Научная статья на тему 'Инновационный подход к организации учебного процесса в профессиональном образовательном учреждении'

Инновационный подход к организации учебного процесса в профессиональном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практико-ориентированный подход / компетенция / коммерциализация результатов / профессиональное образование / бизнес. / practice-oriented approach / the competence / the commercialization of the results / professional education / business.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авлиякулов А.К., Ходжаев Н.С.

В статье рассматривается одна модель внедрения практико-ориентированного подхода обучения при дуальной организации учебного процесса в ПОУ (профессиональное образовательное учреждение), конечной целью которой является подготовка конкурентно способных компетентных специалистов среднего звена отрасли народного хозяйства. Предлагается создание в ПОУ Отдела Маркетинга и Инноваций (ОМИ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An innovative approach to organizing the educational process in a vocal educational institution

The article considers one model of the implementation of a practice-oriented approach of training in the dual organization of the educational process in the POU (professional educational institution), the ultimate goal of which is to train competitively capable competent mid-level specialists in the branch of the national economy. It is proposed to create a Marketing and Innovation Department(s) in the ASS.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к организации учебного процесса в профессиональном образовательном учреждении»

УДК 377.5

Авлиякулов А.К. кандидат педагогических наук, доцент, кафедра управления в образовании, Институт педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессионального образования Республики, Ташкент, Республика Узбекистан Ходжаев Н. С. кандидат технических наук, доцент, кафедра компьютерных систем, Ташкентский университет информационных технологий,

Ташкент, Республика Узбекистан Avliyakulov A.K.

Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of management in education, Institute of Pedagogical Innovations, Retraining and Advanced Training of Managers and Teachers of Professional Education of the Republic of Uzbekistan, Tashkent, Republic of Uzbekistan Khodjaev N.S.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Computer Systems, Tashkent University of Information Technologies Tashkent, Republic of Uzbekistan E-mail: avliyakulov60@mail.ru

Инновационный подход к организации учебного процесса в профессиональном

образовательном учреждении An innovative approach to organizing the educational process in a vocal educational

institution

Аннотация: В статье рассматривается одна модель внедрения практико-ориентированного подхода обучения при дуальной организации учебного процесса в ПОУ (профессиональное образовательное учреждение), конечной целью которой является подготовка конкурентно способных компетентных специалистов среднего звена отрасли народного хозяйства. Предлагается создание в ПОУ Отдела Маркетинга и Инноваций (ОМИ).

Abstract: The article considers one model of the implementation of a practice-oriented approach of training in the dual organization of the educational process in the POU (professional educational institution), the ultimate goal of which is to train competitively capable competent mid-level specialists in the branch of the national economy. It is proposed to create a Marketing and Innovation Department(s) in the ASS.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход; компетенция; коммерциализация результатов; профессиональное образование; бизнес.

Keywords: practice-oriented approach; the competence; the commercialization of the results; professional education; business.

Происходящие глубокие реформы в системе профессионального образования в Республике Узбекистан (РУз.) направлены в первую очередь на формирование практических навыков обучающихся на основе ЗУН (знаний, умений и навыков) приобретенных в ПОУ, ЗУН должны заложить фундамент при формировании профессиональных компетенций, учитывающий особенности специализации при подготовке будущих выпускников.

Анализ опубликованных работ посвященных практико-ориентированному подходу в обучении показывает, что в настоящее время определились следующие направления при решении этой проблемы.

Первое направление интегрирует процесс теоретического обучения и прохождения практик, с целью знакомства студентов требованиями предъявляемыми работодателями к ЗУН студентов и ознакомление их с предприятием, где они будут проходить производственную практику с дальнейшим прицелом их трудоустройства на этих предприятиях.

Второе направление на основе внедрения практико-ориентированных технологий обучения предусматривает формирование у студентов профессиональных компетенций, формирует такие личностные качества как: самооценка, самостоятельное мышление, мировоззрение, креативность. Перечисленные качества позволят выпускнику успешно выполнять свои функциональные обязанности на предприятии.

Третье направление связано с реальным бизнесом, в этом случае организация учебного процесса в ПОУ выстраивается таким образом, чтобы теоретическое обучение, прохождение учебных и производственных практик осуществлялось под знаком коммерциализации, данный подход к обучению имеет свои специфические особенности, а именно: учебный процесс организовывается блочно-модульным принципом, по результатам аттестации теоретического обучения студент допускается к практике, после завершения практики студент проходит аттестацию (при аттестации практики обязательным условием является участие представителя предприятия, работодателя), самое важное в этом процессе выполнение студентом завершенных конкретных заданий востребованные предприятием, потенциальными потребителями (например, программный продукт, конкретное изделие и т.д.)

Как показывает немецкий опыт использования ПОО (практико-ориентированное обучение) метода обучения, эффективность подготовки кадров востребованных рынком труда специалистов, напрямую зависит от того как организовано прохождение производственной практики на предприятиях обучаемого студента ПОУ учитывающий его мотивацию, склонности, умственных способностей и личностные качества, поэтому при дуальной системе обучения производственная практика на предприятии является основополагающим приоритетным компонентом ПОО, которая формирует профессиональные компетенции студентов на основе полученных ЗУН в ПОУ.

Особенностью использования ПОО в системе среднего образования

является то, что студент в ходе учебной деятельности в ПОУ параллельно

3

получает практические навыки (он ближе знакомится с предприятием, коллективом, с условиями работы, со сложившейся рабочей атмосферой предприятия, где будет работать после окончания ПОУ) — это позволит сформировать теоретическую базу знаний, умений и практических навыков у студентов, так как учебная программа включает теоретическое обучение с профессиональной подготовкой, накапливается определенный опыт по своей будущей специальности. При такой постановки и реализации результатов ПОО выигрывают все: студенты, ПОУ, предприятие, государство.

Так, например:

♦♦♦ студенты получают возможность внедрить в конкретное производство свои идеи, проекты и разработки;

♦♦♦ ПОУ - совершенствует свой учебный процесс, будут внедряться в учебный процесс новые инновационные педагогические технологии, методы и средства;

♦ предприятие получает готового креативного специалиста, отвечающего его требованиям;

♦ государство — решает важную социально-экономическую проблему — занятость молодых выпускников работой.

♦ Совершенствуются ГОС;

♦ Бизнес-среда получает новых партнеров;

Все вышесказанное осуществимо, если РК ПОУ вектором своей деятельности определит коммерциализацию внедрения результатов ПОО (Рис.1).

Результатом практико-ориентированного метода обучения является выпускник-студент, окончивший обучение в ПОУ, посредством реализации им профессиональных видов деятельности, специалист, обладающий профессиональными компетенциями, которые формируются в ходе учебной деятельности, а также прохождения практик. Что замедляет в РУзб в настоящее время процесс коммерциализации обучения в ПОУ? Для ответа на этот вопрос

следует решить следующие проблемы стоящие перед системой среднего образования страны:

1. Слабая нормативно-правовая основа;

2. Большинство РК ПОУ не готовы к такой инновационной деятельности;

3. В структуре ПОУ нет связующего элемента для полнокровной

реализации ПОО по схеме: теоретическое обучение — практика —

реализация продукции обучаемых;

4. Учебные программы не предусматривают обучение коммерциализации;

5. Не хватает педагогов по обучению коммерциализации результатов практической деятельности студентов;

Под обучением коммерциализации результатов практической деятельности студентов понимается использование освоенных конкретных завершенных результатов обучения до реализации на рынке, доведение их до потенциального потребителя ( при обязательном соответствующем контроле качества завершенной работы).Для реализации этого процесса необходимо в ПОУ создать своего рода координирующий, направляющий отдел - отдел маркетинга и инноваций (ОМИ), который взаимодействуя со всеми элементами образовательного процесса, создаст условия эффективного внедрения результатов коммерциализации практико-ориентированного обучения в реальную производственную сферу (Рис.1). При таком подходе обучаемый в процессе учебы в ПОУ приобретет не только необходимые профессиональные навыки, но будет иметь ещё и возможность реализовать свои инновационные идеи, разработки, проекты. Это позволит сформировать у студента навыки реализации своей готовой продукции, усилит мотивацию к овладению своей профессией, станет доминантой всей его будущей профессиональной деятельности.

Рисунок 1 — Процесс внедрения результатов практико-ориентированного обучения, посредством их коммерциализации

В функции ОМИ входят:

1. Изучение и доведение предложенных разработок, проектов студентов для доведения их до потенциальных потребителей и проведение расчетов экономической эффективности разработок студентов;

2. Организация рекламы, презентаций инновационных проектов одобренных работодателями;

3. Заключение договоров, оформление соответствующих юридических документов на реализацию проектов и разработок, а также на изготовление опытных образцов разработок;

4. Составление бизнес - планов и при необходимости их коррекции в ходе реализации и выполнения разработок, оформление коммерческих договоров, патентов, лицензий на разработки студентов;

5. Таким образом, ОМИ планирует внедрение результатов ПОО, внедряет их в конкретное производство, проводит мониторинг разработки студентов, тем самым повышая привлекательность ПОО в ПОУ.

Решение этих проблем, надеемся, позволит в ближайшие годы поднять на должный уровень качество практико-ориентированного обучения, а следовательно проводимые реформы в системе профессионального образования РУз. внесут свою достойную лепту в социально-экономическое развитие страны.

Список литературы

1. Буровский А.М. Философия основания экологического образования под. Общ. Ред. И.К. Лисеева. — М., 2001. — С. 255-286.

2. Вадеников В.А. Мониторинг профессионального развития личности ремесленника. / В.А. Вадеников, Н.А. Доронин, Д.П. Заводчиков, Э.Ф. Зеер. — Екатеринбург, 2002.

3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход в образовании / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. Извести УрО РАО. 2005, — №3 (33). — С. 27-34.

4. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2004. — №3. — С. 42 53.

5. Концепция инновационного развития экономики в России: практико-ориентированный подход: диссертация доктора экономических наук: 08.00.05 / Чекулина Татьяна Александровна; [Место защиты: ГОУВПО «Тамбовский государственный университет»].

6. Новиков А.М. Методология образования. / А.М. Новиков. — М., 2002.

7. Платонов К.К. Проблемы способностей. / К.К. Платонов. — М., 1972.

8. Практико-ориентированный подход в профессиональной подготовке специалиста по связям с общественностью: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Стахиева Елена Валерьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.