Научная статья на тему 'О реализации компьютерной поддержки изучения информатики в начальной школе'

О реализации компьютерной поддержки изучения информатики в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О реализации компьютерной поддержки изучения информатики в начальной школе»

190

ИТО Марий Эл - 2009

О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

А.В. Иванова (ivlina2005@yandex.ru)

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий. Активное внедрение персонального компьютера в учебный процесс позволяет учителю-предметнику обеспечить компьютерную поддержку урока.

Компьютерная поддержка - это программно-методический комплекс, включающий в себя систему компьютерных заданий (практических и контрольных), разработанную при помощи имеющихся программных средств и построенную в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, и методические рекомендации по их использованию для учащегося и учителя [3]. Урок с ее использованием имеет особые цели, формы и особую методику определения результативности.

В современной начальной школе компьютер все шире используется на уроках обучения грамоте, математики, русского языка, литературы, ИЗО, естествознания, иностранного языка, информатики. На данный момент предмет «Информатика» для начальной школы достаточно хорошо обеспечен учебниками и дидактическими материалами, но электронное сопровождение находится на недостаточном уровне. В связи с этим «Электронный ресурс для изучения информатики в начальной школе», разработанный при кафедре прикладной математики и информатики ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», является актуальным. Данный ресурс удобно использовать в практике работы учителя с начальным уровнем компьютерной грамотности. При его реализации применяются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой, в частности, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие и другое. В виртуальной среде активизируется работа зрительного канала учащегося, через интерес и потребность решения проблемы мыслительного плана происходит приобщение к работе с компьютерной техникой. Выполнение заданий способствует развитию воображения, мышления, внимания, памяти, приобретению навыков по выявлению закономерностей.

В настоящее время проводится апробация электронного ресурса в МОУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа № 1» с учениками 3-4 классов начальной школы, обучение информатике в которых ведется по учебно-методическому комплексу «Информатика в играх и задачах» авторского коллектива под руководством А.В. Горячева [1, 2].

Анализ мнения учащихся показал положительное отношение большинства опрошенных (91,6%) к использованию компьютерной поддержки в обучении.

Учебно-педагогический процесс строится следующим образом:

- изучение основ информатики под непосредственным руководством преподавателя начальной школы;

- выполнение заданий по рассматриваемому информационному разделу с использованием электронного ресурса в качестве тренажера;

- выполнение закрепляющих контрольных заданий.

Электронный ресурс имеет простой, понятный для любого уровня пользователей интерфейс программы, поскольку призван максимально заинтересовать ребенка.

Рис. 1. Фрагмент примера по теме «Множества»

Теория и методика обучения информатике 191

Задания, использованные в электронном ресурсе, оформлены ярко и красочно. В качестве иллюстраций применяются те, которые присутствуют в изучаемом предмете. В этом случае срабатывает эффект узнавания, что ведет к дополнительному закреплению школьного учебного материала. Заполнение визуального экрана происходит максимально, причем с минимальным использованием сервисных кнопок.

Электронный ресурс для изучения информатики в начальной школе включает в себя специальные контрольные задания, составленные на основе уже изученного ранее материала, поэтому учитель имеет возможность корректировать их выполнение. Наличие подробных методических рекомендаций позволяет ученику использовать данный ресурс для самостоятельного закрепления учебного материала в домашних условиях, а учителю -более грамотно и интересно построить школьный урок. В рассматриваемом ресурсе существует специальная техническая система помощи.

Рис. 2. Фрагмент помощи по теме «Множества»

Кроме того, компьютер позволяет устранить одну из причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными проблемами в знаниях. В свою очередь поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации.

После каждого выполненного задания компьютер выдает соответствующее сообщение:

Рис. 3. Фрагменты обратной связи

Таким образом, применение электронного ресурса на уроке создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии. А результаты экспериментальной работы показали, что уроки информатики с компьютерной поддержкой помогают учителю в работе, вызывают живой интерес у учащихся, способствуют формированию компьютерной грамотности.

Литература

1. Информатика в играх и задачах: учеб.-тетрадь для 1, 2, 3 и 4 кл. / А.В. Горячев и др. - М.: Баласс, 2008.

2. Информатика в играх и задачах: учеб.-тетрадь для 1, 2, 3 и 4 кл.: метод. рек. для учителя / А.В. Горячев и др. - М.: Баласс, 2008.

3. Витуховская, А.А. Компьютерная поддержка учебных курсов для начальной школы / А.А. Витуховская // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика и образование». - 2001. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.