Научная статья на тему 'АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ'

АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.В. Киселев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The time course of adaptive possibilities and physical preparedness of rural schoolchildren was studied. The optimal motor regimen was found to have a beneficial effect on the cardiovascular system and physical development. In conclusion, the author stresses that a record and evaluation of functional changes in teenagers throughout different stages of their vital activity and schooling constitute a basis for the optimal adaptive possibilities, physical preparedness and mental work capacity hygiene.

Текст научной работы на тему «АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 371.73:612.014.49(571.51-22)

Л. В. Киселев

^ АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ФИЗИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СЕЛЬСКИХ школьников

Кросмоярский педагогический институт

Реформа общеобразовательной школы требует поиска эффективных путей управления адаптивными возможностями и физической подготовленностью школьников. Оценка адаптивных возможностей организма в процессе физического развития—основа гигиенического, воспитания, укрепления и охраны здоровья школьников [4].

На формирование приспособительных возможностей подростков оказывает большое влияние двигательная активность, о которой можно судить по способности переносить мышечную нагрузку прн выполнении комплекса физических упражнений [6]. Двигательная активность, обеспечивая развитие локомоторной функции и оказывая общебнологическос влияние на растущий организм, оптимизирует функциональное состояние, физическую подготовленность, способствует формированию адаптивных резервов, повышает . резистентность детского организма к воздействн-** ям неблагоприятных факторов внешней среды, различным заболеваниям [3, 5, 8].

В процессе роста и развития формирования адаптивных возможностей повышение физической подготовленности школьников находится в прямой связи с главной системой жизнеобеспечения— сердечно-сосудистой и ее основными функциями — пульсом, артериальным давлением (АД), систолическим и минутным объемом крови (соответственно СОК и МОК), общим периферическим сопротивлением (ОПС) [9]. Наряду с возрастными физиологическими изменениями функций сердечно-сосудистой системы наблюдаются перестройки в деятельности вегетативной нервной системы.

Вопрос о влиянии двигательной активности на развитие адаптации подростков в условиях сельской жизнедеятельности изучен недостаточно. А Цель данной работы — проследить динамику формирования долговременных адаптивных возможностей и физической подготовленности сельских школьников.

Исследования проводили в 1982 г. в школе села Высотино Красноярского края в 1-й (апрель) и 210-й (октябрь) день школьных занятий. Под наблюдением находились 10 мальчиков и 10 девочек 13—14 лет—учащиеся 7—8-х классов. По данным врачебного контроля, отклонений в состоянии их здоровья не было. В течение учебного года они регулярно 2 раза в неделю занимались по 45 мин на уроках физкультурой, 1—2 раза— в I секциях общей физической подготовки. Как известно, объем двигательной активности у школьников в летние каникулы по сравнению с

периодом учебных занятий возрастает на 35— 40 % [2], поэтому, помимо естественного увеличения потребности в двигательной активности, подростки в период летних каникул занимались спортивными и подвижными играми, ходили в туристические походы, ездили на велосипедах. Применялись физические упражнения для развития физических качеств силы, быстроты и выносливости. Уровень физической подготовленности сельских школьников определялся по результатам экспресс-тестов: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места, максимальный пробег за 6 с. Адаптивные возможности подростков оценивали по показаниям сердечно-сосудистой системы: частоте пульса (ЧП), АД, СОК, МОК, ОПС. ЧП определяли пальпаторно, АД — звуковым методом. По методике А. В. Завьялова [1] рассчитывали СОК и МОК, по формуле Унггерса — ОПС. Вегетативный индекс Кердо (ВПК), предложенный для определения состояния вегетативной нервной системы, вычисляли по формуле ВИК=^1 — • 100,

где О — диастолическое давление; р — частота сердечных сокращений в минуту [10]. Показатели сердечно-сосудистой системы регистрировали как в условиях покоя, так и после нагрузки. По числу отличных и хороших оценок за наблюдаемый период судили об устойчивости ритма умственного труда школьников в течение 20-дневного цикла.

Проверка физической подготовленности сельских школьников-подростков показала, что она соответствовала возрастному уровню и за период наблюдения заметно повысилась как у мальчиков, так и у девочек (табл. 1). Так, мальчики при выполнении упражнения на силу в виде сгибания и разгибания рук в упоре увеличили показатель этого физического качества на 33 %. успехов в этом упражнении достигли и девочки. В прыжках в длину с места и при максимальном беге подростки за лето также заметно улучшили свои результаты.

Вегетативная обеспеченность адаптации сельских школьников находилась в возрастных физиологических пределах. За период с апреля по октябрь адаптивные возможности сердечно-сосу-днетой системы изменились. ЧП, АД, СОК и МОК ко времени вторичного обследования имели тенденцию к уменьшению, что свидетельствовало о появлении первых признаков экономиза-цин функций сердечно-сосудистой системы

Таблица 1 школьников. Так, ЧП в условиях покоя за пери-Показатели адаптивных изменений и физической подготов- наблюдения у Мальчиков снизилась С 85,7

ленности сельских школьников до 80,4 в минуту, или на 6,2 7о, У девочек — с

87,9 до 77,4, или на 12 %.

МОК у мальчиков сократился с 6,5 до 6 л, у девочек — с 6,7 до 5,7 л. Этот показатель изменялся в большей мере за счет снижения ЧП и АД. Высокий уровень физической подготовленности и хорошее функциональное состояние вегетативной нервной системы школьников способствовали и хорошей мобилизации адаптивных возможностей в ответ на максимальную мышечную нагрузку (табл. 2). Под влиянием бега ЧП и у мальчиков и у девочек увеличилась: при первом исследовании — на 64—45 %, при втором — на 71—67 %. Это позволило в процессе роста и развития, улучшения физической подготовленности подростков повысить приспособительный резерв сердечно-сосудистой системы. За период наблюдения резерв пульса (разница между ЧП в покое и при нагрузке) у мальчиков повысился с 55 до 58, у девочек — с 39 до 52 в минуту.

Выявлены некоторые особенности в динамике АД. У мальчиков отмечено, что только при втором исследовании максимальная нагрузка сопровождалась повышением диастолического давления, у девочек же это зафиксировано и в 1-й,, и в 210-й день наблюдения. &

СОК при исследовании в 1-й день под влиянием нагрузки у мальчиков увеличился на 7,2 %, у девочек—на 10%. Через 210 дней картина была иной: выполнение нагрузки сопровождалось уменьшением СОК как у мальчиков, так и у девочек. Главный гемодинамический параметр— МОК — под влиянием нагрузки возрос

Таблица 2

Изменения адаптивных возможностей сельских школьников под влиянием мышечной нагрузки (максимальный пробег за 6 с)

Показатель День наблюдений от начала занятий Изменения, %

А 1-й 210-й

Возраст, годы 13.9 14,5 +4,3

13,4 14,2 +5,9

ЧП в минуту 85.7 80,4 —6,2

87,9 77,4 — 12

АД, мм рт. ст. 125/72 116/67 —7/—7

121/69 118/70 —2,5/+1

СОК, мл 76,4 75,1 — 1,6

74,6 73,2 — 1,9

МОК, л 6,5 6.0 —8,1

6,7 5,7 — 15,7

Среднее АД, мм рт. ст. 94,7 84,07 — 11

91,3 90,6 —2

ОПС, дин-с-см-4 1656 1471 — 11

1643 1653 +0,6

ВИК +20,7 +21.1 + 16,2 + 15,2 —21,8 —28

Сгибание и разгибание рук 19,6 26,1 +33

в упоре лежа, число 8 10 +25

Прыжок и длину с места, см 162 170 +4,9

148 162 +9

Максимальный пробег за 6 с, 35 38 +8

м 32 35 +9

Устойчивость умственного 49 61 + 12

труда, % 64 69 + 5

Примечание. Числитель — показатели знаменатель — показатели девочек.

мальчиков,

Апрель, 1-й день Октябрь, 210-й день

Изменения, % Изменения, %

до нагрузки после нлгрузки до нагрузки после нагрузки

85,7 140,7 +64,6 80,4 138 +71.6

87,9 126 +45 77.4 129,4 +67

125/72 132/72 +5/0 116/67 134/82 + 15,8/+23

121/69 126/78 +4/+13 118/70 126/77 +5/+10

76,4 82,8 +7.2 75,1 67,1 — 10,7

74,6 82,2 + 10 73,2 69,9 —5

6,5 11,6 +56 6.0 9,2 +52

6,7 10,4 + 54 5,7 9.2 +68

94.7 97,8 +3 84,07 104,3 +23

91,3 97.7 +6 90,6 98,07 +7

1656 1588 —5 1471 2073 +40,9

1643 1587 —4 1653 1893 +20,5

+20,7 +52.6 + 160 + 16.2 +40,9 + 152

+21,1 +45,2 + 114 + 15.2 +39,4 + 160

95 100 100 100

100 100 100 100

5 0 0 0

0 0 0 0

Показатель

ЧП в минуту АД, мм рт. ст. СОК, мл МОК, л

Среднее АД, мм рт. ст. ОПС, дин.с/см-' ВИК

Положительный индекс Кердо, %

Отрицательный индекс Кердо. %

в среднем на й4—Ы и/0- Однако у мальчиков долговременное формирование адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы выразилось ^уменьшении изменений МОК, у девочек — в их увеличении.

Важным показателем адаптации сердечно-со-суднстой системы к мышечной нагрузке является ОПС артериальной системы, динамика которого отражала одинаковый характер его изменений как у мальчиков, так и у девочек. Если в 1-й день наблюдений после нагрузки у учащихся обоего пола данный показатель уменьшался, то в 210-й день он заметно возрастал: у мальчиков с 1471 до 2073 днн-с-см-5 (на 40,9 %), у девочек с 1653 до 1893 дин-с-см-5 (на 20,5 %). Увеличение ОПС после нагрузки можно объяснить возрастными особенностями приспособительных реакций сердечно-сосудистой системы подростков на интенсивную мышечную нагрузку. Изменение ОПС после интенсивной нагрузки зависело от всех показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Однако его повышение, выявленное при вторичном обследовании, происходило в большей мере за счет снижения среднего АД в покое и повышения после мышечной нагрузки.

ВИК у мальчиков и девочек был относительно одинаков и при первичном исследовании составил в покое в среднем 20,7—21,1. Через 210 дней у мальчиков он уменьшился до 16,2, у девочек — до 15,2. Выполнение школьниками интенсивной мышечной нагрузки увеличивало этот индекс в среднем на 114—160 %, что свидетельствовало о разном состоянии вегетативной нервной системы в процессе мобилизации адаптивных возможностей подростков. Изменилось и соотношение отрицательных и положительных значений данного показателя. Если при первичном обследовании у мальчиков в условиях покоя положительный индекс Кердо был у 95 %, а отрицательный — у 5 %, то у девочек это соотношение составило 100:0. При вторичном обследовании, через 210 дней, распределение положительных значений вегетативного индекса под влиянием нагрузки оказалось одинаковым ^ак у мальчиков, так и у девочек. ~ По мере развития организма, повышения его приспособительных возможностей, под воздействием мышечной активности меняется соотношение тонуса отделов вегетативной нервной системы. Свидетельством этого является преобладающее положительное значение ВИК, характеризующее усиление симпатических влияний на сердечную деятельность [7]. Очевидно, в данный период роста и развития подростков на формирование адаптивных возможностей доминирующее влияние оказывает тонус симпатического звена вегетативной нервной системы.

Оптимизация физической подготовленности и адаптивного состояния позволила повысить устойчивость ритма умственной работоспособно-

сти школьников. Доля отличных и хороших оценок в ходе учебного процесса за период наблюдения увеличилась у мальчиков с 49 до 61 %, у девочек — с 64 до 69 %.

Сравнительные исследования физиологических показателей и физической подготовленности сельских школьников показали, что приспособительные возможности их организма в связи с ростом и развитием изменяются в возрастных пределах. Факторами, обеспечивающими повышение возрастных адаптивных возможностей, физической подготовленности и умственной работоспособности подростков-школьников, являютсч рациональный режим двигательной активности, оптимизация функционального состояния организма, контроль за развитием физических качеств. Приспособительным эффектом можно считать способности подростков длительно поддерживать оптимальный уровень функционального состояния организма, повышать физическую подготовленность. Чем выше уровень физической подготовленности подростков, тем эффективнее функционирует сердечно-сосудистая система, тем выше ее адаптивный резерв, способности школьников к усвоению учебной программы.

Таким образом, обследование сельских подростков, сочетающих умственный труд и физические упражнения, не только позволяет проследить возрастной характер формирования адаптивной функции к мышечной нагрузке, уровень физической подготовленности и ритм умственной работоспособности, но и дает возможность прогнозировать влияние этих факторов на функциональное состояние организма, совершенствовать процесс физического воспитания.

Выводы. 1. В процессе роста, развития организма и под влиянием рационально организованного физического воспитания и оптимального двигательного режима адаптивные возможности и физическая подготовленность сельских школьников-подростков улучшаются. Это обеспечивается совершенствованием физических качеств и функций сердечно-сосудистой системы, усилением симпатических влияний на сердечную деятельность.

2. Оптимизация адаптивных возможностей и физической подготовленности позволяет повышать устойчивость ритма умственной работоспособности школьников. Удельный вес отличных и хороших оценок в ходе учебы сельских школьников под влиянием оптимизации адаптивных возможностей и физической подготовленности возрастает.

3. Учет и оценка функциональных перестроек на этапах жизнедеятельности и обучения в шкоде— основы оптимального формирования и управления адаптивными возможностями, физической подготовленностью и умственной работоспособностью школьников-подростков.

Литература

1. Завьялов Л. В.— Тсор. и практ. физ. культуры, 1978, № 8, с. 62—65.

2. Колякина Э. А. Бюджет времени, двигательная активность и физическая работоспособность школьников. Ростов н/Д.. 1979.

3. Коробков А. В. — В кн.: Нормальная физиология. М., 1980, с. 457—483.

4. Маркосян А. А. — В кн.: Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. М., 1969, с. 5—13.

5. МогенОович М. Р. — В кн.: Моторно-внсцеральные координации и нх нарушения. Пермь, 1969, с. 18—33.

6. Муравов И. В. — В кн.: Возрастная физиология. Л., 1975, с. 408—442.

7. Неверова Н. /7. — В кн.: Человек и среда. Л., 1975, с. 132—140.

8. Панферова Н. Е. Гиподинамия и сердечно-сосудистая система. М., 1977.

9. Парии В. В. Избранные труды. М., 1974, т. 2, с. 244. 10. Kerdo У.— Int. J. Biochem., 1957, v. 1, Pt 4. p. 60.'^

Постуик.1» 27.1

Summary. The time course of adaptive possibilities and physical preparedness of rural schoolchildren was studied. The optimal motor regimen was found to have a beneficial cffect on the cardiovascular system and physical development. In conclusion, the author stresses that a record and evaluation of functional changes in teenagers throughout different stages of their vital activity and schooling constitute a basis for the optimal adaptive possibilities, physical preparedness and mental work capacity hygiene.

Социальная гигиена, истории гигиены, организации санитарного дела

УДК 614:374]:в1в-084

Н. Н. Малинская, А. В. Терман, Р. 3. Позднякови

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАБОТ ПО УСИЛЕНИЮ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, Москва

На необходимость усиления гигиенического воспитания населения нашей страны неоднократно указывалось в постановлениях партии и правительства по вопросам здравоохранения. Так, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22/IX 1977 г. «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения> обязывает советские и партийные органы, министерства, ведомства и общественные организации принять меры к улучшению санитарно-гигиенического воспитания населения, повысить уровень пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спорта, обратив особое внимание на физическое развитие подрастающего поколения, охрану здоровья женщин и детей, искоренение вредных для здоровья привычек. В последующих директивных документах партии и правительства вновь поставлена задача активизировать работу по гигиеническому воспитанию населения. Все это, с одной стороны, свидетельствует о той роли, которая отводится гигиенической подготовке населения в профилактике заболеваний, сохранении и укреплении здоровья населения, с другой — о том, что гигиеническая подготовка еще оставляет желать много лучшего. Несмотря на то, что гигиеническое воспитание населения как часть общей задачи воспитания человека развитого социалистического общества является задачей общей, для

здравоохранения она приобретает особые черты, особую направленность.

Перед здравоохранением стоит задача определить объем гигиенических знаний и навыков, который должен стать основой для гигиенического воспитания различных возрастных и профессиональных групп населения. Работа по отбору необходимого и достаточного набора информации должна выполняться профильными институтами в рамках соответствующих проблемных комиссий и под руководством головных институтов. Естественно, что она должна находиться и в поле зрения научных медицинских обществ, причем все® их звеньев. г

Следует подчеркнуть, что объем информации, который будет лежать в основе воспитательного процесса и пропагандистской работы, должен быть минимально необходимым и достаточным для решения задач первичной профилактики сердечно-сосудистых, онкологических, легочных, эндокринных, нервных и других распространенных заболеваний.

Таким образом, можно считать, что стратегической целью гигиенического воспитания является активизация массовой практической деятельности населения, направленной на сохранение и укрепление здоровья как своего, так и других членов общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.