Л. В. Зонова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Об элементарных навыках работы с компьютером
Статья посвящена одной из составляющих инструментальные компетенции — элементарным навыкам работы с компьютером.
В настоящее время умения работы с компьютером носят инструментальный характер, являясь тем самым орудием, способом для достижения той или иной цели. Данный факт отображен в университетском проекте «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING), согласно которому элементарные навыки работы с компьютером входят в состав инструментальных компетенций, являющихся подгруппой общих компетенций. Данный факт свидетельствует об их огромной значимости для специалиста любого профиля и направления.
Навык — умение, выработанное упражнениями, привычкой, то есть под элементарными навыками работы с компьютером подразумеваются элементарные умения, выработанные упражнениями при работе с компьютером.
Какие умения при работе с компьютером необходимо считать элементарными для любого пользователя? В мире существуют две международных сертификации для пользователей — ECDL и MOS (MicrosoftOfficeSpecialist). Международный проект ECDL (EuropeanComputerDrivingLicence) «Европейские компьютерные права» успешно реализуется более чем в 140 странах мира. Сертификат ECDL является общепринятым в Европе и США стандартом, подтверждающим, что его обладатель знаком с основными концепциями информационных технологий, умеет пользоваться персональным компьютером и основными приложениями. Уникальность ECDL заключается в том, что он един для всех стран мира и абсолютно независим от поставщиков программного обеспечения. Это дает обладателям сертификата подлинную международную мобильность и свободу выбора, позволяя применять полученные навыки в той программной среде, которая в дальнейшем им потребуется. Тогда как обладатели сертификата MOS подтверждают свои умения и навыки работы лишь с приложениями MicrosoftOffice.
Сертификация ECDL состоит из 7 модулей:
1) базовые знания информационных технологий;
2) использование компьютера и работа с операционными системами;
3) текстовые редакторы;
4) электронные таблицы;
5) базы данных;
6) презентации;
7) информация и коммуникация.
Однако ранее знания, умения и навыки, необходимые каждому индивиду для эффективного функционирования в своей социальной группе во всех видах деятельности, где компьютерные технологии используются прямо или опосредованно, называли компьютерной грамотностью. Проблеме ее формирования на разных ступенях обучения посвящено множество диссертационных исследований (Н. Л. Гварамадзе, О. В. Федорова, А. А. Паскова и др.), в рамках которых обычно компьютерная грамотность включает следующие знания и умения:
• знание устройств компьютера и понимание принципов его функционирования;
• овладение компьютерной терминологией;
• сформированность технических навыков работы на компьютере;
• умение пользоваться текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, базами данных;
• умение использовать средства компьютерных коммуникаций и работать в интерактивном режиме;
• умение работать с гипертекстами;
• умение вести деловую переписку в компьютерных сетях.
Анализ образовательных стандартов по информатике и ИКТ позволяет сделать вывод, что при методически правильной организации занятий, выпускники школ, вузов должны знать и владеть перечисленными умениями.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что к элементарным навыкам работы с компьютером относятся:
• знание устройств компьютера и понимание принципов его функционирования;
• базовые знания информационных технологий;
• умение пользоваться текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, базами данных;
• умение создавать презентационные материалы;
• умение использовать средства компьютерных коммуникаций и работать в интерактивном режиме.
Список использованных источников
1. Даниельсен О., Петрова В. А. От компьютерной грамотности к информационной культуре. — ИКЬ: http://www.ict.edu.ru/vconf/files/9381.pdf
2. РусаковаН. А. Формирование компьютерной грамотности студентов университета: дис. ... канд. пед. наук. — Кемерово, 2000.
Т. Г. Зуева
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола О ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНФОРМАТИКИ
В подготовке будущих учителей информатики (для разных ступеней общеобразовательной школы), которая осуществляется на очном и заочном отделениях физико-математического факультета и факультете начальных классов специальности «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью информатика» Марийского государственного университета, большое внимание уделяется изучению теоретических вопросов обучения информатике в результате изучения дисциплин «Теория и методика обучения информатике», «Технологии обучения информатике», «Профильное обучение информатике» и «Внеклассная работа по информатике». К теоретическим основам обучения информатике можно отнести как вопросы раздела общей методики преподавания информатики, изучения состояния и тенденций постановки дисциплины «Информатика» в общеобразовательных учебных заведений, анализ новых методических концепций; общие методические вопросы (структура и анализ урока; формы, методы обучения, контроль знаний и т. д.), так и вопросы раздела частной методики: анализ актуальности появления новых тем школьного курса информатики, логикодидактический анализ темы при ее планировании и т. д. При этом изучение вопросов частной методики проходит по следующим модулям:
1. Информация и информационные процессы.
2. Система счисления.
3. Основы логики.
4. Кодирование информации. Данные в компьютере.
5. Архитектура ЭВМ.
6. Программное обеспечение ЭВМ.
7. Алгоритмизация.
8. Программирование.
9. Моделирование.
10. Технология работы с текстовой информацией.
11. Электронные таблицы.
12. Технология работы с графической информацией.
13. Базы данных и информационные системы.
14. Мультимедийные технологии.
15. Социальная информатика.
Для рассмотрения данных вопросов частной методики дисциплины «Теория и методика обучения информатике» удобно использовать контрольную работу, выполненную студентами в форме проекта. В результате, все студенты группы выполняют данную работу по общему плану, но по своему модулю. При выполнении логико-дидактического анализа темы выделяется несколько этапов, среди которых есть этап изучения документов и материалов, регламентирующих проектирование постановки темы, этап анализа теоретического материала, этап анализа раздаточного материала. Изучение нормативных документов позволяет проанализировать темы курса, существующие тематические учебные комплексы, требования к уровню подготовки учеников и спроектировать собственное тематическое планирование уроков для конкретного класса. Анализ теоретического материала включает в себя выделение опорного материала темы, важнейших понятий темы (способов их ведения, структуры взаимосвязи, связей с понятиями других тем), выделение «ядра» темы (наиболее важного материала темы — составление опорных листов, схем), рассмотрение существующих электронных образовательных ресурсов по теме и ряд других вопросов. Анализ раздаточного материала предлагает решение задач по теме, проведение классификаций задач по различным признакам, выделение «ключевых задач», выделение взаимосвязанных задач, задач, допускающих несколько способов решения, анализ заданий ГИА и ЕГЭ, подбор задач для усвоения теоретического материала, для фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Данные работы защищаются на семинарских занятиях, где студент, выполнявший контрольную работу, проводит занятие по конкретному модулю со студентами группы. При проведении данных занятий студенты используют различные технологии обучения (технология проблемного обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии и другие). По завершении изучения каждого модуля все студенты пишут традиционную проверочную