ИЮНЬ №6 (255)
13
безопасности пищевых продуктов для всего персонала, а выявление критических процессов, ККТ рГ и концентрация на них основных ресурсов организации, с заменой общепринятого выборочного = контроля готовой продукции, позволяет перейти ЕЕ на предупредительный контроль процесса производства. Повышаются квалификация и компетентность персонала и, как следствие, происходит снижение числа несоответствий в его деятельности, все это способствует возрастанию эффективности производства. В целом, снижается доля брака в общем объеме производства, укрепляется имидж организации и появляется возможность выхода на новые рынки и расширение клиентской базы. Все вышеуказанные положения выполняются на основе существующих законодательных требований.
Таким образом, в современных условиях, для устойчивого развития и сохранения конкурентоспособности, предприятиям осуществляющим производство пищевых продуктов необходимо, внедрять эффективную систему менеджмента безопасности пищевых продуктов, а также использовать современные технологии и оборудование, осуществлять подготовку персонала. На пищевых промышленных предприятиях, программы производственного контроля обязательно включают перечень ККТ на отдельных этапах технологического процесса, осуществление мониторинга за ККТ позволяет отслеживать и анализировать ситуацию производства пищевых продуктов, своевременно ликвидировать недочеты и отклонения,
а также предотвращать повторение ситуаций способных привести к выпуску несоответствующей продукции.
Только посредством сочетания государственного надзора в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и систем управления безопасностью пищевых продуктов, разработанных и внедренных участниками продуктовой цепи, в современных условиях можно создать должный уровень функционирования пищевых объектов.
В современных условиях создание действующего механизма управления безопасностью пищевых продуктов, является для предприятий пищевой отрасли первостепенной задачей, которая положительно влияет на производственную деятельность организации и обеспечивает охрану здоровья потребителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. CAC/RCP 1-1969, Rev. 4 - 2003. Recommended International Code of Practice. General Principles of Food Hygiene — Codex Alimentarius Commission. 2003. 31 p.
2. ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», Утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9.12.2011 № 880.
3. ISO/TS 22003:2007 Food safety management systems -Requirements for bodies providing audit and certification of food safety management systems. 2007. 24 p.
Контактная информация:
Белова Людмила Васильевна, тел.: 8 (812) 303-50-00, доб.: 8382, e-mail: profnutr07@mail.ru Contact information: Belova Ludmila,
phone: 8 (812) 303-50-00; commut. ph.: 8382, e-mail: profnutr07@mail.ru
УДК 613.2/3
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВОДИМОГО РОСПОТРЕБНАДЗОРОМ КОНТРОЛЯ ЗА ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИЕЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
О.С. Литвинова
ФБУЗ «Федеральныйцентргигиеныиэпидемиологии» Роспотребнадзора, г. Москва
Проведен анализ результатов контроля пищевой продукции, предназначенной для пассажиров и экипажей воздушных судов, проводимого Роспотребнадзором. Ключевые слова: пищевая продукция, воздушные суда, контроль
O.S. Litvinova □ THE EFFECTIVENESS OF THE MONITORING FOR FOOD PRODUCTS INTENDED FOR PASSENGERS AND CREWS AIRCRAFT BY ROSPOTREBNADZOR □ FBHI FCH&E of the insrectorate for customers protection, Moscow □ The results of the monitoring оf food products intended passengers and crews aircraft, by Rospotrebnadzor. Key words: food products, aircraftcontrol
В качестве основных задач Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации предусматривает наличие доступности для населения безопасных пищевых продуктов в соответствии с рациональными нормами их потребления [2]. Это означает, что пищевые продукты должны быть и качественными, и безопасными.
Особую важность и актуальность эти требования приобретают для пассажиров и экипажей воздушных судов, когда организм и пищеварительная система испытывают стрессовые нагрузки высоко над землей. Кроме того, последствия от употребления опасного продукта могут быть самыми печальными ввиду невозможности предоставления своевременной медицинской помощи пострадавшему.
На сегодняшний день организация питания экипажей воздушных судов регламентирована Минтрансом России [4] и предусматривает предо-
ставление экипажу воздушного судна в зависимости от продолжительности рабочего времени при выполнении полетного задания до 3 часов — одноразовое питание; от 3 до 6 часов — двухразовое питание; свыше 6 часов — трехразовое питание.
Питание пассажиров воздушных судов организуется также в зависимости от продолжительности рейса, а рацион питания (сбалансированная по составу, количеству и качеству порция пищи, установленная для питания пассажиров в полете) как минимум, должен включать: горячий завтрак/ ужин, закуску, второе горячее блюдо с гарниром, чай/кофе и сахар в индивидуальной расфасовке, кондитерские изделия, хлеб ржаной/пшеничный, джем/повидло в индивидуальной расфасовке, прохладительные напитки, специи [3]. Выбор питания зависит от многих факторов: направления полета, специфики пассажиров, типа воздушного
14
ЗНиСО ИЮНЬ № (255)
судна. Сегодня многие компании-производители разрабатываюткак ассортиментный минимум, включающий стандартные рационы (горячее, холодное консервированное, легкое питание), так и специальные рационы: мусульманское, кошерное, вегетарианское, детское питание.
Как было упомянуто, вторая (но не вторая по значимости) составляющая питания — это его безопасность. Безопасное питание должно быть обеспечено как на борту воздушного судна, так и в предполетный период, для пассажиров в аэропортах.
Законодательными актами Российской Федерации и Таможенного союза [5] предусматривается ряд мероприятий, направленных на обеспечение безопасности пищевой продукции для потребителя. При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель, в том числе бортового питания, должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП [1, 5]. Основные требования к системе управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП следующие:
• Идентификация потенциального риска или рисков (опасных факторов), которые сопряжены с производством пищевой продукциии установления необходимых мер для их контроля.
• Выявление критических контрольных точек в производстве для устранения (минимизации) риска или возможности его появления.
• Установление и соблюдение предельных значений параметров для подтверждения того, что критическая контрольная точка находится под контролем.
• Разработка системы мониторинга, позволяющая обеспечить контроль критических контрольных точек.
• Разработка корректирующих действий и применение их в случае отрицательных результатов мониторинга;
• Разработка процедур проверки, которые должны регулярно проводиться для обеспечения эффективности функционирования системы.
• Документирование всех процедур системы, форм и способов регистрации данных, относящихся к системе ХАССП.
Органами Роспотребнадзора проводится постоянный мониторинг качества и безопасности пищевой продукции, предназначенной для питания летного состава и пассажиров воздушных судов, в том числе до полета.
Анализ данных ежегодных статистических отчетов управлений Роспотребнадзора по субъ- ^ ектам Российской Федерации показывает, что контроль безопасности питания для пассажиров и экипажей пассажирских воздушных судов проводится как на борту воздушного судна, так и на предприятиях общественного питания и торговли, относящихся к инфраструктуре воздушного транспорта. При этом особое значение приобретает контроль микробиологической загрязненности пищевой продукции, поскольку она проходит целый ряд этапов от приготовления до ее потребления, включая транспортировку на борт воздушного судна, хранение на борту, подготовку и раздачу пищи.
По данным 2013 года [6], организациями Роспотребнадзора Российской Федерации на судах пассажирского воздушного транспорта (самолетах) было отобрано и исследовано 1 709 образцов пищевой продукции на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям по микробиологическим показателям, из них не соответствовало нормативам — 10 (0,59 %).
Наибольшее количество образцов продукции с воздушных судов было исследовано организациями Роспотребнадзора в г. Москве, при этом удельный вес этой продукции, не соответствовавшей нормативам по микробиологическим показателям, был несколько ниже среднего по России (0,26 % против 0,59).
На предприятиях торговли и общественного питания инфраструктуры аэропортов Российской Федерации было отобрано и исследовано 3 457 проб продукции на предмет соответствия нормативам по микробиологическим показателям, из них не соответствовало нормативам — 174 (5,03 %), с тех же предприятий г. Москвы исследовано 1 315 проб продукции, из них не соответствовало нормативам — 66 (5,01 %) [6].
Вместе с тем, удельный вес продукции общественного питания и торговли, не соответствовавшей санитарно-эпидемиологическим требованиям по микробиологическим показателям, по РФ в 2013 г. составил 5,20 %, при этом по г. Москве он был в 2 раза выше (10,87 %) [7].
Результаты микробиологических исследований пищевой продукции, реализуемой потребителям «в воздухе» и на объектах инфраструктуры аэропортов, представлены в таблице. Для сравнения также приведены данные об исследовании продукции, отобранной на предприятиях общественного питания и торговли, не относящихся к воздушному транспорту.
Таблица. Удельный вес пищевой продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям по микробиологическим показателям (%), на судах пассажирского воздушного транспорта и других объектах, занятых производством и реализацией пищевой продукции, в Российской Федерации и г. Москве, 2013 г.
Суда воздушного пассажирского транспорта Предприятия торговли и общественного питания в аэропортах Предприятия торговли и общественного питания, не относящиеся к воздушному транспорту
Российская Федерация г. Москва Российская Федерация г. Москва Российская Федерация г. Москва
0,59 0,26 5,03 5,01 5,20 10,87
ИЮНЬ №6 (255)
15
g
g
В 2013 г. наиболее низкими были показатели микробиологической загрязненности продукции, реализуемой на борту воздушного судна, как по России, так и по г. Москве; примерно в 5 раз выше них был удельный вес продукции, не соответствовавшей нормативам по микробиологической контаминации, на объектах инфраструктуры аэропортов, как в целом по России (5,03 и 0,59 % соответственно), так и по г. Москве (5,01 и 0,26 % соответственно).Что касается микробиологической безопасности продукции, реализуемой на предприятиях общественного питания и торговли за пределами инфраструктуры аэропортов, то этот показатель по России был примерно равен таковому для предприятий инфраструктуры аэропортов (5,20 и 5,03 % соответственно), а по г. Москве — в 2 раза выше (10,87 и 5,01 % соответственно).
Таким образом, поскольку показатели микробиологической безопасности продукции могут существенно различаться в зависимости от типа объекта, на котором она производится и реализуется, и от территории, на которой эта безопасность контролируется, задача мониторинга и контроля остается актуальной и одной из приоритетных для органов Роспотребнадзора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Системы качества управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования: ГОСТ Р 51705.1—2001.
2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120;
3. Система перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Рационы питания, выдаваемые пассажирам в полете: ОСТ 54-3-61-93.
4. Приказ Минтранса РФ от 30.09.2002 № 122 (ред. от 03.11.2009) «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.11.2002 № 3902).
5. О безопасности пищевой продукции: Технический регламент Таможенного союза ТРТС 021/2011.
6. Сведения о мероприятиях по санитарной охране территории Российской Федерации, о санитарно-эпидемиологическом состоянии транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры: Форма отраслевого статистического наблюдения № 28-13.
7. Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации: Форма отраслевого статистического наблюдения № 18.
Контактная информация:
Литвинова Ольга Сергеевна, тел.: 8 (495) 954-73-56, e-mail: pitan@fcgsen.ru
Contact information: Litvinova Olga, phone: 8 (495) 954-73-56, e-mail: pitan@fcgsen.ru
УДК 616.95/.96
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА НА УВЕЛИЧЕНИЕ ЧАСТОТЫ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ
Р.В. Майоров, Д.П. Дербенев
ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрава России, г. Тверь
Выявлены основные медико-социальные факторы риска возникновения частых респираторных заболеваний у ребенка и оценено их влияние на частоту респираторных заболеваний. Разработанная комплексная методика прогностической оценки риска часто болеющих респираторными инфекциями детей и созданная на ее основе компьютерная программа могут быть использованы с целью выявления когорты детей, нуждающихся в профилактических мероприятиях. Ключевые слова: частые респираторные заболевания, дети, факторы риска, компьютерная программа прогностической оценки риска.
R.V. Maiorov, D.P. Derbenev □ COMPLEX EVALUATION OF INFLUENCE INDUCED BY MEDICO-SOCIAL FACTORS OF RISK ON INCREASE OF FREQUENCY OF RESPIRATORY DISEASES AT CHILDREN □ SBEI Tver state medical academy, Tver □ Risk factors of often respiratory diseases were revealed and their influence on the frequency of respiratory diseases which depended on childts age was evaluated. Developed techniques of predictive assessment of risk to enter into dispensary group of children with often respiratory infections and the computer programs created on their basis can be used for the purpose of identification of a cohort of the children needing preventive actions. Key words: frequent respiratory diseases of children, risk factors, computer program of predictive risk evaluation.
Острые респираторные заболевания являются наиболее частой патологией взрослого и детского населения. При этом частые инфекционные заболевания дыхательных путей приводят к нарушению физического и нервно-психического развития [1, 2]. В связи с этим, часто болеющих детей (ЧБД) выделяют в особую группу диспансерного наблюдения [1, 2].
. Важнейшим является изучение факторов риска, способствующих увеличению частоты респираторных инфекций [1], и разработка на их основе алгоритмов выявления детей с высоким риском пополнения диспансерной группы ЧБД.
Цель работы: разработать комплексную оценку влияния медико-социальных факторов риска на увеличение частоты респираторных заболеваний у детей разного возраста.
Материалы и методы. В исследование, были включены 2 742 ребенка, проживающих в г. Твери
и Тверской области. Включение в исследование проводилось случайным образом.
В соответствии с критериями, предложенными В.Ю. Альбицким [1], выделены группы часто и эпизодически болеющих детей (ЭБД). К группе ЧБД относятся дети в возрасте от 4 до 5 лет, переносящие 5 и более простудных заболеваний в течение года, а также дети старше 5 лет, страдающие 4 и более инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей в год. К группе ЭБД относятся дети в возрасте 4—5 лет, переносящие 1—4 простудных заболевания за год, и дети старше 5 лет с 1—3 инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей в год [1].
Изучение возможных факторов риска частых респираторных инфекций выполнено у 702 детей дошкольного возраста (4,9 ± 1,65) лет, у 954 детей младшего школьного возраста (8,9 ± 1,64)