Научная статья на тему 'Об использовании электронного ресурса как средства личностного развития младших школьников на занятиях по информатике'

Об использовании электронного ресурса как средства личностного развития младших школьников на занятиях по информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС / ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / ELECTRONIC RESOURCE / TEACHING INFORMATICS IN ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова А. В.

Статья посвящена результатам экспериментальной работы по апробации электронного образовательного ресурса при обучении информатике в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On using the electronic resource as a means of personal development of pupils at informatics lessons

The article is devoted to experimental work on approbation of educational electronic resource in teaching informatics in elementary school.

Текст научной работы на тему «Об использовании электронного ресурса как средства личностного развития младших школьников на занятиях по информатике»

бов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития личности.

Таким образом, основанием преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.

Примечания

1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТЕРО, 1996.

2. Кудрявцев В. В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 2000. № 1-2. С. 12-14.

3. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 2001.

4. Корепанова М. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей. М., 2005.

5. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. М., 2003.

УДК 37.013.75

А. В. Иванова

об использовании электронного ресурса как средства личностного

развития млаДших школьников на занятиях по информатике

Статья посвящена результатам экспериментальной работы по апробации электронного образовательного ресурса при обучении информатике в начальной школе.

The article is devoted to experimental work on approbation of educational electronic resource in teaching informatics in elementary school.

Ключевые слова: электронный ресурс, обучение информатике в начальной школе.

Keywords: electronic resource, teaching informatics in elementary school.

Современные социально-экономические условия выдвигают новые требования к выпускнику школы. Для их достижения необходимо новое качество обучения, которое во многом связано с информатизацией образования [1]. Помимо этого, одним из приоритетов образовательной политики в концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. является обеспечение всеобщей компьютерной грамотности [2].

Основной целью национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г. признано создание программ, реализующих ин-

© Иванова А. В., 2009

формационные технологии в развитии открытого образования [3]. В примерном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, учебный модуль «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)» вводится в рамках предмета «Технология» в 3-4-х классах [4].

Цели обучения, обязательный минимум содержания, требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному модулю определены Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта начального общего образования предмета «Технология» [5].

Курс информатики в начальной школе вносит значительный вклад в формирование и развитие информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования [6]. В результате по окончании начальной школы учащийся, освоивший модуль «Информатика и ИКТ», должен знать и понимать:

• основные источники информации;

• назначение основных устройств компьютера;

• правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

• поиска информации с использованием простейших запросов;

• изменения и создания простых информационных объектов на компьютере [7].

На данный момент для проведения занятий по информатике в начальной школе достаточно учебников и дидактических материалов, но электронное сопровождение дисциплины находится на недостаточном уровне. В связи с этим «Электронный ресурс для изучения информатики в начальной школе», разработанный при кафедре прикладной математики и информатики ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», является актуальным. Данный ресурс знакомит школьников с множествами и графами, элементами логики и комбинаторики, способствует развитию логического мышления детей, учит описывать свойства и отношения объектов, сравнивать и группировать их, составлять и выполнять алгоритмы, создавать и использовать таблицы и схемы. Он соответствует содержанию и структуре изучения учебного модуля.

Учебно-педагогический процесс с использованием электронного образовательного ресурса строится следующим образом:

• изучение основ информатики под непосредственным руководством учителя начальных классов;

• выполнение заданий по рассматриваемому информационному разделу с использованием ресурса в качестве тренажера;

• выполнение закрепляющих контрольных заданий.

Ресурс имеет простой, понятный для любого уровня пользователей интерфейс программы, поскольку призван максимально заинтересовать ребенка. Все задания оформлены ярко и красочно. Текст на экране состоит из коротких неформальных предложений, так как синтаксис ребенка возраста начальной школы - преимущественно простые предложения. В ресурсе создана дружелюбная манера общения программы с пользователем, используется правильный грамматический строй речи, что также положительно влияет на вовлечение ученика в работу. Помимо объяснительного материала в тексте содержатся правила введения ответов в компьютер посредством клавиатуры или мыши, это обеспечивает школьника достаточной информацией, помогающей ему понять, как следует двигаться дальше.

В ресурсе содержатся несколько групп заданий. В первой из них для того чтобы выполнить задание, необходимо выбрать предмет с помощью нажатия левой кнопки мыши. Во второй -ученикам предоставляется возможность перемещать объекты по экрану. Например, на рис. 1 представлено задание для 4-го класса по теме «Истинность высказываний со словами "НЕ", "И",

"ИЛИ"», в котором необходимо разместить слова по множествам, заданным в графическом виде. Для этого школьнику достаточно щелкнуть левой кнопкой мыши и, не отпуская ее, переместить слово в необходимую фигуру.

В третьей группе заданий ответ вводится с клавиатуры, при этом в программе учтено использование и заглавных и прописных букв. В четвертой - надо произвести выбор из нескольких вариантов ответов, которые соответствуют логике и содержанию задачи. Например, на рис. 2 представлено задание, в котором нужно произвести выбор из предложенных слов. Для этого ученику достаточно отметить те слова в строке галочкой, для которых соответствующее высказывание истинно, а именно, нажать на слово левой кнопкой мыши.

Электронный ресурс позволяет школьнику самостоятельно проверить результат выполнения задания. Одобрение правильности действий или ответов ученика представлено в единой стандартизированной форме, которая не меняется. Школьник, нажав на кнопку «Проверь себя», увидит на экране одно из оценочных сообщений, изображенных на рис. 3.

В электронном ресурсе ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая информационная помощь. Для этого необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши по слову «Справка», и на экране появится подсказка по поводу формы ожидаемых от пользователя ответов.

Рис. 1. Задание для 4-го класса по теме «Истинность высказываний»

Электронный образовательный ресурс позволяет школьнику устранить психологическую дискомфортность по поводу возможности совершить ошибку, так как он может выполнить задание на компьютере заново. Тем самым будет достигнута педагогическая цель - правильное решение задачи в учебной ситуации.

Электронный ресурс также включает в себя контрольные задания к каждому разделу, целью которых является не только контроль, но и закрепление учебного материала. Результат проверки знаний представляется не в форме отметки, а в виде перечисления правильно выполненных и выполненных с ошибкой заданий (см. рис. 4). Учитель имеет возможность сопоставить полученный результат со сложностью представленных заданий, индивидуальными особенностями учащегося, темпом и объемом изучения учебного материала, а школьник - обратить внимание на те темы, с заданиями из которых он не справился.

Апробация электронного ресурса проводилась в МОУ «Средняя общеобразовательная школа

№ 1 п. Медведево» Республики Марий Эл с учениками 3-4-х классов начальной школы, и в «Гимназии имени Сергия Радонежского» г. Йошкар-Ола с учениками 2-го класса, обучение информатике в которых ведется по учебно-методическому комплексу «Информатика в играх и задачах» авторского коллектива под руководством А. В. Горячева [8].

Экспериментальные группы (ЭГ) состояли из учеников 3-го класса - 22 человека и 4-го класса - 20 человек; контрольные группы (КГ) -учащиеся 3-го класса - 23 человека и 4-го класса - 20 человек. Эксперимент также проводился во 2-м классе, численность которого составляет 24 школьника. Всего экспериментальной работой были охвачены 109 учеников. Однородность и представительность этих групп обеспечивалась тем, что выбор был произведен с учетом интеллектуальных способностей учеников, установленных в результате ранее проведенных исследований с использованием контрольного среза по остаточным знаниям и среднему баллу ус-

Рис. 2. Задание для 4-го класса по теме «Истинность высказываний»

ш % * #

Мопшви! Ты сг^авнпся с заданием!

Рис. 3. Фрагменты обратной связи

певаемости учеников. Эксперимент проводился в рамках учебного времени.

Перед проведением занятий в экспериментальных и контрольных группах был проведен опрос 85 школьников, которым было предложено ответить на ряд анкетных вопросов.

1. Умеешь ли ты работать на компьютере?

2. Есть ли у тебя дома компьютер?

3. Если бы у тебя не было (нет) компьютера, то хотел бы ты его иметь?

4. Нравятся ли тебе уроки информатики в школе?

5. Проводятся ли в твоей школе занятия на компьютере?

6. Хотел бы ты на уроках выполнять задания на компьютере?

7. Что тебе нравится делать с использованием компьютера?

8. Сколько времени ты проводишь за компьютером?

Результаты анкетирования по шести вопросам приведены в таблице.

Результаты анкетирования

А (да) Б (нет) В (не знаю)

1 76 9 0

2 64 21 0

3 81 2 2

4 69 3 13

5 63 20 0

6 78 0 7

Выяснилось, что 89,4% респондентов умеют работать на компьютере. Это говорит о том, что

у младших школьников не возникнет технических трудностей при работе с электронным образовательным ресурсом для изучения информатики в начальной школе. У 75,3% обучающихся имеется дома компьютер. Следовательно, электронный ресурс ученики могут использовать в домашних условиях при самостоятельном обучении. В развлекательных целях компьютер используют 89,4% младших школьников, а 10,6% затруднились ответить на данный вопрос. Менее одного часа в день за компьютером проводят 36,5% опрошенных, более одного часа - 49,4%, вообще не проводят 14,1% респондентов. У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а следовательно, и мотивация к изучению информатики. В результате проведенного анкетирования выяснилось, что 81,2% обучающимся нравятся уроки информатики, 3,5% - не нравятся, а 15,3% респондентов не определились с ответом. На вопрос «Проводятся ли в твоей школе занятия на компьютере?» положительно ответили 76,5% обучающихся. Это говорит о готовности учителей и учеников использовать электронный образовательный ресурс. В соответствии с данными таблицы большинство опрошенных (91,8%) положительно относятся к использованию компьютерной поддержки в обучении.

Эффективность компьютерного обучения оценивалась с помощью сравнивания результатов проведенной работы с учениками экспериментальных и контрольных групп.

Графическая интерпретация результатов итоговых контрольных работ в экспериментальной и контрольной группах 2-го, 3-го и 4-го классов представлена на рис. 5.

Рис. 4. Фрагмент результатов контрольной работы

Результаты контрольных работ

эг кг

2-й класс

■ 1-е задание Е32-е задание □ 3-е задание

ЭГ КГ

3-й класс

ЭГ КГ

4-й класс

Рис. 5. Результаты итоговых контрольных работ учеников 2, 3 и 4-х классов

Анализ результатов проведенных исследований позволяет сделать вывод о том, что использование электронного образовательного ресурса для изучения информатики в начальной школе повышает эффективность усвоения учебного материала, способствует развитию интереса к изучаемому предмету у школьников и помогает более прочно овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Примечания

1. Беспалько В. П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.; Воронеж, 2002. 352 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Федеральный портал Российское образование. Режим доступа: http:// www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html (дата обращения: 03.06.2009).

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Режим доступа: http:// www.humanities.edu.ru/db/msg/46741 (дата обращения: 07.07.2009).

4. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования // Федеральное агентство по обра-

зованию (Рособразование). Режим доступа: http:// www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ (дата обращения: 12.05.2009).

5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004. 221 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование // Федеральный портал Российское образование. Режим доступа: http://standart.edu.ru/ catalog. aspx?CatalogId = 959 (дата обращения: 20.02.2009).

7. Там же.

8. Горячев А. В., Горина К. И., Волкова Т. О. Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь для 1, 2, 3 и 4-х кл. М.: Баласс, 2008; Горячев А. В, Горина К. И., Волкова Т. О. Информатика в играх и задачах. 1-й класс: метод. рек. для учителя. М.: Баласс,

2006. 160 с.; Горячев А. В., Горина К. И., Волкова Т. О. Информатика в играх и задачах. 2-й класс: метод. рек. для учителя. М.: Баласс, 2007. 224 с.; Горячев А. В., Горина К. И., Волкова Т. О. Информатика в играх и задачах. 3-й класс: метод. рек. для учителя. М.: Баласс, 2006. 144 с.; Горячев А. В., Горина К. И., Волкова Т. О. Информатика в играх и задачах. 4-й класс: метод. рек. для учителя. М.: Баласс,

2007. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.