Научная статья на тему 'Использование модульной системы при реализации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья'

Использование модульной системы при реализации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / MODULAR SYSTEM OF EDUCATION / PERSONS WITH DISABILITIES / THE DESIGN OF THE PROGRAM MATERIAL / CURRICULUM / THE DIFFERENTIATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баулина М. В.

В статье раскрываются технологии использования модульной системы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; рассматривается сущность такого понятия, как модульная система обучения, процесс конструирования программного содержания; анализируются особенности модульного обучения перед традиционной системой образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the use of a modular system technology in the learning process of children with disabilities; The essence of such concepts as modular training system, the process of designing the program content; analyzes the characteristics of modular training to the traditional education system.

Текст научной работы на тему «Использование модульной системы при реализации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 376 : 371.018.4

М. В. Баулина

Использование модульной системы при реализации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются технологии использования модульной системы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; рассматривается сущность такого понятия, как модульная система обучения, процесс конструирования программного содержания; анализируются особенности модульного обучения перед традиционной системой образования.

The article describes the use of a modular system technology in the learning process of children with disabilities; The essence of such concepts as modular training system, the process of designing the program content; analyzes the characteristics of modular training to the traditional education system.

Ключевые слова: модульная система обучения, лица с ограниченными возможностями здоровья, конструирование программного материала, учебная программа, дифференциация учебного процесса.

Key words: modular system of education, persons with disabilities, the design of the program material, the curriculum, the differentiation of the educational process.

В Российской Федерации традиционно лица с ограниченными возможностями получали образование либо в специальных (коррек-ционных) учебных заведениях, либо на дому, либо в специальных школах-интернатах.

За последние десятилетия в России произошли существенные изменения в отношениях общественности к лицам с ограниченными возможностями здоровья и оценке их потенциальных возможностей. Все больше осознается, что психические и (или) физические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Соответственно, приходит понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

© Баулина М.В., 2016

Понимание потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья способствует появлению различных концепций включения их в жизнь общества. Таким образом, осуществляются попытки решения вопросов об устранении барьеров между специальными и общеобразовательными учреждениями, куда доступ некоторым категориям детей-инвалидов чаще всего был закрыт.

С недавнего времени в отечественной образовательной системе стала набирать силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, т. е. повышается роль инклюзивного обучения. В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с ограниченными возможностями здоровья, так и их нормально развивающихся сверстников. Педагог часто просто не может сориентироваться в технологиях, методиках, приемах работы с учащимися с особыми образовательными потребностями.

Одним из вариантов совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников может служить организация модульной технологии обучения, которая позволяет учитывать потенциальные возможности каждого ребенка.

Итак, для технологии обучения характерны следующие особенности:

- неопределенность результата, отсутствие методов и средств, дающих сразу после одного цикла взаимодействия (обучения) практически 100-процентный результат;

- периодическое проведение контроля по совершенствуемому параметру;

- выявление и отбор неуспевающих, лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- дополнительная работа с учащимися с особыми образовательными потребностями, т. е. проведение повторного цикла обучения;

- вторичное проведение контроля после дополнительной работы;

- в случае устойчивого непонимания учащимися с ограниченными возможностями здоровья нового материала диагностика причин непонимания или отставания.

Сущность модульной системы организации педагогического процесса заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать за автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем (модулях), которые одновременно являются банком информации и методическим пособием по ее применению.

В основе этого обучения лежат субъект-субъектные отношения между учителем и учащимися с ограниченными возможностями здоровья. При использовании модульного обучения обеспечивается самостоятельное осознанное достижение определенного уровня в обучении.

К целям модульного обучения П.А. Юцявичене [3] относит комфортный темп работы обучаемого, определением им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграцию различных видов и форм, достижение высокого уровня конечного результата.

Модульное обучение предполагает рефлексивное взаимодействие учителя и учащегося. Ведущим в данном виде обучения является процесс познания человеком, особенно с ограниченными возможностями здоровья, мира как системы систем. Отбор материала для организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья начинается сверху: от современной картины мира, которая должна будет сформироваться в сознании ученика по окончании им учебного заведения. Приоритет во внедрении модульного обучения отдается научным фактам, учитываются возрастные и временные возможности учащихся. Проектируется развивающееся образовательное пространство и в связи с этим необходимо организовать среду, которая бы обеспечила понимание учениками законов, закономерностей и правил. Чтобы информация стала доступной для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, необходимо ее расшифровать с помощью специальных правил и алгоритмов. Для организации обмена информацией (что очень актуально для детей с особыми образовательными потребностями) подобным средством становится модуль, который включает в себя структуру, функции, средства, способ жизнедеятельности. В программу учебного модуля отбираются такие модули, которые образуют логическую структуру. Процесс конструирования программного содержания идет по следующему алгоритму:

- начальное обобщённое представление о мире, законах развития природной и социальной среды;

- системность, конкретизация и углубление представлений и понятий о функционировании и развитии систем различных видов на основе общих и частных законов;

- проектирование и организация практической деятельности учащихся по установлению границ применения законов.

Посредством модульной организации учебных занятий учитель передает дозированный учебный материал, а ученик самостоятельно осознает какую информацию и для чего он осваивает по предлагаемому алгоритму.

Учитель и ученик осознают предмет обсуждения для познания нового. Задачей учителя является использование всех информационных каналов, показ различных точек зрения, явлений и процессов.

Использование модульной системы организации педагогического процесса имеет ряд принципиальных отличий перед традиционной системой [1].

Традиционное обучение Модульное обучение

Структура учебных программ - В процессе обучения все обучаемые обучаются по одинаковой программе; - время обучения фиксировано и одинаково для всех учащихся; - перечень изучаемых тем фиксирован и одинаков для всех учащихся, независимо от исходного уровня знаний - Для каждого обучаемого составляется индивидуальная программа обучения; - время обучения не регламентируется и зависит от того, как интенсивно изучает учащийся материал, а также от уровня его исходной подготовки и от требуемой квалификации; - перечень изучаемых тем для каждого обучаемого свой и зависит от исходных знаний требуемого конечного уровня усвоенного материала

Функции учителя Основная функция преподавателя - передача знаний учащимся. При этом используется индивидуальная, групповая и коллективная работа, но в общем все учащиеся работают с одним и тем же учебным материалом и решают одни и те же задачи Основная функция преподавателя - управление индивидуальной работой учащихся. Он выполняет роль консультанта, помощника, помогает правильно организовать самообучение обучающегося

Роль обучающихся В основном пассивная, обучающиеся не принимают участия в организации собственного обучения, не имеют возможности внести коррективы в свой процесс обучения. Очень часто обучаемые не осознают цели своего обучения Обучаемый наравне с преподавателем организует свое обучение. Он принимает участие в формировании программы обучения, может предлагать вносить изменения в те учебные материалы, которые он изучает

Педагогическая технология организации модульного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья представляет собой:

• организацию адаптированного учебно-воспитательного процесса;

• проектирование учебного плана образовательной организации;

• методику составления модульного расписания учебных занятий;

• самоконтроль и экспертную оценку конечных результатов.

В модульной системе организации учебно-воспитательного процесса для учащихся с особыми образовательными потребностями основы педагогических технологий составляется блок целей.

На высшем уровне главной целью является развитие способностей личности. Средний или промежуточный уровень включает в себя формирование функциональной грамотности и навыков самообразования. Низкий уровень базируется на развитии общеучебных умений и навыков, специальных умений и навыков, экономической и компьютерной грамотности.

Учебная программа в системе модульного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна состоять из двух частей: стабильного ядра и вариативного дополнения к ней.

В качестве единицы учебного процесса берется неделя, а в качестве единицы учебного материала - учебная тема. Появляется возможность основную часть учебного процесса посвятить групповой или индивидуальной работе. Относительно уровня сложности все учащиеся делятся на группы: формирование групп проводится на педагогическом консилиуме на основе бесед с родителями, выбора самооценки школьников, диагностики степени обученности и обучаемости учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Степень обученности диагностируется поуровневым тестированием по учебным предметам: например, первая группа учащихся овладевает учебным материалом, представляющим собой элемент общего развития; для второй группы данная дисциплина важна для профессиональной деятельности; для третьей группы учебная дисциплина будет основой их будущей профессиональной деятельности.

Далее необходимо более конкретно формулировать требования учебной программы для текущей диагностики знаний, умений и навыков, а также для выделения уровней учебной деятельности.

На первом - общекультурном уровне - определяется понимание основных ведущих идей курса, умение их объяснять, применять теоретические знания в своей практической деятельности.

На втором - прикладном - формируется глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках курса.

На третьем - творческом уровне - закладывается умение решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий.

В целом модульная организация обучения исключает потерю учебного времени (исключает окна).

Систему учебных занятий продолжает система воспитательных работ и внеурочной деятельности. Учебные занятия в рамках мо-

206

дульной организации обучения могут быть двух видов: с полной самостоятельной деятельностью учащегося с ограниченными возможностями здоровья по усвоению новых знаний и с доминирующей рефлексивной деятельностью.

В зависимости от учебного предмета учитель ставит цель или предлагает это сделать учащимся. При уровневой дифференциации цели для каждой группы учащихся ранжируются. Например, учащийся в конце занятия (темы) «знает, умеет, понимает, объясняет, показывает, доказывает, анализирует, применяет, оценивает...». С учетом уровневых целей учитель готовит контрольные материалы или тесты для определения степени обученности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Выбор методов обучения осуществляется исходя из триединой цели урока и содержания. Практической основой технологии модульного обучения являются различные методики коллективных средств обучения.

Коллективные средства обучения - это такая организация процесса, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит другого. Суть этой системы в том, что «старшие» учащиеся сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучают тех, кто знает меньше. Это позволяет одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое обучение, но само качество этого обучения крайне низкое.

Контроль по усвоению учебного материала осуществляется ру-бежно, чаще всего это выборочный контроль по результатам полугодия или года. Для самоконтроля и экспертной оценки можно предложить карту. Оценивание осуществляется в баллах. Например, 0 баллов - низкий уровень; 1 балл - низкий уровень, 2 балла -допустимый уровень, 3 балла - оптимальный уровень.

В результате вычисляется среднее вариационное по всем показателям, суммируются все оценки и делятся на число показателей по каждому блоку. Так, при показателях 75 % и выше - оптимальное значение; 75-50 % допустимое, 49-45 % - критическое. Для анализа результатов строятся диаграммы, графики, оцениваются показатели, выявляются факторы, способствующие или препятствующие получению результатов.

Таким образом, дидактическая значимость использования модульной технологии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в вовлечении всех учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность; в осуществлении познавательной деятельности с дифференцированным по уровню усвоения содержанием учебного материала; в реализации познава-

тельной самости обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (самодеятельность, самопознание, самоконтроль, самоанализ, самокоррекция); в осуществлении процессов саморазвития, самовыражения, самореализации и социализации учащегося; изменении роли педагога в образовательном процессе: от педагога как носителя учебной информации, до педагога - организатора и координатора.

Список литературы

1. Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие / под ред. академика РАО З. И. Васильевой. - СПб., 2009.

2. Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: дис. ... д-ра пед. наук. - Вильнюс, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.