Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
243
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

УДК 814:374

Д. Н. Лоранский, М. И. Красильщиков, М. М. Мерман

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства

здравоохранения СССР, Москва

Одним из основных принципов советского здравоохранения является его профилактическое направление. В девятой пятилетке пропаганда здорового образа жизни нашла свое наиболее четкое выражение. Этой проблеме, в частности, был посвящен пленум Всесоюзного совета санитарного просвещения (1973). Ниже приводятся данные из практики работы республиканских учреждений.

Пропаганда здорового образа жизни, естественно, начинается с самого раннего детства. Привитие гигиенических навыков в дошкольных учреждениях — обязанность воспитателей, однако весьма важно, чтобы эти навыки закреплялись и в семье. Вот почему в УССР, на многих территориях Российской Федерации, в Прибалтийских и других республиках большое внимание уделяется проведению семинаров с медицинским персоналом, воспитателями, а также систематической работе с родителями. В последние годы усилилась гигиеническая подготовка технического персонала, от которого во многом зависит эпидемиологическое благополучие этих учреждений.

Если в детских яслях и садах воспитание гигиенических навыков ведется через воспитателей и родителей, то в школе объектом воздействия является сам школьник, хотя уроки практической гигиены по школьным программам в старших классах проводят педагоги. Заботой домов санитарного просвещения является организация внеклассной санитарно-просве-тительной работы, пропаганда в пионерских лагерях, а также подготовка педагогов, которая осуществляется на учительских конференциях, семинарах.

Гигиеническое воспитание школьников не ограничивается занятиями по учебной программе. Значительное место занимают внеклассные и внешкольные формы деятельности, в частности в пионерских лагерях. Помимо общеизвестных «дней здоровья», «утренников чистоты», КВН, кружков «Юный медик» и др. практикуются и новые формы: карнавалы и университеты здоровья, аукционы здоровья, соревнования по типу «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни».

В Вологде, например, был организован радиотелевизионный конкурс «Целебное лукошко». Школьники собрали 30 т лекарственного сырья, а заработанные деньги передали подшефной детской больнице. Приобщение к природе, действенная помощь медицине, гуманизм в использовании полученных денег нельзя не отнести к успеху гигиенического воспитания.

Следует подчеркнуть, что внешкольная и внеклассная работа играет определенную роль в ориентации школьников на медицину в качестве своей будущей профессии.

Большое внимание уделяется борьбе с детским травматизмом. Проблема эта комплексная: в ее решении участвуют органы здравоохранения, народного образования, госавтоинспекцни и др. Ведущее место в пропаганде профилактики травматизма занимает служба санитарного просвещения.

В последние годы значительно улучшилось нравственно-половое воспитание школьников и молодежи, в частности учащихся ПТУ и техникумов, где функционирует большинство молодежных университетов здоровья. В программах этих учебных заведений большое место отводится пропаганде здорового образа жизни, нравственному воспитанию. В Литовской ССР в общеобразовательных школах такую работу начинают с 6-го

класса, а в 10-х и 11-х классах введен 12-часовой курс коммунистической морали и полового воспитания, утвержденный Министерством просвещения республики.

Охрана здоровья женщин занимает одно из ведущих мест в системе мероприятий по санитарному просвещению. На конференциях и совещаниях с акушерами-гинекологами, при обсуждении этих вопросов на заседании коллегий медицинских советов, как правило, находят отражение гигиеническое обучение и воспитание женщин, вопросы противоабортной пропаганды и пропаганда контрацептивов. На Украине, в Казахстане и других республиках активизировалась деятельность школ беременных и матерей. В Алма-Атинской, Гурьевской и других областях Казахской ССР за 2 последних года сотни женщин отказались от аборта. Успешно работают на многих территориях школы отцов, выпускаются специальные листовки «Мужу об аборте», что положительно сказывается на результатах противоабортной пропаганды.

Все большее место в деятельности домов санитарного просвещения занимает работа с молодоженами. При дворцах бракосочетания в загсах функционируют лектории, которые охотно посещают будущие супруги. Положительный опыт этой работы в Москве, Минске и других местах широко освещен в печати. В Кишиневе существует Народный университет здоровья молодой семьи.

Особое значение пропаганда здорового образа жизни приобретает на промышленных предприятиях и среди сельского населения. Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения рекомендовал систему гигиенической подготовки рабочих, которая широко внедряется в практику и стала основной частью санитарно-просветительной работы на предприятиях. Занятия эти по профилированным (в соответствии с основными специальностями) программам проводятся в системе производственно-технического обучения, на курсах целевого назначения, курсах повышения квалификации, в школах коммунистического труда и экономических знаний.

Важным звеном в системе гигиенического обучения рабочих является вводный санитарно-гигиенический инструктаж для вновь поступающих рабочих, на многих предприятиях они получают специальные памятки. Используются наглядные материалы и местные кинофильмы, освещающие производственные процессы, что усиливает результативность такого инструктажа. В ряде областей по примеру омичей и челябинцев продолжает совершенствоваться соревнование за коммунистическое отношение к здоровью. В сочетании с гигиеническим обучением такое соревнование обеспечивает снижение заболеваемости и травматизма и, следовательно, дает значительный экономический эффект.

Несмотря на еще имеющиеся большие недостатки в организации гигиенического обучения и воспитания работников сельского хозяйства, налицо большой сдвиг в сторону улучшения. Особенно следует отметить, что гигиеническое обучение проходят почти все лица, связанные с хранением, транспортировкой и применением ядохимикатов. В Казахской ССР достигнуты высокие результаты в охвате гигиеническим обучением других категорий работников. Так, в 1974 г. обучена половина доярок, одна треть механизаторов, птичниц и свинарок. На Украине обучено 1,4 млн. человек, в Белоруссии — 138 тыс., в Литовской ССР — 86 тыс. работников сельского хозяйства.

Во многих республиках улучшилось взаимодействие по этим вопросам между министерствами здравоохранения и сельского хозяйства республик, а также с комитетами по профтехобразованию. Свидетельством тому является прошедшее в 1975 г. в Минске Всесоюзное совещание по гигиенической подготовке тружеников села.

Пропаганда здорового образа жизни — ведущее направление в пропаганде медицинских и гигиенических знаний. Возросший образовательный

ценз, материальный и культурный уровень советских людей создают для этого благоприятные предпосылки. Пропаганда здорового образа жизни — это пропаганда всех видов гигиены: личной и общественной, труда и отдыха, быта и питания, физкультуры и спорта, а также борьба с вредными привычками (злоупотребление алкогольными напитками, курение и др.).

Определенный прогресс отмечается в пропаганде рационального питания. Широко представлена тематика по этой проблеме в программах народных университетов и школ здоровья, выпускаются памятки для населения, в продовольственных магазинах оформляются уголки и стенды по рациональному питанию (Латвийская ССР), некоторые республиканские дома санитарного просвещения переиздали и широко распространили рекомендации Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения, согласованные с Институтом питания АМН СССР и утвержденные Министерством здравоохранения СССР. Особенно оживилась эта работа с проведением Всемирного дня здоровья в 1974 г. под девизом «Лучшее питание — здоровее мир».

Пропаганда гигиены во всех ее аспектах наиболее постоянно и систематически осуществляется в организованных коллективах и значительно слабее — по месту жительства среди неработающих, которые зачастую играют большую роль в осуществлении гигиены быта, участвуют в проведении массовых мероприятий по благоустройству и озеленению населенных мест.

Физическая культура в современных условиях становится одним из широко доступных и высокоэффективных факторов, формирующих социальное здоровье населения. Новый комплекс ГТО является программной и нормативной основой физического воспитания советских людей. Пропаганда этого комплекса заняла большое место в деятельности учреждений санитарного просвещения и медицинских работников. Однако она еще носит узкий характер, в частности недостаточно уделяется внимания туризму, популярность которого растет необычайно быстро, а между тем вопросы питания и режима имеют особенно большое значение для неорганизованных, фактически бесконтрольных туристов. Недостаточно пропагандируются вопросы использования свободного времени, правильного проведения отдыха, которые тесно связаны с физической культурой и туризмом.

Общеизвестна социальная значимость борьбы с пьянством и алкоголизмом. Партия и правительство уделяют этому большое внимание, о чем свидетельствуют постановления ЦК КПСС и Совета Министров по этому вопросу (1972).

Борьба с пьянством и алкоголизмом — проблема комплексная, решается она с участием партийных, советских органов, руководства предприятий и общественных организаций. В противоалкогольной пропаганде велика роль медицинских работников. Дома санитарного просвещения накопили большой положительный опыт такой пропаганды. Помимо традиционных методов (проведение лекций и бесед, издание популярных сани-тарно-просветительных материалов — плакатов, памяток, листовок и др.), во многих республиках ведется творческий поиск, проявлена инициатива по внедрению новых форм работы, причем большего успеха добиваются там, где в осуществлении их принимает участие широкая общественность.

В Лиепае (Латвийская ССР) организован и успешно функционирует антиалкогольный клуб «Маяк», в Тарту (Эстонская ССР) — «Антибахус». Работа строится на строго добровольных началах, руководители клуба чутко подходят к каждому посетителю. В общении с членами клуба, в собеседованиях, принимая участие в культурно-просветительных мероприятиях, человек сам приходит к выводу о необходимости покончить с «добровольным безумием».

Воспитанием нетерпимости к пьянству, формированием общественного отношения к пьянству как явлению, чуждому социалистическому строю, вредному для здоровья человека, пагубно влияющему на трудовую дея-

тельность и взаимоотношения в семье, необходимо заниматься в первую очередь в трудовых коллективах. Именно туда следует перенести центр противоалкогольной пропаганды.

Органы здравоохранения и служба санитарного просвещения всегда уделяли большое внимание участию населения в массовых оздоровительных мероприятиях по улучшению условий труда и быта, благоустройству и озеленению населенных мест. В настоящее время охрана внешней среды, умножение природных богатств подняты на уровень важнейших государственных задач, что должно отражаться в санитарно-просветительной работе. Природа и здоровье неразрывны. Бережное отношение к природным богатствам, правильное использование их, общение с ними — неоценимая польза здоровью.

XXV съезд Коммунистической партии Советского Союза еще раз подчеркнул значение охраны здоровья народа: «Среди социальных задач нет более важной, чем забота о здоровье советских людей» (Л. И. Брежнев). Определены задачи практического здравоохранения и медицинской науки на текущую пятилетку. Будут расширены исследования по проблемам борьбы с сердечно-сосудистыми, онкологическими, эндокринными, вирусными и профессиональными заболеваниями, болезнями нервной системы, а также в направлении улучшения и оздоровления условий труда, рационального питания. ЯК 'Ш

Социальная и экономическая значимость этих проблем требует того, чтобы дома санитарного просвещения в своей организационно-методической деятельности нацелили медицинских работников на усиление профилактики указанных заболеваний как важнейшей составной части здорового образа жизни.

Система пропаганды здорового образа жизни среди отдельных групп населения в различных экономико-географических зонах страны является одним из основных направлений научной деятельности Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения и Союзной проблемной комиссии «Санитарное просвещение».

XXV съезд КПСС определил очередные задачи воспитания нового человека, строителя коммунистического общества. Л. И. Брежнев в отчетном докладе съезду сказал: «...современные условия выдвигают новые задачи перед идеологической деятельностью партии. Практика партийных организаций подсказывает нам путь, следуя по которому мы можем добиться повышения ее эффективности. Это — комплексный подход к постановке всего дела воспитания, то есть обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся». Эта глубокая мысль является руководством к практической деятельности службы санитарного просвещения, которая в своей работе всегда опирается на опыт идеологической работы партийных организаций.

Пропаганда здорового образа жизни как части социалистического, советского образа жизни должна и впредь оставаться основным направлением в пропаганде медицинских и гигиенических знаний.

Поступила 1/Х 1976 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.