Научная статья на тему 'Внедрение электронных досок в учебный процесс школы для совмещения интересов преподавателей и школьников'

Внедрение электронных досок в учебный процесс школы для совмещения интересов преподавателей и школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1636
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОСКИ / ELECTRONIC WHITEBOARDS / ИНТЕРАКТИВ / INTERACTIVE / МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / COMMUNICATION / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / PERFORMANCE / СОВМЕЩЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / TEACHERS / ШКОЛЬНИК / ALIGNMENT / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулишова Д.С.

В статье рассмотрены методы внедрения электронных досок в учебный процесс школы, которые позволяют совмещать интересы преподавателей и учеников. Рассмотрены формы представления информации учащимся, их понятность, доступность. Раскрываются особенности использования интерактивных досок в образовательном процессе, его положительные аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the methods of implementation of electronic boards in the educational process of the school, which allows to combine the interests of teachers and students. Consider the form of information to students, their clarity, accessibility. The peculiarities of the use of interactive whiteboards in the education process, its positive aspects.

Текст научной работы на тему «Внедрение электронных досок в учебный процесс школы для совмещения интересов преподавателей и школьников»

походкой шагающего робота в автоматическом режиме по времени занимает от 10 до 30 минут (табл.2), то для эксперта решение аналогичной задачи требует от 1,5 до 3 суток (табл. 3).

Таблица 2.

Результаты оценки эффективности программы управления походкой шагающего робота,

синтезированной экспертом

№ опыта Хромосома Число подхромосом Пригодность Вектор направления

1 101011110011 111010111001 011011011011 011101011110 010111001111 011011011011 6 2,53% \ >

*

Таблица 3

Результаты оценки эффективности программы управления походкой шагающего робота, синтезированной с помощью генетического алгоритма

№ опыта Хромосома Число полхромосом Пригодность Вектор направлен ил

1 000110110100 111100010111 11001111110! 3 1,7961 У

г 010101111010 оопоооооооо 011100010101 110000111001 4 2.3882

3 001000110010 011100101101 001Ю11 иооо 110010010001 4 2,4966

4 ошооюшо 110010010001 2 2,614 н [г

5 011110101100 1100Ю010001 2 2,7276 - /

6 001001010011 N0010000010 101110100111 3 2,5102

7 И00010100П 111010000010 101110100111 3 2,8601

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кадочников, М.В. Модели и алгоритмы управления многозвенными мехатронно-модульными роботами: Дис. ... канд. тех. наук. Москва: Мирэа, 2009. - 190 с.

2. Рутковская, Д., Пилиньский, М., Рутковский Л. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечеткие сис-темы./Д. Рутковская и др. - 2-е изд. - М: Горячая линия-Телеком, 2008. - 452 с.

3.

УДК 37.02 ББК 74.202

Д. С. Кулишова

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОСОК В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ ДЛЯ СОВМЕЩЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены методы внедрения электронных досок в учебный процесс школы, которые позволяют совмещать интересы преподавателей и учеников. Рассмотрены формы представления информации учащимся, их понятность, доступность. Раскрываются особенности использования интерактивных досок в образовательном процессе, его положительные аспекты.

Ключевые слова: электронные доски, интерактив, мультимедиа, коммуникативность, производительность, совмещение, преподаватель, школьник.

D.S. Kulishova

THE INTRODUCTION OF ELECTRONIC BOARDS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE SCHOOL TO ALIGN THE INTERESTS OF TEACHERS AND STUDENTS

Absrtact. The article describes the methods of implementation of electronic boards in the educational process of the school, which allows to combine the interests of teachers and students. Consider the form of information to students, their clarity, accessibility. The peculiarities of the use of interactive whiteboards in the education process, its positive aspects.

Key words: electronic whiteboards, interactive, multimedia, communication, performance, alignment, teachers, students.

Сегодня общеобразовательная практика большинства развитых стран формируется с учетом следующих приоритетов: гуманизации, индивидуализации, интенсификации, профилизации и ранней специализации, реализация которых на практике предполагает трансформацию учебного процесса, его перевод на субъект-объектную основу [1].

Одним из важных средств повышения качества учебного процесса, успешного усвоения знаний детьми, формирования у них умений и навыков являются информационные средства обучения, которые позволяют не только реализовать принципы наглядности в обучении, но и дея-тельностный метод в обучении.

Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе связывают с возможностью перспективы развития сферы образования. Основным средством для совмещения интересов преподавателей и школьников, а также рациональным способом повышения эффективности обучения и самообучения служит информатизация образования [1,2].

В работе рассматривается внедрение интерактивных досок в учебный процесс школы для повышения эффективности и совмещения интересов учащихся и преподавателей.

Вопросы применения интерактивных методов и средств обучения на уроках в общеобразовательной школе исследовали многие ученые-педагоги: И.Р.Высоцкий, Б.С.Гершунский, А.П.Ершов, Э.И.Кузнецов, А.М.Коротков, В.М.Монахов, Е.С.Полат, И.В.Роберт, А.Ю.Уваров, О.К.Филатов, Н.И.Захарова, Г.К.Селевко, А.А.Ушаков, А.А.Веряев, Т.Н.Лось, И.В.Гиршин и другие.

Однако, результаты теоретических исследований и опыт педагогической деятельности доказывают: использование интерактивных средств обучения без системной организации и техноло-гизации учебного процесса может дать лишь временный эффект. По мнению Т.Т.Галиева, технологическое построение учебного процесса обязательно включает в себя последовательную ориентацию на четко определенные цели и специфику педагогической технологии, в соответствии с которой педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленной цели [3].

Применение интерактивной доски в процессе обучения позволяет реализовать как совершенно новые, так и годами отработанные педагогические приемы, поскольку соединяет бесспорные преимущества компьютера с достоинствами обычной школьной доски.

Проблема использования современных образовательных технологий в процессе обучения с привлечением в педагогическую практику новых методов и средств разработаны для практической помощи и поддержки рядовых педагогов. Будучи использованными в практике образования, они позволят существенно расширить спектр качеств, развиваемых у учащихся в ходе учебного процесса. Одним из таких средств обучения является интерактивная доска.

Все вышесказанное обусловило актуальность использования интерактивной доски в процессе обучения в общеобразовательной школе.

Интерактивность - это одно из слагаемых компьютерных технологий. По данным исследований психологов люди запоминают только 20% того, что видят, 30% того, что слышат, 50% того, что видят и слышат и 80% того, что они видят, слышат и делают одновременно. На основе этих данных можно сказать, что применение интерактивных технологий может во много раз улучшить качество знаний учащихся [4].

Применение на уроках интерактивной доски помогает создать действие и динамику. Учеба с помощью интерактивных досок - абсолютно новый метод преподавания, хотя основы успешного проведения урока одни и те же. Главное, чтобы преподаватель вел занятие по четкому плану, намеченной структуре, достигал определенных целей. А интерактивность - это дополнительный инструмент, при умелом пользовании которым можно добиться глобальных результатов.

Электронная интерактивная доска - это панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором [3].

У интерактивной доски в качестве поверхности используется пассивный электромагнетик, другими словами, сама доска является своего рода антенной, а электромагнитное поле излучает лишь специальный маркер. Оснащается маркер аккумуляторами с автоматической подзарядкой в неактивном режиме. Технология пассивного электромагнетика обеспечивает прочность конструкции доски и сохраняет ее работоспособность даже при достаточном повреждении поверхности. Ключевым достоинством интерактивных досок является поддержка высокого разрешения, которая позволяет достигать отличной четкости позиционирования пера, полного отсутствия запаздывания и большой скорости обработки его движения. Интерактивная доска создана для замены обычной меловой или маркерной доски, поэтому она должна быть полнофункциональной. В ней должны быть учтены следующие вещи:

• она должна обладать высоким разрешением и полным отсутствием запаздывания движения маркера, это очень важно для точных построений на уроках геометрии, черчения;

• доска допускает применение обычных сухострираемых маркеров, иными словами может использоваться в качестве маркерной доски;

• позволяет использовать традиционные чертежные инструменты, не боится механических повреждений.

Работа интерактивной доски должна поддерживаться полностью на русифицированном программном обеспечении, что дает возможность реализации любых педагогических приемов.

Немаловажен и еще один аспект работы с интерактивными досками: любая доска может работать в одном из двух режимов - в режиме рисования или в режиме "мыши". Режим рисования позволяет воспользоваться маркером для создания эскизов, обводки фрагментов проецируемого с компьютера изображения, а также письма от руки. Режим "мыши" является в некотором смысле "вспомогательным" и служит для управления программами. Для смены режимов на панели доски, как правило, предусмотрена специальная кнопка.

Применяя интерактивные доски в учебном процессе, преподаватели руководствуются следующими принципами: активности, наглядности, постепенности и систематичности знаний, упражнений и прочного овладения знания и навыками. Для осуществления наглядности необходимо использовать реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними, когда это невозможно, модели и копию предмета, картинки как изображение предмета или явления.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько учитель смог внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько ему удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях:

• Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме. Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

• Активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.

Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяют ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легкодоступны, она обеспечивает хороший темп урока.

• Улучшение темпа и течения урока. Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Преподаватели гово-

рят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.

На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.

Проектируя будущий урок с интерактивной доской, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

Стандартный школьный урок, учитывая современные педагогические и информационные технологии обучения - интерактивные методы обучения, может развиваться так: подготовка к началу урока, объяснение целей урока, введение в новую тему или задание может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является его основой, развитие темы при участии школьников, обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения.

Интерактивная доска в совокупности с персональным компьютером дает интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и новый уровень производительности.

Интерактив - это поочередное взаимодействие сторон, где как стороны выступают преподаватель, учащийся и используемый электронный образовательный ресурс. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного действия [4].

Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть в комбинации средств передачи информации. Электронные доски выводят свойство мультимедийности на совершенно новый, «многосредовой» уровень, весь коллектив учащихся вовлечен в процесс восприятия информации, что более удобно и целесообразно для процесса обсуждения услышанного и увиденного.

Моделинг - имитационное моделирование реальных объектов, процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром, моделирование действий человека [5].

Коммуникативность - это возможность непосредственного общения учащихся и преподавателей, оперативность такого диалога, контроль за состоянием процесса, так же это возможность оперативной передачи информации участнику образовательного процесса, что более применимо в случае с интерактивным устройством [6].

Производительность - это прерогатива персонального компьютера, но при работе с коллективом обучающихся именно интерактивная доска на первых этапах позволяет повысить производительность процесса обучения, помогая преподавателю, обучающему, не тратить временной ресурс занятия на индивидуальную работу с учеником, а производить работу со всем коллективом в целом, что экономит время, позволяет рассмотреть наиболее важные для всех учащихся моменты, а следовательно - повышает производительность обучения.

Такое многообразие возможностей подачи знаний учащимся приводит к качественному повышению эффективности образовательных ресурсов, которые вводятся в учебный процесс при помощи интерактивного устройства.

При этом выделяют следующие виды воздействия на обучение при использовании интерактивной доски в процессе обучения (таблица 1).

Таблица 1.

Виды воздействия интерактивной доски на обучение

Инструмент интерактивной доски Воздействие на обучение

Цвет Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. Примером может быть работа с географической картой или схемой пищеварительной системы организма

Записи на экране Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать

Аудио-и видеовложения Значительно усиливают подачу материала. Также можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи

Drag & drop Помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать карты, рисунки, схемы и

многое другое

Выделение отдельных частей экрана Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет преподавателям и ученикам фокусироваться на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно. Программное обеспечение для интерактивных досок включает фигуры, которые могут помочь учащимся сконцентрироваться на определенной области экрана. Используя инструмент «прожектор» можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них.

Вырезать и вставить Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Эти придает учащимся больше уверенности - они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь

Страницы Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую

Разделение экрана Преподаватель может разделить изображение с экрана компьютера и показать его на разных досках. Это может пригодиться при тщательном исследовании предмета.

Поворот объекта Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения

Соединение с электронным микроскопом Позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что интерактивная доска реализует принцип наглядности как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся, вовлеченному в процесс обучения. Интерактивная доска позволяет реализовать непосредственное наблюдение за процессами посредством демонстрации фрагментов учебных фильмов и различных демонстрационных материалов. Более обосновано применение интерактивной доски в том случае, если невозможно увидеть и пронаблюдать за реальным объектом.

Электронные доски позволяют интенсифицировать образовательный процесс, использовать методики, ориентированные на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания, на продуцирование информации, что проявляется в:

• незамедлительной обратной связи между учеником, учителем и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи интерактивной доски;

• наглядном представлении на интерактивной доске объекта, его составных частей или моделей, представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса;

• компьютерном моделировании изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений как реально протекающих, так и «виртуальных»;

• автоматизации процессов информационно-методического обеспечения, организационном управлении учебной деятельностью и контроле результатов усвоения.

Применение интерактивных досок в процессе обучения позволяет сделать этот процесс более увлекательным и наглядным. К тому же это устройство позволяет педагогу объединить в одном «лице» обычную школьную доску и экран, наподобие телевизора, для отображения различной информации. Необычная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать видео, слайды, схемы, формулы и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты.

Электронные интерактивные доски достаточно привлекательны, чтобы выдержать конкуренцию с популярными среди учеников электронными устройствами. Они сосредотачивают учащегося на решении задачи, вызывая энтузиазм и создавая дополнительную мотивацию для посещения уроков. Электронные интерактивные доски более успешно, чем любое другое отвлекающее устройство или игра, популяризируют среди учеников навыки работы с компьютерами, столь необходимые в XXI веке.

Обычно на запоминание учащимися пройденных материалов влияет множество факторов. Способность ученика запоминать и воспроизводить информацию зависит от ряда условий. Некоторые из них касаются степени вовлеченности учащегося в образовательный процесс и стимулов, и, конечно же, важно - привлечено ли внимание ученика к изучаемому материалу, поддерживается ли должный уровень внимания, способствующий усвоению знаний.

Умение привлечь и удержать внимание учащихся является обязательным для педагога. Достижение этого - в переключении внимания при малейших признаках усталости учащихся, снятии напряженности, умении не перегружать информацией и главное - мотивировать детей к учебной деятельности. Поэтому педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя время и силы попусту, это возможно при условии, если педагог использует методику сотрудничества с учащимся.

Реализация на практике принципа сотрудничества - это оказание обучающимся помощи в организации их учебной деятельности в сочетании с сохранением требовательности к её результативности, развитие уважения, доверия к обучающемуся, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Учебно-познавательную деятельность по ее характеру можно отнести к методам активного обучения, которые подразделяют на имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций. Игровые методы подразделяют на деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые приемы и процедуры, тренинги в активном режиме.

Наиболее полно методы активного обучения используются педагогами начальной школы, для средней и старшей школы в большей мере характерны деловые и дидактические игры, учебные тренинги, хотя по-прежнему сохраняют актуальность и игровые приемы (см. рис. 1).

Рис. 1. Предпочтения методов обучения при использовании технологии активного обучения

Педагоги отмечают, что использование электронных досок на уроках в различных возрастных группах преследует различные цели и обеспечивает решение различных образовательных задач, но неизменно способствует активизации учащихся в ходе учебного занятия.

Интерактивная доска с ее демонстрационно-наглядно-интерактивными возможностями -одно из средств поддержания и удержания интереса ученика.

Также успеху ученика в высшей степени способствует планомерное ведение записей и просмотр их в свободное от учебы время. Использование в учебном процессе электронных интерактивных досок обеспечивает успешное запоминание учащимся информации и ее воспроизведение следующими способами:

• уроки запоминаются лучше благодаря вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Вместо того, чтобы судорожно записывать услышанное, дети сосредотачиваются на предмете урока;

• записанные на электронной интерактивной доске комментарии после урока могут быть распечатаны или отправлены по электронной почте. Таким образом у ученика появляются дидактические материалы, облегчающие процесс воспроизведения усвоенной на уроке информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технология работы с интерактивной доской сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов. Преподаватели используют интерактивные доски во все возможных случаях: во время проведения урока, в проектной деятельности, при создании материалов к урокам, при выступлении на собраниях, в процессе создания и передачи общешкольной информации. Можно четко выделить три основных приема использования интерактивной доски на уроке:

1. Управление компьютером, стоя у доски, на удалении от самого компьютера, не используя традиционные клавиатуру и мышь.

2. Совмещение использования электронных заготовок с рукописным видом деятельности. Возможность делать надписи и пометки с помощью электронного маркера поверх электронной заготовки позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных блоках информации, добавлять новую информацию, вопросы и идеи к тексту, комментарии к диаграммам или изображениям на экране.

3. Работа с программным обеспечением, поставляемым непосредственно с интерактивной доской. В отличие от предыдущего приема, здесь к электронным маркерам добавляются дополнительные "электронные инструменты" для создания новых объектов и работы с ними. Объекты можно копировать и вставлять, вырезать и удалять с экрана, выделять и перемещать по рабочему полю, а действия с объектами можно отменять или возвращать. Ученики могут экспериментировать с заданием, передвигать объекты, отменять свои действия и пробовать снова.

Используя электронные доски на уроках, преподаватели повышают уровень профессиональной культуры учащихся, снижают трудоемкость процесса контроля и консультирования, развивают плодотворное сотрудничество с учащимися. Также педагоги имею возможность самореализации и самоутверждения, повышение у учащихся интереса к предмету.

Одной из форм использования электронных досок в учебной работе является трансляция презентаций, докладов, учебных программ самими обучаемыми. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае электронные доски выступают как инструмент творчества.

Применение интерактивных досок на уроках дает возможность облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, со школьниками можно провести эксперимент или лабораторную работу, выявить и развивать их способности, овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности.

Электронные интерактивные доски облегчают процесс подготовки к занятиям. Они просты в использовании, как для преподавателей, так и для учащихся, поэтому время от установки доски до начала использования ее возможностей предельно мало.

Побуждают учителей включать в разрабатываемые уроки разнообразные электронные материалы. Преподаватели делают это с энтузиазмом, наблюдая рост отметок и прилежания учеников при работе с интерактивными досками.

Учителя могут сохранять сделанные на уроке комментарии для использования их в других классах или в следующем учебном году. Интерактивная доска позволяет с легкостью создавать коллекцию образовательных материалов, которые можно постоянно обновлять и которые оживляют уроки, делая их интерактивными.

Эффективное использование преподавателем всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса. Успех урока, конечно, не зависит от новых технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, и важно понимать, что эффективность работы с ней во многом зависит от того, как учитель применяет ее те или иные возможности.

Вывод.

Хочется отметить, что обучение с помощью интерактивной доски мало чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Однако, прежде всего, любой урок с применением интерактивной доски должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. Использование интерактивной доски на уроке помогает решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся, введение новизны в учебный процесс, повышение интереса к уроку, увеличение возможности непроизвольного запоминания материала, выделение в материале главного и его систематизации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

4. Акпаева, А.Б. Методика формирования математических понятий у младших школьников: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Алматы, 2000. - 26 с.

5. Витиска, Н.И., Шабанова Ф.И. Исследование интеллектуальной системы для совмещения интересов преподавателей и студентов при реализации профессионального образования // Информационная связь. -2011. - № 3. - С.72-76.

6. Кабулова, Г.С., Ефимова И.И., Тороян С.В. Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе // Школьные технологии . - 2011. - № 9. - С. 11-18.

7. Каримова, Я.Г. Инновационные методы преподавания с использованием Интерактивной доски и флип-чартов как средство мотивации учащихся // Творческая педагогика. - 2011. - № 3. - С. 94-99.

8. Лось, Т.Н. Интерактивная доска на уроках русского языка // Творческая педагогика. - 2011. - № 3. - С. 85-3-93.

9. Саржанова, А.Н., Пустовалова, В.Г. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальных классах // Начальная школа Казахстан. - 2011. - № 1. - С.6-8.

10. Соловьева, А.Р. Интерактивность в условиях системного подхода к обучению как дидактическое средство достижения его целей. Автореф. дис.. канд. пед. наук. - Астана, 2008. - 26 с.

УДК 37.02 ББК 74.202

Д. С. Лубенцов

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДУЛЯ ПО ИНФОРМАТИКЕС

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ MOODLE.

Аннотация. В данной статье рассматривается пример создания проекта информационного модуля по информатике с применением дистанционной системы обучения Moodle, направленный на подготовку школьников к ЕГЭ по информатике. Так же представлены основные преимущества дистанционных систем образования и сравнительная характеристика их между собой. Приведен вариант создания курса с использованием модульного метода.

Ключевые слова: программа, курс, алгоритм, web-браузер, Moodle, системы дистанционного обучения, пользователь.

D.S. Lubentsov

DEVELOPMENT OF PROJECT INFORMATION MODULE IN COMPUTER SCIENCE USING

MOODLE.

Abstract. This article discusses how to create a project information module on computer using remote learning system Moodle, aimed at preparing students for the exam on computer science. Also presented the main advantages of distance education systems and their comparative characteristics among themselves. An option to create a course using a modular approach.

Key words: program, course, algorithm, web-browser, Moodle, distance learning systems, the user.

Современное общество предъявляет высокие требования к членам социума, это объясняется стремительным распространением научно-технического прогресса на все среды общества - производство, науку и образование.

Информационная среда призвана обеспечить постоянное взаимодействие между учениками (как правило, дистанционно с использованием Интернета), в ходе которого происходит фиксация хода и результата образовательного процесса, размещение и сохранение материалов [1].

Информатизация современного общества представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационной техники для производства, переработки, хранения и распространения информации и, особенно, знаний. В этих условиях информатизация означает изменение всей образовательной системы с её ориентации на новую информационную культуру, одним из направлений развития которой и является дистанционное образование [2,3].

Именно развитие системы дистанционного образования является наиболее эффективным способом глобализации образовательного пространства. Современные информационные технологии, компьютерные телекоммуникации, сети создали принципиально новые возможности для доступа и накопления любой информации. В сочетании и единстве с различными формами образования создаются новые предпосылки для совершенствования образования человека на протяжении всей жизни и в любой географической точке, т.е. развивается новый тип образования- дистанционное образование (the distance education, the distancelearning).

Появление дистанционного образования объясняется в частности тем, что консерватизм традиционных университетов стал тормозящим фактором в системе растущих потребностей под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.