РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Н И.И. Борисова
Аннотация. В статье представлен поэтапный механизм планирования и реализации образовательного процесса в рамках технологии модульного обучения. Модульная технология представлена как необходимый элемент в системе инновационного подхода при создании педагогических условий, становлении ключевых ком-петентностей учащихся. Предлагается к рассмотрению опыт реализации экспериментальной работы по формированию универсальных учебных действий, начатой в 2004 г. и представляющей особый интерес в связи с переходом к стандартам второго поколения.
Ключевые слова: педагогические условия, модульная технология, карта-проект, технологическая карта, учебный элемент, дидактический модуль, универсальные учебные действия, компетентность.
Summary. The article presents the step by step method of planning and implementing the educational process in the framework of modular training technologies. Modular technology is presented as an essential element in the system of innovational approach in creation of key student competences .It also proposes to review the implementation experience of experimental studies on forming universal training techniques, launched in 2004, which are of special interest in transferring to the standards of the second generation.
Keywords: pedagogical conditions, modular technology, flow-process diagram, flow sheet, training element, didactic module, universal training techniques, competence.
61
Для успешного формирования мировоззрения школьника, по утверждению Л.С. Выготского, следует «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования» [1].
Педагогические условия - это создаваемые педагогом обстоятельства, способствующие образованию у обучаемого внутренних психологических условий, побуждающих его к самораз-
витию. Стандарт основного общего образования предусматривает для становления ключевых компетентностей (универсальных учебных действий (УДД) - терминология ФГОС) российских старшеклассников создание следующих педагогических условий: гуманизация всей школьной деятельности; обеспечения сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования; учета индивидуальных особенностей обучающихся, включая школьников с ограни-
62
ченными возможностями здоровья; конструирования развивающей образовательной среды; организации активной учебно-познавательной деятельности обучающихся [2].
Система отечественного школьного образования, представляющая каждой личности достаточно высокий уровень базовых знаний во всех областях науки, далеко не всегда формирует у учащихся умение эффективно их применять в непредвиденных обстоятельствах.
При таком взгляде на проблему учащийся выступает субъектом обучения, а педагог не воспитывает его, не учит, но активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность и создает условия для самодвижения.
Именно поэтому одним из важнейших педагогических условий формирования ключевых компетентностей выпускников школ является обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования [3].
С 1 сентября 2013 г. начнется переход на стандарты второго поколения для основной школы, предусматривающий планирование учителями не только предметных, но и метапред-метных и личностных результатов. А это предусматривает определение номенклатуры и содержания универсальных учебных действий: сочетание репродуктивной и исследовательской, поисковой и творческой деятельности обучаемого; переход к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, поиска, исследования.
Сегодня в арсенале педагогической науки существует множество об-
разовательных технологий, основной целью которых является развитие учащихся и позволяющих оптимизировать процесс обучения. Одной из наиболее эффективных и распространенных современных технологий является технология модульного обучения, в которую входят: целевой план действий («функциональность»), банк информации («учебное содержание») и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей («технология»), а также инструментарий текущего, рубежного (промежуточного) и итогового контроля.
Именно технологию модульного обучения мы положили в основу экспериментальной работы по модернизации учебно-воспитательного процесса в МОУ СОШ № 17 г. Липецка, начатой в 2004 г. За шесть лет экспериментальной работы педагогическим коллективом школы было разработано учебно-методическое обеспечение реализации модульного обучения как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному образовательному стандарту.
Модульная программа, разработанная в процессе эксперимента, предназначена для всех педагогов-предметников школы. Технологический подход при ее создании представляет собой конструирование и реализацию поэтапного, пошагового продвижения учащихся к определенному результату. В основе программы лежит совокупность целей образования, имеющая динамический характер и направленная на формирование ключевых компетенций. Составление модульной программы всегда начинается с осознания учителем требований государственного стандарта, вы-
Преподаватель XX
1 / 2013
деления основных научных идей курса, внутри которых формулируются цели изучения тем и отдельных уроков. Лишь затем учебное содержание структурируется вокруг этих идей в определенные блоки.
Первый шаг - создание карты-проекта, где учитель разбивает материал курса на тематические модули, согласно учебно-годового графика по пяти периодам и формулирует комплексную дидактическую цель. Здесь необходимо помнить о том, что каникулы не должны разрывать тему, так как это создает неудобство в освоении материала учащимися, а также в контроле усвоения данного материала. Единицей планирования учебно-познавательной деятельности является не отдельный урок, а система уроков по усвоению содержания, выделенного и структурированного в рамках крупной темы курсы (тематический модуль). И.Б. Сен-новский предлагает взять за временную единицу учебную неделю, только не традиционную, содержащую один или два урока по предмету, а модульную, длительностью не менее четырех уроков. При таком подходе нет необходимости предъявлять ученикам новый материал малыми порциями, следовательно, нет необходимости брать в качестве единицы содержания параграф, а лучше использовать учебную тему как единицу содержания учебного материала. При подобной организации учебно-воспитательного процесса всегда найдется время для перевода знаний и умений - в навыки. Формирование УУД к концу учебной темы станет фундаментом для развития способностей учащихся в следующей учебной теме.
В начале обучения каждому учащемуся представляется карта-проект, разработанная на длительный этап обучения (учебный год, весь период обучения предмету и т.п.). Учитель знакомит учащихся с комплексной дидактической целью, которую учащийся должен понять и принять как лично значимый и ожидаемый результат. Комплексная дидактическая цель реализуется через содержание всей модульной программы. Для достижения эффективной реализации модульного обучения в области преподавания предметных дисциплин дидактические цели формулируются в виде требований к деятельности, которой должен овладеть учащийся в результате обучения, то есть в форме компетенций.
В стандарты второго поколения включено более 100 универсальных учебных действий. Корректно оценить уровень сформированности такого числа компетенций у учащихся невозможно, поэтому мы отобрали основные и наиболее значимые по результатам констатирующего эксперимента. При отборе мы руководствовались следующими правилами исключения некоторых УУД:
• частично пересекающие УУД, которые незначительно отличаются по формулировкам, а по признакам проявления пересекают друг друга, создавая избыточность в постановке целей;
• излишне многословные расплывчатые формулировки УУД, не позволяющие корректно перейти к наблюдаемым признакам их проявления и выявить уровни освоения;
• противоречивые УУД, которые, пусть и частично, исключают одновременное освоение обучаемыми.
63
64
Второй шаг - создание технологической карты. За основу мы взяли структуру технологической карты, разработанную В.М. Монаховым. Технологическая карта (ТК), по мнению В.М. Монахова - это «паспорт проекта учебного процесса по теме. Единицей планирования в технологической карте является не отдельный урок, а система уроков. Учебная тема позволяет провести многоаспектное и многовариантное структурирование учебного процесса и представить результаты этого структурирования в виде технологической карты. Границы учебной темы могут включать от 6-8 уроков до 22-24 уроков» [4].
Применительно к модульной технологии ТК, разработанная В.В. Монаховым и доработанная нами в ходе эксперимента, представлена следующими компонентами:
• комплексная дидактическая цель (в которой мы выделяем предметные знания и универсальные учебные действия, так как каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредмет-ных), сформированных не в виде перечня знаний и умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Детализация целей позволяет педагогу получать четкие критерии для выставления оценок при проверке УУД, и каждый учащийся получает определенные ориентиры своего продвижения к более высоким результатам освоения предмета);
• логическая структура;
• диагностика;
• коррекция;
• внеаудиторная деятельность.
Все компоненты органично взаимосвязаны на технологической карте:
- содержание цели определяет содержание диагностики;
- содержание диагностики проверяет полноту представления цели и сформированные УУД на трех уровнях;
- содержание диагностики задает содержание, объем, трудность и сложность компонента дозирования домашних заданий;
- логическая структура-это органичное и динамичное единство содержательного, процессуального и моти-вационного в проекте учебного процесса;
- компонент коррекции - это фактическая программа деятельности учителя с учениками, не прошедшими диагностику.
Технологическая карта включает в себя основные узловые компоненты учебного процесса. Более детальное представление содержательного компонента раскрывается в информационной карте урока (ИКУ).
Третий шаг - это создание учебного модуля, который представляет собой информационную карту урока (ИКУ). ИКУ имеет следующую струк туру:
• учебный элемент;
• учебный материал с указанием заданий;
• руководство по усвоению материала.
Каждый учебный элемент (УЭ) модульного урока - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого эта цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть много (не более восьми), но среди них обязательно должны присутствовать следующие:
Преподаватель
1 / 2013
УЭ-0 - направлен на определение интегрирующей цели и включает в себя: а) учебные цели по данному модулю; б) четко определенные результаты учения; в) нормативы оценки усвоения и сформированности УУД; г) форму итогового контроля и основные вопросы, выносимые на него.
УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д.;
УЭ-2 (и т.д.) - отработка учебного материала;
Завершающий УЭ включает итоговый контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока и сформированности УУД), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным - с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).
ИКУ позволяют учителю осмыслить все стадии проектировочной деятельности, способствуют лучшему пониманию особенностей и закономерностей обучения в данной теме. На уровне урока проявляются методические особенности реализации программ развития, что в дальнейшем приводит к их встраиванию в методическую систему обучения. Более того, и технологическая карта, и информационная карты урока выполняют новые функции в методической жизни школы: они являются продуктами обмена между учителями и объектами тиражирования учительского опыта.
Система информационных карт уроков (ИКУ) составляет дидактический модуль (ДМ = ИКУ1 + ИКУ2 + ИКУ3 + ИКУ4 + ...)
Итак, программа модульного обучения включает следующие компоненты: создание карты-проекта, создание технологических карт по темам, создание дидактических модулей, создание информационных карт уроков. С помощью данной программы достигается определенная «технологизация» обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя.
Продумывается система уроков в модуле:
- образовательный модуль-теория;
- операционный модуль-формирование, совершенствование умений, навыков;
- смешанный модуль, который предложен авторами П.И. Третьяковым, И.Б. Сенновским [5] и доработан нами в ходе эксперимента.
Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность.
Модульную программу обучения мы отнесем к инновационным подходам в конструировании процесса учителем. Концентрация учебного материала предметов и уплотнения времени, варьирования пространственно-временных форм обучения обеспечивает формирование у учащихся системы целостных знаний, качеств личности, отвечающих требованиям сегодняшнего дня.
Модульная программа является одним из условий по формированию УУД, так как она создает единое методическое поле в рамках всех предметов. Во-первых, преодолевается ло-
65
66
скутное образовательное пространство, существование, которого проявляется в резком падении эффективности учебной работы при смене учителя. Во-вторых, формируется целенаправленное системное воздействие на учащегося всего педагогического коллектива, когда ребенку приходится приспосабливаться не только личности каждого преподавателя, но и к его установкам на учебный процесс, требованиям к скорости и качеству выполнения учебных заданий и т.д.
Основными принципами формирования ключевых компетенций школьников в модульной технологии являются: приоритет развивающих целей обучения перед познавательными; проблемное построение содержание образования; деятельностный подход в обучении как непременное условие овладение школьниками содержанием образования; рефлексивная направленность-один из основных механизмов, превращающих действие учащегося в условие формирования компетентности; высокая мотивация, наличие трудных, но реалистичных, привлекательных и значимых для учащихся целей.
Чем раньше ребенок будет погружен в такой способ организации своей деятельности, тем легче ему будет адаптироваться к нему, тем скорее и успешнее он научится учиться.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 355 с.
2. Проект Федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования. - URL: http://fgos.Isiorao.ru/ upload/: FGOS/ FGOS_SPO.pdf (дата доступа: декабрь 2011 г.).
3. Шпакин Д.А. Педагогические условия как фактор внедрения новых образовательных стандартов в России // Начальная школа. Плюс до и после. - 2012. - № 1. -С. 6-10.
4. Монахов В.М. Технологическая карта-паспорт учебного процесса. - М.; Новокузнецк: ИПК, 1997.
5. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2001. - 352 с. ■
Преподаватель ^
1 / 2013