Научная статья на тему 'Информационно-поисковая система «Прикладная информатика» как инструмент заведующего кафедрой для анализа программ и компетенций в подготовке ИТ-специалистов'

Информационно-поисковая система «Прикладная информатика» как инструмент заведующего кафедрой для анализа программ и компетенций в подготовке ИТ-специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыскова В. Ю.

Рассматриваются принципы и технологии создания информационно-поисковой системы «Прикладная информатика», две группы компетенций: общекультурные и профессиональные, приводятся результаты поискового запроса «Все профессиональные компетенции», поднимаются вопросы применения информационно-поисковой системы «Прикладная информатика» в работе заведующего кафедрой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-поисковая система «Прикладная информатика» как инструмент заведующего кафедрой для анализа программ и компетенций в подготовке ИТ-специалистов»

учебного материала для проработки его учащимися на каждом уроке делится определенными порциями, в которых в краткой, емкой форме заключено содержание всей темы. Учебный материал, требующий проработки, готовится преподавателем на трех уровнях сложности: простой, средней сложности и сложный. Право выбора одного из трех уровней остается за каждым учеником [2]. Традиционно преподаватель сам определяет степень сложности заданий для учащегося. Отдельно готовятся задания проблемного характера, требующие переноса знаний. Такие задания рассчитаны на поиск, исследование. Важным моментом является то, что задания исследовательского характера предлагаются учащимся, выполнившим задания программного материала любого уровня сложности, т. е. практически каждому. При планировании уроков этой части преподаватель обращает внимание на обеспечение диалогического общения учащихся. Содержание учебного материала при этом выступает в качестве предмета средства диалогического общения учащихся.

Следует отметить четыре особенности учебного модуля:

• обучение и учение являются развивающими;

• подготовительным для выхода на итоговую часть модуля;

• обучение репродуктивного характера сочетается с проблемным, поисковым, исследовательским обучением;

• преимущественно используются активные формы обучения, построение на диалоге, общение учащихся друг с другом.

Итоговой частью модуля является контроль. Эта часть предназначена для контроля, проверки, оценки знаний, умений, навыков, сформированных в процессе познавательной деятельности учащихся в диалогической части. Чаще используют формы контроля:

• самоконтроль;

• взаимоконтроль;

• контроль учителя.

Самоконтроль — осуществляет сам учащийся. Он сравнивает результат с эталоном и сам себя оценивает.

Взаимоконтроль — когда учащийся проверяет работу партнера и оценивает.

Контроль учителя — входной, текущий, выходной.

В модульной технологии оценивается выполнение каждого УЭ. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Получить хорошую оценку — одна из главных мотиваций при модульной технологии. Учащийся четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Список использованных источников

1. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: учеб. пособие. — М., 2001.

2. Шафрин Ю. А. Информационные технологии. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. — 320 с.

3. ЮцявиченеП. А. Теория и практика модульного обучения. — Каунас, 1989. — 286 с.

В. Ю. Лыскова

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, г. Тамбов Информационно-поисковая система «Прикладная информатика»

КАК ИНСТРУМЕНТ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОГРАММ

И компетенций в подготовке ИТ-специалистов

Рассматриваются принципы и технологии создания информационно-поисковой системы «Прикладная информатика», две группы компетенций: общекультурные и профессиональные, приводятся результаты поискового запроса «Все профессиональные компетенции», поднимаются вопросы применения информационно-поисковой системы «Прикладная информатика» в работе заведующего кафедрой.

На современном этапе модернизации российского образования одним из приоритетных направлений государственной политики является повышение качества профессионального образования. Содержание образования должно обеспечивать формирование личности, способной к саморазвитию и приспособляемости к требованиям рынка.

Динамичность и инновационность сферы информационных технологий требует постоянного обновления учебных программ и содержания по ИТ-дисциплинам.

Согласно реализованному в ФГОС ВПО компетентностному подходу, в стандарте подготовки 230700 представлены 2 группы компетенций: общекультурные компетенции (от ОК 1 до ОК 14) и профессиональные (от ПК 1 до ПК 22).

Профессиональные компетенции должны обеспечить конкурентоспособность выпускника на рынке труда, тогда как общекультурные компетенции призваны работать на формирование личностных качеств.

Содержание профессиональных компетенций формируется под влиянием внешних и внутренних факторов:

• социального заказа регионального рынка труда;

• требований государственного образовательного стандарта;

• требований работодателей к профессиональной квалификации;

• технологий обучения через компоненты: технологический, методический, организационный;

• деятельности преподавателя и студента;

• бурного развития информационных технологий (ИТ).

Для успешной реализации образовательного процесса важное значение приобретает анализ заведующим кафедрой программ учебных дисциплин, учебной и производственной практик, подготовки выпускной работы и других видов деятельности студентов-информатиков.

Разработанная ИПС «Прикладная информатика» отвечает принципам: производительность и готовность; минимальные затраты; простота и легкость использования, простота внесения изменений, возможность поиска по всем компетенциям стандарта ГОС ВПО, поиск по рабочим программам, просмотр отобранных документов, построение диаграмм по результатам поисковых запросов; целостность; безопасность.

База данных создана в СУБД MySQL. ИПС разработана на основе интернет-технологий: HTML5, Ajax, Jquery, Css, JSON, навигация по разделам осуществляется с помощью меню и гиперссылок.

На основе технологии HTML5, технологии Web Forms 2.0 создан интерактивный графический интерфейс форм и элементов.

База данных ИПС по направлению подготовки бакалавров 230700 «Прикладная информатика» содержит 46 рабочих программ дисциплин, материалы Итоговой государственной аттестации (ИГА), методические рекомендации к выпускной работе, программы практик. По результатам поиска формируемых профессиональных компетенций строятся диаграммы (рис.).

Диаграмма показывает экспертную оценку профессиональных компетенций, которую заведующий кафедрой получает из ИПС на основе рабочих программ преподавателей. Максимальное количество программ для приведенной ИПС — 46.

Профессиональные компетенции

Результат поискового запроса «Все профессиональные компетенции»

Так, ПК-15 (способен проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач) формируется при изучении курсов — проектирование информационных систем, программная инженерия.

Анализ полученных данных не является предметом рассмотрения данной публикации, мы предлагаем ИПС как инструмент, позволяющий проводить количественную оценку формируемых компетенций на основе программ подготовки ИТ-специалистов.

Информационно-поисковая система «Прикладная информатика» предназначена для заведующего кафедрой, может быть полезна специалистам в области профессионального обучения, педагогам, студентам и аспирантам.

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 12-07-00512).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.