- самостоятельно определяет направление и темп своей работы;
- получает возможность обсуждения просмотренного материала со своими коллегами в форме коммента-риев на сайте видео-сервиса;
- может следить за обновлением учебных материалов;
- обретает временную и географическую мобильность и т.д.
Видео - это мощный и удобный способ хранения и представления информации. Использование видео позволяет организовать мульти-сенсорную образовательную среду, позволяющую студентам с разными типами восприятия эффективно усваивать учебную информацию [3].
По сравнению с традиционными занятиями использование видеофрагментов лекций имеет свои преимущества:
■ Студент может несколько раз просмотреть и прослушать заинтересовавший его фрагмент лекции.
■ Студент получает возможность свободного поиска в базе видеофрагментов, что, по мнению ряда исследователей, повышает его вовлеченность в процесс обучения [4].
■ Студент может индивидуально выстраивать свою траекторию обучения и задавать темп изучения материала.
■ Преподавателю психологически проще принять участие в записи видеолекции, чем в разработке нелинейного сценария электронного учебника.
■ Хранение и распространение видеоматериалов существенно проще, чем обеспечение доступа студентов к он-лайн учебникам.
Почему же для хранения видеофайлов предпочтительнее использовать он-лайн сервис YouTube, а не сервер учебного заведения? Ответ на этот вопрос дает простой подсчет - если в вузе 10000 студентов, и каждый из них, хотя бы в течение одного часа, скачивает 100 Мб учебного видеоматериала, то за день с сервера вуза скачивается уже 1 Терабайт информации. Средняя нагрузка на канал в этом случае составляет 11,6 Мб/сек, а в пиковом режиме - до 1 Гб/сек. Очевидно, что в этом случае легче переложить бремя хранения и распространения файлов на он-лайн-сервис.
Использование видео-лекций имеет и свои особенности. Так, экспериментально доказано, что студенты легче воспринимают и эффективнее работают с короткими (5-10 мин.) видеофрагментами. Сочетание различных видов учебных ресурсов (электронные учебники, базы знаний, подкасты, видеофрагменты) позволяет резко увеличить интерес аудитории к изучению материала [5]. Таким образом, разумное использование учебных видеоматериалов не только обогащает процесс обучения, но и придает ему дополнительную привлекательность с точки зрения студента.
Литература
1. M.R. Syed, Diminishing the distance in distance education, IEEE Multimedia 8(3), 2001, pp. 18-21.
2. A. Hampapur, R. Jain, Video data management systems: metadata and architecture, в книге: W. Klas, A. Sheth (Eds.), Multimedia Data Management, McGraw-Hill, New York, 1998 , (Chapter 9).
3. M.J. Hannafin, Empirical issues in the study of computer-assisted interactive video, ECTJ 33(4), 1985, pp. 235-247.
4. D. Zhang, L. Zhou, Enhancing e-learning with interactive multimedia, Information Resource Management Journal 16(4), 2003, pp. 1-14.
5. Downes, S. (2005, October). E-learning 2.0. E-LearnMagazine. Взято с http://elearnmag.org/subpage.cfm?section=articles&article=29-1.
Формирование ИКТ-компетентности будущих учителей в вузе
Т.Г. Зуева ([email protected]), Е.А. Косарева ([email protected])
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Современное информационное общество предъявляет новые требования к подготовке кадров сферы образования. Востребованными становятся педагогические кадры, способные грамотно и наиболее эффективно использовать в преподавании возможности средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), исследовательские способности, умение работать в условиях использования информационных сетей и т.д. В связи с этим, особое внимание отводится компетентностному подходу в образовании.
Как известно, категория «компетентность» определяется совокупностью знаний, умений и опыта в какой-либо области. Таким образом, компетентность составляет основу любой профессиональной деятельности. По мнению М.Б. Лебедевой, О.Н. Шиловой, ИКТ-компетентность проявляется в способности индивида «решать учебные,
Информационные технологии в обучении в системе профессионального образования 71
бытовые и профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий». Поэтому, учитывая необходимость подготовки учителя начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики, в вузах с педагогической направленностью появилась новая специальность - «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью информатика». В рамках этой специализации осуществляется подготовка учителей пропедевтического курса информатики, способных также применять информационные технологии в начальном образовании. Формирование ИКТ-компетентности учителей начальных классов можно реализовать, изучая совокупность предметов ВПО педагогической направленности. В соответствии с учебным планом, студенты специальности «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью информатика» изучают такие предметы как: «Информатика и математика», «Программирование», «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии», «Информационные системы», «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», «Теория и методика преподавания информатики в начальных классах», направленные на формирование навыков, знаний в области педагогики с использованием средств ИКТ в обучении.
Таким образом, процесс подготовки будущих учителей к использованию ИКТ в учебном процессе непрерывен.
Дисциплина «Использование современных информационных и коммуникационных технологии в учебном процессе» преподается на всех специальностях педагогической направленности. Цель данного курса - сформировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования средств ИКТ в учебном процессе. Для проведения занятий за основу был взят метод проектов. Студенты факультета начальных классов выбирают определенный предмет, изучаемый в начальной школе, и разрабатывают учебно-методический пакет для эффективной организации и проведения обучения с использованием средств ИКТ. Лабораторный практикум данной дисциплины охватывает следующие направления:
■ Использование текстового редактора: создание простых тестов, конспектов урока, технологических карт урока и др.
■ Использование электронных таблиц: создание тестов, кроссвордов для проверки знаний; раздаточный материал в виде диаграмм и графиков и др.
■ Создание мультимедийной презентации.
Результат работы студенты оформляют в виде Web-сайта.
Логическим продолжением изучения использования средств ИКТ в обучении и непосредственно изучение вопросов методики преподавания пропедевтического курса информатики является дисциплина «Теория и методика обучения информатики в начальных классах». Основной целью курса является подготовка методически грамотного учителя информатики начальных классов, умеющего проводить уроки на высоком профессиональном уровне, используя различные формы, методы, приемы и средства обучения. Достижение цели обучения обеспечивается решением следующих основных задач: сформировать у студента целостное представление об основных этапах становления современной методики преподавания информатики и ее структуре, о роли и месте методики преподавания информатики в профессиональной подготовке учителя информатики; сформировать готовность будущего учителя информатики к эффективному преподаванию пропедевтического курса информатики в школе.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- пути развития личности школьника в процессе изучения информатики;
- основные концепции обучения информатике в начальной школе, а также программы и учебники, разработанные на их основе;
- содержательные и методические аспекты преподавания пропедевтического курса информатики;
- содержание работы учителя по организации, планированию и обеспечению уроков информатики;
- функции, виды контроля и оценки результатов обучения, уметь разрабатывать и использовать средства проверки, объективно оценивать знания и умения школьников, а так же уметь использовать средства обучения и оценивать их методическую эффективность и целесообразность.
Одной из форм занятий курса «Теории и методики обучения информатики» является лабораторный практикум, цель которого закрепление знаний по предметам информатика, педагогика, психология и применение их на практике.
В лабораторный практикум входит раздел «Изучение программных средств учебного назначения», в рамках которого рассматриваются различные программные продукты: компьютерные азбуки и буквари для ознакомления и работы с текстом, клавиатурные тренажеры, компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды, компьютерные раскраски и геометрические конструкторы, компьютерные синтезаторы звука,
логические игры на компьютере и др. Анализ программных продуктов (программно-методический комплекс «Мир Информатики», «Роботландия»; программная среда «ЛогоМиры» и др.) показал, что многие объекты виртуальной среды (тесты, анимации, видеосюжеты и прочее) могут использоваться как наглядные средства при изложении учителем различных вопросов учебной программы, т.е. реализуется один из дидактических принципов обучения - принцип наглядности. При выполнении лабораторных работ, студенты выполняют следующие задания:
- разрабатывают уроки с использованием программных продуктов;
- самостоятельно изучают различные программные продукты;
- систематизируют их по разным классификациям и типологиям.
Большое внимание отводится и самостоятельной работе студентов. Им предлагается в течение изучения курса создать проект - разработать комплекс уроков информатики или интегрированных уроков информатика + любой изучаемый предмет в начальной школе; тематическое и поурочное планирования; дидактические материалы, используемых как в безкомпьютерном преподавании информатики, так и с компьютерной поддержкой. Использование средств ИКТ позволяет студентам творчески подойти к оформлению результатов самостоятель -ной работы.
Таким образом, информационная компетентность студентов, одним из составляющих элементов которой является овладение новыми информационными технологиями, формируется многоступенчато. В результате изучения базовой части цикла естественнонаучных дисциплин студент должен знать фундаментальные разделы информатики и современных информационных технологий для обработки информации и использовать информационные технологии в сфере профессиональной деятельности. Использование средств ИКТ в педагогическом процессе позволит усовершенствовать образовательную деятельность и как следствие обеспечить реализацию социального заказа в соответствии с современными требованиями.
Литература
1. Лебедева, М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать / М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова // Информатика и образование. - 2004. - № 3. - С. 95-100.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М., 2005.
Численное моделирование неупорядоченных систем
Б.Н. Ильин ([email protected])
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
В настоящее время одновременно с процессом дифференциации наук происходит и процесс интеграции -объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними, взаимодействие разнообразных методов и идей. В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например, решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов. В процессе развития науки происходит все более тесное взаимодействие естественных, социальных и технических наук, возрастание активной роли науки во всех сферах жизнедеятельности людей, повышение ее социального значения. Различные науки и научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям. Одно из них - использование данной наукой знаний, полученных другими науками. Ход мыслей, развитый в одной ветви науки, часто может быть применен к описанию явлений, с виду совершенно отличных. В этом процессе первоначальные понятия часто видоизменяются, чтобы продвинуть понимание как явлений, из которых они произошли, так и тех, к которым они вновь применены. Наука (особенно современная) развивается по пути синтеза абстрактно-формальной (математизация и компьютеризация) и конкретно-содержательной сторон познания. Для современной науки характерно нарастание сложности и абстрактности знания, теоретические разделы некоторых научных дисциплин (например, квантовой механики, теоретической физики и др.) достигли такого уровня, когда целый ряд их результатов не может быть представлен наглядно. Все большее значение приобретают абстрактные, логико-математические и знаковые модели, в которых определенные черты моделируемого объекта выражаются в весьма абстрактных формулах.