Анализ дисциплин в аспекте подготовки будущих учителей
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНФОРМАТИКИ
Зуева Татьяна Геннадьевна ([email protected])
ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Одним из главных направлений развития современного общества становится информатизация образования, основным компонентом которой на первом этапе является школьный предмет «Информатика». В развитии отечественного школьного курса информатики выделяется несколько этапов, связанных со сменой парадигм преподавания курса и, соответственно, с изменениями в методической системе обучения информатике:
• 1985 г. - включение в учебные планы школ обязательного курса «Основы информатики и вычислительной техники» (преподавание в 9—10-х классах);
• 1993 г. принят новый базисный план, согласно которому преподавание дисциплины «Информатика» было рекомендовано с 7-го класса;
• 1995 г. — курс информатики включен в инвариантную часть Базисного учебного плана (БУП) и преподается в 10—11-х классах; преподавание информатики в 1—9-х классах осуществляется за счет школьного или регионального компонентов БУП;
• 2001 г. курс информатики как самостоятельная дисциплина изучается в 10—11-х классах; преподавание информатики в 7—9-х классах за счет вариативной части, пропедевтического курса (1—6-й класс) за счет школьного компонента;
• с 2002/2003 учеб. год — информатика в начальной школе как отдельный предмет. Обучению информатике во 2—4-м классах рекомендуется проводить учителям начальной школы.
Таким образом, со снижением возрастного ценза обучению информатике возникает необходимость социального заказа обеспечения школ высококвалифицированными учителями информатики для начальной школы. Занятия по информатике в начальной школе должны вести, с одной стороны учителя информатики, хорошо владеющие своим предметом, но как правило, не имеющие специальной подготовки для работы с детьми младшего школьного возраста, и с другой — учителя начальных классов, хорошо знающие возрастную психологию, но не владеющие в полной мере знаниями в области информатики. Таким образом, современное образование требует всесторонней качественной подготовки по информатике учителя начальных классов. Для этого в вузах с педагогической направленностью существует специальность — «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью информатика».
В рамках этой специальности осуществляется подготовка учителей начальных классов и информатики пропедевтического и базового курса.
Организацию профессиональной подготовки будущих учителей в области информатики и методики преподавания можно реализовать, изучая систему дисциплин: «Аудиовизуальные технологии обучения», «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», «Теория и методика обучения информатике», «Технологии обучения информатике» и другие.
Дисциплина Цель Междисциплинарные связи
Аудиовизуальные технологии обучения Формирование ЗУН использования АТО с учетом возрастных особенностей учащихся Общая и возрастная психология Педагогика Валеология Информатика
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе Формирование ЗУН в области создания и использования средств ИКТ в учебном процессе Педагогика Педагогическая информатика Информатика
Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа-технологии Формирование ЗУН в области администрирования компьютерных сетей, сайтов; формирование ЗУН использования ШеЪ и мультимедиа-технологий для создания собственных сайтов Информатика Общая и возрастная психология
Компьютерное моделирование ЗУН, необходимые для создания программных средств учебного назначения с точки зрения программирования Информатика
Информационные системы Формирование ЗУН студентов в области БД и СУБД при изучении технологий «клиент-сервер» Информатика Общая психология
Теория и методика обучения информатике Подготовка методически грамотного учителя информатики, умеющего проводить уроки на высоком профессиональном уровне, используя различные формы, методы, приемы и средства обучения Психология Информатика Педагогика Валеология
Технологии обучения информатике Формирование ЗУН использования различных педагогических технологий на различных этапах обучения информатике Психология Информатика Педагогика Валеология
Педагогическая практика по дополнительной специальности «Информатика» Применение ЗУН в практической деятельности. Апробация дидактических материалов наработанных в ходе изучения перечисленных дисциплин Информатика Педагогика психология
Цель дисциплин «Аудиовизуальные технологии обучения», «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» — сформировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области создания и использования средств ИКТ в учебном процессе. Для проведения занятий за основу взят метод проектов. Студенты факультета начальных классов выбирают определенный предмет, изучаемый в начальной школе, и разрабатывают учебно-методический пакет для эффективной организации и проведения обучения с использованием средств ИКТ. Лабораторный практикум данной дисциплины охватывает следующие направления: использование текстового редактора (создание простых тестов, конспектов, технологических карт уроков); электронных таблиц (создание тестов, кроссвордов для проверки знаний; раздаточный материал в виде графиков); создание мультимедийной презентации; создание публикаций (буклетов, открыток). Результат работы студенты оформляют в виде Web-сайта. При создании данных дидактических материалов, студенты используют офисные программы. Дальнейшее изучения дисциплин «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа-технологии», «Компьютерное моделирование», «Информационные системы» позволяет создавать дидактические материалы на более высоком уровне, работать с более сложным ПО.
Основной целю дисциплин «Теория и методика обучения информатике» и «Технологии обучения информатике» является подготовка методически грамотного учителя информатики. Одной из форм занятий по данным дисциплинам являются лабораторные работы, цель которых — закрепление знаний по предметам: информатика, педагогика, психология и применение их на практике. Так как возможности ИКТ все в большей мере применяют в учебном процессе, то возникает необходимость готовности эффективного использования компьютерных технологий в будущей работе. Поэтому в рамках раздела «Изучение программных средств учебного назначения» данных дисциплин рассматриваются различные программные продукты. Например, продукты фирмы 1С (1С: Школа: игры и задачи для 1—4 классов, интерактивные тренажер по математике «Я знаю таблицу умножения» и др.). При выполнении этих лабораторных работ, студенты реализуют следующие задания: самостоятельно изучают различные программные продукты, проводят систематизацию по разным классификациям, разрабатывают уроки информатики, возможные варианты организации учебной работы школьников с данными объектами.
Все разработанные дидактические материалы студенты с успехом используют при прохождении педагогической практики.
Таким образом, в результате изучения дисциплин предметной подготовки дополнительной специальности «Информатика» студент должен знать фундаментальные разделы информатики и современные информационные технологии, позволяющие создавать и методически грамотно использовать педагогические средства учебного назначения в профессиональной деятельности. Это соответствует теоретической, психологической и практической готовности будущего педагога.
Литература
1. Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях. Приложение 2 к решению Коллегии Минобразования РФ от 22. 02. 1995 № 4/1 // ИНФО. — 1995. — № 4. — С. 17—36.
2. Об изменении структуры обучения информатике в общеобразовательной школе / Программно-методические материалы: Информатика. 1—11 кл. — М.: Дрофа, 1998. — 96 с.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью информатика».