Научная статья на тему 'Об эффективности инновационного взаимодействия в сфере образования образовательных учреждений и работодателей'

Об эффективности инновационного взаимодействия в сфере образования образовательных учреждений и работодателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / компетенции / инновационные технологии / взаимодействие / электронное образование. / innovation / competencies / innovative technologies / interaction / E-education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хушматова Н.А., Авлиякулов А.К., Ходжаев Н.

В статье рассматриваются вопросы инновационного взаимодействия в сфере образования образовательных учреждений и работодателей, а также государственных органов системы образования заинтересованных в подготовке выпускников, профессиональные компетенции которых будут отвечать требованиям работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the efficiency of innovative interaction in the field of education of educational institutions and employers

The article deals with the issues of innovative interaction in the field of education of educational institutions and employers, as well as state bodies of the education system interested in training graduates whose professional competencies will meet the requirements of customers.

Текст научной работы на тему «Об эффективности инновационного взаимодействия в сфере образования образовательных учреждений и работодателей»

УДК 377.5

Хушматова H.A. научный сотрудник, кафедра управления в образовании, Институт педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации

руководящих и педагогических кадров профессионального образования Республики Узбекистан,

Ташкент, Республика Узбекистан Авлиякулов А.К. кандидат педагогических наук, доцент, кафедра управления в образовании, Институт педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации

руководящих и педагогических кадров профессионального образования Республики Узбекистан,

Ташкент, Республика Узбекистан

Ходжаев Н.

кандидат технических наук, доцент, Ташкентский университет информационных технологий,

Ташкент, Республика Узбекистан Hushmatova N.A. Research Associate, Department of management in education, Institute of pedagogical innovations, retraining and advanced training of managers and teachers of professional education of the Republic of Uzbekistan

Tashkent, Republic of Uzbekistan Avliyakulov A.K.

Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of management in education, Institute of pedagogical innovations, retraining and advanced training of managers and teachers of professional education of the Republic of Uzbekistan,

Tashkent, Republic of Uzbekistan Khodjaev N.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Tashkent University of Information Technologies, l

Tashkent, Republic of Uzbekistan E-mail: avliyakulov60@mail.ru

Об эффективности инновационного взаимодействия в сфере образования образовательных учреждений и работодателей On the efficiency of innovative interaction in the field of education of educational institutions

and employers

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы инновационного взаимодействия в сфере образования образовательных учреждений и работодателей, а также государственных органов системы образования заинтересованных в подготовке выпускников, профессиональные компетенции которых будут отвечать требованиям работодателей.

Abstract: The article deals with the issues of innovative interaction in the field of education of educational institutions and employers, as well as state bodies of the education system interested in training graduates whose professional competencies will meet the requirements of customers.

Ключевые слова: инновация; компетенции; инновационные технологии; взаимодействие; электронное образование.

Keywords: innovation; competencies; innovative technologies; interaction; E-education.

В последние годы в Узбекистане уделяется большое внимание развитию средне-специального образования, которое требует повышения качества подготовки специалистов, обеспечению новых направлений подготовки, инновационного развития технологий обучения, интеграции с научно-исследовательской деятельностью, тесной связи образовательных учреждений с предприятиями и государственными органами системы образования, что отвечает потребностям общества на основе совершенствования образовательных и информационных технологий. Все это требует тесного взаимодействия этих структур в сфере образования.

Под взаимодействием этих структур в традиционном смысле, как правило

понимают следующее четко разделенные функции структур: Госучреждения

выполняют управленческие задачи, ПОУ (профессионально образовательное

2

учреждение) только обучает, а предприятия берут на работу выпускников согласно госзаказу. Глобализация общества, ускоренный темп роста производства ввиду внедрения современных технологий ставит новые задачи перед ПОУ и органами управления образованием. Работодателя в первую очередь интересуют профессиональные компетенции выпускника, его моральный облик, коммуникабельность, креативность и самое главное умение самостоятельно принимать решения.

Под взаимодействием будем понимать взаимопонимание и взаимоотношение сторон участвующих в процессе интеграции образования и производства. Взаимопонимание — понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед сторонами, взаимоотношение — осуществление постоянных деловых контактов, активное участие в совместной деятельности, дружелюбная помощь и поддержка друг друга, проявление коммуникабельности друг к другу. По форме взаимодействия в образовательной деятельности выделяют учебно-воспитательную, трудовую и другую деятельности. Необходимо отметить, что взаимодействие должно осуществляться на «на равных» условиях не ущемляя права другой стороны.

Под эффективностью взаимодействия в сфере образования будем понимать конечный результат в совместно выстроенном действии участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для подготовки компетентного профессионального специалиста удовлетворяющего запросы работодателя. Эффективное инновационное стратегическое взаимодействие участников процесса позволит решить триединую задачу, а именно:

1. Государство решает социально-экономическую задачу — занятость молодежи.

2. ПОУ — выпускники гарантированно будут обеспечены рабочими местами.

3. Работодатель (заказчик-инвестор) — получит готового специалиста для нужд предприятия.

Для обеспечения инновационного взаимодействия каждый из участников должен предусмотреть соответствующие инновации в своей структуре (Рис. 1).

1. Государственные органы управления системой образования должны координировать инновационные предложения в учебных планах и программах ПОУ учитывающие быстро меняющиеся современные технологии производства и вводить коррективы в ГОС стандарты учитывающие запросы инвесторов, разрабатывать в соответствии с этими изменениями нормативно-правовые документы упрощающие взаимодействие ПОУ и инвесторов, финансировать ПОУ для усовершенствования инфраструктуры ПОУ.

Рисунок 1 — Инновационное взаимодействие между ПОУ и Инвесторами направленное на формирование профессиональной компетенции выпускника ПОУ

2. Инновации работодателей заключаются в том, что инвесторы должны обеспечивать полнокровной производственной практикой обучающихся в ПОУ прямо на рабочих местах предприятия.

3. Инновации в ПОУ: внедрение в учебный процесс ПОУ дуального принципа организации учебного процесса, который предусматривает решения следующих задач: ввести коррекции в учебные планы и программы технологии ПОО (практико-ориентированное обучение); на занятиях использование интерактивных инновационных технологий обучения; внедрение в учебный процесс Э-обучения в «Умных аудиториях» и кредитно-модульного принципа оценивания знаний обучаемых. Организация учебного процесса в ПОУ это многогранный и многофакторный процесс, эффективность деятельности которой зависит от следующих факторов (Рис. 2).

❖ инфраструктуры ПОУ;

❖ от компетентности и ИКТ (инфокоммуникационная технология) грамотности педагогического корпуса ПОУ;

❖ взаимодействия с работодателем (заказчиком, с бизнес-партнером);

❖ внедрения технологии дуального и ПОО обучения в ПОУ;

Рассмотрим вкратце виды инноваций, которые обуславливают

осуществление участниками инновационное взаимодействие сторон (Рис. 3).

1. Инновации организационного характера, связанные с оптимизацией условий образовательной деятельности;

2. Инновации методического характера, направленные на обновление содержания образования и повышение его качества;

3. Управленческие инновации.

1. Инновации организационного характера, связанные с

оптимизацией условий образовательной деятельности. Организация

учебного процесса в ПОУ имеет свои характерные особенности, особенно

преподавание специальных дисциплин, требует от администрации ПОУ и

преподавательского состава, гибкого управления учебным процессом,

адаптирующимся к современным требованиям к подготовке

5

высококвалифицированных компетентных специалистов востребованных не только на внутреннем, но и на внешнем рынке труда. Учебные планы и программы должны разрабатываться с учетом быстро меняющихся производственных технологий интегрированных последними достижениями науки и техники. Очевидно эти требования требуют инновационных технологий в организации всего учебного процесса, при этом акцент делается на формирование креативного самостоятельного мышления обучаемых. Использование того или иного метода и технологии обучения, разумеется, зависит от объёма и сложности предмета, целеполагания, компетентности педагога, мотивации обучаемых. Инновационные технологии в образовании характеризуются:

1. Усвоением максимального объема теоретических знаний;

2. Приобретением практических навыков и умений, это внедрение нового компонента для системы образования и организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях в отличие от традиционных и позволяющая достигнуть образовательных эффектов у обучаемых, характеризуемых:

❖ сформированностью профессиональных компетенций на основе полученных знаний, навыков и умений (ЗУН);

❖ максимальной самостоятельной креативной активностью;

❖ формированием самостоятельного мышления, самостоятельной работы с технической и специальной литературой.

❖ сформированностью коммуникабельности, работы в команде, а также самооценки и самокритики.

2. Инновации методического характера, направленные на

обновление содержания образования и повышение его качества. Под

инновационными образовательными технологиями будем понимать

образовательные технологии, направленные на организацию в различных

формах и методах образовательную деятельность преподавателей и студентов,

такое творческое содружество подразумевает использование различных

технологий обучения, преподавания и оценивания, направленная на достижение конечных результатов полученных ЗУН и формирование на их основе профессиональных компетенций обучаемых. В ПОУ наиболее часто используют следующие методы: Работа в команде, в группах (обучение в сотрудничестве); Case-study (технология ситуационного обучения обучение с использованием конкретных ситуаций); Игровые методы, интерактивные методы; Проблемное обучение; Проектное обучение; Компьютерное обучение; Информационно-коммуникативные; Технология «Портфолио». Приведенная классификация инновационных технологий, очевидно зависит от специфики и объема изучаемого предмета поэтому не претендует на строгую классификацию. Следует отметить, что при использовании этих методов целесообразно применять технологию блочно-модульного обучения. В этой технологии объем изучаемого материала разбивается на отдельные блоки (модули), сначала проводятся теоретические занятия, потом на практических занятиях (учебная практика, производственная практика), его применение на практике (лабораторные работы, семинары, практикумы, уроки-диспуты и т.д.), затем идет блок оценки (текущий контроль, итоговый контроль). Модульная технология позволяет интегрировать межпредметные связи курса, что дает возможность обучаемому использовать теоретические знания на конкретных практических примерах (например, использование формул высшей математики для вычисления площади или объема какого-либо объекта). В качестве образовательных ресурсов рекомендуется использовать: Электронные издания в Course-Lab и Moodle; Электронные и мультимедийные учебники и учебные пособия; компьютерные диалоговые учебники; электронные ресурсы библиотеки; лекционные презентации; электронные практикумы, компьютерные обучающие и расчетные программы; ресурсы Интернет; Глобальную и локальную информационную сеть с целью организации учебного процесса на расстоянии (дистанционное образование); консультации с использованием электронной почты и Web-портала.

Рисунок 2 — Иллюстрация внешних факторов действующих на формирование

личности

Государство

Г

1. Введение в ГОС (гос. образовательный стандарт) инновационных учебных программ инвесторов учитывающие требования к обучаемым в соответствии с меняющимся современными технологиями.

2. Б целях обеспечения выпускников рабочими местами создает Центры координирующие процессы взаимодействия

образ ов ательных учреждений и предприятий, осуществляют мониторинг. контроль прохождения пронзв одств енн он практики.

Профессиональное ObpaioB ягельное Учреждение

—^

1. Инфраструктура ПОУ.

2. ИКТ грамотность п едагогического корпуса.

3. Креднтно-модульиый принцип обучения.

4. Внедрение в учебный процесс Э-образования.

5. Внедрение в учебный процесс Э-преп одав ателя.

6. Создание ЭОР-Электроино-Образовательного Ресурса.

7. Чтение курса «Введение в специальность» для п ерв окурсинков.

8. Введение портфолно учащихся на весь период обучения.

Предприятие

¥

L. Заключает 3-х

сторонний контракт с обучаемым.

2. Создает условия для прохождения

пронзв одств енн ой практики в своем предприятии и

совместно с ПОУ проводит

квалифн кац ионные выпускные экзамены.

3. Создает технопарки, старт алы.

4. Организовывает смотры-конкурсы, ярмарки для ознакомления с предприятием

Рисунок 3 — Инновации, осуществляемые тремя сторонами участников

инновационного взаимодействия в сфере образования (Государство, ПОУ и

работодатель)

3. Управленческие инновации. Для эффективного внедрения инновационных технологий должны быть выполнены следующие условия:

— компетентность руководства ПОУ и преподавательского состава;

— профессиональная компетентность педагогического корпуса заключающийся в глубоком и всестороннем знании своего предмета, ИКТ грамотности, креативности;

— модернизация материально-технической базы, оснащение лабораторий и мастерских современным оборудованием, организация «Умных аудиторий»;

— внедрение Электронного обучения, Электронного преподавателя и дистанционного обучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— создание базы ЭОР (электронно-образовательный ресурс);

— установление тесных контактов с социальными партнерами в целях создания благоприятных условий для проведения практико-ориентированного обучения (ПОО);

Выводы

Подводя итог можно констатировать, что вектор направления в системе образования теперь должен быть направлен на инновационное взаимодействие структур решающих задачи обучения и подготовки востребованных специалистов, отвечающих современным требованиям предъявляемых работодателями и самое главное самих обучаемых. Обучение должно быть не только практико-ориентированным по конкретной специализации, но и подготовить выпускника, будущего специалиста, который в своей практической деятельности самостоятельно сможет, пользуясь полученными ЗУН и способами коммерциализации в ПОУ, реализовать на рынке труда свою продукцию, очевидно под непосредственным руководством ПОУ и работодателя, например: программный продукт, изделия народного

ремесленного творчества, проектные работы и т.д. Такая организация учебного процесса ориентированная на бизнес-среду, на наш взгляд даст мощный импульс развитию всей системы образования.

Список литературы

1. Алексеева, Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л.Н. Алексеева // Учитель. — 2004. — № 3. — с. 78.

2. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. — 2005. — № 3 — С. 5-12.

3. Поташник М.М., Лазарев В.С. Управление развитием школы. / Под ред. Поташника М.М. — 1995 — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://obuchalka.org/2017072495528/upravlenie-razvitiem-shkoli-potashnik-m-m-lazarev-v-s-1995.html/ Дата обращения 18.07.2022 — Загл. с экрана.

4. Щедровицкий П. Горизонты инновационного движения в современном отечественном образовании // Инновационное движение. [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://shchedrovitskiy.com/gorizonty-innovacionnogo-dvizhenija-v-sovremennom-otechestvennom-obrazovanii/ Дата обращения 14.07.2022 — Загл. с экрана.

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/10/22/yakimanskaya-i-s-lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-v-sovremennoy/ Дата обращения 11.07.2022 — Загл. с экрана.

6. [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: http://edu.mari.ru/mouo-yoshkarola/dou79/DocLib49/Forms/AllItems.aspx/ Дата обращения 22.07.2022 — Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.