Научная статья на тему 'О подготовке будущих учителей к преподаванию информатики'

О подготовке будущих учителей к преподаванию информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подготовке будущих учителей к преподаванию информатики»

Список использованных источников

1. Даниельсен О., Петрова В. А. От компьютерной грамотности к информационной культуре. — URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/files/9381.pdf

2. РусаковаН. А. Формирование компьютерной грамотности студентов университета: дис. ... канд. пед. наук. — Кемерово, 2000.

Т. Г. Зуева

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола О ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНФОРМАТИКИ

В подготовке будущих учителей информатики (для разных ступеней общеобразовательной школы), которая осуществляется на очном и заочном отделениях физико-математического факультета и факультете начальных классов специальности «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью информатика» Марийского государственного университета, большое внимание уделяется изучению теоретических вопросов обучения информатике в результате изучения дисциплин «Теория и методика обучения информатике», «Технологии обучения информатике», «Профильное обучение информатике» и «Внеклассная работа по информатике». К теоретическим основам обучения информатике можно отнести как вопросы раздела общей методики преподавания информатики, изучения состояния и тенденций постановки дисциплины «Информатика» в общеобразовательных учебных заведений, анализ новых методических концепций; общие методические вопросы (структура и анализ урока; формы, методы обучения, контроль знаний и т. д.), так и вопросы раздела частной методики: анализ актуальности появления новых тем школьного курса информатики, логикодидактический анализ темы при ее планировании и т. д. При этом изучение вопросов частной методики проходит по следующим модулям:

1. Информация и информационные процессы.

2. Система счисления.

3. Основы логики.

4. Кодирование информации. Данные в компьютере.

5. Архитектура ЭВМ.

6. Программное обеспечение ЭВМ.

7. Алгоритмизация.

8. Программирование.

9. Моделирование.

10. Технология работы с текстовой информацией.

11. Электронные таблицы.

12. Технология работы с графической информацией.

13. Базы данных и информационные системы.

14. Мультимедийные технологии.

15. Социальная информатика.

Для рассмотрения данных вопросов частной методики дисциплины «Теория и методика обучения информатике» удобно использовать контрольную работу, выполненную студентами в форме проекта. В результате, все студенты группы выполняют данную работу по общему плану, но по своему модулю. При выполнении логико-дидактического анализа темы выделяется несколько этапов, среди которых есть этап изучения документов и материалов, регламентирующих проектирование постановки темы, этап анализа теоретического материала, этап анализа раздаточного материала. Изучение нормативных документов позволяет проанализировать темы курса, существующие тематические учебные комплексы, требования к уровню подготовки учеников и спроектировать собственное тематическое планирование уроков для конкретного класса. Анализ теоретического материала включает в себя выделение опорного материала темы, важнейших понятий темы (способов их ведения, структуры взаимосвязи, связей с понятиями других тем), выделение «ядра» темы (наиболее важного материала темы — составление опорных листов, схем), рассмотрение существующих электронных образовательных ресурсов по теме и ряд других вопросов. Анализ раздаточного материала предлагает решение задач по теме, проведение классификаций задач по различным признакам, выделение «ключевых задач», выделение взаимосвязанных задач, задач, допускающих несколько способов решения, анализ заданий ГИА и ЕГЭ, подбор задач для усвоения теоретического материала, для фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Данные работы защищаются на семинарских занятиях, где студент, выполнявший контрольную работу, проводит занятие по конкретному модулю со студентами группы. При проведении данных занятий студенты используют различные технологии обучения (технология проблемного обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии и другие). По завершении изучения каждого модуля все студенты пишут традиционную проверочную

16

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

работу. В результате изучения данных модулей, в соответствии с таксономией Блума, студенты проходят все шесть уровней обучености, начиная с уровня знаний и заканчивая уровнем оценки, характеризующийся оцениванием логики построения материала, соответствием вывода имеющимся данным, значимостью того или иного продукта деятельности. Таким образом, контрольная работа, выполненная в форме проекта, реализует педагогический контроль и выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, обучающую, диагностическую, как для отчитывающегося студента, так и для всей группы. Затронутый вопрос о контрольной работе как аспекте теоретической составляющей курса теории и методики обучения информатике, которому уделяется внимание в процессе методической подготовки будущих учителей информатики, позволяет им ориентироваться в своей педагогической деятельности как в проектировании и проведении отдельных тем, так и в выборе определенных известных методических концепций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Малеев В. В. Общая методика преподавания информатики: учеб. пособие. — Воронеж, 2005.

2. Малеева А. А. Практикум по методике преподавания информатики. — Воронеж, 2006.

3. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998.

А. В. Иванова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Методы обучения информатике в начальной школе

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА

В данной статье рассматривается использование методов обучения информатике младших школьников с применением электронного образовательного ресурса.

В настоящее время выпускник школы должен обладать широким кругозором, прочными знаниями, быть способным ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. Сформировать эти качества помогает предмет «Информатика», так как на уроках школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные решения, получать новую информацию, обрабатывать ее, делать соответствующие выводы. Данный предмет, несомненно, обладает собственной методикой обучения, имеет свою структуру и содержание. В начальной школе он носит пропедевтический характер и направлен на изучение первоначальных знаний основ информатики, ее фундаментальных понятий. Помимо этого информатика имеет большое количество межпредметных связей, является стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий [1]. Поэтому особенно актуально уже в младшем школьном возрасте сформировать познавательный интерес учащихся к данному предмету. В условиях информационного общества эффективным средством для решения рассматриваемого вопроса является использование на уроках компьютерных средств обучения.

Автором разработан электронный образовательный ресурс «Информатика в начальной школе» [2], апробация которого проходила в общеобразовательных учреждениях г. Йошкар-Олы и Республики Марий Эл. При проведении уроков с использованием данного ресурса применялись следующие методы обучения.

Объяснительно-иллюстративный. Учитель сообщает учебный материал с помощью практического показа выполнения задания в электронном ресурсе, сопровождающегося словесным объяснением. Учащиеся в это время воспринимают готовую информацию, осознают ее и запоминают. Например, рассмотрим урок в 1 классе по теме «Цвет предметов». Учитель с помощью проектора проецирует на экран задание из электронного ресурса (см. рис. 1).

В нем необходимо, уловив закономерность в цветовой палитре предметов, правильно продолжить ряд. Для того чтобы определить цвет очередной фигуры, педагог проговаривает весь ряд, выделяя интонацией цветовой период, а именно: «красный, синий» (пауза), «красный, синий» (пауза) и т. д. Затем учитель в палитре выбирает щелчком мыши необходимый цвет и нажимает на флажок. При таком методе познавательная деятельность учеников сводится к запоминанию определенных ситуаций.

Репродуктивный метод предполагает, что учитель объясняет новую информацию, а учащиеся усваивают ее, могут повторить. Ученик выполняет задания по алгоритму, инструкции или правилу, сходному с представленным педагогом образцом. Для этого в ЭОР включены тренировочные упражнения, целью которых является повторение действий или операций для выработки умений и навыков. Сложность их постепенно растет, за счет чего повышается творческая самостоятельность учащихся. Так, например, на уроке во 2 классе по теме «Ветвление» школьники выполняют упражнение по образцу или по схеме алгоритма (см. рис. 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.