Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАБОТ ПО УСИЛЕНИЮ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ'

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАБОТ ПО УСИЛЕНИЮ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАБОТ ПО УСИЛЕНИЮ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

Литература

1. Завьялов Л. В.— Тсор. и практ. физ. культуры, 1978, № 8, с. 62—65.

2. Колякина Э. А. Бюджет времени, двигательная активность и физическая работоспособность школьников. Ростов н/Д.. 1979.

3. Коробков А. В. — В кн.: Нормальная физиология. М., 1980, с. 457—483.

4. Маркосян А. А. — В кн.: Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. М., 1969, с. 5—13.

5. МогенОович М. Р. — В кн.: Моторио-внсцеральные координации и их нарушения. Пермь, 1969, с. 18—33.

6. Муравов И. В. — В кн.: Возрастная физиология. Л., 1975, с. 408—442.

7. Неверова Н. /7. — В кн.: Человек и среда. Л., 1975, с. 132—140.

8. Панферова Н. Е. Гиподинамия и сердечно-сосудистая система. М., 1977.

9. Парии В. В. Избранные труды. М., 1974, т. 2, с. 244. 10. Kerdo У.— Int. J. Biochem., 1957, v. 1, Pt 4. p. 60.'^

Постуик-и 27.1

Summary. The time course of adaptive possibilities and physical preparedness of rural schoolchildren was studied. The optimal motor regimen was found to have a beneficial effect on the cardiovascular system and physical development. In conclusion, the author stresses that a record and evaluation of functional changes in teenagers throughout different stages of their vital activity and schooling constitute a basis for the optimal adaptive possibilities, physical preparedness and mental work capacity hygiene.

Социальная гигиена, истории гигиены, организации санитарного дела

УДК 614:3741:616-084

Н. Н. Малинская, А. В. Терман, Р. 3. Позднякови

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАБОТ ПО УСИЛЕНИЮ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИИ

ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, Москва

На необходимость усиления гигиенического воспитания населения нашей страны неоднократно указывалось в постановлениях партии и правительства по вопросам здравоохранения. Так, постановление ЦК КПСС и Совета Мииистров СССР от 22/IX 1977 г. «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения> обязывает советские и партийные органы, министерства, ведомства и общественные организации принять меры к улучшению санитарно-гигиенического воспитания населения, повысить уровень пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спорта, обратив особое внимание на физическое развитие подрастающего поколения, охрану здоровья женщин и детей, искоренение вредных для здоровья привычек. В последующих директивных документах партии и правительства вновь поставлена задача активизировать работу по гигиеническому воспитанию населения. Все это, с одной стороны, свидетельствует о той роли, которая отводится гигиенической подготовке населения в профилактике заболеваний, сохранении и укреплении здоровья населения, с другой — о том, что гигиеническая подготовка еще оставляет желать много лучшего. Несмотря на то, что гигиеническое воспитание населения как часть общей задачи воспитания человека развитого социалистического общества является задачей общей, для

здравоохранения она приобретает особые черты, особую направленность.

Перед здравоохранением стоит задача определить объем гигиенических знаний и навыков, который должен стать основой для гигиенического воспитания различных возрастных и профессиональных групп населения. Работа по отбору необходимого и достаточного набора информации должна выполняться профильными институтами в рамках соответствующих проблемных комиссий и под руководством головных институтов. Естественно, что она должна находиться и в поле зрения научных медицинских обществ, причем все® их звеньев. г

Следует подчеркнуть, что объем информации, который будет лежать в основе воспитательного процесса и пропагандистской работы, должен быть минимально необходимым и достаточным для решения задач первичной профилактики сердечно-сосудистых, онкологических, легочных, эндокринных, нервных и других распространенных заболеваний.

Таким образом, можно считать, что стратегической целью гигиенического воспитания является активизация массовой практической деятельности населения, направленной на сохранение и укрепление здоровья как своего, так и других членов общества.

На современном этапе развития общества требуется дифференцированный подход к воспитательной и пропагандистской работе, который Тшлжен учитывать как общие, так и отдельные специфические аспекты гигиенического воспитания. Только в этом случае возможно добиться эффективности воздействия медико-гигиенической пропаганды и агитации.

Не менее важная задача, стоящая перед органами здравоохранения — привлечь к участию в гигиеническом воспитании населения, прежде всего подрастающего поколения, армию учителей и воспитателей детских дошкольных учреждений. По мнению В. И. Ленина, «сотни тысяч учителей — это есть аппарат, который должен двигать работу, будить мысль, бороться с предрассудками, которые еще до сих пор существуют в массах»1. Это указывает на необходимость организовать соответствующую гигиеническую подготовку данной профессиональной группы, поскольку без ее помощи осуществлять воспитание населения невозможно.

Данная проблема тем более важна, что многие задачи воспитания решаются главным образом в процессе обучения, а последний — на всех его этапах — в дошкольных детских учреждениях, ¿школе, срелиих спекиальных и высших учебных ^заведениях — "Находится в руках учителя, воспитателя, педагога.

В настоящее время имеется разработанный нашим институтом и утвержденный Министерством просвещения СССР и Минздравом СССР документ «Примерный объем знаний и навыков школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья» (1977). Однако, как показала практика, во многих регионах страны положения данного документа еще полностью не реализованы. Одной из основных причин этого является отсутствие достаточной подготовки педагогов к осуществлению выдвигаемых требований на практике, органического введения их в программы занятий. Это лишний раз подчеркивает необходимость первоочередной гигиенической подготовки учителей и других лип, активно участвующих в процессе обучения, осо-4^бенно подрастающего поколения, что приобретает особую важность в условиях реформы школьного образования [1, 5].

Решив задачу гигиенической подготовки подрастающего поколения, мы в значительной мере решим и основную задачу — первичной профилактики заболеваний, которая, с медико-гигиениче-ской точки зрения, и обеспечивается здоровым образом жизни.

С позиций первичной профилактики целесообразно рассмотреть и вопрос о направлениях пропаганды здорового образа жизни, поскольку между этими двумя понятиями можно поставить знак равенства. Действительно, здоровый образ жизни

1 Л е и и н В. И. Поли. собр. соч., т. 41, с. 405.

Таблица 1

Направления гигиенического воспитания в первичной профилактике заболеваний

Группа заболеваний Труд и отдых Личная гигиена о X и X С Стрессы Вредные привычки Физическая нагрузка Использование возможностей здравоохранения

очередность напранлений гигиенического воспитания

Сердечнососудистые Онкологические Легочные Эндокринные Нервные Кишечные инфекции 4 5 3 5 2 4 6 7 1 7 3 1 3 2 4 2 7 3 1 3 5 3 1 6 2 1 2 4 4 2 7 6 7 6 6 5 5 4 6 1 5 7

включает соблюдение режимов труда и отдыха; правил личной гигиены, принципов регулярного и сбалансированного питания, навыков необходимой и достаточной физической нагрузки, предупреждение избыточных стрессовых состояний, отказ от курения, злоупотребления алкоголем и других вредных привычек, умение сознательно и целенаправленно использовать возможности современной медицины.

В табл. 1 перечислены некоторые группы заболеваний, на профилактику которых обращено внимание в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19/УН1 1982 г. [4], и указана соответствующая очередность гигиенического воспитательного воздействия, реализуемого в едином комплексе.

Как видно из данных табл. 1, пропаганда составляющих здорового образа жизни в указанных пределах является наиболее важной для реализации задач первичной профилактики перечисленных заболеваний.

Можно полагать, что рекомендуемые направления гигиенического воспитания населения и пропаганды медицинских н гигиенических знании будут приняты населением с достаточным интересом и пониманием. В этом убеждают данные, полученные на основании опроса квотной выборки (3096 городских жителей) об оценке составляющих здорового образа жизни (табл. 2, по данным Л. В. Водогреевои).

Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что представления населения о принципах здорового образа жизни весьма близки к рекомендуемым направлениям медико-гигиенической пропаганды.

Представляет интерес и возможность объединения гигиенического воспитания работающих с обучением их безопасности труда, которое проводится в обязательном порядке и контролируется службой охраны труда в соответствии с ГОСТом. По нашим данным, это предложение находит

Таблица 2

• пенка населением составляющих здорового образа жизни

Ганг Характеристика составляющей Удельный вес ответов.

1 Правильный режим труда и отдыха 14,2

2 Занятия физкультурой и спортом 13,2

3 Любимая творческая работа 10,9

4 Рациональное использование свобод-

ного времени 9,9

5 Семейуое благополучие 9,8

6 Полноценное питание 9,6

7 Хорошее настроение 8,2

8 Общение с природой 5,5

9 Отказ от вредных привычек 5,4

10 Решение жилищной проблемы 3,6

11 Самоконтроль, умение держать себя

в руках 2,8

12 Физический труд 2,2

13 Разносторонность интересов 2,2

14 Соблюдение правил личной гигиены 1,7

15 Умеренность, чувство меры во всем 0.7

поддержку и работников службы охраны труда, и работников здравоохранения.

Следует, однако, подчеркнуть, что наряду с указанными выше важными, но частными задачами, требуется дальнейшая разработка методологии гигиенического воспитания населения, особенно разделов, касающихся изучения мотивации и социальных установок, так как именно факторы, характеризующие личностные особенности реципиентов информации, являются определяющими в достижении эффективности гигиенического обучения. Вместе с тем исследованиями, проведенными в ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, установлено, что успешность гигиенического воспитания зависит и от многих других факторов: методов и средств воздействия, содержания и формы самого санитарно-гигиенического сообщения и др. [2, 3].

Несомненно одно: для повышения эффективности гигиенического обучения населения важно не

только знание мотивов поведения личности, но и комплексное изучение всех факторов, определяющих успех гигиенического воспитания. Необходим мо изучение методологических подходов, опредер ляющих пути, методы и средства гигиенического воспитания различных социально-демографических групп населения. Эти задачи могут быть решены только комплексно, с участием головных профильных научно-исследовательских медицинских институтов, кафедр социальной гигиены, организации здравоохранения, философии и психологии, а также других учреждений, деятельность которых связана с задачами идеологического воспитания населения, формирования коммунистического образа жизни. Естественно, что данная работа должна вестись в тесном контакте с партийными и советскими органами, профсоюзами, комсомольскими и другими общественными организациями.

Именно в этом мы видим конечную цель гигиенического воспитания населения, поскольку здоровье человека в развитом социалистическом обществе перестает быть его частным достоянием и становится общественным богатством и залогом дальнейшего успешного развития социалистического общества

Литература f

1. Каратаева //. Б. — В кн.: Академия мед. наук СССР. Проблемная комиссия «Санитарное просвещение». Выездное заседание. Материалы. М., 1978, с. 33—41.

2. Малинская И. П., ПозОнякова Р. 3. — Сов. здравоохр., 1983, № 5, с. 27.

3. Мещерякова И. А., Докучаева О. И. — В кн.: Российская науч.-теоретическая конф. «Пснхо-педагогические и лингвистические проблемы исследования». Тезисы докладов. Пермь, 1984, с. 20.

4. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1982 года «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения». — В кн.: Справочник партийного работника. М., 1983. вып. 23. с. 433— 439

5. Karaiaeva ,V. li.. Loransky D. //. — Int. J Hlth. Educ.. 1980, v. 23, p. 162—106.

Поступила IS.IOM

УДК •13+»14.4+«16.*-<вв.21:37в.6«1|:001.8 ц

В. А. Аренский. В. И. Ковалева. А А. Маратканова

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА И ЭПИДЕМИОЛОГА

Свердловский медицинский институт

В свете задач, стоящих перед высшей школой лениости, активности, ответственности, умению

по повышению качества подготовки специалистов, важное значение приобретают новые прогрессивные формы организации учебного процесса, в частности учебно-исследовательская работа (УИР). УИР способствует формированию творческой личности будущего специалиста, его целеустрем-

решать вопросы в нетипичных ситуациях. В процессе УИР студенты обучаются профессиональному мышлению, учатся докладывать полученные данные, аргументировать свои выводы и предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.