Научная статья на тему 'Методы обучения информатике в начальной школе с использованием электронного образовательного ресурса'

Методы обучения информатике в начальной школе с использованием электронного образовательного ресурса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1094
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова А. В.

В данной статье рассматривается использование методов обучения информатике младших школьников с применением электронного образовательного ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы обучения информатике в начальной школе с использованием электронного образовательного ресурса»

работу. В результате изучения данных модулей, в соответствии с таксономией Блума, студенты проходят все шесть уровней обучености, начиная с уровня знаний и заканчивая уровнем оценки, характеризующийся оцениванием логики построения материала, соответствием вывода имеющимся данным, значимостью того или иного продукта деятельности. Таким образом, контрольная работа, выполненная в форме проекта, реализует педагогический контроль и выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, обучающую, диагностическую, как для отчитывающегося студента, так и для всей группы. Затронутый вопрос о контрольной работе как аспекте теоретической составляющей курса теории и методики обучения информатике, которому уделяется внимание в процессе методической подготовки будущих учителей информатики, позволяет им ориентироваться в своей педагогической деятельности как в проектировании и проведении отдельных тем, так и в выборе определенных известных методических концепций.

Список использованных источников

1. Малеев В. В. Общая методика преподавания информатики: учеб. пособие. — Воронеж, 2005.

2. Малеева А. А. Практикум по методике преподавания информатики. — Воронеж, 2006.

3. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998.

А. В. Иванова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Методы обучения информатике в начальной школе с использованием электронного образовательного ресурса

В данной статье рассматривается использование методов обучения информатике младших школьников с применением электронного образовательного ресурса.

В настоящее время выпускник школы должен обладать широким кругозором, прочными знаниями, быть способным ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. Сформировать эти качества помогает предмет «Информатика», так как на уроках школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные решения, получать новую информацию, обрабатывать ее, делать соответствующие выводы. Данный предмет, несомненно, обладает собственной методикой обучения, имеет свою структуру и содержание. В начальной школе он носит пропедевтический характер и направлен на изучение первоначальных знаний основ информатики, ее фундаментальных понятий. Помимо этого информатика имеет большое количество межпредметных связей, является стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий [1]. Поэтому особенно актуально уже в младшем школьном возрасте сформировать познавательный интерес учащихся к данному предмету. В условиях информационного общества эффективным средством для решения рассматриваемого вопроса является использование на уроках компьютерных средств обучения.

Автором разработан электронный образовательный ресурс «Информатика в начальной школе» [2], апробация которого проходила в общеобразовательных учреждениях г. Йошкар-Олы и Республики Марий Эл. При проведении уроков с использованием данного ресурса применялись следующие методы обучения.

Объяснительно-иллюстративный. Учитель сообщает учебный материал с помощью практического показа выполнения задания в электронном ресурсе, сопровождающегося словесным объяснением. Учащиеся в это время воспринимают готовую информацию, осознают ее и запоминают. Например, рассмотрим урок в 1 классе по теме «Цвет предметов». Учитель с помощью проектора проецирует на экран задание из электронного ресурса (см. рис. 1).

В нем необходимо, уловив закономерность в цветовой палитре предметов, правильно продолжить ряд. Для того чтобы определить цвет очередной фигуры, педагог проговаривает весь ряд, выделяя интонацией цветовой период, а именно: «красный, синий» (пауза), «красный, синий» (пауза) и т. д. Затем учитель в палитре выбирает щелчком мыши необходимый цвет и нажимает на флажок. При таком методе познавательная деятельность учеников сводится к запоминанию определенных ситуаций.

Репродуктивный метод предполагает, что учитель объясняет новую информацию, а учащиеся усваивают ее, могут повторить. Ученик выполняет задания по алгоритму, инструкции или правилу, сходному с представленным педагогом образцом. Для этого в ЭОР включены тренировочные упражнения, целью которых является повторение действий или операций для выработки умений и навыков. Сложность их постепенно растет, за счет чего повышается творческая самостоятельность учащихся. Так, например, на уроке во 2 классе по теме «Ветвление» школьники выполняют упражнение по образцу или по схеме алгоритма (см. рис. 2).

А. В. Иванова

17

Эм^мронннй обрлмаатехьпый ресурс _

угр г г ц

0Л&* ы&У'лъНЪьЛ и Н0Ю^ЛІй і*ї ї: ¡'¿й^ііЛ-ЬН&іі +і#і\у.Лі-

Раїдел І. Отличите лъныт ПрШМаКН Н СйСГЗВНЬЬ* чи™ преДЧ^ТС'В

Ург.*' І и не- Прелме-ОЕ

іадліч= І Расіграчь предмет п^Я юдрщим цп*Т9м

Биінзтепьнп пл смотри із рисуна* Вы я мі заьпкомернасть Выйерн цвет в пзлктэе и нажми на мггп -гппі'1 кислі пй мьп.. і' ';і-гм ..,ггк-ін пг пред и п ту. который іочріцб. ппір л.гнті. п їиґірзінії.і*

цїєг

чтоОь проверить результат. нагши кноп^ ‘Проверь с в Яр" Если ошибся или хочешь #ыполнить їзданив еше рзі, нажми кнопку ‘вдчат* їаиоао’

л I

ПьіІирпІЦцІ

>

Рис. 1. Фрагмент задания для 1 класса

Рис. 2. Фрагмент задания для 2 класса

Правильное выполнение задания свидетельствует об усвоении учебного материала. Благодаря присутствующей в ресурсе возможности выполнить задания несколько раз, прочность получения знаний многократно увеличивается. При возникновении проблем учитель может продемонстрировать выполнение задания на экране, а учащиеся параллельно выполняют его на компьютерах.

Проблемный метод, суть которого заключается в том, что педагог ставит перед учениками проблему и сам показывает путь ее решения, отмечая возникающие противоречия. Например, рассмотрим урок в 4 классе по теме «Правило ЕСЛИ — ТО». Учитель, используя проектор, демонстрирует на экране задание из электронного ресурса (см. рис. 3). Рассуждая вслух, педагог заполняет схемы. Ученики усваивают этапы выполнения, наблюдая за логикой решения проблемы педагогом. При этом они воспринимают, осознают, запоминают учебный материал.

Рис. 3. Фрагмент задания для 4 класса

Частично-поисковый — это метод, при котором часть знаний сообщает преподаватель или дается в ресурсе, а часть учащихся добывают самостоятельно, выполняя проблемные задания. Так, например, в 3 классе на уроке «Аналогия (На что похоже?)», выполняя в электронном ресурсе задание «Расставь человечков по подсказкам сверху» (см. рис. 4), ученикам дается часть правила, по которому необходимо его выполнить.

Рис. 4. Фрагмент задания для 3 класса

Длительность работы учащихся за компьютером не превышала 15 минут, что соответствует санитарным нормам и возрастным особенностям младших школьников. Во время проведения уроков с использованием ресурса «Информатика в начальной школе» было замечено, что у учащихся активизируется учебная деятельность, что ведет к повышению уровня сформированности познавательного интереса учеников. Это, в конечном счете, приводит к эффективности усвоения знаний младших школьников.

Список использованных источников

1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. — Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/. — Загл. с экрана.

2. Попов Н. И., Иванова А. В. Электронный курс для изучения информатики в начальной школе [Текст] // Начальная школа. — 2010. — № 2. — С. 39-43.

О. В. Ключникова

Самарский филиал Московского городского педагогического университета, г. Самара

Психолого-педагогическая парадигма модульного обучения.

Состав и структура модуля

Статья посвящена психолого-педагогической парадигме модульного обучения. Раскрыты основные понятия состава и структуры модуля.

Модульное обучение обеспечивает образовательные возможности ученика в соответствии с его потребно -стями.

Для эффективного обучения предполагается разнообразная организация учебной деятельности учащегося, при которой он сам оперирует учебным содержанием, где идет сознательное усвоение материала и развитие интеллекта.

Новая парадигма модульного обучения — учащийся учится сам, преподаватель осуществляет мотивационное управление обучением. Меняется роль преподавателя, она мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует учащегося.

Сердцевиной модульного обучения является учебный модуль. Модуль обеспечивает развитие у учащихся интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умение управлять учебно-познавательной деятельностью [3].

Модуль обеспечивает программированное обучение — идея активности учащегося идет в определенной логике, на основе самоконтроля, индивидуализированного темпа, ритма учебно-познавательной деятельности.

Модуль основывается на теории поэтапного формирования умственных действий — ориентировочная основа деятельности. В модуле заложен кибернетический подход — идея гибкого управления деятельностью учащегося.

Модуль — это средство, целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.

Как правило, в модуле выделяют три компонента:

Первый — информационный блок.

Второй — целевая программа действия.

Третий — советы учителя.

Модульное обучение базируется на многих теориях:

• теория развивающего обучения (ученик должен учиться в зоне ближайшего развития);

• программированное обучение (ученик работает активно в своем ритме);

• интенсивное обучение.

Модульное обучение состоит из следующих компонентов:

• мотивационный (потребность, интересы, мотивы);

• ориентировочный (принятие цели, ее планирование и прогнозирование);

• содержательно-операционный (система ведущих знаний, факты, законы);

• оценочный (самооценка и контроль).

Модульное обучение переводит авторитарное управление в мягкое. Этот метод может быть использован как при изучении нового материала, так и при обобщении ранее изученного.

В процессе познания какого-либо явления у человека должно появиться чувство, что он понял, усвоил изучаемое. При подготовке диалогической части учебного модуля преподаватель вычленяет и структурирует ос -новное содержание учебного материала для разбивки его на части. При этом необходимо учитывать, что подача

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.