3. Piskunova, E.V. Podgotovka uchitelya k obespecheniyu sovremennogo kachestva obrazovaniya dlya vsekh: opiht Rossii: rekomendacii po rezuljtatam nauchnihkh issledovaniyj / pod red. akad. G.A. Bordovskogo. - SPb., 2007.
4. Sergeev, I.S. Monitoring regionaljnoyj praktiki profiljnogo obucheniya: rezuljtatih, ocenki, vihvodih / I.S. Sergeev, S.S. Kravcov // Profiljnaya shkola. - 2010. - № 4, № 5 (179).
Статья поступила в редакцию 09.11.12
УДК 378.14
Caryova M.I., Stecenko I.A. FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION. In work the content of category «information competence» is considered. Main objectives of training according to the system and information concept, the competences connected with information competence are allocated. It is analysed influences of information of education on the basis of a kompetentnostny approach in process formation of information competence of graduates.
Key words: information, information competence, higher education, continuous education, information competences, information technologies.
М.И. Царёва, соискатель, ст. преп. каф. информатики Таганрогского гос. педагогического института им. А.П. Чехова, г. Таганрог, E-mail: [email protected]; И.А. Стеценко, д-р пед. наук, доц., декан фак-та информатики и управления Таганрогского гос. педагогического института им. А.П. Чехова, г. Таганрог, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе рассматривается содержание категории «информационная компетентность». Выделены основные цели обучения в соответствии с системно-информационной концепцией, компетенции, связанные с информационной компетентностью. Проанализировано влияния информатизации образования на основе компетентно-стного подхода в процессе формировании информационной компетентности выпускников.
Ключевые слова: информация, информационная компетентность, высшее профессиональное образование, непрерывное образование, информационные компетенции, информационные технологии.
Формированию и развитию педагога-профессионала как активного субъекта образовательного процесса сегодня придается большое значение, в частности в разрабатываемых профессиональных стандартах педагогической деятельности. В связи с этим разрабатываются новые подходы к определению целей, задач и принципов профессионального образования, обосновывается необходимость пересмотра содержания образования, разрабатываются новые формы, средства и методы обучения с позиций компетентностного подхода. Компетентность определяется как новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Состояние и перспективы развития образовательной среды показывают настоятельное требование подходить к ним с позиций современной теории коммуникации и использования информационных и коммуникационных средств. Именно они стоят в основании формирования нового информационного общества, определяют динамику развития сетевых технологий, оказывают влияние на технические (аппаратно-программные) средства и определяю широкую практику внедрения компьютерно-опосредованной коммуникации во все сферы жизни, в том числе и в образование.
Внедрение новых информационных коммуникационных технологий в учебный процесс вузов приобретает значение основы для становления принципиально новой формы образования, опирающейся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами, самообразовательную активность человека и уровень информационной компетентности [1].
По мнению О.Е. Лебедева, одним из изменений в обществе, которое существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе и к вузу, заключается в развитии процессов информатизации [2].
И.А. Зимняя выделяет понятие «компетенции в области информационных технологий», в их состав входят: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, Интернет-технологией [3].
М.Б. Лебедева и О.Н. Шилова оперируют понятием ИКТ-ком-петентность, рассматривая ее как ключевую компетенцию современного человека, проявляющуюся в деятельности при ре-
шении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникации, Интернета и т.д. [4].
В сфере образования актуальна проблема формирования информационной компетентности специалистов.
Специфической особенностью информационной компетентности является непрерывность. Начальные умения закладываются в школе и продолжают своё развитие в вузе по нарастающей.
Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «Информатика». Учитывая размытость границ научной области информатики, и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, помогут сформировать их системное мировоззрение, и позволят им овладеть современными информационными технологиями [5].
Приоритетными направлениями изучения информатики в школе являются информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Предлагаемая концепция школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного анализа и использовании для их реализации компьютерных технологий. Системно-информационная концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, возникающих в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом акцент делается на развитии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Следует заметить: развитие мышления является целью преподавания любого школьного предмета, но ни в одном из них не применяется системный подход. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, - это именно та дисциплина, в которой реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося.
Практическая же часть курса направлена на освоение навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
В качестве основных целей обучения в соответствии с системно-информационной концепцией выделяются следующие:
• формирование информационной культуры школьника, уровень которой определяют по системе базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира; по знаниям и умениям работы с информацией на основе системного подхода; умениям применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов;
• развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, в том числе проектной деятельности,
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• развитие и формирование информационной компетентности;
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Определим цели обучения на базовом уровне:
• формирование у учащегося системы базовых знаний по информатике;
• освоение базовой информационной технологии работы в операционной системе, в графическом редакторе, в текстовом процессоре, в табличном процессоре, в системе управлении базой данных;
• освоение коммуникационной технологии в глобальной сети Интернет;
• формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
• освоение информационной технологии моделирования и среде графического редактора, в текстовом процессоре, и системе управления базой данных.
• ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;
• формирование фундамента информационной культуры учащегося;
• развитие системного мышления, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащегося;
Библиографический список
• закрепление приобретенных на предыдущих уровнях обучения системы базовых знаний в образовательной области «Информатика»;
• приобретение профессиональных навыков использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной, в том числе проектной, деятельности с соблюдением этических и правовых норм;
• закрепление и расширение исследовательских умений при компьютерном моделировании объектов и процессов.
Особое внимание необходимо уделять формированию и развитию информационной компетентности у студентов. Представляется, что необходимо так изменить содержание профессиональной подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания, но и достаточный уровень информационной компетентности, а, следовательно, и информационной культуры. Предметная область «Информатика» должна занять место особого синтезирующего «метапредмета» в некоторой совокупности изучаемых учебных дисциплин.
Продолжение формирования информационной компетентности происходит при обучении в вузе. Область профессиональной деятельности бакалавров: образование, социальная сфера, культура. Объекты профессиональной деятельности бакалавров: обучение, воспитание, развитие; образовательные системы.
Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование «История» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая; культурно-просветительская; научно-исследовательская. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
По нашему мнению, информационная компетентность формируется при изучении дисциплин «Математика и информатика», «Компьютерные технологии в образовании», «Основы математической обработки информации».
Выделим компетенции, которые указаны в ФГОС ВПО, связанные с информационной компетентностью:
• способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
• владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
• готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного учебного учреждения (ПК-2);
• способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое самоопределение обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
• способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
• способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).
Перечисленные компетенции входят в состав информационной компетентности. Формирование информационной компетентности учителя является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе.
1. Стеценко, И.А. Проблемы информатизации профессионального образования / И.А. Стеценко, М.И. Царёва. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH, 2012.
2. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - №5.
3. Зимняя, И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания: сб. статей / под общ. ред. И.А. Зимней. - М., 2003
4. Лебедева, М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать // Информатика и образование. - 2004. - №3.
5. Кузьминов, Я.И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник образования. - 2007. - № 7.
Bibliography
1. Stecenko, I.A. Problemih informatizacii professionaljnogo obrazovaniya / I.A. Stecenko, M.I. Caryova. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH, 2012.
2. Lebedev, O.E. Kompetentnostnihyj podkhod v obrazovanii // Shkoljnihe tekhnologii. - 2004. - №5.
3. Zimnyaya, I.A. lerarkhichesko-komponentnaya struktura vospitateljnoyj deyateljnosti // Vospitateljnaya deyateljnostj kak objhekt analiza i ocenivaniya: sb. stateyj / pod obth. red. I.A. Zimneyj. - M., 2003
4. Lebedeva, M.B. Chto takoe IKT-kompetentnostj studentov pedagogicheskogo universiteta i kak ee formirovatj // Informatika i obrazovanie. -2004. - №3.
5. Kuzjminov, Ya.I. Professionaljnihyj standart pedagogicheskoyj deyateljnosti (proekt) // Vestnik obrazovaniya. - 2007. - № 7.
Статья поступила в редакцию 02.11.12
УДК 159.99
Chernyaeva A.V. PROBLEMS COMMUNICATION-PERSONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN PRESCHOOL AGE. The article considers the problem of communication - personal development of preschool children with a description of psychological conditions, in particular the influence of the style of upbringing on interpersonal relations of preschool children with their peers. The author analyses the situation and make decisions to improve on the optimization of psychological conditions of communication - personal development tools stone therapy older preschoolers.
Key words: psychological conditions, educational strategy of the family, status groups, interpersonal relationships preschoolers, stone therapy
А.В. Черняева, соискатель ВолГУ, г. Волгоград, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается проблема коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с описанием психологических условий, в частности влияния стиля семейного воспитания на межличностные отношения детей дошкольного возраста со сверстниками. Автор анализирует состояние и принимает решения по оптимизации психологических условий коммуникативно-личностного развития старших дошкольников средствами камнетерапии.
Ключевые слова: психологические условия, воспитательная стратегия семьи, статусная группа, межличностные взаимоотношения дошкольников, камнетерапия.
Одной из первостепенных проблем педагогической психологии является выявление связей развития личности ребенка с его коммуникативными нарушениями в процессе межличностных взаимоотношений со сверстниками. Можно выделить две наиболее существенные причины особого внимания психологов к этой проблеме.
Первая причина состоит в научно-теоретическом осмыслении этой проблемы.
Данные современной отечественной и зарубежной психологии располагают большим количеством исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития дошкольников, в том числе согласованного воспитания личности и формирования продуктивной социально - ценностной самореализации на всех возрастных этапах. Эти аспекты анализировались в контексте специфики старшего дошкольного возраста как важного периода коммуникативно-личностного развития.
Эти аспекты анализировались в контексте специфики старшего дошкольного возраста как важного периода коммуникативно-личностного развития.
Многие вопросы, касающиеся взаимного влияния процессов происходящих в семье и коммуникативно-личностных особенностей у детей, в течение ряда лет привлекали внимание представителей различных сфер науки: медицины (А. И. Захаров, М. Клаус, Дж. Кеннел, М. Льюис, М. Оден, У. Серз, М. Серз), педагогики (А. Бертин, Н. А. Гительсон, Е. О. Комаровский), в том числе психологов (Л.И. Божович, Л.А.Венгер, Л.С. Выготский, И.М. Марковская, Н.А. Рождественская, Е.О. Смирнова, Н.Ю. Синягина, А.З. Шапиро). А.И. Захаровым была показана взаимосвязь семейного воспитания и невротизации у детей. А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллером было установлено внутрисемейные отношения в семьях детей с высокой общей физической и вербальной агрессивностью, негативизмом характеризуются нарушением воспитательно-развивающих, хозяйственно-бытовых, супружеских аспектов внутрисемейных отношений. Связь семьи и её влияние на формирование личности ребёнка, обсуждалась в работах зарубежных авторов: А. Адлера, Дж. Боулби, Дж. Болдуина, А. Бандуры, Т.А. Думитрашку, П.К. Керша, Р.У. Ричардсона, В.Сатир, Р. Хесса, В. Шипмана, А. Фрейд, З. Фрейда, Э. Эриксона и других. В данных работах наблюдается тенденция к выявлению степени связи развития
коммуникативных навыков и становления личности дошкольников от характеристики личности родителя.
В более развернутом смысле процесс коммуникативно-личностного становления старшего дошкольника: его поступков, внутреннего стремления приобретения собственного опыта, мировоззрения, направленности характера, способностей, интересов и предпочтений является частью личностного развития, формируемого под влиянием оценок и контроля взрослого, когда старший дошкольник начинает замечать ошибки в своей деятельности и в работе других и в то же время выделять образцы для подражания [1, с. 119]
По утверждению А.В. Петровского, возрастное развитие личности, предполагает наличие двух типов психологических закономерностей, при этом источником выступает противоречие между потребностью личности в персонализации (потребностью быть личностью) и объективной заинтересованностью референтных для человека общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям и условиям развития данных общностей.
С одной стороны закономерности развития личности являются неотъемлемой частью жизнедеятельности индивида в результате вхождения в новые референтные группы, выступающие в качестве институтов его социализации (семья, детский сад, школа, трудовой коллектив и т.д.) и следствием изменения его социальной позиции внутри относительно стабильной группы.
С другой стороны, по утверждению А.В. Петровского, переход на следующую возрастную стадию детерминирован особенностями развития общества, что стимулирует формирование у ребенка соответствующей мотивации. Развитие личности связано с ее самоопределением, с типом и способом разрешения противоречий с социальной действительностью, собственной жизнью, окружающими людьми [2, с. 25].
По авторитетному мнению Л.И. Божович, становление личности ребёнка в дошкольный период, характеризуется не однозначностью, амбивалентностью, двойственностью, что проявляется в переживаниях дошкольника интереса к взаимодействию со взрослыми, сверстниками и одновременно неуверенностью в себе, боязнью вступить в непосредственный контакт с ними. Такое состояние наблюдается в случаях отсутствия у детей достаточного опыта общения и часто ведет к негативным последствиям в личностном развитии ребенка [3, с. 113].