Научная статья на тему 'О некоторых технологиях дистанционного обучения'

О некоторых технологиях дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ЧАТ-ЗАНЯТИЕ / ВЕБ-ЗАНЯТИЕ / DISTANCE LEARNING / ELECTRONIC TEACHER / CHAT SESSION / WEB SESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авлиякулов Абдурашит Каримович, Ходжаев Нодир Садирович

Статья посвящена одной модели организации дистанционного обучения для руководящих кадров и педагогов системы профессионального образования в Республике Узбекистан, а также созданию инновационной среды для совершенствования процессов дистанционного обучения, важности ее компонентов и их влиянию на качество образования. В предлагаемой модели дистанционного образования, рассматривается создание структуры методического отдела института педагогических инноваций, где организация учебного процесса будет базироваться на использовании инновационных технологий обучения для всех категорий слушателей, а именно желающих получить квалификацию по избранной специальности, а также по второй специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авлиякулов Абдурашит Каримович, Ходжаев Нодир Садирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES

The article is devoted to one model of organizing distance learning for senior staff and teachers of the vocational education system in the Republic of Uzbekistan, as well as creating an innovative environment for improving distance learning processes, the importance of its components and their impact on the quality of education. In the proposed model of distance education, the creation of the structure of the methodological department of the Institute of Pedagogical Innovations is considered, where the organization of the educational process will be based on the use of innovative teaching technologies for all categories of students, namely those wishing to obtain qualifications in their chosen specialty, as well as in the second specialty.

Текст научной работы на тему «О некоторых технологиях дистанционного обучения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

О НЕКОТОРЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Авлиякулов А.К.1, Ходжаев Н.С.2 Email: Avliyakulov17144@scientifictext.ru

'Авлиякулов Абдурашит Каримович - кандидат педагогических наук; 2Ходжаев Нодир Садирович- кандидат технических наук, доцент, кафедра организации учебного процесса, Институт педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессионального образования Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена одной модели организации дистанционного обучения для руководящих кадров и педагогов системы профессионального образования в Республике Узбекистан, а также созданию инновационной среды для совершенствования процессов дистанционного обучения, важности ее компонентов и их влиянию на качество образования. В предлагаемой модели дистанционного образования, рассматривается создание структуры методического отдела института педагогических инноваций, где организация учебного процесса будет базироваться на использовании инновационных технологий обучения для всех категорий слушателей, а именно желающих получить квалификацию по избранной специальности, а также по второй специальности.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронный преподаватель, чат-занятие, веб-занятие.

ABOUT SOME DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES Avliyakulov A.K.1, Khodjaev N.S.2

'Avliyakulov Abdurashit Karimovich - Candidate of Pedagogical Sciences; 2Khodjaev Nodir Sadirovich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS, INSTITUTE OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SECONDARY SPECIAL EDUCATION PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS AND THEIR RETRAINING OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to one model of organizing distance learning for senior staff and teachers of the vocational education system in the Republic of Uzbekistan, as well as creating an innovative environment for improving distance learning processes, the importance of its components and their impact on the quality of education.

In the proposed model of distance education, the creation of the structure of the methodological department of the Institute of Pedagogical Innovations is considered, where the organization of the educational process will be based on the use of innovative teaching technologies for all categories of students, namely those wishing to obtain qualifications in their chosen specialty, as well as in the second specialty.

Keywords: distance learning, electronic teacher, Chat session, Web session.

УДК 378.470.

В последние годы в Республике Узбекистан (РУз.) проводятся широкомасштабные реформы социально-экономического характера, направленные на устойчивое развитие страны, приняты ряд постановлений по глубокому реформированию системы образования для всех ступеней образования, поскольку подготовка высококвалифицированных специалистов для всех звеньев народного хозяйства должно отвечать современным требованиям работодателей [1]. Глобализация информатизции общества, ускоренные темпы роста технологизации отраслей народного хозяйства ставит высокие требования к учебным заведениям всех типов, к качеству обучения выпускников учебных заведений, а также к компетенции преподавательского состава. Знания, умения и навыки (ЗУН) выпускников должны отвечать не только требованиям работодаталей, но и международным образовательным стандартам. Проводимые реформы в системе профессионального образования (СПО) РУз. требуют коренного пересмотра и введения инноваций в систему организации образовательного процесса, модернизации всей

структуры образования. Очевидно, возрастают и требования к педагогическому корпусу учебных заведений СПО к их профессиональному мастерству, компетенции. Современный педагог теперь должен обладать навыкам работы со средствами ИКТ (инфокоммуникационных технологий), должен владеть умениями организации электронного обучения. Следовательно, возникла необходимость повышения и переподготовки квалификации руководящих кадров и педагогов Професиольного Образования (далее - ППКРКиП СПО) в соответствии с новыми веяниями реформы в системе образования.

Возникшая актуальная задача повышения и переподготовки квалификации руководящих кадров и педагогов СПО требует организации Методического отдела при Институт педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессионального образования при Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан (далее в тексте - Институт педагогических инноваций - ИПИ), куда будут привлечены не только педагоги с вузов страны, но и крупные ученые - педагоги из стран ближнего зарубежья (Россия, Беларусь и т.д.). Такой методический отдел планируется открыть при Институте педагогических инноваций. Задачей ИПИ является организация повышения и переподготовки квалификации руководящих кадров и педагогов СПО на новом качественном уровне, а именно организация учебного процесса в «умных аудиториях» с использованием современных педагогических технологий, кроме того в целях ускорения ППКРКиП СПО будет организовано дистанционное обучение (ДО) для руководящих кадров и педагогов СПО. Предлагаемая модель организации ДО предполагает создание структуры методического отдела ИПИ, где будет организован учебный процесс базирующейся на использовании инновационных технологий обучения для всех категорий слушателей, а именно желающих получить квалификацию по избранной специальности или по второй специальности, лицам желающим продолжить обучение по своей специальности, а также лицам с физическими недостатками и иностранным гражданам.

Как известно, при дистанционном обучении используются как информационные, так и современные педагогические технологии, которые обеспечивают активное взаимодействие слушателей и педагогов, проводящих дистанционное занятие. Обучение может быть организовано в реальном времени (чат, видеосвязь, общие для удаленных обучаемых и педагога «виртуальные доски» с графикой и т.п.), а также виртуально (телеконференции на основе электронной почты). ДО характерны: большая продуктивная, целенаправленная творческая работа слушателей, а также использование средств и систем телекоммуникаций. Конечной целью ДО является реализация слушателем концепции-Я в виде концепции.

Для эффективной организации ДО необходимы следующие условия: организация и функционирование «умной аудитории» (компьютерный класс) оснащенной всеми необходимыми техническими и телекоммуникационными средствами для проведения Э-занятий (электронное - занятие), подключенный к Интернет-сети. При этом педагоги и обучаемые все могут одновременно заниматься в компьютерном классе, подключенном к Сети.

ДО реализовывается при помощи следующих телекоммуникационных систем и средств: электронная почта, видеоконференции, чат, веб-конференции и т.п. В ДО на наш взгляд самым эффективным видом организации обучения является электронная почта. Но это требует разработки новых педагогических технологий и ЭОР (электронно-образовательных ресурсов) без которых немыслимо эффективная организация ДО.

Кроме этого должны быть разработаны специальные программные продукты (программное обеспечение каждой проводимой дисциплины) позволяющие эффективно решать организацию и проведение занятий ДО.

Известная система видеоконференцсвязи Class Point позволяет преподавателю контролировать одновременно до двенадцати изображений обучающихся и может позволить обучаемым видеть и слышать друг друга. Слушатели могут принимать участие в совместной дискуссии, до четырех участников могут говорить одновременно. Педагог проводит занятия через Интернет, объясняет материал на общей «классной доске». Текстовый чат используется учителем для общей беседы со слушателями или для закрытой беседы с одним из них, а также для открытого обсуждения. Так называемый центр внимания позволяет преподавателю «вызвать» одного или нескольких обучаемые для ответа, а обучающимся - попросить учителя вызвать их. Обучаемые могут запрашивать у преподавателя центр внимания, при этом они указывают необязательный статус запроса (срочно, не срочно и др.). Преподаватель, анализируя запросы обучаемых, делает соответствующие выводы их активности и т.д. [2].

В зависимости от поставленных учебных целей могут быть организованы следующие виды ДО: деловые игры, виртуальные экскурсии, занятие в виртуальной лаборатории и многое другое. В дистанционном обучении предусматривается следующие виды занятий:

• С целью обзора курса проводится вводное занятие, в виде видеоконференции.

• Индивидуальное занятие-консультация проводится в различных формах с учетом особенностей и пожеланий каждого обучаемого.

• Чат-занятие проводится в реальном времени и требует четкого расписания и формулировки вопросов-проблем, а также возможности записи текста занятия для анализа и использования в дальнейшем.

• Веб-занятие имеет множество вариантов: дистанционные уроки на основе веб-квестов (специально подготовленных страниц со ссылками по изучаемой теме), а также конференций в виде форума, семинаров, деловых игр и др. Такое занятие проводится с помощью электронной почты или с использованием веб-форм.

Дистанционные формы занятий могут применяться не только для обучаемых, но и для педагогов. В целях повышения квалификации педагогов большую роль играют дистанционные педагогические конференции и конкурсы. Например, с помощью дистанционных технологий можно объединить традиционные педагогические чтения или конференции в разных городах страны. Особый интерес представляют дистанционные конкурсы.

Интернет-сети позволяют проводить занятия с помощью Э-преподавателей (электронный преподаватель), кроме того они повышают роль «сетевых» педагогов, поскольку они позволяют охватить большие регионы страны на расстоянии.

Учебный процесс дистанционного образования в ИПК предполагается организовать в следующей последовательности:

I.Обучаемый после регистрации проходит предварительное начальное тестирование на предмет определения его ЗУН по избранной им специальности. По результатам тестирования обучаемые дифференцируются на группы в соответствии с полученными баллами: Гр. А (ускоренное обучение) - 85-100 б; Гр. В - 75-85 б.; Гр.С 65-75 б.( усиленное обучение). Очевидно, обучение в этих группах разнится не только по продолжительности сроков, но и по размеру оплаты обучения. На наш взгляд, такой подход будет объективным и отвечает интересам самих слушателей.

2. Обучение будет проводиться блочно-модульным принципом.

3. После завершения обучения слушатели подвергаются выпускному тестированию ЗУН (слушателям, получившим ниже 65 б., предлагается повторное обучение).

Кроме того, предлагается ввести «контроль отдаленных результатов». полученных ЗУН в ИПК для руководящих кадров системы профессио-нального образования РУз. Имеется в виду, что после обучения (например, через год) в ИПК, обучаемый будет подвергнут тестированию и оценена его практическая деятельность на местах, это позволит: во-первых, оценить результаты обучения на практике, во-вторых. подтвердить компетентность руководящих кадров, в-третьих, позволит вводить коррекцию в технологию обучения в ИПК.

Список литературы / References

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года "О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан" № УП-4947.

2. Гаевская Е.Г. Технологии сетевого дистанционного обучения: учеб. пособие. Санкт-Петербург, 2007. 55 с.

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lex.uz/docs/20596/ (дата обращения:

II.10.2019).

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lex.uz/user_guide / (дата обращения: 11.10.2019).

5. [Электронный ресурс] http://lex.uz/search/all?body id=809&fbody id=4889 / (дата обращения:11.10.2019).

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.uz / (дата обращения:11.10.2019).

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ziyonet.uz / (дата обращения:11.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.