тика і корекція психомоторики дітей із наслідками дитячого церебрального паралічу.
Література
1. Озерецкий Н.И. Метод массовой оценки моторики у детей и подростков. - М.: 1928. - 77 с.
2. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития у детей. - М.: 1995. - 112 с.
3. Стадненко Н.Д., Ілляшенко Т.Д., Борщевська Л.В., Обух-івська А.Г Методика діагностики відхилень у розумовому розвитку молодших школярів та старших дошкільників. - К.: Абетка, 1988. - 143 с.
4. Розанова Т. В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. - 1992. - № 2/3. - С. 5-13.
5. Смольц Т.В., Розум І. А., Штангєєва О.О., Щербак Л.М. Ритмічна гімнастика як засіб адаптації до життя в не учбовий час // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту //зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2006. - №5. - С. 91-94.
Надійшла до редакції 04.05.2007р.
ВЛИЯНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ВЕЛИЧИНЫ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Кузнецов А. А., Сватьев А.В., Маликов Н.В. Запорожский национальный университет
Аннотация. В статье приведены данные относительно особенностей адаптации сердечно-сосудистой системы развивающегося организма к систематическим физическим нагрузкам. Показано, что основные адаптивные изменения со стороны аппарата кровообращения школьников-спортсменов заключаются в снижении степени функционального напряжения его регуляторных механизмов. Кроме этого, показана достаточно высокая эффективность программы функциональной диагностики «ШВСМ-интеграл-юни-ор», что свидетельствует о возможности ее практического применения при проведении мониторинга состояния различных групп населения в различных условиях окружающей среды.
Ключевые слова: адаптация, сердечно-сосудистая система, интегральные показатели, функциональное состояние, функциональное напряжение, школьники, возрастная динамика, физические нагрузки Анотація. Кузнєцов А.О., Сватьєв А.В., Маліков М.В. Вплив тривалих занять спортом на величини інтегральних показників серцево-судинної системи організму дітей шкільного віку. В статті приведені дані щодо особливостей адаптації серцево-судинної системи організму, що розвивається, до систематичних фізичних навантажень. Показано, що основні адаптивні зміни з боку апарату кровообігу школярів-спорт-сменів полягають в зниженні ступеня функціональної напруги його регуляторних механізмів. Окрім цього, показана достатньо висока ефективність програми функціональної діагностики «ШВСМ-інтеграл-юніор», що свідчить про можливість її практичного вживання при проведенні моніторингу стану різних груп населення в різних умовах навколишнього середовища.
Ключові слова: адаптація, серцево-судинна система, інтегральні показники, функціональний стан, функціональна напруга, школярі, вікова динаміка, фізичні навантаження.
Annotation. Kuznetsov A.A., Svatyiev A.V., Malikov N.V. Influence of long employments by sport on the
sizes of integral indexes of the cardiovascular system of organism of children of school age. Data in relation to the features of adaptation of the cardiovascular system of developing organism to the systematic physical loadings are resulted in the article. It is shown that the basic adaptive changes from the side of vehicle of circulation of blood of schoolboys-sportsmen consist in the decline of degree of functional tension of his regulator mechanisms. Except for it, enough high efficiency of the functional diagnostic program is shown «school-integral-junior», that testifies to possibility of its practical application during conducting of monitoring of state of different groups of population under various conditions of environment.
Keywords: adaptation, cardiovascular system, integral indexes, functional state, functional tension, schoolboys, age dynamics, physical loadings.
Введение.
В исследованиях целого ряда авторов широко освещено влияние продолжительных занятий физической культурой и спортом на величины основных параметров системы кровообращения людей различного пола, возраста, физической подготовленности и т.п. [1, 2, 5]. Вместе с тем, и в настоящее время подобные исследования не теряют своей актуальности, особенно в плане проведения комплексных обследований значительной категории лиц и с применением новых методических подходов экспресс-оценки текущего функционального состояния сердечно-сосудистой системы организма. Особое значение результаты экспериментальных работ в ука -занном направлении имеют для создания эффективной системы контроля за функциональным состоянием детей школьного возраста, характеризующегося выраженными морфофункциональными перестройками развивающегося организма. Несомненная актуальность и высокая практическая значимость данной проблемы послужили предпосылками для проведения настоящего исследования.
Работа выполнена по плану НИР Запорожского национального университета
Формулирование целей работы.
Целью исследования было изучить влияние продолжительных занятий спортом на деятельность сердечно-сосудистой системы детей школьного возраста.
Результаты исследования.
В рамках эксперимента нами было проведено обследование 196 мальчиков в возрасте от 10 до 16 лет, систематически занимающихся плаванием (экспериментальная группа) и 109 мальчиков этого же возраста, не занимающихся спортом (контрольная группа) У всех обследованных школьников регистрировались следующие параметры сердечно-сосудистой системы: традиционными методами - частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин), систолическое (АДс, мм рт. ст.), диастолическое (АДд, мм рт. ст.), пульсовое (АДп, мм рт. ст.) и среднее (АДср.) артериальное давление; с помощью эксклюзивной компьютерной программы «ШВСМ-интег-рал-юниор» (авторы - д.м.н., профессор Шаповалова В. А., д.б.н., профессор Маликов Н.В., к.п.н., доцент
Сватьев А.В.) [4] - систолический (СОК, мл) и минутный (МОК, л/мин) объемы крови, величины общего периферического сопротивления крови (ОПС, дин2 • сек/см5), объема сердца (Ус, см3), сердечного индекса (СИ, л/м2) и общего уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы (УФСссс, абсолютные единицы, а.е.); с использованием метода вариационной пульсометрии - значения индекса напряжения регуляторных механизмов аппарата кровообращения (ИНссс, а.е.) и индекса вегетативного равновесия (ИВР, а.е.). Кроме этого, по разработанному нами методу определялись значения показателя эффективности работы сердца (ПЭРС, а.е.) и адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы организма [3].
Все полученные в ходе исследования экспериментальные данные были обработаны стандартными методами математической статистики.
В таблице 1 представлены результаты величин относительного прироста основных показателей системы центральной гемодинамики обследованных школьников в возрастном диапазоне от 10 до 16 лет.
Как видно из приведенных данных для мальчиков экспериментальной группы, систематически занимавшихся спортом, были характерны существенно более оптимальные изменения интегральных параметров аппарата кровообращения. Существенных межгрупповых различий в отношении практически всех видов артериального давления обнаружить не удалось.
Так, к окончанию возрастного периода 10-
16 лет у них регистрировалось достоверно более высокое, в сравнении со школьниками контрольной группы, снижение ЧСС (соответственно на -19,38±2,27 % и 2,79±1,04 %), статистически значимое увеличение Ус (на 60,38±1,26 % и 51,47±1,09 %) и систолического объема крови (на 52,80±1,51 % и 41,27 %). Также достоверно более благоприятными, чем у школьников контрольной группы, выглядели изменения величин СИ (соответственно -19,38±1,55 % и 1,88±1,27 %) и ОПС (-19,80 % и - 35,54±2,40 %).
В свете представленных данных необходимо также отметить, что наиболее выраженные различия между мальчиками контрольной и экспериментальной групп были зарегистрированы нами в отношении показателей, характеризующих особенности регуляции сердечной деятельности (ЧСС, СИ, ОПС), тогда как различия в отношении параметров, отражающих сократительную функцию миокарда (СОК, Ус ) были менее существенными.
Очевидно, что в процессе приспособления развивающегося организма к систематическим физическим нагрузкам адаптивные перестройки в системе центральной гемодинамики идут, в первую очередь, по пути оптимизации работы регуляторных звеньев аппарата кровообращения.
Подтверждением высказанному нами предположению послужили результаты анализ величин относительного прироста показателей, характеризующих состояние регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы организма и ее адаптивные возможности.
Таблица 1 Величины относительного прироста основных показателей системы центральной гемодинамики у мальчиков контрольной и экспериментальной групп в возрастном диапазоне от 10 до 16 лет (в % к значениям данных показателей, зарегистрированным среди школьников 10 лет)
П оказатели Экспериментальная группа Контрольная группа
ЧСС - 19,38 ± 2,27 2,79 ± 1,04***
А Д с 1,4 3 ± 2,4 2 - 1,6 6 ± 1,3 0
А Д д 1,5 6 ± 2,2 7 - 5,12 ± 1 ,6 9 * *
А Д п 1,19 ± 1 ,44 4,2 1 ± 1,5 8
А Д ср . 1,5 1 ± 2,6 8 - 3,6 0 ± 1 ,4 9
СОК 5 2,8 0 ± 1,51 41,2 7 ± 1,3 3***
МОК 2 5,9 9 ± 1,35 44,74 ± 1,19***
С И - 19,38 ± 1,55 1,88 ± 1,2 7***
ОПС - 19,80 ± 1,74 - 35,54 ± 2,4 0***
У с 6 0,3 8 ± 1 ,2 6 51,4 7 ± 1,0 9***
Здесь и далее: * - р < 0,01; ** - р < 0,05; *** - р < 0,01 по сравнению с экспериментальной группой. Таблица 2 Величины относительного прироста показателей вариационной и амплитудной пульсометрии у мальчиков контрольной и экспериментальной групп в возрастном диапазоне от 10 до 16 лет (в % к значениям данных показателей, зарегистрированным среди школьников 10 лет).
П оказатели Экспериментальная группа Контрольная группа
ИНссс - 2 9,0 5 ± 3,79 84,55 ± 1,0 1***
ИВР - 9,4 4 ± 2,8 8 28,4 1 ± 1,0 5***
ПЭРС 7 5,0 8 ± 1 ,0 7 - 6,88 ± 1,7 3***
А П 1 9 9,2 7 ± 1,05 26,10 ± 1,0 9***
УФСссс 9,8 7 ± 1,3 4 0,4 4 ± 1,10***
В соответствии с результатами эксперимента, представленными в таблице 2, у школьников спортсменов наблюдались достоверно более благоприятные изменения данные показателей, в сравнении с мальчиками контрольной группы.
Так, к окончанию возрастного периода 1016 лет у них отмечалось статистически значимое снижение степени напряжения механизмов регуляции сердечным ритмом и выраженная тенденция к переходу на более экономичный, автономный, тип регуляции. В пользу этого свидетельствовало снижение величин ИНссс на 29,05±3,79 %) и ИВР на 9,44±2,88 %. Напротив, у школьников контрольной группы, не занимавшихся спортом, регистрировался рост функционального напряжения регуляторных механизмов аппарата кровообращения (увеличение ИНссс на 84,551,01 %) и выраженная централизация управления сердечным ритмом (увеличение ИВР на 28,41±1,05 %).
Указанные адаптивные преобразования в системе регуляции сердечной деятельности обследованных школьников нашли свое отражение в выраженном улучшении работы сердца (увеличение ПЭРС на 75,081,07 %, в контрольной группе, напротив, снижение величины данного показателя) и существенном повышении адаптивных возможностей системы кровообращения их организма. Если у мальчиков контрольной группы к окончанию возрастного диапазона 10-16 лет повышение величины АПссс составило 26,10±1,09 а.е., то у школьников-спортсме-нов оно было выше почти в 10 раз (на 199,27±1,05 %). Вполне естественно, что и различия в изменении уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы мальчиков экспериментальной и контрольной групп были также существенными и статистически значимыми. Среди школьников, не занимавшихся спортом, к 16 годам повышение УФСссс составило всего лишь 0,44±1,10 %, тогда как у школьников-спортсменов 9,87±1,34 %.
Выводы.
В целом, материалы проведенного исследования позволили констатировать, что при адаптации развивающегося организма к систематическим физическим нагрузкам основные изменения в сердечно-сосудистой системе наблюдаются в отношении показателей, характеризующих состояние регуляторного звена аппарата кровообращения. Данный факт необходимо учитывать при организации тренировочных занятий с детьми школьного возраста. Отметим также, что использование в эксперименте новых методических подходов к оценке общего функционального состояния системы кровообращения (компьютерная программа «ШВСМ-интеграл», методика расчета величины адаптационного потенциала) позволили получить достаточно объективную информацию, подтверждающих высокую валидность данных методов и возможность их широкого практического применения.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем
влияния продолжительных занятий спортом на величины интегральных показателей сердечно-сосудистой системы организма детей школьного возраста.
Литература
1. Ванюшин Ю.С., Ситдиков Ф.Г Адаптация сердечной деятельности подростков к нагрузке повышенной мощности // Физиология человека. - 2001. - Т 27. - №5. -С. 91-98.
2. Казин Э.М., Лушпа Л.Г., Федоров А.И. Использование модели физиологического мониторинга для комплексной оценки адаптивных возможностей учащихся в процессе образовательной деятельности // Физиология человека. - 2002. - Т. 28. - №4. - С. 59-62.
3. Маліков М.В. Спосіб визначення адаптивних можливо-
стей серцево-судинної системи організму / Патент на винахід 58754 Україна, МПК 7 А61В5/02 / Запорізький державний університет. - №200210799; Опубл.
15.08.2003, Бюл. №8. - 10 с.
4. Шаповалова В.А., Маликов Н.В., Сватьев А.В. Компьютерная программа комплексной оценки функционального состояния и функциональной подготовленности организма - «ШВСМ». - Запорожье, 2003. - 75 с.
5. Шапошникова В.И. Адаптация и сопротивляемость организма // Физическая культура в школе. - 2000. - №6. -С. 54-55.
Поступила в редакцию 22.05.2007г.
ВІДНОШЕННЯ УЧНІВ ОСНОВНОЇ ШКОЛИ З РІЗНИМИ ТИПАМИ ВНД ДО ФІЗИЧНОЇ КУЛЬТУРИ
Куц В. А.
Гуманітарний Університет “ЗІДМУ”
Анотація: В статті охарактеризовано відношення підлітків з різними типами ВНД до занять фізичною культурою і спортом. Негативним фактором, який впливає на інтенсивність мотивації до реалізації мети самовдосконалення засобами фізичного виховання, є незадоволення бажань підлітків займатися улюбленими видами спорту як у системі урочних, так і по-заурочних форм занять. Це стосується спортивних ігор, плавання, аеробіки, шейпінгу, фітнесу, бодібіл-дінгу. Замість цього їм пропонують легку атлетику, спортивну гімнастику, інтерес до яких знижений. Ключові слова: мотивація, відношення, вища нервова діяльність.
Аннотация. Куц В.А. Отношение учеников основной школы с разными типами ВНД к физическому воспитанию. В статье охарактеризовано отношение подростков с разными типами ВНД к занятиям физической культурой и спортом. Отрицательным фактором, который влияет на интенсивность мотивации к реализации цели самосовершенствования средствами физического воспитания, является неудовлетворение желаний подростков заниматься любимыми видами спорта как в системе урочных, так и внеурочных форм занятий. Это касается спортивных игр, плавания, аэробики, шейпинга, фитнеса, бодибилдинга. Вместо этого им предлагают легкую атлетику, спортивную гимнастику, интерес к которым снижен. Ключевые слова: мотивация, отношение, высшая нервная деятельность.
Annotation. Kuts V.A. Relation of students of basic school with different types of HNA to engaged in a physical culture. In the article the relationship of teenagers is described with the different types of HNA to engaged in a physical culture and sport. The negative factor of motivation of self-improvement by means of physical training is dissatisfaction of desires of teenagers to be engaged in favourite kinds of sports in system of