Длительность работы учащихся за компьютером не превышала 15 минут, что соответствует санитарным нормам и возрастным особенностям младших школьников. Во время проведения уроков с использованием ресурса «Информатика в начальной школе» было замечено, что у учащихся активизируется учебная деятельность, что ведет к повышению уровня сформированности познавательного интереса учеников. Это, в конечном счете, приводит к эффективности усвоения знаний младших школьников.
Список использованных источников
1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. — Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/. — Загл. с экрана.
2. Попов Н. И., Иванова А. В. Электронный курс для изучения информатики в начальной школе [Текст] // Начальная школа. — 2010. — № 2. — С. 39-43.
О. В. Ключникова
Самарский филиал Московского городского педагогического университета, г. Самара ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Состав и структура модуля
Статья посвящена психолого-педагогической парадигме модульного обучения. Раскрыты основные понятия состава и структуры модуля.
Модульное обучение обеспечивает образовательные возможности ученика в соответствии с его потребно -стями.
Для эффективного обучения предполагается разнообразная организация учебной деятельности учащегося, при которой он сам оперирует учебным содержанием, где идет сознательное усвоение материала и развитие интеллекта.
Новая парадигма модульного обучения — учащийся учится сам, преподаватель осуществляет мотивационное управление обучением. Меняется роль преподавателя, она мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует учащегося.
Сердцевиной модульного обучения является учебный модуль. Модуль обеспечивает развитие у учащихся интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умение управлять учебно-познавательной деятельностью [3].
Модуль обеспечивает программированное обучение — идея активности учащегося идет в определенной логике, на основе самоконтроля, индивидуализированного темпа, ритма учебно-познавательной деятельности.
Модуль основывается на теории поэтапного формирования умственных действий — ориентировочная основа деятельности. В модуле заложен кибернетический подход — идея гибкого управления деятельностью учащегося.
Модуль — это средство, целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.
Как правило, в модуле выделяют три компонента:
Первый — информационный блок.
Второй — целевая программа действия.
Третий — советы учителя.
Модульное обучение базируется на многих теориях:
• теория развивающего обучения (ученик должен учиться в зоне ближайшего развития);
• программированное обучение (ученик работает активно в своем ритме);
• интенсивное обучение.
Модульное обучение состоит из следующих компонентов:
• мотивационный (потребность, интересы, мотивы);
• ориентировочный (принятие цели, ее планирование и прогнозирование);
• содержательно-операционный (система ведущих знаний, факты, законы);
• оценочный (самооценка и контроль).
Модульное обучение переводит авторитарное управление в мягкое. Этот метод может быть использован как при изучении нового материала, так и при обобщении ранее изученного.
В процессе познания какого-либо явления у человека должно появиться чувство, что он понял, усвоил изучаемое. При подготовке диалогической части учебного модуля преподаватель вычленяет и структурирует ос -новное содержание учебного материала для разбивки его на части. При этом необходимо учитывать, что подача
учебного материала для проработки его учащимися на каждом уроке делится определенными порциями, в которых в краткой, емкой форме заключено содержание всей темы. Учебный материал, требующий проработки, готовится преподавателем на трех уровнях сложности: простой, средней сложности и сложный. Право выбора одного из трех уровней остается за каждым учеником [2]. Традиционно преподаватель сам определяет степень сложности заданий для учащегося. Отдельно готовятся задания проблемного характера, требующие переноса знаний. Такие задания рассчитаны на поиск, исследование. Важным моментом является то, что задания исследовательского характера предлагаются учащимся, выполнившим задания программного материала любого уровня сложности, т. е. практически каждому. При планировании уроков этой части преподаватель обращает внимание на обеспечение диалогического общения учащихся. Содержание учебного материала при этом выступает в качестве предмета средства диалогического общения учащихся.
Следует отметить четыре особенности учебного модуля:
• обучение и учение являются развивающими;
• подготовительным для выхода на итоговую часть модуля;
• обучение репродуктивного характера сочетается с проблемным, поисковым, исследовательским обучением;
• преимущественно используются активные формы обучения, построение на диалоге, общение учащихся друг с другом.
Итоговой частью модуля является контроль. Эта часть предназначена для контроля, проверки, оценки знаний, умений, навыков, сформированных в процессе познавательной деятельности учащихся в диалогической части. Чаще используют формы контроля:
• самоконтроль;
• взаимоконтроль;
• контроль учителя.
Самоконтроль — осуществляет сам учащийся. Он сравнивает результат с эталоном и сам себя оценивает.
Взаимоконтроль — когда учащийся проверяет работу партнера и оценивает.
Контроль учителя — входной, текущий, выходной.
В модульной технологии оценивается выполнение каждого УЭ. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Получить хорошую оценку — одна из главных мотиваций при модульной технологии. Учащийся четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: учеб. пособие. — М., 2001.
2. Шафрин Ю. А. Информационные технологии. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. — 320 с.
3. ЮцявиченеП. А. Теория и практика модульного обучения. — Каунас, 1989. — 286 с.
В. Ю. Лыскова
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, г. Тамбов Информационно-поисковая система «Прикладная информатика»
КАК ИНСТРУМЕНТ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОГРАММ И КОМПЕТЕНЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ
Рассматриваются принципы и технологии создания информационно-поисковой системы «Прикладная информатика», две группы компетенций: общекультурные и профессиональные, приводятся результаты поискового запроса «Все профессиональные компетенции», поднимаются вопросы применения информационно-поисковой системы «Прикладная информатика» в работе заведующего кафедрой.
На современном этапе модернизации российского образования одним из приоритетных направлений государственной политики является повышение качества профессионального образования. Содержание образования должно обеспечивать формирование личности, способной к саморазвитию и приспособляемости к требованиям рынка.
Динамичность и инновационность сферы информационных технологий требует постоянного обновления учебных программ и содержания по ИТ-дисциплинам.
Согласно реализованному в ФГОС ВПО компетентностному подходу, в стандарте подготовки 230700 представлены 2 группы компетенций: общекультурные компетенции (от ОК 1 до ОК 14) и профессиональные (от ПК 1 до ПК 22).