогрессивные формы организации учебного процесса, в частности учебно-исследовательская работа (УИР). УИР способствует формированию творческой личности будущего специалиста, его целеустрем-

решать вопросы в нетипичных ситуациях. В процессе УИР студенты обучаются профессиональному мышлению, учатся докладывать полученные данные, аргументировать свои выводы и предложения.

К настоящему времени накоплен определенный опыт по внедрению УИР в учебный процесс медицинских вузов [1—3].

5-'На санитарно-гигиеническом факультете Свер-ловского медицинского института при подготовке врача гигиениста и эпидемиолога применяются самые разнообразные формы УИР, одной из которых являются реферативные работы студентов. На ряде кафедр для написания рефератов студентам предлагаются вопросы, которые входят в учебную программу, но на практических занятиях не отрабатываются. Некоторые кафедры проводят теоретические конференции по подготовленным рефератам с участием всех студентов группы. На кафедрах общей гигиены, эпидемиологии студенты пишут рефераты на военно-патриотические темы. Практикуется перекрестное рецензирование рефератов студентами с последующим обсуждением на занятии. Лучшие рефераты демонстрируются на стендах, выставках, авторы лучших рефератов называются на лекции, иногда поощряются учебными монографиями, методическими материалами кафедр. Краткие реферативные сообщения с красочными иллюстрациями помещаются в систематически выпускаемые стенные газеты («Эпидемиолог», «Инфекционист», «Гигиенист»). Выпускаются санитарные ||^о.'1летени, которые вывешиваются на кафедрах и учебных базах, на объектах.

Важная роль в учебном процессе отводится обучению навыкам библиографического поиска, закреплению знаний основ информатики, библиографии. Умение студента вовремя и без особых усилий найти нужную книгу, журнал имеет большое значение не только для успешной учебы в вузе, но и для дальнейшей деятельности врача. Поэтому наряду с написанием рефератов студенты составляют списки научной литературы, дополняя ими картотеки кафедр по отдельным вопросам преподаваемых дисциплин. В ряде случаев студенты привлекаются к переводу зарубежной медицинской литературы и этой информацией пополняется картотека кафедр. В последние годы на занятиях широко практикуются краткие сообщения студентов по материалам периодической печати («пятиминутки», «эпидминутки»). Тема-%1ка этих сообщений соответствует темам практических занятий, эти сообщения бывают посвящены жизни и деятельности ученых, внесших большой вклад в развитие науки.

Все кафедры факультета используют такую традиционную форму УИР, как решение студентами ситуационных задач. Задачи решаются в аудитории, применяются для внеаудиторной подготовки и на экзаменах с целью контроля усвоения знаний. На гигиенических кафедрах студентам, кроме того, предлагаются задачи по экспертизе проектов, составлению программ гигиенических исследовании.

На санитарно-гигиеническом факультете внедрены деловые игры на темы: «Организация экс-

Ф -57

пертизы трудоспособности в лечебно-профилак-тическом учреждении» (кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения), «Заседание административной комиссии исполкома», «Заседание врачебно-инженерной бригады», «Санитарный врач на приеме у главного инженера» (кафедра гигиены труда), «Врачебно-профессио-нальная консультация подростков» (кафедра общей гигиены), «Организация проведения периодических медосмотров» (кафедра профессиональных болезней) и др. Отдельные элементы деловой игры используются при отработке вопросов, касающихся методики эпидемиологического обследования очагов инфекционных заболеваний (кафедра эпидемиологии), обследования больного и постановки диагноза — студенческий консилиум (кафедра инфекционных болезней).

С теоретических позиций, эта форма УИР перспективна, так как позволяет в ходе обучения проверить степень подготовленности студентов, способствует совершенствованию и закреплению полученных знаний, помогает воспроизводить проблемную ситуацию и вырабатывает навыки рационального решения. Деловая игра позволяет приблизить студентов к реальным условиям деятельности врача, создает возможность деонтоло-гического воспитания. С физиологических позиций, деловые игры обеспечивают устойчивый интерес к теме, эмоциональную окраску занятия, облегчают запоминание информации, снижают утомление студентов [4, 5].

Студенты старших курсов санитарно-гигиениче-ского факультета детально изучают санитарную характеристику отдельных профессий, составляют санитарный паспорт объектов (кафедра гигиены труда), проводят санитарно-гигиенические исследования с использованием инструментальных замеров, анализ инфекционной заболеваемости. Например, в последние годы выполнены следующие работы: «Оценка учебно-воспитательного режима школы», «Гигиеническая оценка мебели в школах и остроты зрения учащихся» (кафедра гигиены детей и подростков), «Загрязнение атмосферного воздуха бензапиреном» (кафедра коммунальной гигиены), «Анализ врачебных свидетельств о смерти» (кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения), «Анализ вспышек острых кишечных инфекций в детских организованных коллективах» (кафедра эпидемиологии) и др. Ценность таких работ не только в пользе для студентов, но и в том, что ряд из них обобщается, а материалы передаются соответствующим учреждениям практического здравоохранения. Выполнение студентами подобных работ стало возможным после создания на кафедрах конкретных методических рекомендаций для внеаудиторной работы.

Заслуживают внимания работы, проводимые студентами на себе: «Психофизиологические методы исследования работоспособности» (кафедры гигиены детей и подростков, общей гигиены).

«Гигиеническая оценка суточного рациона питания» (кафедра гигиены питания), «Оценка состояния здоровья и определение группы по физкультуре» (кафедра физического воспитания, лечебной физкультуры и врачебного контроля). Повышает интерес к предмету, побуждает студентов к творческой активности и такая форма УИР, как олимпиады, викторины по предмету, проводимые в несколько туров (кафедры микробиологии, гигиены труда, философии).

На ряде кафедр студенты привлекаются к изготовлению мнкропрепаратов и макетов. Например, на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения сделан электрифицированный стенд «Структура и функции поликлиники», «Этапы управленческого цикла поликлиники». По ряду тем учебной программы студенты создают тематические альбомы, используемые затем в качестве учебного пособия на практических занятиях. Так, на кафедре эпидемиологии выполнены альбомы на темы: «Права и обязанности врача-эпидемиолога», «Карантинные инфекции», «Сыпной тиф», «Прошлое и настоящее инфекций» и др.

Первичная специализация' на VI курсе санитарно-гигиенического факультета обеспечивает самые благоприятные условия для планирования, организации и проведения УИР. Тематика УИР субординаторов на кафедрах согласовывается с санэпидстанциями, намечаются темы, представляющие наибольший интерес для практического здравоохранения, некоторые УИР выполняются применительно к научной тематике кафедр- В последние годы субординаторы кафедры гигиены питания выполняли работы по гигиенической оценке технологических процессов на пищевых промышленных предприятиях, проводили оценку организации и качества питания в больницах, ГПТУ, профилакториях. Субординаторы кафедры коммунальной гигиены давали гигиеническую оценку водоснабжения отдельных районов города, шумовому режиму примагистральных территорий, новым строительным материалам. Субординаторы кафедры гигиены труда и общей гигиены изучали условия труда рабочих на промышленных предприятиях, давали гигиеническую оценку новым технологическим процессам, условиям организации обучения школьников в учебно-производственных комбинатах, оценивали эффективность внедрения передовых методов рабо-

ты (Краснодарского, Донецкого мединститутов) в практику здравоохранения. Будущие эпидемиологи проводили углубленный анализ заболеваемости вирусным гепатитом, корью, изучали прг;л чины возникновения отдельных внутрибольннч* ных вспышек инфекций, организацию и эффективность вакцинации против гриппа.

По всем темам УИР составляются конкретные программы, методические указания к выполнению. Каждый студент собирает первичный материал, проводит его обработку, анализирует полученные данные, вносит обоснованные предложения по улучшению или упорядочению проведения отдельных мероприятий. Результаты УИР оформляются в виде отчета, курсовой работы. Основные итоги выполненной работы студенты докладывают на заключительном занятии, которое ведется по типу конференции с приглашением практических врачей тех учреждений, на базе которых осуществлялась эта работа. Ее итоги (доклад с выводами и предложениями, таблицы с цифровыми данными) передаются в учреждения здравоохранения для использования в оперативной работе для школ передового опыта, научно-практических конференций. По материалам УИР готовятся информационные письма-отчеты. Такая форма УИР способствует повышению творческого потенциала кафедр, укрепляет их связь с учреждениям» практического здравоохранения.

Таким образом, УИР студентов на кафедрах санитарно-гигиенического факультета — неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, способствующая более глубокому закреплению знаний и обеспечивающая оптимальное овладение практическими навыками, необходимыми врачам-гигиенистам и врачам-эпидемиологам.

Литература

1. Борисснко Н. Ф , Гончарук Е. И.. Глущснко А. Г. и др. —Гиг. и сан., 1982, № 1, с. 36—39.

2. Борисенко Н. Ф, Слепушкина И. И., Глущенко А. Г.— Там же, 1983, № 2, с. 28—31.

3. Брезгин П. А., Чулков В. В.. Сырейщиков В. В. — Здравоохр. Рос. Федерации, 1981, № 8. с. 30—33.

4. Лемясев М. Ф., Рябова Н. В.. Русяева Л. В. и др. — В кн.: Вопроси оптимизации учебного процесса. Свердловск, 1982, с. 114—117. „

5. Черненко В. Д., Воронцов М. П., Кривоносое М. В. Гиг. и сан., 1983, № 9, с. 39—42.

Пост) пила 07.08.84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.