Научная статья на тему 'От эксперимента педагога-новатора к системе информационной педагогики - фактору повышения качества дошкольного обучения'

От эксперимента педагога-новатора к системе информационной педагогики - фактору повышения качества дошкольного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина О. В.

В работе обсуждается возможная система организации дошкольного этапа обучения с применением компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From experiment of the teacher-innovator to the system of information pedagogics - the factor of improvement of preschool training quality

The possible system of a preschool grade level organization with the use of computer technologies is discussed in the article.

Текст научной работы на тему «От эксперимента педагога-новатора к системе информационной педагогики - фактору повышения качества дошкольного обучения»

ОТ ЭКСПЕРИМЕНТА ПЕДАГОГА-НОВАТОРА К СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ -ФАКТОРУ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

О.В. Волошина

Средняя общеобразовательная школа «Знайка» бульвар матроса Железняка, 29а, Москва, 125239

В работе обсуждается возможная система организации дошкольного этапа обучения с применением компьютерных технологий.

Практика использования компьютерных технологий в дошкольном образовательном процессе имеет достаточно длительную историю. Прошел этап категорического неприятия, миновала фаза осторожного знакомства, подходит к концу период неупорядоченного экспериментирования педагогов-новаторов. Настало время обобщать накопленный опыт, анализировать и систематизировать полученные результаты и переходить к формированию целостной системы применения компьютерных технологий на дошкольном этапе обучения. Основанное на принципах информационной педагогики, создание такой системы подразумевает формирование информационно-образовательной среды, соответствующей уровню развития информационного общества.

Создаваемая в последние годы государством современная система образования призвана решать важнейшую задачу развития каждого человека как личности через обеспечение непрерывного образовательного процесса. Построение системы овладения информационной грамотностью является сегодня исторической необходимостью и отражает определенный этап в развитии образования. Во избежание значительного разрыва между школьным и дошкольным этапами образования ознакомление дошкольников с компьютерными технологиями должно войти составной частью в эту систему.

В этой связи представляется важным обобщить результаты, полученные в практике применения компьютеров в дошкольном образовательном процессе, представить и обосновать целостную систему, в рамках которой могут и должны использоваться компьютерные технологии. Важно оценить проблемы, с которыми неизбежно придется столкнуться при переходе от традиционного обучения дошкольника к новой его форме, попытке организовать учебный процесс с широким использованием информационных технологий.

Несмотря на глобальную информатизацию, на имеющуюся материальнотехническую базу и интенсивно расширяющуюся с каждом годом перечнем электронных обучающих программных продуктов, возможность выхода в Интернет, эффективность использования компьютеров на занятиях в дошкольных учреждениях остается крайне низкой. Одной из причин этого является отсутствие сфор-

мированной системы, в которой все указанные возможности будут использоваться с учетом потребностей и особенностей дошкольного образования.

Описываемые в статье подходы к построению системы овладения информационной грамотностью в рамках дошкольного обучения основаны на десятилетнем опыте внедрения компьютерных технологий в дошкольном отделении НОУ «Средняя общеобразовательная школа «Знайка».

Использование компьютерных технологий должно проходить по двум основным направлениям: с одной стороны, через расширение форм и вариантов включения компьютера непосредственно в обучающий процесс, с другой стороны, через использование педагогами всех возможностей компьютера для подготовки и проведения занятий, хранения и представления информации, поиска и обмена опытом, в том числе и с помощью Интернет, что является стимулом для повышения инновационной активности педагогов и улучшения качества педагогического процесса.

В процессе дошкольного обучения компьютер используется при проведении занятий в рамках курса информатики для дошкольников.

В основу курса, проводимого в НОУ «Средняя общеобразовательная школа «Знайка», легла программа, разработанная профессором Ю.А. Первиным.

Общепризнанно, что дети, обладающие развитым логическим мышлением, хорошей памятью, устойчивым вниманием легко усваивают школьную программу. Для последующего успешного обучения в школе для дошкольников важен не столько набор знаний, сколько развитая познавательная активность, любознательность, желание получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Психологи считают, что в дошкольном возрасте большое внимание должно быть уделено развитию сенсорных способностей, наглядно-образного мышления и знако-символической функции — начальных форм произвольного внимания и памяти. Курс информатики на дошкольном этапе обучения рассматривается как развивающий курс.

Основными задачами курса являются:

— развитие наглядно-образного и формирование логического мышления;

— формирование пространственного восприятия;

— развитие памяти, произвольного внимания;

— расширение кругозора, развитие творческого воображения и образного мышления;

— развитие функции планирования и математического мышления;

— формирование поискового характера обучения;

— развитие познавательной активности ребенка;

— освоение основных навыков работы на компьютере.

Данный курс рассчитан на два года обучения (для старшей и подготовительной групп детского сада). В задачи первого года обучения входит отработка основных навыков работы (дети учатся использовать для работы мышь, клавиатуру, знакомятся с интерфейсом учебных компьютерных программ). Анализ опыта преподавания курса информатики показывает, что этот курс можно и нужно про-

водить при подготовке детей в школу. Включенные в него разделы помимо развития общих интеллектуальных способностей ребенка, с одной стороны, позволяют закрепить знания и умения, полученные на других занятиях в рамках общей программы подготовки дошкольников, а с другой стороны, развить те навыки, осваивание которых в рамках традиционного подхода вызывает определенную трудность, такие как ориентация в пространстве, классификация предметов на основании различных признаков и т.д. Возможность устанавливать детям задания разной степени сложности позволяет педагогу учесть индивидуальные особенности детей, а успешность в выполнении заданий положительно сказывается на формировании самооценки дошкольника.

На втором году обучения, когда базовые умения и навыки в основном сформированы, есть возможность широко проводить интегрированные занятия (т.е. занятия, объединяющие в себе различные направления обучения)

Интегрированные занятия делятся на два вида. К первому относятся занятия, которые проводят воспитатели в рамках программ дошкольного образования (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений и др.), а ко второму — занятия, проходящие в рамках детской исследовательской деятельности.

В первом случае дети проходят учебный материал на традиционных занятиях, экспериментируют, наблюдают, обсуждают, оценивают результаты. На завершающем этапе такой работы проводится интегрированное занятие с использованием компьютера.

Особенности восприятия дошкольников требуют смены форм педагогического процесса. Чем разнообразнее формы подачи материала, а также шире спектр ситуаций, в которых эти знания необходимо применить, тем глубже знания дошкольника, тем эффективнее он использует накопленный багаж, гибче его мышление. Разнообразие форм обучения, которое позволяет достичь использование компьютера, по сравнению с традиционными формами обучения является фактором повышения качества дошкольного образовательного процесса.

Широкое применение компьютерных программ возможно в рамках таких областей дошкольного обучения, как развитие речи, математика, ознакомление с окружающим, английский язык. К настоящему времени накоплен значительный фактический материал по проведению таких занятий, который широко представлен в педагогической литературе.

Включение заданий, предполагающих использование компьютера, возможно и при проведении внепрограммных мероприятий, например, КВН по математике, информатике, которые проводятся в рамках таких форм повышения интереса к предметам как «Недельки информатики», «Недельки математики» в школьном и дошкольном отделениях.

Интегрированные занятия второго вида относятся к организации исследовательской деятельности детей. Овладение методами учебно-исследовательской деятельности в настоящее время относят к сущностным характеристикам высокого уровня подготовки современных школьников, поскольку исследовательская

деятельность направлена на активное знакомство с окружающим миром, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условие для развития творческого и интеллектуального потенциала, является средством повышения интереса как самому процессу обучения, так и изучаемому материалу. Данные многих исследований говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования на начальном этапе обучение, а широкое внедрение их в практику в начальной школе только подтверждает эти выводы. Адаптирование подходов и технологий обучения исследовательской деятельности к возможностям и особенностям восприятия дошкольников, введение отдельных элементов этой деятельности в практику дошкольного образования позволяет укрепить преемственность образования при переходе от дошкольной к школьной его ступени.

Учебно-исследовательская деятельность дошкольника является специально организованной познавательной творческой деятельностью, в которой им осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие знаний. Результатом этой деятельности является формирование познавательной мотивации и начало формирования исследовательских умений.

Учитывая, что исследовательская деятельность в детском саду является только пропедевтикой проектной деятельности в школе, ее можно рассматривать как один из путей усвоения содержания обучения детей дошкольного возраста. Чтобы ребенок мог участвовать в проектировании, он должен уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, обладать способностью прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умениями устанавливать причинно-следственные связи. Названные умения начинают усваиваться детьми к концу начальной школы, проектную деятельность психологи рассматривают как зону ближайшего развития младшего школьника, однако начало формирования возможно начать в подготовительной группе детского сада.

В качестве иллюстрации приведем описание работы над темой «Как работает время». Перед началом исследования дети с помощью воспитателя определяют круг вопросов, на которые они собираются ответить. В ходе работы дети знакомятся с видами часов, узнают историю возникновения часов и календаря, учатся определять и ценить время, рассматривают сезонные изменения в природе, происходящие в течение определенного времени. В этой работе им помогают компьютерные программы «Часы», «Урожай», «Закономерности». Ребята рисуют в графическом редакторе разное время суток. Итоговое занятие проходит в виде конкурса работ. Дети рассказывают о том, что узнали нового, показывают свои работы. По аналогичной схеме проходят детские исследования и по другим темам, в том числе «Москва не сразу строилась», «Живое и неживое», «Советы доктора Пилюлькина», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Я путешествую по миру», «Почему люди защищают природу».

На этапе подготовки детей 6—7 лет к поступлению в школу важно не только сформировать основные навыки, но и сохранить желание ребенка учиться. Такие,

с одной стороны, игровые, с другой — учебные интегрированные занятия повышают мотивацию будущего ученика к получению знаний. Они являются переходным этапом от игры в детском саду к урокам в начальной школе. Использование интегрированных занятий позволяет повысить эффективность учебной деятельности и сформировать интерес детей к учебе, что опосредованно влияет на качество обучения будущего школьника.

Использование компьютера вызывает у дошкольников интерес, анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к уровню развития ребенка. При усвоении учебного материала есть возможность расширить смысловое поле за счет обращения к различным ресурсам исторического, эстетического характера. Качество обучение обеспечивается тем, что компьютерные программы позволят сделать обучение более интересным и разнообразным по форме, показатель в динамике сложные для понимания процессы, вступить в диалог с компьютерной программой, индивидуализировать процесс обучения с учетом различных способов восприятия информации, выбора сложности задания, индивидуального темпа его выполнения.

Обобщая практику применения информационных технологий в дошкольном образовании, необходимо подчеркнуть, что формирование информационно-образовательной среды не ограничивается только использованием компьютера на занятиях различных видов и включением в учебную деятельность дошкольника отдельных информационных технологий. Ее организация подразумевает широкое использование информационных технологий педагогическим составом дошкольного отделения для подготовки и проведения занятий, знакомством с передовым опытом, формированием информационной базы дошкольного отделения, включающей как учебно-методические пособия на электронных носителях, так и библиотеку электронных материалов, созданную педагогами на основе работ дошкольников.

Трудности, с которыми, безусловно, придется столкнуться при организации такой системы, носят не только финансовый характер, обусловленный необходимостью формирования материально-технической базы. Гораздо более серьезным являются проблемы, связанные с профессиональной подготовкой кадров дошкольных учреждений, необходимость повышения квалификации в данной области. Хочется надеется, что повышение статуса педагога, к которому стремится наше общество, принесет свои плоды и привлечет педагогов нового поколения, готовых не только воспроизводить опыт коллег в данной сфере, но и экспериментировать, внедрять новейшие информационные и образовательные технологии на всех этапах системы отечественного образования.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. — 2000. — № 2. — С. 45—67.

[2] Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

[3] Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах: Методические рекомендации для учителя — М.: Баласс, 2005.

FROM EXPERIMENT OF THE TEACHER-INNOVATOR TO THE SYSTEM OF INFORMATION PEDAGOGICS -THE FACTOR OF IMPROVEMENT OF PRESCHOOL TRAINING QUALITY

O.V. Voloshina

Secondary school «Znaika»

Parkway of the sailor Gheleznjak, 29a, Moscow, Russia, 125239

The possible system of a preschool grade level organization with the use of computer technologies is discussed in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.