Научная статья на тему 'Перспективы реализации международного проекта ECDL в Российской Федерации'

Перспективы реализации международного проекта ECDL в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ECDL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туликов А.

Необходимое условие эффективной интеграции Российской Федерации в международное информационное пространство обеспечение для населения страны возможности получения доступного и качественного образования в сфере современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На сегодняшний день для полноценного участия в жизни общества и государства необходимы элементарные знания ИКТ такие знания, которые позволили бы пользователям компьютерной техникой, легко и уверенно составить и распечатать электронный документ, отправить и получить электронную почту, найти информацию в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туликов А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы реализации международного проекта ECDL в Российской Федерации»

Практика медиаобразования

Перспективы реализации международного проекта ECDL в Российской

Федерации

А. Туликов

В феврале 2006 года в Москве состоялась научно-практическая конференция, организованная организацией ECDL, European Computer Driving Licence (Европейские компьютерные права) совместно с МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех».

Необходимое условие эффективной интеграции Российской Федерации в международное информационное пространство - обеспечение для населения страны возможности получения доступного и качественного образования в сфере современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На сегодняшний день для полноценного участия в жизни общества и государства необходимы элементарные знания ИКТ - такие знания, которые позволили бы пользователям компьютерной техникой, легко и уверенно составить и распечатать электронный документ, отправить и получить электронную почту, найти информацию в сети Интернет.

Существует различные национальные и международные программы и проекты, которыми устанавливаются стандарты образования в сфере ИКТ, определяется соответствие программ обучения по курсам информатики и информационной техники требованиям современных информационно-коммуникационных обществ. Тем не менее, основным критерием качества приобретенных знаний выступают результаты испытаний по завершении соответствующего курса. Именно независимая и квалифицированная оценка знаний и навыков владения ИКТ становится наиболее важным этапом обучения. Обучающиеся заинтересованы в успешном прохождении испытаний и возможности подтверждении своих знаний перед третьими лицами, и в первую очередь работодателями.

ECDL, European Computer Driving Licence (Европейские компьютерные права) - международная программа сертификации пользователей персональных компьютеров, широко используемая более чем в 100 странах мира. Известная также под названием ICDL, International Computer Licence (Международные компьютерные права) в странах, находящихся за пределами Европы, программа развивается высокими темпами и имеет самые серьезные перспективы для успешного применения в Российской Федерации.

Цель международного проекта ICDL/ECDL — повысить уровень владения ИКТ во всем мире, гарантировать доступ к информационным ресурсам для всех, независимо от возраста, пола, места жительства, образования, социального положения и физических возможностей, расширить мобильность выпускников школ и вузов, облегчить трудоустройство и обеспечить социальную защищенность,

адаптировать к информационному обществу людей с ограниченными возможностями.

Концепция, положенная в основу программы ECDL, была разработана в Финляндии в 80-е годы XX века и называлась «Финские компьютерные права». В настоящее время концепция ICDL/ECDL принадлежит Фонду ECDL (ECDL Foundation Ltd) - некоммерческой организации, которая отвечает за управление программой на международном уровне. Реализация концепции осуществляется через сеть национальных операторов, обеспечивающих ее внедрение в каждой конкретной стране. Национальные операторы работают через сеть независимых авторизованных тестовых центров, получающим от них право проводить тестирование соискателей по программе ECDL/ICDL. По результатам тестирования выдается сертификат ECDL, который является общепринятым в Европе и США стандартом, подтверждающим, что его обладатель знаком с основными концепциями информационных технологий, умеет пользоваться персональным компьютером и основными приложениями.

Необходимо отметить - в соответствии с требованиями, установленными Фондом ECDL, Национальным оператором может стать исключительно местная некоммерческая компьютерная ассоциация, являющаяся членом Европейского компьютерного совета (CEPIS) и отвечающая требованиям Фонда ECDL. Поскольку в Российской Федерации подобной ассоциации не создано, Национальным оператором здесь выступает надлежащая организация из Норвегии. В 2002 г. национальный оператор Норвегии в целях обеспечения доступности сертификации на территории нашего государства учредил в Российской Федерации Закрытое акционерное общество «Европейские компьютерные права», которое и в настоящее время выполняет соответствующие функции.

К 2003 году программа ECDL/ICDL получила международное признание и поддержку государственных органов и образовательных структур многих стран. Это, наряду с широкой популярностью программы в международных деловых кругах, научных и компьютерных обществах, сделало ее основной сертификацией пользователей персональных компьютеров. Министерства образования Германии, Франции, Австрии, Швейцарии, Швеции, Норвегии и Финляндии поддерживают ECDL в качестве стандарта компьютерной грамотности.

Российский филиал ECDL полагает, что на фоне все более тесной интеграции в Европейское сообщество, сертификация ECDL как международный учебный стандарт имеет в России самые серьезные перспективы. При этом организация считает, что важным преимуществом ECDL является то, что это единственная на сегодняшний день сертификация по информационным технологиям для пользователей информационных систем, полностью переведенная на русский язык. Более того, экзаменационные вопросы отличаются умеренным уровнем сложности, что весьма актуально для средней ступени образования.

Особенностью сертификации ECDL является и то, что итоговые тесты не зависят от какой-либо определенной платформы: Wintel, Linux или MacOs - и могут быть адаптированы под нужды соответствующей группы пользователей. Указанные обстоятельства выгодным образом отличают программу ECDL от конкурирующих на данном рынке программ сертификации, например, проводимой компанией Microsoft или же программы сертификации Red Hat.

Во многом популярная в России и мире сертификация Microsoft охватывает значительно более широкие сферы компьютерной грамотности, чем ECDL. Это сертификация для специалистов по технической поддержке пользователей (Microsoft Certified Desktop Support Technician), для профессионалов в области проектирования и разработки современных бизнес-решений, для специалистов по внедрению и администрированию баз данных (Microsoft Certified Database Administrator) и многие другие специализированные области. И вместе с тем подобное тестирование ориентировано исключительно на использование собственной продукции, при этом не охватывает начальных этапов освоения компьютерной техники.

Так простейшая сертификация по направлению Microsoft Office Specialist (Office Specialist) для желающих подтвердить свои знания в области настольного программного обеспечения Microsoft, ограничивается только программными приложениями Office XP и Office 2000 (также Microsoft Project 2000), требует глубоких знаний офисных приложений, не всегда актуальных для ординарных пользователей, при этом не охватывает остальные аспекты использования компьютерной техники, в том числе навигация и поиск в сети Интернет, работа с операционной системой и т.д. Программа ECDL лишена этих недостатков и, кроме того, обладает гибким - ступенчатым механизмом тестирования. Данные обстоятельства являются определяющими для того, чтобы не искушенному в компьютерных знаниях пользователю, остановить свой выбор на программе тестирования ECDL.

У ECDL имеется типовой учебный план, переведенный на русский язык, содержание которого соответствует вопросам тестирования, проводимого данной организацией в рамках программ сертификации «ECDL Базовая» (другие это - Вводная, Для опытных пользователей и для Специалистов - до сих пор не локализованы). Для выявления возможности использования тестирования ECDL в качестве итоговой аттестации учащихся - выпускников 9 класса по ИКТ-компетентности, сформированной у школьников в рамках обучения в основной школе, включая изучение курса информатики была проведена экспертиза.

Однако согласно экспертному заключению М.С.Цветковой, доцента Академии повышения квалификации, главного специалиста НФПК (Национального фонда подготовки кадров) на соответствие содержания и требований модулей программы ECDL российскому стандарту по информатике основной ступени общего образования в ходе экспертизы был выявлен значительный ряд методических несоответствий и упущений учебного плана ECDL по сравнению с действующим на территории РФ стандартом. Например, в учебном плане ECDL отсутствует какие-либо представления о программировании.

Вместе с тем, некоторые темы Учебного плана ECDL, изложены шире стандарта по информатике. К таковым, в том числе, относится и актуальная в Российской действительности тема защиты авторских и смежных прав в цифровой среде. В целом следует отметить прагматическую, прикладную направленность учебного плана ECDL, который предполагает наличие

необходимого минимума знаний для общения с компьютером, отдельными офисными приложениями и средствами Интернет - знаний наиболее часто требуемых в повседневной жизни. Именно поэтому в российских условиях тестирование по программе БСБЬ, пользуется наибольшей популярностью среди корпоративных пользователей и гражданских служащих.

Следует отметить, что во многих Российских школах обучающиеся на выпуске имеют достаточные знания не только в рамках указанной программы, но и обладают навыками программирования как минимум на двух базовых языках, способны создавать простейшие Web-страницы, имеют опыт работы с периферийными устройствами. Однако далеко не всегда эти знания являются востребованными, при этом опыт владения офисными приложениями остается поверхностным и редко в полной мере удовлетворяет требованиям работодателей. Таким образом, многие вещи осваиваются непосредственно на рабочем месте, что приводит к дополнительным затратам и недовольству начальства.

В специальных учебных учреждениях, так же как в образовательных учреждениях для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и общеобразовательных учреждениях дотационных регионов, очевидно, показатели, безусловно, значительно ниже. При этом обучающиеся и выпускники данных учебных учреждений имеют несравнимо меньше шансов на последующее трудоустройство перед своими сверстниками, получившими образование в образовательных учреждениях центрального региона, даже при наличии достаточной профессиональной подготовки и навыков работы с компьютером.

Между тем, среди целевых групп сертификации БСБЬ не только обучающиеся, но также преподаватели. Так в 2003 году учебно-методическим центром по информационно-аналитической работе Департамента образования города Москвы совместно с институтом ЮНЕСКО в рамках соглашения о совместной работе впервые было проведено тестирование работников московского образования по международной Программе БСБЬ. По результатам тестирования было отмечено, что данный стандарт применим в московском образовании, но требует некоторой доработки под специфику конкретных задач системы образования. Департаментом образования города Москвы было отмечено, что стандарт применим в московском образовании, но требует некоторой доработки под специфику конкретных задач системы образования.

В соответствии со ст.7 Закона РФ «Об образовании» Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При реализации образовательных программ для

обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты». Таким образом, непосредственное решение вопроса о применении программы БСБЬ в российском образовании в качестве образовательного стандарта находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти, а именно Министерства образования Российской Федерации.

Само по себе приобретение сертификата не гарантирует доступ к информационным ресурсам для всех и не повышает уровень владения ИКТ. В этой связи необходимым представляется не содействие оценке способностей и навыков работы с компьютером, а поддержка развития инфраструктуры образовательного процесса, создания условий для доступа к информации и подготовки человека к жизни и работе в информационном обществе. Вместе с тем Российский филиал БСБЬ - ЗАО «Европейские компьютерные права» не осуществляет образовательную деятельность, при этом является коммерческой организацией и действует в первую очередь с целью извлечения прибыли.

Организация оказывает услуги платной авторизации тестовых центров формируемых на основе вузов, школ, корпоративных учебных центров, центров повышения квалификации и переподготовки кадров и тестирующих. Также предусмотрен ежегодный авторизационный взнос. Тест является платным, при этом, несмотря на то, что тестовый центр самостоятельно назначает цены за тестирование, за каждый пройденный кандидатом тест и за каждый приобретенный зачетный лист, тестовый центр обязуется перечислять головной компании роялти.

Среди российских авторизованных центров (более 40) подавляющее число - вузы, несколько коммерческих и некоммерческих организаций, учебные центры и всего одна московская школа. Однако условия и стоимость сертификации все еще остаются ущербными для большинства российских школьников, поскольку само по себе наличие сертификата ни коим образом не гарантирует последующее трудоустройство на территории РФ. Более того, работодатели из российских регионов просто-напросто не осведомлены о программе БСБЬ и не склонны доверять ее сертификатам.

Приобретение сертификатов подтверждающих уровень качества образования в сфере ИКТ, при этом являющихся общепризнанными международными «стандартами», безусловно, может способствовать установлению в Российской Федерации равных возможностей для самореализации обучающихся и иных заинтересованных лиц из различных социальных групп. Однако для этого необходимо принять реальные шаги, направленные на распространение, продвижение и популяризацию БСБЬ в России. Важными в этой связи является сотрудничество Российского филиала БСБЬ с органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления, различными общественными и иными некоммерческими организациями, в том числе международными.

Равным образом эффективной реализации проекта в России будет способствовать предоставление услуг по сертификации безвозмездно либо на льготных условиях, социально-незащищенным группам населения. И в этом направлении предпринимаются конкретные шаги. Так, ЗАО «Европейские компьютерные права» совместно с авторизованными учебными центрами ежегодно проводит акции, направленные на бесплатное сертификационное тестирование школьников, преподавателей, библиотекарей. Периодически на сайте организации www.ecdl.ru предоставляется услуга по безвозмездному диагностическому тестированию в сфере ИКТ, которая позволяет в соответствии с настоящими вопросами сертификации с достаточной достоверностью выявить пробелы в компьютерных знаниях пользователя.

Российский филиал ECDL активно участвует в публичных обсуждениях, конференциях и семинарах, посвященных ИКТ в образовании, развитию электронного документооборота и сети Интернет. Так на состоявшейся 27-28 ноября 2005 года в Москве VII Международной конференции «Право и Интернет» особый интерес у участников конференции вызвал доклад старшего советника компании «Европейские компьютерные права» В.А.Петровой о реализации в России нового проекта международного фонда ECDL e-Citizen (Электронный гражданин).

Вера Петрова рассказала участникам Конференции о том, что проект «Электронный гражданин» предназначен для людей, никогда прежде не работавших с компьютером, но желающих войти в мировое информационное сообщество и научиться использовать компьютер в повседневной жизни. Реализация проекта впервые для ECDL предполагает детально разработанный курс обучения и независимый online тест, которым подтверждается качество полученных в ходе обучения знаний. При успешной сдаче теста, кандидат получает международный сертификат -Паспорт электронного гражданина, действующий в 70% стран мира. Среди целевых групп населения В.А.Петрова отметила школьников и их родителей, учителей, библиотекарей, государственных служащих.

По мнению В.А.Петровой, проект «Электронный гражданин» может быть реализован на базе библиотек, школ, центров переподготовки кадров или других учебных заведений, имеющих разветвленную филиальную сеть при поддержке локальных Интернет-провайдеров, производителей компьютерной техники или Интернет-магазинов. Планируется, что базовой площадкой для развития проекта «Электронный гражданин» в России станет Ханты-Мансийский автономный округ и Смоленская область.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.